Конспект урока по литературному чтению во 2 классе. УМК "Планета знаний"
Оценка 4.8

Конспект урока по литературному чтению во 2 классе. УМК "Планета знаний"

Оценка 4.8
Презентации учебные +1
docx
чтение
2 кл
02.03.2019
Конспект урока по литературному чтению во 2 классе. УМК "Планета знаний"
otkrytyy_urok_po_lit._chto_2_klass.docx
План-конспект открытого урока по литературному чтению во 2 классе Учитель: Т.М. Захарченко Тема урока: Л.Н. Толстой « Косточка». Тип урока: урок комплексного применения знаний и умений. Тема: Косточка. Л.Н.Толстой 2 класс   Предметные: Познакомить с произведением  Цели:   Л.Н. Толстого “Косточка”, биографией  писателя. Продолжить учить воспринимать на  слух художественное произведение,  прогнозировать содержание произведения по  иллюстрации и заголовку, отвечать на вопросы  по содержанию прочитанного, выразительно и  внимательно читать, определять жанр,  находить в тексте строки, которые могут стать  подписью к иллюстрации, объяснить значение  слова горница, задавать вопросы к   Метапредметные: Продолжить учить  произведению.  организовывать своё рабочее место,  формулировать тему, цель урока, осуществлять  самопроверку и взаимопроверку на уроке,  работать в паре и группе. Формировать умения  работать с текстом. Развивать речь, логическое  мышление (внимание, память, анализ, синтез,  воображение, творческие способности).  Развивать навыки чтения (понимание,   Личностные: Формировать положительное  осмысление, правильность, выразительность).  отношение к урокам литературного чтения.  Воспитывать честность, чувство  сопереживания;  Тип урока: Урок рефлексии.   Жёлтые листочки для рисования солнышка.   Методическое сопровождение:    Мультимедиа, презентация.    Тексты, разрезанные на части для работы в  группах.  Структура урока  I. Оргмомент.  Эмоциональный настрой:  нам  Цели урока: создать условия для мотивированного  чтения произведения,  настроение? (Солнце)  осознания воспитательного воздействия художественного текста; умения  характеризовать литературных героев; развития  критического мышления  (РКМ) Задачи урока: 1. Обучать детей осмысленному   вдумчивому и выразительному чтению, стимулирующему   к   работе   на   уроке   учащихся   разного   уровня мышления, имеющих различный словарный запас. 2. Развивать способность детей высказать собственное мнение,  самостоятельно выделять главную мысль произведения, отвечать на  вопросы по содержанию, читать выборочно;  использовать  исследовательские и творческие методы для доказательства своей  мысли; прогнозировать развитие событий на основе сюжета текста;  выделять поступок как проявление характера героя 3. Воспитывать   у   детей   чувство   сопереживания,   великодушия,   умения прощать. Метапредметные задачи (личностные, познавательные, регулятивные,  коммуникативные УУД): создать условия для развития у обучающихся: ­ умения ориентироваться в нравственном содержании понятий «семья»,  «правда и ложь», умения принимать и сохранять учебную задачу, понимать  алгоритм выполнения заданий, воспринимать выделенные учителем  ориентиры действия в новом учебном материале; ­ навыков коммуникации (умение вести диалог с одноклассниками и  учителем, стремление к сотрудничеству при работе в группах и парах); ­ умения устанавливать причинно следственные связи, фиксировать  информацию, полученную путём анализа текста. Оборудование: компьютер, экран, проектор, презентация к уроку СЛАЙД 1 Ход урока: 1) Организационный этап. Приветствие гостей урока. ­ В начале работы, дети, для вас небольшая разминка. Поиграем в рифму,  отвечаем быстро, не задумываясь:  звонок ­ … , дневник ­ …, уменье ­ …,  работа ­ … ­ А теперь так же помогайте мне закончить строчки стихотворения: СЛАЙД 2 Всем­всем добрый день! Прочь с дороги нашей… лень! Не мешай трудиться, Не мешай…. учиться! Будем слушать, рассуждать, И друг другу… помогать! 2) Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных  знаний учащихся. Актуализация знаний. Проверка д/задания проходит в виде конкурса чтецов. ­ Во дворе собрались дети и решили поиграть в прятки. Что им нужно  сделать в начале игры? (ответы детей; используя  считалки,   выбирают  участников конкурса от каждого ряда) ­ Сейчас у нас будет конкурс чтецов. Дети, вспомните считалки. Они  помогут нам определить участников конкурса.  ­ Приглашаю к доске первых участников. Слушаем внимательно, следим  за выразительностью и определяем одного участника, чьё чтение вам  понравилось больше всего (на сигнальном листе отмечается первая буква  имени выбранного ученика; участники конкурса подсчитывают  самостоятельно свой результат) ­ А сейчас послушаем несколько историй о ребятах­чудаках, которые вы  нафантазировали дома (по 2 истории с каждого ряда) 3) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности  учащихся. СЛАЙД 3 ­ Посмотрите на опорные слова на карточках. Они подскажут вам, чем мы будем заниматься дальше (читать , Л.