Урок математики в 4-ом классе. 15.11.2017г.
Тема урока: Движение в противоположных направлениях
Цели урока:
- научить решать задачи на движение в противоположных направлениях;
- научить составлять обратные задачи на движение в противоположных направлениях;
- совершенствовать вычислительные навыки;
- развивать внимание, память и логическое мышление;
- формировать навыки работы в малых группах;
воспитывать ответственное отношение к учебному труду.
Ход урока:
1.Организационный момент.
- Добрый день, ребята! Я рада приветствовать вас на уроке царицы наук – МАТЕМАТИКЕ. Я желаю, чтобы урок принес вам радость общения с друг другом и чтобы каждый ушел с урока с весомым багажом знаний. А теперь улыбнитесь и пожелайте друг другу успешной работы.
2.Устный счет.
а) Игра «Найди лишнее»:
- Вам нужно выбрать те величины, которые используются
в задачах на движение.
Кг , км, т, с, км/ч, см, сут, м, ц, ч, мин, м/мин, км/c, м/с, дм
(на доске карточки).
п/о км, с, км/ч, м, ч, мин, м/мин, км/с, м/с
б) – На какие 3 группы можно разделить данные единицы измерения?
п/о Единицы скорости, времени и расстояния.
- Для решения каких задач мы используем эти величины?
п/о Для решения задач на движение.
- Умеете ли вы решать такие задачи?
- Сейчас проверим.
в) Задачи на движение:
Слайд 2
«Улитка ползет со скоростью 5 м/ч. Какое расстояние она преодолеет за 4 ч?»
Слайд 3
«Черепаха за 10 мин проползет 40 м. С какой скоростью ползет черепаха?»
Слайд 4
«Верблюд передвигается по пустыне со скоростью 9 км/ч. За какое время он пройдет 54 км?»
Слайд 5
«Заяц за 3 ч пробегает 72 км. С какой скоростью бежит заяц?»
Слайд 6
«Голубь летит со скоростью 50 км/ч. Какое расстояние пролетит голубь за 6 ч?»
Слайд 7
«Орел летит со скоростью 30 м/с.
За какое время он
пролетит 270 м?»
п/о - 20 м; 4 м/мин; 6 ч; 24 км/ч; 300 км; 9с.
3.Сообщение темы и целей урока:
- Сегодня мы продолжаем работу с задачами на движение
и познакомимся с новым видом задач «Движение
в противоположных направлениях».
4.Объяснение нового материала.
«Из поселка вышли одновременно два пешехода и пошли в противоположных направлениях. Средняя скорость одного пешехода 5 км/ч, другого – 4 км/ч. На каком расстоянии друг от друга будут пешеходы через 3 ч?»
5 км/ч 4 км/ч
? км
- Что известно? Что нужно найти? Как находим расстояние?
п/о Известны скорости и время. Найти надо расстояние. Чтобы найти расстояние, надо скорость умножить на время.
- Чтобы найти расстояние, что находим 1-ым действием?
п/о Скорость удаления.
- Записываем решение.
Слайд 9
п/о 5 + 4 = 9 ( км/ч) – скорость удаления
9 ∙ 3 = 27 (км) – расстояние
Ответ:
расстояние – 27 километров.
- Прочитайте вторую задачу.
Слайд 10
«Из поселка вышли одновременно в противоположных направлениях два пешехода. Средняя скорость одного пешехода 5 км/ч, другого – 4 км/ч. Через сколько часов расстояние между ними будет 27 км?»
5 км/ч 4 км/ч
27 км
- Что известно? Что нужно найти? Как находим время?
п/о Известны скорости и расстояние. Найти надо время. Чтобы найти время, надо расстояние разделить на скорость.
- Чтобы найти время, что находим 1-ым действием?
п/о Скорость удаления.
- Записываем решение.
Слайд 11
п/о 5 + 4 = 9 ( км/ч) – скорость удаления
27 : 9 = 3 (ч)
Ответ:
время – 3 часа.
-
Прочитайте третью задачу.
Слайд 12
«Из поселка вышли одновременно в противоположных направлениях два пешехода. Через 3 ч расстояние между ними было 27 км. Первый пешеход шел со средней скоростью 5 км/ч. С какой скоростью шел второй пешеход?
5 км/ч ? км/ч
27 км
- Что известно? Что нужно найти? Как находим скорость?
п/о Известны расстояние, одна из скоростей и время. Найти надо вторую скорость. Чтобы найти неизвестную скорость, надо от общей скорости отнять известную.
- Чтобы найти неизвестную скорость, что находим 1-ым действием?
п/о Скорость удаления.
- Записываем решение.
Слайд 13
п/о 27 : 3 = 9 ( км/ч) – скорость удаления
9 – 5 = 4 (км/ч)
Ответ: скорость – 4 километра в час.
- Похожи ли эти задачи?
п/о Это задачи на движение в противоположном направлении.
- Чем отличаются эти задачи?
п/о Если в задаче № 1 неизвестно расстояние, то в задаче № 2 оно дано. Но известное в задаче № 1, станет неизвестным в задаче
№ 2.
- Как называются такие задачи?
п/о Обратные.
Слайд 14
5.Физкультминутка.
Руки в стороны – в полет (руки в стороны)
6.Первичное закрепление материала.
- Работа по учебнику
- самостоятельная работа
1 вариант – 1 строка
10000 – 2178 ∙ 6 : 4 + 267 =10000 – 13068 : 4 + 267 = 10000 – 3267 +267 = 6733 + 267 = 7000
240 ∙ 3 + 4540 : 20 = 720 + 227 = 947
2 вариант – 2 строка
487 ∙ 8 + 45270 : 3 : 10 = 3896 + 15090 : 10 = 3896 + 1509 = 5405
560 : 7 + (3820 – 850) = 80 + 2970 = 3050
8.Итог урока:
- Что нового узнали на уроке? Чему научились?
п/о Научились решать задачи на движение в противоположных направлениях.
- С какой скоростью движутся объекты при движении в противоположных направлениях?
п/о Объекты движутся со скоростью удаления.
Самооценка.
- Как вы считаете хорошо ли вы усвоили материал сегодняшнего урока? Если да, то встаем, а если не очень – поднимаем правую руку.
- На последующих уроках мы с вами продолжим работу над задачами на движение.
(Выставление оценок.)
Домашнее задание: стр.
- Спасибо за урок. Урок окончен.
Индивидуальная работа по карточкам
1 вариант. ВЕЛИЧИНЫ:
1.
Переведи в метры 45 км 40м = __________м
2.Сколько метров в 1/2 части километра? ______м
3.Подчеркни: что больше 190 минут или 3 часа?
2 вариант. ВЕЛИЧИНЫ:
1. Переведи в метры 35 км 600м = _________ м
2.Сколько метров в 1/4 части километра? _______м
3.Подчеркни: что больше 130 минут или 2часа?
1 ряд
Счет «Цепочка»:
1 парта - 480 : 6 =
2 парта - 80 : 20 =
3 парта - 4 х 50 =
4 парта - 200 х 4 =
5 парта - 800 : 20 =
2 ряд
Счет «Цепочка»:
1 парта - 480 : 6 =
2 парта - 80 : 20 =
3 парта - 4 х 50 =
4 парта - 200 х 4 =
5 парта - 800 : 20 =
3 ряд
Счет «Цепочка»:
1 парта - 480 : 6 =
2 парта - 80 : 20 =
3 парта - 4 х 50 =
4 парта - 200 х 4 =
5 парта - 800 : 20 =
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.