План-конспект открытого урока
по литературному чтению во 2 классе
Учитель: Т.М. Захарченко
Тема урока: Л.Н. Толстой « Косточка».
Тип урока: урок комплексного применения знаний и умений.
Тема: Косточка. Л.Н.Толстой 2 класс
Предметные: Познакомить с произведением
Цели:
Л.Н. Толстого “Косточка”, биографией
писателя. Продолжить учить воспринимать на
слух художественное произведение,
прогнозировать содержание произведения по
иллюстрации и заголовку, отвечать на вопросы
по содержанию прочитанного, выразительно и
внимательно читать, определять жанр,
находить в тексте строки, которые могут стать
подписью к иллюстрации, объяснить значение
слова горница, задавать вопросы к
Метапредметные: Продолжить учить
произведению.
организовывать своё рабочее место,
формулировать тему, цель урока, осуществлять
самопроверку и взаимопроверку на уроке,
работать в паре и группе. Формировать умения
работать с текстом. Развивать речь, логическое
мышление (внимание, память, анализ, синтез,
воображение, творческие способности).
Развивать навыки чтения (понимание,
Личностные: Формировать положительное
осмысление, правильность, выразительность).
отношение к урокам литературного чтения.
Воспитывать честность, чувство
сопереживания;
Тип урока: Урок рефлексии.
Жёлтые листочки для рисования солнышка.
Методическое сопровождение:
Мультимедиа, презентация.
Тексты, разрезанные на части для работы в
группах.
Структура урока
I. Оргмомент.
Эмоциональный настрой:
нам
Цели урока: создать условия для мотивированного чтения произведения,
настроение? (Солнце)
осознания воспитательного воздействия художественного текста; умения
характеризовать литературных героев; развития критического мышления
(РКМ)
Задачи урока:
1. Обучать детей осмысленному вдумчивому и выразительному чтению,
стимулирующему к работе на уроке учащихся разного уровня
мышления, имеющих различный словарный запас.
2. Развивать способность детей высказать собственное мнение,
самостоятельно выделять главную мысль произведения, отвечать на
вопросы по содержанию, читать выборочно; использовать
исследовательские и творческие методы для доказательства своей
мысли; прогнозировать развитие событий на основе сюжета текста;
выделять поступок как проявление характера героя
3. Воспитывать у детей чувство сопереживания, великодушия, умения
прощать.
Метапредметные задачи (личностные, познавательные, регулятивные,
коммуникативные УУД): создать условия для развития у обучающихся:
умения ориентироваться в нравственном содержании понятий «семья»,
«правда и ложь», умения принимать и сохранять учебную задачу, понимать
алгоритм выполнения заданий, воспринимать выделенные учителем
ориентиры действия в новом учебном материале;
навыков коммуникации (умение вести диалог с одноклассниками и
учителем, стремление к сотрудничеству при работе в группах и парах);
умения устанавливать причинно следственные связи, фиксировать
информацию, полученную путём анализа текста.
Оборудование: компьютер, экран, проектор, презентация к уроку
СЛАЙД 1
Ход урока: 1) Организационный этап.
Приветствие гостей урока.
В начале работы, дети, для вас небольшая разминка. Поиграем в рифму,
отвечаем быстро, не задумываясь: звонок … , дневник …, уменье …,
работа …
А теперь так же помогайте мне закончить строчки стихотворения:
СЛАЙД 2
Всемвсем добрый день!
Прочь с дороги нашей… лень!
Не мешай трудиться,
Не мешай…. учиться!
Будем слушать, рассуждать,
И друг другу… помогать!
2) Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных
знаний учащихся. Актуализация знаний.
Проверка д/задания проходит в виде конкурса чтецов.
Во дворе собрались дети и решили поиграть в прятки. Что им нужно
сделать в начале игры? (ответы детей; используя считалки, выбирают
участников конкурса от каждого ряда)
Сейчас у нас будет конкурс чтецов. Дети, вспомните считалки. Они
помогут нам определить участников конкурса.
Приглашаю к доске первых участников. Слушаем внимательно, следим
за выразительностью и определяем одного участника, чьё чтение вам
понравилось больше всего (на сигнальном листе отмечается первая буква
имени выбранного ученика; участники конкурса подсчитывают
самостоятельно свой результат)
А сейчас послушаем несколько историй о ребятахчудаках, которые вы
нафантазировали дома (по 2 истории с каждого ряда)
3) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности
учащихся.
СЛАЙД 3
Посмотрите на опорные слова на карточках. Они подскажут вам, чем мы
будем заниматься дальше (читать , Л.Н. Толстой, рассказ, будем,
«Косточка», мы) Мы будем читать рассказ Л.Н. Толстого «Косточка»
Сейчас вы прослушаете текст, по которому будем дальше работать.
Будьте предельно внимательны (прослушивание аудиозаписи)
СЛАЙД 4
4) Первичное закрепление а) в знакомой ситуации (типовые)
Ребята, вам понравилось чтение? Почему? Что отметили для себя? А вы
сможете прочитать так же громко, чётко и выразительно? Что вам больше
нравится: слушать чтение учителя или запись? Беседа после прослушивания:
Поделитесь своими впечатлениями об услышанном.
