Конспект урока по литературному чтению во 2 классе. Л.Н.Толстой "Прыжок"
Оценка 4.8

Конспект урока по литературному чтению во 2 классе. Л.Н.Толстой "Прыжок"

Оценка 4.8
Работа в классе
doc
русская литература
2 кл
03.02.2019
Конспект урока по литературному чтению во 2 классе. Л.Н.Толстой "Прыжок"
Л.Н.Толстой - Прыжок.doc
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ  ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ШКОЛА № 2 гор. Гвардейска муниципального образования «Гвардейский городской округ»  __________________________________________________________________________ Урок по литературному чтению для обучающихся  2­х классов по УМК «Перспективная начальная школа» по теме: «Л.Н.Толстой «Прыжок»                                                                Учитель:  Тюрюканова Л.Н.,                                                                  учитель начальных классов,                                                                  высшая квалификационная категории город Гвардейск 2018 год Цели:  совершенствовать   умения   определять   кульминацию,   ориентироваться   в   тексте, осмысливать   мотивы   и   последствия   поступков,   чувства   и   переживания   героев литературного произведения. Задачи: ­ организовать деятельность обучающихся по открытию нового знания и его применению; ­ вызвать интерес к занятию, придать ему проблемный характер, что отвечает   личностным интересам и потребностям  обучающихся; ­   способствовать   развитию   умения   анализировать   текст,   развитию   познавательного интереса к процессу чтения; ­ совершенствовать навык чтения; ­ развивать речь; ­ вызвать  эмоциональный  отклик  на прочитанное, чувство сопереживания; ­ содействовать развитию умения общаться. Предметные задачи урока: ­ помощь читателям раскрыть психологический характер конфликта в рассказе; ­ совершенствовать их умение анализировать поступки литературных персонажей и  видеть их мотивы; Личностные результаты обучения: ­ формирование умения осознавать и определять свои эмоции; ­ формирование умения осознавать и определять эмоции других людей, сочувствия,  сопереживания; ­ формирование интереса к чтению, потребности в чтении; ­ формирование уважительного отношения к предпочтениям других людей, ориентации в нравственном содержании и смысле  своих поступков и поступках других людей. Метапредметные  результаты обучения: Регулятивные УУД: ­ формирование умения самостоятельно   формулировать тему и цели урока, планировать пути решения поставленной проблемы; ­ формировать умение оценивать свою работу на уроке. Познавательные УУД: ­ формирование критического мышления; ­ формирование умения извлекать информацию, строить рассуждения. Коммуникативные УУД: ­   формировать   умение   высказывать   свои   мысли   в   устной   форме,   высказывать   и обосновывать свою точку зрения; ­ овладение диалогической и монологической речью; Тип урока: урок получения новых знаний. Оборудование:  учебник; портрет писателя, произведения Л.Н.Толстого. Технические средства обучения:   мультимедийный проектор,  компьютер. Этапы урока Деятельность учителя Деятельность обучающихся Формирование УУД Технологическая карта урока I.  Организационный  момент II. Актуализация  знаний Только что звонок раздался, Впереди нас ждут дела. Тихо сели, спинки ровно, Ведь работать нам пора. Предполагаемые ответы Настраиваются на урок ­ Откройте содержание учебника.. ­Какой раздел мы изучаем ? ­ Назовите произведения, которые мы прочитали, изучая эту тему. ­ О чём произведения у Ёжика и Медвежонка? ­ Какие секреты любви вы узнали? ­ Какова тема урока сегодня? ­ Откройте учебник на нужной странице. ­ Прочитайте ещё раз тему урока и определите цели урока. Открывают учебник. Находят содержание. Работают по содержанию раздела. Определяют цели урока. III. Введение в  тему и  постановка  задач ­Сегодня   на   уроке,   мы   познакомимся   с   рассказом Л.Н.Толстого «Прыжок». ­ Продолжим раскрывать секреты любви. Будем учиться  находить в тексте слова, которые помогают понять  эмоциональное состояние героев, их поступки, а также  помогают раскрыть суть рассказа, его идею.  (На доске портрет Л.Н.Толстого) (Перед уроком  оформляется выставка произведений Л.Н.Толстого).  ­   А   сначала   послушайте   некоторые   факты   из   жизни Л.Н.Толстого.   Родился Л.Н. Толстой в 1828 году в ясной Слушают  рассказ  о фактах биографии  писателя.  Личностные:  самооценка  готовности к уроку.   Коммуникативные: ­ овладение монологической речью. Коммуникативные: ­   умение   слушать собеседника. Поляне. Он принадлежал к древнему русскому роду и носил титул графа. Детские годы провёл в деревне Ясная Поляна. Интересы   Толстого   были   самыми   разносторонними.   Он изучал   историю,   музыку,   медицину,   рисование.   Но   самое главное, он очень любил детей. Тогда ещё очень мало было школ,   дети   бедных   людей   не   могли   учиться.   