Конспект урока по математике в 5 классе в условиях ФГОС
Оценка 4.6

Конспект урока по математике в 5 классе в условиях ФГОС

Оценка 4.6
Разработки уроков
doc
математика
5 кл
23.03.2017
Конспект урока по математике в 5 классе в условиях ФГОС
Технологическая карта урока Учитель Иванова Людмила Егоровна МБОУ Исаковская СОШ Вяземского района Предмет Математика Класс 5 класс Учебно-методический комплект Виленкин Н.Я. Математика. 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов, А.С. Чесноков, С.И. Шварцбурд. - М. Мнемозина, 2013. Тема и тип урока Комбинированный урок по теме: «Доли. Обыкновенные дроби». Цели урока Ознакомить обучающихся с понятием дроби, научиться определять числитель и знаменатель дроби, что показывает числитель и знаменатель дроби; понимать, что такое доля, половина, треть и четверть; уметь записывать дроби. Обучающиеся научатся правильно читать, писать и объяснять значение дроби, понимание каждой дроби, находить числитель и знаменатель; рассуждать и делать выводы; слушать собеседника и вести диалог; работать в паре; излагать и аргументировать свою точку зрения; оценивать себя и товарищей. Задачи урока: • образовательные (формирование познавательных УУД): научить правильно читать и писать дроби, находить знаменатель и числитель, научить правильно понимать дробь; • воспитательные (формирование коммуникативных и личностных УУД): умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, строить в паре продуктивное взаимодействие, воспитывать ответственность и аккуратность; осуществлять рефлексию своего отношения к содержанию темы. • развивающие (формирование регулятивных УУД) формулировать вопросы по теме на основе опорных (ключевых и вопросительных) слов, развивать умение, анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, развивать внимание; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. Используемые на уроке технологии: • здоровьесберегающие; • проблемное обучение; Используемые на уроке методы: • по источникам знаний: словесный; • по степени взаимодействия учитель-ученик: диалог; • относительно дидактических задач: восприятие; • относительно характера познавательной деятельности: репродуктивный, частично-поисковый Формы работы обучающихся Фронтальная, самостоятельная, коллективная. Организация деятельности обучающихся на уроке: • самостоятельно определяют тему, цель урока; • выполняют самостоятельную работу с самопроверкой; • ведут диалог, отвечают на вопросы; • оценивают себя; • рефлектируют. Учебное оборудование Учебник, проектор, разноуровневые карточки с задачами, ножницы, набор цветных квадратиков Структура и ход урока Этап урока Задачи этапа Деятельность учителя Деятельность учеников Время (в мин) Формируемые УУД 1. Организационный этап Создать благоприятный психологический настрой на работу Приветствие, проверка подготовленности к учебному занятию, организация внимания детей. Включаются в деловой ритм урока. 1 Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Регулятивные: организация своей учебной деятельности Личностные: мотивация учения 2. Актуализация знаний Актуализация опорных знаний и способов действий. Проверка домашнего задания в парах Участвуют в работе по проверке домашнего задания (коллективно), в беседе с учителем отвечают на поставленные вопросы 3 Познавательные: структурирование собственных знаний. Коммуникативные: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. Регулятивные: контроль и оценка процесса и результатов деятельности. Личностные: оценивание усваиваемого материала. 3. Постановка цели и задач урока. Обеспечение мотивации учения детьми, принятие ими тему и целей урока. Мотивирует учащихся, вместе с ними определяет цель урока; акцентирует внимание учащихся на значимость темы. Записывают дату в тетрадь, определяют тему и цель урока. 4 Познавательные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме. Личностные: самоопределение. Регулятивные: целеполагание. Коммуникативные: умение вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении вопроса. 4. Этап изучение нового материала. Введение понятия обыкновенная дробь, на имеющихся знаниях из начальной школы и подведение их к самостоятельной формулировки доли и обыкновенные дроби. Демонстрация презентации, где на каждом этапе учитель поясняет пошагово введение новых понятий: числитель, знаменатель, что они означают. Акцентирует внимание на записи и чтении обыкновенных дробей. Учитель дает возможность обучающимся самостоятельно дать определение “Доли”, изображать дроби на координатном луче. При просмотре данной презентации, обучающиеся, вместе с учителем читают готовые записи дробей, определяют место нахождения числителя и знаменателя, их значения. Изображают дроби на координатном луче. 10 Познавательные: самостоятельное решение проблемы, построение логической цепи рассуждений; Личностные: формировать способность к эмоциональному восприятию математических рассуждении. Регулятивные: определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; Коммуникативные: постановка вопросов, инициативное сотрудничество. 