Н. Толстой, рассказ, будем,  «Косточка», мы) Мы будем читать рассказ Л.Н. Толстого «Косточка» ­  Сейчас вы прослушаете текст, по которому будем дальше работать.  Будьте предельно внимательны (прослушивание аудио­записи) СЛАЙД 4 4) Первичное закрепление  а) в знакомой ситуации (типовые) ­Ребята, вам понравилось чтение?  Почему? Что отметили для себя? А вы  сможете прочитать так же громко, чётко и выразительно?  Что вам больше  нравится: слушать чтение учителя или запись? Беседа после прослушивания: ­ Поделитесь своими впечатлениями об услышанном. ­ Понравилась ли вам быль Л.Н. Толстого? Почему?  О чём она?  ­ Назовите  героев  этого рассказа.  ­ Как вы думаете, сколько лет Ване? Можно назвать его главным героем? ­ А может главным героем можно назвать косточку? Почему? ­ Можно эту быль назвать поучительной? А чему она учит?  (ответы детей) б) в изменённой ситуации (конструктивные) ­ Ребята, в этом маленьком рассказе много тайн и загадок. Нам предстоит  разобраться и понять, что важное хотел сказать всем Л.Н. Толстой, от чего  предостеречь и чему научить. Сейчас быль будете читать вы, но с остановками. Старайтесь читать громко,  чётко и выразительно. Остановка и обсуждение  после каждой части: СЛАЙД 5 1. «Он всё ходил мимо слив...»  А  мог Ваня  поступить по­другому? Как?  Предложите свои варианты. ­ О чём вам эти слова говорят?  (хотел, но сомневался; герой сомневается) ­ А что произошло дальше? (не удержался, схватил и съел) Как мы будем читать эти строчки?  ­ Передайте при чтении голосом, что делал медленно, а что делал очень  быстро. ­ Как вы думаете, хорошо он поступил? ­  Может, автору  надо было закончить рассказ на этом месте? Почему  автор написал продолжение? Что важное он хотел сказать? (Всё тайное  становится явным) СЛАЙД 6 2. «Она сказала отцу…» Как  ещё могла  поступить мама? А как бы  поступила ваша мама? А как бы поступили вы на месте мамы? СЛАЙД 7 3. «Все сказали: «Нет, я не ел» Ваня ответил так же. Почему? Как по­другому  он мог ответить? Представьте себя на месте Вани. Как бы вы ответили? ­ Как вы думаете, Ваня испугался? ­ Докажите словами из текста (Ваня  побледнел.) СЛАЙД 8 4. «Я этого боюсь…»  Как вы думаете, отец боялся, что кто­то умрёт? А  зачем он так сказал?   (Он хотел, чтобы Ваня сам признался, чтобы он остался честным.  Он хотел  помочь Ване признаться. У Вани была слабая воля. Он не удержался и взял без разрешения, потому что удержаться ему было трудно. А признаться – еще  трудней. Все хотели помочь Ване) ­ Как отец понял, что Ваня причастен к пропаже? (Ваня покраснел, как рак) ­А когда люди обычно краснеют? Было ли с вами такое? СЛАЙД 9 в) Чтение про себя (на время; после прочтения ученик поднимает руку,  учитель фиксирует время) ФИЗМИНУТКА 5. Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации (проблемные  задания) а) ­  Порассуждаем теперь по отдельным словам и выражениям  (словарная работа) 1. Найдите глаголы в первом абзаце, характеризующие действия Вани. Почему  писатель сказал «схватил», а не «взял»? 2. Как изменялось лицо Вани в разговоре с отцом? Почему в первом случае он  «покраснел»,  а в другом – «побледнел»? 3. Почему все засмеялись, а не рассердились на Ваню? Ведь он взял без спросу, а  потом обманул. 4. Как вы думаете, почему Ваня заплакал? 5. Давайте сопоставим значения слов:  струсил и трус, соврал и врун. Как вы  считаете, эти слова обозначают одно и то же? 6. Можно нашего главного героя назвать трусом и вруном? 7. Прочитайте в первом абзаце, что сделала мама перед обедом. Вам понятен  смысл всех слов? (сочла) б) ­ Произведение, которое мы сегодня читаем не просто рассказ, а быль. Вы  можете предположить, что обозначает  это слово? (ответы детей) ­ Ребята, как вы думаете, сюжет этого рассказа выдуман автором? Почему вы  так думаете? Л. Н. Толстой писал лишь о том, что происходило  на самом деле. Он ничего  не придумывал и в этом случае с Ваней. Автор  отнёс свой рассказ  «Косточка» к жанру литературного творчества «быль». Если это было на  самом деле, значит это быль. Сейчас былью мы называем произведение о том, что произошло в далёком  прошлом.  СЛАЙД 10 Проходит время и меняется жизнь людей. Появляются новые предметы,  которые входят в нашу жизнь, а значит, появляются и новые слова. А другие, наоборот, уходят  или встречаются крайне редко.  Так и слово горница, редко стало встречаться в нашей речи. Как вы думаете,  что это слово обозначает? (Горница – большая светлая комната) Найдите  предложение с этим словом. 