Понравилась ли вам быль Л.Н. Толстого? Почему? О чём она?
Назовите героев этого рассказа.
Как вы думаете, сколько лет Ване? Можно назвать его главным героем?
А может главным героем можно назвать косточку? Почему?
Можно эту быль назвать поучительной? А чему она учит?
(ответы детей)
б) в изменённой ситуации (конструктивные)
Ребята, в этом маленьком рассказе много тайн и загадок. Нам предстоит
разобраться и понять, что важное хотел сказать всем Л.Н. Толстой, от чего
предостеречь и чему научить.
Сейчас быль будете читать вы, но с остановками. Старайтесь читать громко,
чётко и выразительно.
Остановка и обсуждение после каждой части:
СЛАЙД 5
1. «Он всё ходил мимо слив...» А мог Ваня поступить подругому? Как?
Предложите свои варианты.
О чём вам эти слова говорят? (хотел, но сомневался; герой сомневается)
А что произошло дальше? (не удержался, схватил и съел)
Как мы будем читать эти строчки?
Передайте при чтении голосом, что делал медленно, а что делал очень
быстро.
Как вы думаете, хорошо он поступил?
Может, автору надо было закончить рассказ на этом месте? Почему
автор написал продолжение? Что важное он хотел сказать? (Всё тайное
становится явным)
СЛАЙД 6
2. «Она сказала отцу…» Как ещё могла поступить мама? А как бы
поступила ваша мама? А как бы поступили вы на месте мамы?
СЛАЙД 7 3. «Все сказали: «Нет, я не ел» Ваня ответил так же. Почему? Как подругому
он мог ответить? Представьте себя на месте Вани. Как бы вы ответили?
Как вы думаете, Ваня испугался? Докажите словами из текста (Ваня
побледнел.)
СЛАЙД 8
4. «Я этого боюсь…» Как вы думаете, отец боялся, что ктото умрёт? А
зачем он так сказал?
(Он хотел, чтобы Ваня сам признался, чтобы он остался честным. Он хотел
помочь Ване признаться. У Вани была слабая воля. Он не удержался и взял без
разрешения, потому что удержаться ему было трудно. А признаться – еще
трудней. Все хотели помочь Ване)
Как отец понял, что Ваня причастен к пропаже? (Ваня покраснел, как рак)
А когда люди обычно краснеют? Было ли с вами такое?
СЛАЙД 9
в) Чтение про себя (на время; после прочтения ученик поднимает руку,
учитель фиксирует время)
ФИЗМИНУТКА
5. Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации (проблемные
задания)
а) Порассуждаем теперь по отдельным словам и выражениям
(словарная работа)
1. Найдите глаголы в первом абзаце, характеризующие действия Вани. Почему
писатель сказал «схватил», а не «взял»?
2. Как изменялось лицо Вани в разговоре с отцом? Почему в первом случае он
«покраснел», а в другом – «побледнел»?
3. Почему все засмеялись, а не рассердились на Ваню? Ведь он взял без спросу, а
потом обманул.
4. Как вы думаете, почему Ваня заплакал?
5. Давайте сопоставим значения слов: струсил и трус, соврал и врун. Как вы
считаете, эти слова обозначают одно и то же?
6. Можно нашего главного героя назвать трусом и вруном?
7. Прочитайте в первом абзаце, что сделала мама перед обедом. Вам понятен
смысл всех слов? (сочла)
б) Произведение, которое мы сегодня читаем не просто рассказ, а быль. Вы
можете предположить, что обозначает это слово? (ответы детей) Ребята, как вы думаете, сюжет этого рассказа выдуман автором? Почему вы
так думаете?
Л. Н. Толстой писал лишь о том, что происходило на самом деле. Он ничего
не придумывал и в этом случае с Ваней. Автор отнёс свой рассказ
«Косточка» к жанру литературного творчества «быль». Если это было на
самом деле, значит это быль.
Сейчас былью мы называем произведение о том, что произошло в далёком
прошлом.
СЛАЙД 10
Проходит время и меняется жизнь людей. Появляются новые предметы,
которые входят в нашу жизнь, а значит, появляются и новые слова. А другие,
наоборот, уходят или встречаются крайне редко.
Так и слово горница, редко стало встречаться в нашей речи. Как вы думаете,
что это слово обозначает? (Горница – большая светлая комната) Найдите
предложение с этим словом.
6) Рефлексия (подведение итогов занятия)
– Почему автор назвал рассказ «Косточка», а не «Слива»? (именно косточка
помогла Ване избавиться от чувства вины.
– Ребята, а сейчас пофантазируйте: представьте себя участником этой
истории, вы находитесь в горнице, за большим столом со своей семьёй. В
роли кого вы себя представляете? (Ваня, папа, мама, брат, сестра) Почему?
– Если бы вы сидели за столом и знали, кто съел сливу, вы рассказали бы
отцу? Почему? Отец ведь всех спрашивает. А ты знаешь, что украл сливу
Ваня. Очень плохо поступил. Вот именно тебе этой сливы может и не
хватить! Он у тебя сливу украл. Пускай отец его накажет! (ответы детей)
Почему вы бы простили? Приятно простить младшего? Ваня ведь самый
маленький…
Это рассказ о дружной семье, где все любят и уважают друг друга.