4. Применение знаний и умений в новой ситуации Показать разнообразие задач на проценты, решаемых в жизни. Организация и контроль за процессом решения задач. Работают коллективно над поставленными задачами. 10 Познавательные: формирование интереса к данной теме. Личностные: формирование готовности к самообразованию. Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других. Регулятивные: планирование своей деятельности для решения поставленной задачи и контроль полученного результата. 5. Физкультминутка Смена деятельности. Сменить деятельность, обеспечить эмоциональную разгрузку учащихся. Учащиеся сменили вид деятельности и готовы продолжить работу. 2 6. Этап первичное осмысление и закрепление знаний. Дать качественную оценку работы класса и отдельных обучаемых. Выявляет качество и уровень усвоения знаний, а также устанавливает причины выявленных ошибок. Учащиеся анализируют свою работу, выражают вслух свои затруднения и обсуждают правильность решения задач. 10 Личностные: формирование позитивной самооценки Коммуникативные: Регулятивные: умение самостоятельно адекватно анализировать правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы. 7. Рефлексия (подведение итогов урока) Дать количественную оценку работы учащихся Подводит итоги работы групп и класса в целом. Учащиеся сдают карточки самооценивания. 2 Регулятивные: оценивание собственной деятельности на уроке 8. Информация о домашнем задании Обеспечение понимания детьми содержания и способов выполнения домашнего задания Дает комментарий к домашнему заданию Учащиеся записывают в дневники задание. 3 Ход урока Этапы урока Деятельность учителя Деятельность учеников 1. Организационный этап Цель: создать благоприятный психологический настрой на работу, мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки; осознанное , вхождение учащегося в пространство учебной деятельности, создание предпосылок для эмоционально комфортной обстановки на уроке. Учитель приветствует учащихся, проверяет их готовность к уроку. - У каждого из вас на столах лежат карточки самооценивания. Подпишите их. В течение урока мы с вами будем выполнять различные задания. По окончанию решения каждой задачи, вы должны оценить свою работу: "+" - справился с задачей без затруднений, "±" - справился с задачей, но возникали сложности, "-" - не справился с задачей. Учащиеся слушают учителя, подписывают карточки самооценивания 2. Актуализация знаний Цель: Актуализация опорных знаний и способов действий. Проверка домашнего задания: Ребята, давайте проверим домашнее задание, для этого обменяйтесь тетрадями с соседом по парте . Вам был задан № 878(а,г,д). Проверим, как вы справились с решением уравнений. Есть ли вопросы по решению уравнений? Давайте вспомним, как найти неизвестный • множитель, • делимое, • уменьшаемое, • вычитаемое, • слагаемое? Ребята, посмотрите на доску. Правильно ли решены уравнения? Учитель выводит решение заданий на экран. Отвечает на вопросы учащихся Учащиеся обмениваются тетрадями и проверяют домашнее задание по готовым ответам исправляют ошибки и ставят оценку. Каждый ученик фиксирует в карточке самооценивания д.з. 3. Постановка цели и задач урока. Цель: Обеспечение мотивации учения детьми, принятие ими тему и целей урока. Задание выводится на экран. 15 * 11 А 24 * 3 З 0 * 17 И 125 * 8 К 25 * 9 * 4 М 520 : 10 О 64 : 32 Л 51 : 17 О 40 * 60 Т 1000 : 125 Д Если вы верно найдете значения выражений и расположите однозначные ответы в порядке убывания, то прочитаете тему сегодняшнего урока. Тема нашего урока: « Доли. Обыкновенные дроби».(Выводится на экран). Наша цель на уроке 1. Познакомить с понятием доля, половина, треть, четверть, обыкновенная дробь, числи-тель и знаменатель дроби; 2. Развивать умение читать и записывать обыкновенную дробь по числителю и знаменателю, логическое мышление учащихся, формировать умение самостоятельно проверять правильность выполнения задания; 3. Воспитывать уважительное отношение к окружающим, внимание, чувство ответственности, уверенность в себе. (Выводится на экран) Учащиеся устно решают и определяют тему урока. Записывают дату и тему урока в тетрадь. 4. Этап изучение нового материала. Цель: введение понятия обыкновенная дробь, на имеющихся знаниях из начальной школы и подведение их к самостоятельной формулировки доли и обыкновенные дроби. У нас есть поговорка: “попал в тупик”, т.