Тема урока: «Ломаная линия. Звено ломаной. Вершины».
Класс: 1
Цель: знакомство с понятием «ломаной линии».
Задачи:
ü познавательная: формировать понятия «звено», «вершина», «ломаная линия», чертежные навыки; расширять знания о многоугольнике, как замкнутой ломаной линии;
ü коммуникативно-развивающая: воспитывать культуру общения посредством создания атмосферы сотрудничества, развивать воображение, память и внимание, умение обобщать и делать выводы, творческий потенциал, познавательный интерес к изучаемому предмету через организацию практической работы, познавательный интерес к окружающему миру, расширять кругозор;
ü социально-ориентированная: формировать умение устанавливать контакт с окружающими людьми (одноклассниками, учителями школы) с целью выяснения для себя нужной информации, находить верное решение учебной задачи независимо от ситуации;
ü здоровьесберегающая: сохранять физическое и психологическое здоровье учащихся во время учебного процесса путем чередования труда, активного отдыха, смены поз, а также создания комфортной атмосферы во время работы.
Методическая цель: вовлечь учащихся в учебную деятельность через практическую работу и совместное учение.
Тип урока по дидактической цели: урок открытия новых знаний.
Ход урока.
1.Организационный момент.
2. Актуализация знаний.
- Сегодня мы поднимаемся дальше по нашей лестнице знаний. Чтобы получилось быстрее, будем подниматься через ступеньку, то есть называть числа через один ( 2, 4, 6, 8, 10).
- Какие числа пропущены? ( 1, 3,5, 7, 9).
(Плакат с изображением ступенек с цифрами: 0, 2, 4, 6, 8, 10)
- Чтобы дверь к знаниям открылась, нужно сказать волшебные слова: “Сим-сим, откройся!” Скажите эти слова три раза так: тихо, громче, громко.
- Не открывается.
- Каким предметом можно воспользоваться, чтобы открыть дверь?
- Ключом.
- Давайте сконструируем ключ, который поможет нам открыть дверь. А в качестве ключа нам понадобится новая геометрическая фигура, которую мы сконструируем из проволоки. (Учитель показывает)
3. Работа над новым материалом.
- Что мы сделали с проволокой? (Мы её согнули). А если бы это была не гибкая проволока, а палочка, и мы её так сгибали, что с ней случилось бы? (Она сломалась бы). Вот и фигура эта называется ломаной линией. Каждая ломаная состоит из нескольких отрезков – звеньев. Сколько звеньев в этой ломаной? Звенья не лежат на одной прямой. Конец одного звена –отрезка - является началом другого. Место, где соединяются два звена, называются вершиной.
Чтобы открыть дверь, нам понадобиться ключ с самым большим количеством звеньев. Вам придётся очень постараться и сделать такой «ключ». (Дети выполняют из проволоки ключ) У кого получилась ломаная с пятью звеньями? А у кого звеньев больше? Выбираем ключ для нашей двери.
- Смотрите, благодаря ключу, дверь открылась. Теперь мы может получать новые знания.
4. Формулировка задач урока
- Сегодня мы будем изучать ломаную линию, попытаемся раскрыть некоторые ее секреты, превращения.
- Когда мы хотим узнать что-то дополнительно об объекте, мы стараемся ответить на ряд вопросов. Каких? (Выстраивается ряд вопросов)
· Где можно узнать?
· Из чего можно сконструировать?
· Из чего состоит?
· Какой может быть ломаная линия?
· Где можно увидеть? И другие…
5. Открытие нового знания.
(Постепенно убираем вопросы)
- Где можно узнать о ломаной линии? (Спросить у взрослых, в книге, у учителя, попытаться выяснить самостоятельно…)
- А как интереснее: исследовать и узнать самим или спрашивать? (Самим).
- Из чего можно сконструировать ломаную линию? (Различные варианты)
- Перед вами конверты. В них вы найдете все необходимое. Только помните, исследование предполагает различные варианты моделей. И чем больше моделей, тем лучше. Вы можете помогать друг другу и сделать одну модель на двоих.
6.Практическая работа (в парах)
- У вас на столах конверты, в которых: проволока, спички, счетные палочки, пластилин, полоски бумаги, клей. Смастерите из этих материалов ломаные линии с разным количеством звеньев.
Из чего вы сделали ломаные линии? (Из отдельных палочек, частей, кусочков…)
- Из каких элементов состоит ваша ломаная? ( Из отрезков)
- Сколько отрезков в вашей ломаной?
- А сколько может быть?
- Значит, из чего состоит ломаная линия? (Ломаная линия состоит из отрезков.)
Обращение к справочнику. Верную ли информацию мы получили о ломаной линии самостоятельно? Предлагаю обратиться к справочнику по математике.
Вывод: Ломаная линия - это совокупность отрезков, при которой конец первого является началом второго, а конец второго – началом третьего и т.д.
Вопрос на догадку:
- Как бы вы ответили на вопрос: из скольких звеньев состоит ваша ломаная? (3,4,5)
- А как вы догадались? (Детские ответы)
- Вы умницы! Каждый отрезок, из которых состоит ломаная линия, называют «звеном ломаной линии».
Проблема: Может ли ломаная линия состоять из двух звеньев? (Да, может. Демонстрация на доске). А из 3? 4? 5?
7. Физминутка
8. Практическая работа
- Переверните листы, возьмите линейки, простые карандаши. Начертите ломаную линию из 4 звеньев. (2 человека на доске за створкой)
- Обозначьте концы ломаной линии зеленым цветом.
- Обозначьте красным карандашом точки, в которых звенья соединяются друг с другом.
- Как же можно назвать эти точки?
- Концы каждого звена называются вершинами ломаной.
Посмотрите, сколько интересного мы узнали сами. А что же нам могут предложить авторы учебника? Заглянем? (стр.42)
9. Самостоятельное изучение нового материала по учебнику.
- Рассмотрите материал страницы. Что можно еще дополнить про ломаную линию? (Ломаные линии бывают замкнутые и незамкнутые, вершины ломаных линий можно обозначить заглавными буквами.)
- Какую фигуру образовала замкнутая ломаная линия? (Многоугольник, пятиугольник)
Многоугольник – это замкнутая ломаная линия.
- Какие многоугольники вы видите на рисунке №3? (четырехугольник, пятиугольник)
Вывод: ломаная может быть замкнутая и незамкнутая.
10. Отработка навыков (новых знаний). Рефлексия.
Учитель вывешивает на доску таблицу:
1 |
2 |
3 |
4 |
|
|
|
|
- Какие фигуры изображены в таблице? (ломаные линии)
- У какой ломаной больше всего звеньев? (№ 4)
- У какой ломаной меньше всего звеньев? (№ 1)
- Какая ломаная имеет три вершины? (№ 2)
- Какая ломаная имеет пять вершин? (№ 4)
11. Итог урока
1. Основные выводы по теме урока:
- С какой геометрической фигурой познакомились? (ломаной линией)
- Из каких элементов состоит ломаная линия? (из звеньев и вершин)
- Какие бывают ломаные линии? (замкнутые и незамкнутые)
12. Проверки усвоения понятия «ломаная линия».
Ученики получают раздаточный материал для проверки усвоения понятия «ломаная линия»
- Обведите цветным карандашом ломаные линии:
|
2. Оценка работы учащихся на уроке.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.