Лев Николаевич   открыл   в   Ясной   Поляне   школу,   написал учебник для детей и сам учил их.        Умер Толстой в 1910 году. Он прожил 82 года и всю свою жизнь посвятил литературе. Его книги переведены на многие языки, их читают во всём мире.  ­ Лев Николаевич был очень талантливым писателем. На  выставке представлена малая часть написанных им  произведений. Вы сможете познакомиться с ними чуть  позже. Учитель читает интригу на странице 160. ­ Вы знаете, ребята, когда Миша взял эту книгу с полки, он сказал.... (учебник). Слушают интригу. III. Работа по теме  урока Подготовка к  первичному  восприятию текста Слайд (изображение корабля XIX века) ­ Мы с вами сейчас прочитаем  это произведение.  ­ Но прежде  рассмотрите  иллюстрацию, на которой  изображено парусное судно.  В XIX веке корабли совершали такое кругосветное  путешествие, о котором рассказывается в рассказе,  в  Рассматривают иллюстрацию. Личностные:   ­   формирование умения   осознавать   и определять свои эмоции; ­   формирование интереса   к   чтению, в потребности течение нескольких месяцев. ­ Обратите внимание  на конструкцию и размер мачты. ­ Что можете о ней сказать? Отвечают на вопрос.  ( 25 м ­ это высота 8­этажного дома.  Пол корабля тогда  был вымощен досками из твёрдых, как "камень", пород  деревьев). ­ Я думаю, что эти данные пригодятся вам при анализе  произведения.  2. Комбинированное  чтение рассказа учениками и  учителем. ­ А сейчас  мы прочитаем  рассказ Л.Н.Толстого "Прыжок". Первичное  восприятие текста   чтении; Коммуникативные: ­ формировать умение   высказывать свои мысли в устной форме,   высказывать и обосновывать свою точку зрения;  формирование Познавательные: ­ критического мышления. (После чтения делается небольшая пауза, а затем обмен читательскими  впечатлениями.) Читают рассказ по очереди. ­ Какое впечатление произвёло  на вас  это  произведение? ­ Какие эпизоды оказались наиболее напряженными? Обмениваются впечатлениями.  (Для того чтобы активизировать исследовательское мышление детей,  задается проблемный вопрос.) ­ Как вы думаете, из­за чего или может быть из­за кого   мальчик совершил прыжок? ­ Я услышала разные мнения.  ­ Для того, чтобы разобраться, постичь тайну этого  произведения , давайте сначала найдём в рассказе слова,  отмеченные звёздочкой. Где будем искать значение этих слов?  Чтение интриги. Поиск слов в ТОЛКОВОМ СЛОВАРЕ. ­ Миша сказал, что эта история делится на 2 части: Высказывают своё мнение. ­ Сначала было всё хорошо и весело, а потом стало  страшно. ­ Вы соглашаетесь с его мнением? ­ Перечитайте 1 и 2 абзацы. Вторичное  восприятие текста ­ Почему автору в начале рассказа важно сообщить, что  была хорошая погода и что корабль возвращался из  кругосветного путешествия? ­ Что сообщает Л.Н.Толстой о мальчике, главном герое? ­ Почему эти сведения важны для автора, а, например, не  имя героя, которое мы так и не узнали? ­ 12 лет ­ это  пора  самоутверждения в обществе. Это  возраст, когда болезненно воспринимаются любые оценки  (тем более насмешливого характера) со стороны  окружающих). ­ В какой ситуации оказался наш герой? Эти детали помогают понять настроение  людей на палубе: люди  устали от  многомесячного путешествия, им хочется новых впечатлений, поэтому они  обращают внимание на играющую  обезьянку.  Если бы была плохая погода, то люди не  собрались бы на палубе и, наверное,  мальчик и не полез бы на мачту. Он сын капитана, ему 12 лет. Сын капитана ­ значит, его все знают на  корабле, и он понимает свою  роль на  корабле, не может подвести отца,  дискредитировать его своим смешным  положением. ­ Почему мальчик полез  за обезьянкой?   Ему было жалко потерянной шляпы. Он хотел посоревноваться с обезьянкой в  силе и ловкости. Ему стало стыдно и обидно из­за смеха  матросов. Физкультминутк а IV. Продолжение работы по теме  урока Встали прямо и прогнулись, А теперь легко согнулись. Головою вправо, влево, Чтобы шея не болела. 2 раза Уяснение мотива поступка героя.   ­ Как вы думаете, связано ли поведение мальчика с  поведением матросов? ­ Откуда на корабле взялась обезьянка? ­ Как вы понимаете выражение "ещё больше расходилась"? ­ Почему в конце рассказа ничего не говорится об  обезьянке? Можно ли ее назвать главным героем рассказа? ­ Какое настроение было у всех присутствующих? Почему? Да, так как мальчик полез за обезьянкой,  чтобы избежать насмешек матросов,  подчиненных его отца.  Возможно, её взяли в одной из жарких  стран. Обезьянка ­ не главный герой, она стала  лишь поводом для начала основного  конфликта, развернувшегося между  мальчиком и людьми на палубе, поэтому  о ней в конце рассказа ничего не  говорится. Хорошее. Все веселились, шутили,  потому что возвращались домой из  долгого путешествия. ­ Могли ли вы предположить, что случиться беда? Нет.  Перечитайте 3 и 4 абзацы. ­ Что же подтолкнуло мальчика полезть за обезьянкой?  