6) Рефлексия (подведение итогов занятия)  – Почему автор назвал рассказ «Косточка», а не «Слива»? (именно косточка  помогла Ване избавиться от чувства вины.  –  Ребята, а сейчас пофантазируйте: представьте себя участником этой  истории, вы находитесь в  горнице, за большим столом со своей семьёй. В  роли кого вы себя представляете? (Ваня, папа, мама, брат, сестра) Почему?  – Если бы вы сидели за столом и знали, кто съел сливу, вы рассказали бы  отцу? Почему?  Отец ведь всех спрашивает. А ты знаешь, что украл сливу  Ваня. Очень плохо поступил.  Вот именно тебе этой сливы может  и не  хватить! Он у тебя сливу украл.  Пускай отец его накажет! (ответы детей)  Почему вы бы простили? Приятно  простить младшего? Ваня ведь самый  маленький… Это рассказ о дружной семье, где все любят и уважают друг друга. Можно предположить, что   Л.Н.Толстой написал «Косточку»,   чтобы мы поняли, что надо любить и понимать других, что надо уметь прощать, не обманывать, а если обманул, надо признаться: близкие тебя поймут и помогут.  – У вас на парте две сливы. Я предлагаю вам отдать их ребятам, чью работу  вы считаете плодотворной и интересной, кто проявил  активность,  и чьи  ответы было интересно слушать. Если среди этих ребят и вы, одну можно  оставить себе. СЛАЙД 11 7) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению. 1. Подробный пересказ 2. Пересказ от первого лица (стр. 93. Задание 6) 3. Сообщение о Л.Н. Толстом Материал к уроку: Биографическая справка (варианты) Лев Николаевич Толстой (1828­1910)  Лев Николаевич Толстой жил очень  давно, в то время, когда жили ваши  прапрабабушки и прапрадедушки, почти 200 лет назад.  Л. Н. Толстой родился в усадьбе Ясная Поляна в большой дворянской семье.  Всю жизнь Толстой, 82 года, посвятил литературе. Он любил учиться и  самостоятельно изучал историю и медицину, занимался музыкой и  рисованием.  Лев Николаевич Толстой был не только писателем, но и  педагогом, учителем. В своем имении Ясная Поляна он велел построить  школу для детей и сам занимался с ними. Для своих учеников Лев  Николаевич написал “Русскую азбуку” и другие книги. Все рассказы этой  книги были поучительными. Среди произведений, которые Лев Толстой  сочинил для знакомых и незнакомых детей был маленький рассказ  “Косточка”. Лев Николаевич Толстой (1828­1910)  Лев Николаевич Толстой жил почти 200 лет назад. Он любил учиться и  самостоятельно изучал историю и медицину, занимался музыкой и  рисованием. Всю жизнь, 82 года, Л.Н. Толстой посвятил литературе. Лев  Николаевич Толстой был не просто писателем, а  графом, владельцем  больших земельных угодий и нескольких деревень. Он очень любил и уважал  своих крестьян.  Толстой открыл школу для крестьянских детей в Ясной  Поляне и сам учил их. Для них Лев Николаевич написал «Азбуку»,  «Книги  для чтения». Произведения Л. Толстого любят взрослые и дети. Книги великого русского  писателя переведены на различные языки, их читают люди всего мира.  Великого классика нет в живых уже более 100 лет. А произведения его  живут, их читают, их любят взрослые и дети. Лев Николаевич Толстой (1828­1910)  Толстой родился и жил в усадьбе Ясная Поляна Тульской губернии в семье  помещика. Там было имение отца, дом. Для детей крестьян (это люди,  которые работали на помещика) Толстой открыл школу, где сам их учил читать и писать. Специально для них Лев Николаевич написал Азбуку и  «Книги для чтения». В одной из них была и быль «Косточка». Суть рассказа  Л. Н. Толстого  «Косточка» в том, что врать нехорошо, что  враньё  рано или поздно обнаружится. Если человек совершил поступок,  который нельзя назвать хорошим, то лучше перетерпеть неприятные минуты и признаться в содеянном. Физминутки (варианты):  1. Определить хлопками (можно повороты или другие движения)  пословицу, которая подходит к теме урока. Правда всего дороже. Семь раз отмерь, один раз отрежь. Сам погибай, а товарища выручай.  Всё тайное становится явным. Без труда не вынешь рыбку из пруда. Друг познаётся в беде. Честность всего дороже. Лучше горькая правда, чем сладкая ложь. Кто вчера солгал, тому завтра не поверят. Терпенье и труд всё перетрут. 2. «Про фрукты» (с движениями): Высоко висят, послушай, Сливы, яблоки и груши. Аккуратно их сорвем И в корзине понесем. Дома сделаем варенье,  И компот, и мармелад. Это просто объеденье! Каждый фруктам очень рад! 3. Пальчиковая гимнастика «В сад за сливами» (Загибаем поочерёдно пальцы) Толстый палец и большой в сад за сливами пошел, Указательный с порога указал ему дорогу. Средний палец —самый меткий, он сбивает сливы с ветки. Безымянный — собирает, а мизинчик­господинчик В землю косточки бросает.

