Конспект урока по литературному чтению. Русская народная сказка «Кому горшок мыть»; С. Маршак «Старуха, дверь закрой!»
Оценка 5
Разработки уроков
docx
чтение
3 кл
10.07.2017
Конспект урока по литературному чтению. Русская народная сказка «Кому горшок мыть»; С. Маршак «Старуха, дверь закрой!» для 3 класса. Программа "Гармония". При работе с произведениями ученик научится: выявлять роль авторского начала в произведении; по произведению представлять образ автора; определять речевую цель создания произведения: сообщение информации, выражение переживаний, поучение и др.;
выявлять авторское отношение к персонажам;
русская народная сказка Кому горшок мыть.docx
УМК «Гармония» 3 класс
Тема: Русская народная сказка «Кому горшок мыть»; С. Маршак «Старуха,
дверь закрой!»
Цель: познакомиться с произведением С. Маршак «Старуха, дверь закрой!»,
русской народной сказкой «Кому горшок мыть». Учиться находить в
художественном произведении различные средства языковой выразительности
(сравнение, олицетворение, эпитет, художественный повтор, понимать их
роль в тексте. Определять сходство и различие произведений разных жанров.
Передавать эмоциональный тон персонажа, произведения. Выбирать темп
чтения в зависимости от смысла читаемого. Пользоваться силой голоса для
постановки логических ударений и передачи характера текста.
Ход урока.
Организация класса.
Работа на уроке.
I.
II.
1. Проверка домашнего задания и подготовка к восприятию
произведений.
– Дома вы прочитали стихотворение Сергея Алексеевича
Баруздина «Бревно». Ответьте на вопросы к тексту.
Что говорит о третьем путнике его поступок?
(При ответе на первый вопрос можно использовать справочный материал
«Качества персонажей», расположенный в конце тетради).
Представь себя в такой ситуации. Как бы поступил ты? Почему?
Что объединяет два последних стихотворения?
Для характеристики третьего путника оттуда могут быть взяты такие слова,
как «бескорыстный» (делающий чтолибо не для собственной выгоды,
корысти, а для других), «догадливый», «заботливый», «ответственный»,
«самостоятельный».
Какие пословицы вы подобрали к этим произведениям.
Как вы думаете, какая из следующих пословиц выражает главную мысль
этого произведения? Маленькое дело лучше большого безделья.
Терпенье и труд всё перетрут.
Смотри дерево в плодах, а человека – в делах.
(Первая и последняя пословицы передают главную мысль
стихотворения.)
– Нужно многое знать и уметь, чтобы быть полезным людям. Таким
человеком был автор этого стихотворения Сергей Алексеевич Баруздин. С
десятилетнего возраста он начал писать стихи, которые печатались в детских
газетах и журналах. Этим писателем создано около ста книг для детей и
взрослых.
С. Баруздин – участник Великой Отечественной войны, он написал много
произведений о военных подвигах. С некоторыми из его произведений вы
познакомитесь в старших классах.
В завершение проверки домашнего задания несколько человек по
очереди рассказывают выученные ими стихотворения.
2. Подготовка к восприятию.
– Познакомьтесь с названием следующего произведения, а также с
иллюстрацией к нему.
Что вы можете сказать о характере этого произведения до его чтения?
– Почему некоторые сказки называют народными?
Народная сказка – это плод фантазии не одного человека, а многих людей.
Как она создавалась?
Один человек придумывал и рассказывал. Говорили не только о том, что
было на самом деле, но и придумывали. Некоторые запоминали
услышанную историю и затем пересказывали её другим людям. В
давнее время сказки передавались устно. При этом рассказчики
нередко добавляли чтолибо своё. Поэтому сказки и являются
результатом коллективного творчества народа и отражают то, о чём
думали люди в те времена. Далее вслух выполняются упражнения, расположенные в тетради, а также в
учебнике перед текстом.
3. Знакомство с текстом.
Чтение русской народной сказки «Кому горшок мыть» учителем.
Самостоятельное чтение учся. Подготовка к выразительному чтению
произведения.
4. Обсуждение прочитанного.
а). б). Подберите фрагмент текста, соответствующего иллюстрации
учебника;
в). Словесное рисование.
Какие картинки вам хотелось бы нарисовать к этой сказке?
г). Чтение по ролям начала сказки.
Начиная словами «я кашу варила», заканчивая фразой «утро вечера
мудренее».
д). Определите вид сказки (сказки бывают о животных, волшебными,
бытовыми. В бытовых сказках рассказывается об обыкновенных людях, но
ситуации, в которые они попадают, часто оказываются неожиданными и
невероятными.
К какому виду сказок относится та, что прочитана вами?
5. Физкультминутка.
6. Подготовка к восприятию произведения С. Маршака «Старуха, дверь
закрой!» .
Прослушивание аудиозаписи.
7. Учащиеся самостоятельно знакомятся с текстом.
8. Обсуждение прочитанного.
– Какой совет можно дать героям этого произведения?
– Какие вопросы по содержанию этой сказки вы можете задать друг
другу?
– Какие иллюстрации можно нарисовать к тексту этой сказки?
Какую русскую народную сказку напоминает тебе произведение
С.Я. Маршака?
Чем они похожи? Чем отличаются?
Ответ на второй вопрос будет примерно таким: Маршак
пересказал народную сказку в стихах. В результате получилось, что эта сказка
одновременно и народная, и авторская. Однако вернее всего её можно считать
авторской (литературной), написанной на основе народной.
III.
Задание на дом.
Дома учащиеся выполняют задание № 3 учебника.
IY. Подведение итогов.
Конспект урока по литературному чтению. Русская народная сказка «Кому горшок мыть»; С. Маршак «Старуха, дверь закрой!»
Конспект урока по литературному чтению. Русская народная сказка «Кому горшок мыть»; С. Маршак «Старуха, дверь закрой!»
Конспект урока по литературному чтению. Русская народная сказка «Кому горшок мыть»; С. Маршак «Старуха, дверь закрой!»
Конспект урока по литературному чтению. Русская народная сказка «Кому горшок мыть»; С. Маршак «Старуха, дверь закрой!»
Конспект урока по литературному чтению. Русская народная сказка «Кому горшок мыть»; С. Маршак «Старуха, дверь закрой!»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.