Цели: составить с учащимися и начать разучивать таблицу умножения и деления с числом 4; использовать полученные знания при решении задач и примеров; вспомнить взаимосвязь между величинами: цена, количество, стоимость; совершенствовать навык решения уравнений.
Коммуникативные УУД: уметь оформлять свои мысли в устной форме; формулировать собственное мнение и позицию; строить понятные для партнера высказывания
Регулятивные УУД: выполнять учебные действия в умственном плане; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе оценки и учета характера сделанных ошибок.
Познавательные УУД: уметь ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять выбор наиболее эффективного способа.
Личностные УУД: ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ, самоконтроль результата; ориентация на формирование здорового образа жизни.
У р о к 37. ТАБЛИЦЫ УМНОЖЕНИЯ И ДЕЛЕНИЯ
С ЧИСЛОМ 4 (с. 48)
Цели: составить с учащимися и начать разучивать таблицу умножения и
деления с числом 4; использовать полученные знания при решении задач и
примеров; вспомнить взаимосвязь между величинами: цена, количество,
стоимость; совершенствовать навык решения уравнений.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Устный счёт.
1. Вычислите, найдите лишнее выражение:
57 – 42
78 – 63
Вычислив значения выражений, дети приходят к выводу, что лишнее
22 – 7
49 – 35
65 – 50
36 – 21
выражение 49 – 35, так как его значение 14, а значение других примеров 15.
2. Устно также выполняется задание на смекалку (в самом низу страницы).
Дети подбирают значения х в уравнениях. В первом уравнении х = 10, во
втором х = 1, в третьем х = 18, в четвертом х= 0.
3. Вставьте в «окошки» нужные числа:
10 : 2 = (cid:151)
(cid:151) : 3 = 7
2 ∙ (cid:151) = 18
18 : (cid:151) = 3
(cid:151) : (cid:151) =
(cid:151) : (cid:151) = 3
(cid:151) : (cid:151) =
(cid:151) ∙ 3 = 0
(cid:151) : 6 = 2
III. Работа над новым материалом.
Таблицы умножения и деления с числом 4 являются новыми (аналогичные
таблицы с числами 2 и 3 рассматривались во 2 классе), поэтому при их
составлении надо больше уделить внимания как способу получения
результатов, так и их запоминанию.
В порядке подготовки, опираясь на рисунок учебника, дети прибавляют по
4 до 40. Затем, записав таблицу умножения четырех, начиная со случая 4 ∙ 4,
находят результаты сложением:
4 ∙ 4 = 16
4 ∙ 5 = 20
4 ∙ 6 = 24
4 ∙ 7 = 28
4 + 4 + 4 + 4 = 16
4 + 4 + 4 + 4 + 4 = 20
4 + 4 + 4 + 4 + 4 + 4 = 24
4 + 4 + 4 + 4 + 4 + 4 + 4 = 28При этом дети повторяют ранее введенные приемы: результат каждого
следующего произведения можно получить,
прибавив к данному
произведению 4 (например: 4 ∙ 5 = 4 ∙ 4 + 4 = 16 + 4 = 20); можно поразному
группировать слагаемые (например: 4 ∙ 7 = 4 ∙ 5 + 4 ∙ 2 = 20 + 8 = 28); можно
переставлять множители (например: 4 ∙ 5 = 5 ∙ 4 = 5 + 5 + 5 + 5 = 20).
Вычислив таким образом все произведения, сверяют полученную таблицу с
таблицей в учебнике. Затем ученики могут самостоятельно составить таблицу
умножения на 4, переставив множители в первой таблице, а также таблицу
деления на 4 и таблицу деления, когда в частном получается число 4,
выполнив деление произведения сначала на один из множителей, а затем на
другой.
Составляя эти таблицы, ученики рассуждают примерно так:
4 ∙ 5 = 20, переставлю множители: 5 умножить на 4, получится тоже 20;
разделю произведение 20 на множитель 4, получится другой множитель 5;
разделю произведение 20 на множитель 5, получится множитель 4.
Надо спросить детей, почему начали запись таблицы со случая 4 ∙ 4, а не со
случаев 4 ∙ 2 и 4 ∙ 3. Они должны объяснить, что эти случаи уже
рассматривались в таблицах умножения с числами 2 и 3.
Полезно пронаблюдать, как изменялись результаты в каждой из таблиц.
Для первичного закрепления следует воспроизвести результаты всех
рассмотренных таблиц по порядку или вразбивку, по столбцам или по
строкам (можно стереть результаты в таблицах, записанных на доске, а затем
восстановить их).
После этого учащиеся выполняют задание № 1 с последующей проверкой.
Ф и з к у л ь т м и н у т к а
Раз, два – выше голова,
Три, четыре – руки шире,
Пять, шесть – тихо сесть,
Семь, восемь – лень отбросим.
Раз – согнуться, разогнуться,
Два – нагнуться, потянуться,
Три – в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре – руки шире,
Пять, шесть – тихо сесть,
Семь, восемь – лень отбросим.
IV. Работа над пройденным материалом.
1. Решение задач. Перед выполнением задания № 2 учитель должен
вспомнить с учащимися взаимосвязь между величинами: цена, количество,
стоимость.
Учитель. Как найти цену, если известны количество и стоимость?Дети. Надо стоимость разделить на количество.
Учитель. Как найти количество, если известны цена и стоимость?
Дети. Надо стоимость разделить на цену.
Учитель. Как найти стоимость, если известны цена и количество?
Дети. Надо цену умножить на количество.
После этого записывают в таблицу условие задачи, и дети решают задачу
самостоятельно.
В задании № 3 учащиеся самостоятельно составляют и решают задачу с
последующей проверкой.
В задании № 4 два вопроса. Можно предложить учащимся I варианта
ответить на первый вопрос, а учащиеся II варианта отвечают на второй
вопрос. Дети решают задачу самостоятельно. Учитель помогает учащимся,
которые затрудняются в записи условия или решения задачи. После этого
проводится проверка.
2. Для самостоятельной работы на уроке можно предложить решить
уравнение № 5.
V. Итоги урока.
Учитель. Ребята, что нового мы сегодня узнали на уроке?
Дети. Сегодня на уроке мы составляли таблицу умножения и деления с
числом 4.
Учитель. Что повторяли на уроке?
Дети. На уроке повторяли задачи, решали уравнения.
Домашнее задание: с. 48, № 5.