Конспект урока по литературному чтению во 2 классе. УМК "Планета знаний"

Конспект урока по литературному чтению во 2 классе. УМК "Планета знаний"

Конспект урока по литературному чтению во 2 классе. УМК "Планета знаний"

Конспект урока по литературному чтению во 2 классе. УМК "Планета знаний"

Конспект урока по литературному чтению во 2 классе. УМК "Планета знаний"

Конспект урока по литературному чтению во 2 классе. УМК "Планета знаний"

Конспект урока по литературному чтению во 2 классе. УМК "Планета знаний"

Конспект урока по литературному чтению во 2 классе. УМК "Планета знаний"

Конспект урока по литературному чтению во 2 классе. УМК "Планета знаний"

Конспект урока по литературному чтению во 2 классе. УМК "Планета знаний"

Конспект урока по литературному чтению во 2 классе. УМК "Планета знаний"

Конспект урока по литературному чтению во 2 классе. УМК "Планета знаний"

Конспект урока по литературному чтению во 2 классе. УМК "Планета знаний"

Конспект урока по литературному чтению во 2 классе. УМК "Планета знаний"

Конспект урока по литературному чтению во 2 классе. УМК "Планета знаний"

Конспект урока по литературному чтению во 2 классе. УМК "Планета знаний"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
02.03.2019