е. попал в такое положение, откуда нет выхода. У немцев аналогичная поговорка гласит: “попасть в дроби”. Она означает, что человек, попавший в “дроби”, оказался в затруднительном положении. Итак, ребята, задача нашего урока – выяснить, а смогут ли нас дроби поставить в затруднительное положение или нет. Начнём наше знакомство с просмотра отрывка из мультфильма. (Просмотр ролика мультфильма «Апельсин») - Какой фрукт делили звери? (апельсин) - Из чего он состоит? (Из долек) - А какие дольки в апельсине? (равные) - Значит, что такое доли? (Доли – это равные части) - Молодцы! - На сколько частей надо разделить апельсин, чтобы все звери получили поровну? (на восемь) - Какую часть получит каждый? (одну восьмую) Одна долька, помогайте, для ежа, одна долька для чижа, одна долька для утят, одна долька для котят и одна долька для бобра .А сколько долек достанется трём зверям (3 доли) , а пяти? В математике долю принято записывать в виде.. 1/8, 3/8, 5/8 – Такая запись числа называется обыкновенной дробью. -Обратимся к нашему главному помощнику – учебнику, стр 138-139 Прочитайте статью и ответьте на вопросы. -Как называется числа в записи дроби? - Давайте подумаем, что обозначает знаменатель, а что числитель. Теперь сделаем запись в тетради: Запись вида , где a и b натуральные числа, называется обыкновенной дробью. a - числитель дроби, b – знаменатель дроби, черта между ними – дробная черта Самая известная из долей – это, конечно, половина. Слова с приставкой “пол” можно услышать часто: полчаса, полкилометра, полведра. Разделили единицу на две равные части, получили половину. Долю называют “половиной”. Название доли зависит от того, на сколько равных частей разделили единицу. Разделили на три части, получили “треть”. Долю называют “третью”. Если единицу разделить на 4 равные части, то получится или по-другому говорят “четверть”. Скажите, вы когда-нибудь слышали слово четверть? А сколько это минут? Итак, мы познакомились с такими долями, как: половина, треть, четверть. А как же будут называться другие доли, если единицу разделить на пять равных частей. Неужели “пятерть”, на шесть “шестерть”? Конечно, нет. Таких смешных слов в русском языке нет. Чтобы называть доли пользуются словами “пятая”, “шестая”. Учащиеся предлагают свои варианты ответов, потом обсуждают вместе с учителем. Отвечают на поставленные вопросы. Учащиеся знакомятся самостоятельно с новым материалом, и отвечают на поставленные вопросы. Учащиеся записывают в тетради Записывают в тетради дроби и их названия. Учебная четверть, четверть часа. . 5. Физпауза Цель: сменить вид деятельности. 5. Физкультминутка Давайте встанем с места и посмотрим на экран и повторим движения за человечком. -Молодцы, а теперь сядем на свои места и продолжим работу. Учащиеся поднимаются с мест, повторяют те же действия. 6. Этап первичное осмысление и закрепление знаний. Цель: мотивировать учащихся к деятельности; контролировать выполнения заданий 1.Ребята по учебнику находим №884, и определяем, какая часть фигуры закрашена. А теперь оцените свою работу. Работа с ножницами. У каждого из учащихся на столе квадрат из картона со стороной 4 см иножницы. Задание: разрезать квадрат на четыре равные доли любым способом. 1 2 3 Дети, дома из полученных долей изготовьте Новогоднюю открытку. 2. Математический диктант. (учитель просит выйти одного обучающегося к доске) Запишите в виде обыкновенной дроби: а) три шестых; б) одна треть; в) половина; г) три четверти; д) семь десятых; е) одиннадцать сотых; ж) одиннадцать сорок восьмых. (Поменяйтесь тетрадями со своим соседом и выполните проверку): Все правильно – «5» Одна ошибка – «4» Две ошибки – «3» Вы, молодцы! Я уверена, что вы также хорошо справитесь со следующим заданием. 3. Индивидуальные карточки. Готовый ответ учитель выводит на экран. Оцените себя. Учащиеся решают задачу в тетрадях, один ученик по желанию выходит к доске. Самооценка учащихся. Самостоятельно выполняют практическую работу. Дома выполняют мини-проект: «Новогодняя открытка» Самостоятельно пишут диктант, самопроверка, самооценка. Отвечают на вопросы. По карточкам решают задачу, проверяют по готовому ответу, оценивают себя. 7. Рефлексия (подведение итогов урока) Цель: оценить результаты собственной деятельности Сегодня на уроке мы выполняли разные задания, но везде встречались обыкновенные дроби! - Кто узнал на уроке что-то нового для себя? - Что понравилось на уроке, а что нет? - Мнения ребят, кто лучше всех работал на уроке? Учащиеся анализируют свою работу, выражают вслух свои впечатления. сдают карточки самооценивания. 8. Информация о домашнем задании По учебнику № 925 – практическое задание. 