Можно предположить, что Л.Н.Толстой написал «Косточку», чтобы
мы поняли, что надо любить и понимать других, что надо уметь прощать,
не обманывать, а если обманул, надо признаться: близкие тебя поймут и
помогут.
– У вас на парте две сливы. Я предлагаю вам отдать их ребятам, чью работу
вы считаете плодотворной и интересной, кто проявил активность, и чьи
ответы было интересно слушать. Если среди этих ребят и вы, одну можно
оставить себе.
СЛАЙД 11 7) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.
1. Подробный пересказ
2. Пересказ от первого лица (стр. 93. Задание 6)
3. Сообщение о Л.Н. Толстом
Материал к уроку:
Биографическая справка (варианты)
Лев Николаевич Толстой (18281910)
Лев Николаевич Толстой жил очень давно, в то время, когда жили ваши
прапрабабушки и прапрадедушки, почти 200 лет назад.
Л. Н. Толстой родился в усадьбе Ясная Поляна в большой дворянской семье.
Всю жизнь Толстой, 82 года, посвятил литературе. Он любил учиться и
самостоятельно изучал историю и медицину, занимался музыкой и
рисованием. Лев Николаевич Толстой был не только писателем, но и
педагогом, учителем. В своем имении Ясная Поляна он велел построить
школу для детей и сам занимался с ними. Для своих учеников Лев
Николаевич написал “Русскую азбуку” и другие книги. Все рассказы этой
книги были поучительными. Среди произведений, которые Лев Толстой
сочинил для знакомых и незнакомых детей был маленький рассказ
“Косточка”.
Лев Николаевич Толстой (18281910)
Лев Николаевич Толстой жил почти 200 лет назад. Он любил учиться и
самостоятельно изучал историю и медицину, занимался музыкой и
рисованием. Всю жизнь, 82 года, Л.Н. Толстой посвятил литературе. Лев
Николаевич Толстой был не просто писателем, а графом, владельцем
больших земельных угодий и нескольких деревень. Он очень любил и уважал
своих крестьян. Толстой открыл школу для крестьянских детей в Ясной
Поляне и сам учил их. Для них Лев Николаевич написал «Азбуку», «Книги
для чтения».
Произведения Л. Толстого любят взрослые и дети. Книги великого русского
писателя переведены на различные языки, их читают люди всего мира.
Великого классика нет в живых уже более 100 лет. А произведения его
живут, их читают, их любят взрослые и дети.
Лев Николаевич Толстой (18281910)
Толстой родился и жил в усадьбе Ясная Поляна Тульской губернии в семье
помещика. Там было имение отца, дом. Для детей крестьян (это люди,
которые работали на помещика) Толстой открыл школу, где сам их учил читать и писать. Специально для них Лев Николаевич написал Азбуку и
«Книги для чтения». В одной из них была и быль «Косточка».
Суть рассказа Л. Н. Толстого «Косточка» в том, что врать нехорошо, что
враньё рано или поздно обнаружится. Если человек совершил поступок,
который нельзя назвать хорошим, то лучше перетерпеть неприятные минуты и
признаться в содеянном.
Физминутки (варианты):
1. Определить хлопками (можно повороты или другие движения)
пословицу, которая подходит к теме урока.
Правда всего дороже.
Семь раз отмерь, один раз отрежь.
Сам погибай, а товарища выручай.
Всё тайное становится явным.
Без труда не вынешь рыбку из пруда.
Друг познаётся в беде.
Честность всего дороже.
Лучше горькая правда, чем сладкая ложь.
Кто вчера солгал, тому завтра не поверят.
Терпенье и труд всё перетрут.
2. «Про фрукты» (с движениями):
Высоко висят, послушай,
Сливы, яблоки и груши.
Аккуратно их сорвем
И в корзине понесем.
Дома сделаем варенье,
И компот, и мармелад.
Это просто объеденье!
Каждый фруктам очень рад!
3. Пальчиковая гимнастика «В сад за сливами»
(Загибаем поочерёдно пальцы)
Толстый палец и большой в сад за сливами пошел,
Указательный с порога указал ему дорогу. Средний палец —самый меткий, он сбивает сливы с ветки.
Безымянный — собирает, а мизинчикгосподинчик
В землю косточки бросает.
Конспект урока по литературному чтению во 2 классе. УМК "Планета знаний"
Конспект урока по литературному чтению во 2 классе. УМК "Планета знаний"
Конспект урока по литературному чтению во 2 классе. УМК "Планета знаний"
Конспект урока по литературному чтению во 2 классе. УМК "Планета знаний"
Конспект урока по литературному чтению во 2 классе. УМК "Планета знаний"
Конспект урока по литературному чтению во 2 классе. УМК "Планета знаний"
Конспект урока по литературному чтению во 2 классе. УМК "Планета знаний"
Конспект урока по литературному чтению во 2 классе. УМК "Планета знаний"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.