Найдите    к   формирование Личностные: ­ уважительного отношения предпочтениям   других ориентации нравственном содержании и смысле  своих   поступков   и поступках   других людей. людей, в   Познавательные: ­   формирование умения   извлекать информацию, строить рассуждения. Коммуникативные: ­   формирование умения в совместной деятельности договариваться, подтверждение в тексте.  Может быть вам помогут слова,  выделены жёлтым цветом. Поиск ответа в тексте учебника. ­ Понаблюдайте, как вели себя персонажи. Найдите  подтверждение в тексте. Мальчик ­ пригрозил, крикнул Обезьянка ­ сняла шляпу, рвала её, дразнила. Люди ­ громче смеялись. приходить к общему решению. ­ А теперь попробуйте себя представить на месте этого мальчика. Как бы вы поступили. Объясните свою точку зрения. Объясняют свою точку зрения. ­ Как вы думаете, можно ли винить обезьянку в том, что  произошло с мальчиком? Нет.  ­ Изменилось ли поведение людей, стоящих на палубе? ­ Почему? Да. Все поняли, что может случиться  несчастье. ­ Найдите самый напряжённый момент. Какими словами автор  это описывает?      ­ Как вы думаете, понимал ли мальчик, что ему грозит опасность? Все замерли от страха. Ответы учащихся. Обобщение представления о главном герое. ­ Каким  предстает мальчик  в  этом рассказе? Для этого предлагается работа с тестовым заданием: ­ Посмотрите на доску, какие слова подходят для  характеристики героя рассказа. Выберите те, которые  считаете  главными, объясните свой выбор. Желательно, чтобы обучающиеся  осознали психологический конфликт  рассказа (противостояние веселящейся  толпы, «народа» и подростка,  стремящегося по­мальчишески отстоять  свое, как он считает, оскорбленное (Текст задания написан на доске). Смелость, желание испытать себя, мальчишеский  задор, стремление отстоять свое достоинство,  упрямство, желание покрасоваться, глупость,  желание доказать, что он сын капитана. достоинство) и выбрали следующие  ключевые слова: стремление отстоять  свое достоинство, мальчишеский задор,  желание доказать, что он сын  капитана.  Ответы учащихся. ­ Почему мальчик опомнился? Эти слова выделены синей  рамкой. В народе  кто­то ахнул от страха. ­ Могли  ли люди на палубе  помочь  мальчику?  Нет, так как все смотрели на него и  ждали, что будет... Чтение 10 части ­ А теперь давайте перечитаем эпизоды, связанные  с  поведением отца.  ­ Найдите на стр. 165 пиктограмму в верхнем левом углу.  Прочитайте вопросы. ­ Каким вы представляете себе   капитана  корабля? Бесстрашие, умение принимать решения в трудную минуту, ответственность, воля и  одновременно ­ эмоциональность,  нежелание доверить свои переживания  толпе, «народу» для того, чтобы не  рисковать своим авторитетом.  ­ Как вы думаете, почему в финале рассказа капитан ( этот  мужественный, бесстрашный человек)  "закричал, как будто его что­то душило"? Что могло душить капитана? Ответы учащихся. ­ Вы назвали качества капитана корабля, до этого мы  дали  характеристику сыну капитана.  ­ Скажите, похож ли мальчик на отца­капитана? ­ Прочитайте вопрос к следующей пиктограмме "Подумай"  Своим поведением мальчик копирует  отца, его бесстрашие и решительность,  однако в поведении героя автор усилил (повышенной сложности). V. Рефлексия.  ­ Как вы думаете, это сказка или правдивая история?  ­ Если бы нам её рассказывал Кот Учёный , он шёл бы  направо или налево? ­ Как вы думаете, почему  это произведение  называется  «Прыжок»?   Какой смысл вкладывает в слово «прыжок» Л. Н.Толстой?   ­ Какова идея произведения? Чему хотел научить  автор,   рассказав  нам  эту  историю?  Личностные: ­ формирование  интереса к чтению,  потребности в чтении.   Регулятивные: ­ формировать умение   оценивать свою   работу   на уроке. ребячий задор и детскую бесшабашность,  непонимание грани между истинной  отвагой и бездумным риском, столь  свойственное этому возрасту. Это правдивая история.  В сказке есть волшебные предметы.  Сказка заканчивается как правило  хорошо. Есть зачин, концовка. А эта история могла быть  основана на  реальных событиях. Начало действия  (завязка), кульминация (самый  напряжённый момент), развязка. Это поступок, который совершил  мальчик, услышав приказ отца; он спас  свою жизнь и избавил от горя отца. Он учит нас тому, что страх преодолеть  нелегко, иногда надо очень быстро  принимать решения, ведь от этого может  зависеть жизнь, учит не совершать  необдуманных поступков, учит управлять собой, своими эмоциями. Чтение интриги ­ Рассказ слушали Маша, Миша, Мальвина и Аленушка.  Сравните их высказывания. Кто мог сказать такие слова? «Я осуждаю и мальчика, и матросов.  Это люди...» «Хорошо, что мама мальчика...» «Мне всех жалко...» «Сын капитана просто...» ­ Чья точка зрения вам ближе?   Объясните свое мнение. ­ А сейчас сами оцените свою работу на уроке: Отлично работал и многое понял – белый парус. Хорошо работал – голубой парус. Остались ещё вопросы и к автору, и к себе – жёлтый  парус. VI. Домашнее  задание Представить, что вы находились на корабле и видели всё,  что произошло с мальчиком. Пересказать эту историю от  своего лица.

Конспект урока по литературному чтению во 2 классе. Л.Н.Толстой "Прыжок"

Конспект урока по литературному чтению во 2 классе. Л.Н.Толстой "Прыжок"

Конспект урока по литературному чтению во 2 классе. Л.Н.Толстой "Прыжок"

Конспект урока по литературному чтению во 2 классе. Л.Н.Толстой "Прыжок"

Конспект урока по литературному чтению во 2 классе. Л.Н.Толстой "Прыжок"

Конспект урока по литературному чтению во 2 классе. Л.Н.Толстой "Прыжок"

Конспект урока по литературному чтению во 2 классе. Л.Н.Толстой "Прыжок"

Конспект урока по литературному чтению во 2 классе. Л.Н.Толстой "Прыжок"

Конспект урока по литературному чтению во 2 классе. Л.Н.Толстой "Прыжок"

Конспект урока по литературному чтению во 2 классе. Л.Н.Толстой "Прыжок"

Конспект урока по литературному чтению во 2 классе. Л.Н.Толстой "Прыжок"

Конспект урока по литературному чтению во 2 классе. Л.Н.Толстой "Прыжок"

Конспект урока по литературному чтению во 2 классе. Л.Н.Толстой "Прыжок"

Конспект урока по литературному чтению во 2 классе. Л.Н.Толстой "Прыжок"

Конспект урока по литературному чтению во 2 классе. Л.Н.Толстой "Прыжок"

Конспект урока по литературному чтению во 2 классе. Л.Н.Толстой "Прыжок"

Конспект урока по литературному чтению во 2 классе. Л.Н.Толстой "Прыжок"

Конспект урока по литературному чтению во 2 классе. Л.Н.Толстой "Прыжок"

Конспект урока по литературному чтению во 2 классе. Л.Н.Толстой "Прыжок"

Конспект урока по литературному чтению во 2 классе. Л.Н.Толстой "Прыжок"

Конспект урока по литературному чтению во 2 классе. Л.Н.Толстой "Прыжок"

Конспект урока по литературному чтению во 2 классе. Л.Н.Толстой "Прыжок"

Конспект урока по литературному чтению во 2 классе. Л.Н.Толстой "Прыжок"

Конспект урока по литературному чтению во 2 классе. Л.Н.Толстой "Прыжок"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
03.02.2019