928 – решить задачу. Творческая работа по желанию: составить сказку про обыкновенные дробей. Записывают домашнее задание в дневниках. Приложение Уровень «3» • Какая часть фигуры закрашена? • Решите задачу: В коробке лежат 12 мячей. Из них 7 мячей зелёного цвета. Какую часть всех мячей составляют мячи зелёного цвета? Уровень «4» • Какая часть фигуры закрашена? • Решите задачу: На выставке представлено 12 телевизоров. Среди них 11 цветных. Какая часть представленных на выставке телевизоров черно белые? Уровень «5» • В книге 160 страниц. Вика прочитала часть всей книги. Сколько страниц осталось прочесть. • Решите задачу: Завод получил 120 новых станков. В первом цехе установили полученных станков. Сколько новых станков установили в первом цехе?Технологическая карта урока Учитель Иванова Людмила Егоровна МБОУ Исаковская СОШ Вяземского района Предмет Математика Класс 5 класс Учебно-методический комплект Виленкин Н.Я. Математика. 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов, А.С. Чесноков, С.И. Шварцбурд. - М. Мнемозина, 2013. Тема и тип урока Комбинированный урок по теме: «Доли. Обыкновенные дроби». Цели урока Ознакомить обучающихся с понятием дроби, научиться определять числитель и знаменатель дроби, что показывает числитель и знаменатель дроби; понимать, что такое доля, половина, треть и четверть; уметь записывать дроби. Обучающиеся научатся правильно читать, писать и объяснять значение дроби, понимание каждой дроби, находить числитель и знаменатель; рассуждать и делать выводы; слушать собеседника и вести диалог; работать в паре; излагать и аргументировать свою точку зрения; оценивать себя и товарищей. Задачи урока: • образовательные (формирование познавательных УУД): научить правильно читать и писать дроби, находить знаменатель и числитель, научить правильно понимать дробь; • воспитательные (формирование коммуникативных и личностных УУД): умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, строить в паре продуктивное взаимодействие, воспитывать ответственность и аккуратность; осуществлять рефлексию своего отношения к содержанию темы. • развивающие (формирование регулятивных УУД) формулировать вопросы по теме на основе опорных (ключевых и вопросительных) слов, развивать умение, анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, развивать внимание; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. Используемые на уроке технологии: • здоровьесберегающие; • проблемное обучение; Используемые на уроке методы: • по источникам знаний: словесный; • по степени взаимодействия учитель-ученик: диалог; • относительно дидактических задач: восприятие; • относительно характера познавательной деятельности: репродуктивный, частично-поисковый Формы работы обучающихся Фронтальная, самостоятельная, коллективная. Организация деятельности обучающихся на уроке: • самостоятельно определяют тему, цель урока; • выполняют самостоятельную работу с самопроверкой; • ведут диалог, отвечают на вопросы; • оценивают себя; • рефлектируют. Учебное оборудование Учебник, проектор, разноуровневые карточки с задачами, ножницы, набор цветных квадратиков Структура и ход урока Этап урока Задачи этапа Деятельность учителя Деятельность учеников Время (в мин) Формируемые УУД 1. Организационный этап Создать благоприятный психологический настрой на работу Приветствие, проверка подготовленности к учебному занятию, организация внимания детей. Включаются в деловой ритм урока. 1 Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Регулятивные: организация своей учебной деятельности Личностные: мотивация учения 2. Актуализация знаний Актуализация опорных знаний и способов действий. Проверка домашнего задания в парах Участвуют в работе по проверке домашнего задания (коллективно), в беседе с учителем отвечают на поставленные вопросы 3 Познавательные: структурирование собственных знаний. Коммуникативные: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. Регулятивные: контроль и оценка процесса и результатов деятельности. Личностные: оценивание усваиваемого материала. 3. Постановка цели и задач урока. Обеспечение мотивации учения детьми, принятие ими тему и целей урока. Мотивирует учащихся, вместе с ними определяет цель урока; акцентирует внимание учащихся на значимость темы. Записывают дату в тетрадь, определяют тему и цель урока. 4 Познавательные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме. Личностные: самоопределение. Регулятивные: целеполагание. Коммуникативные: умение вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении вопроса. 4. Этап изучение нового материала. Введение понятия обыкновенная дробь, на имеющихся знаниях из начальной школы и подведение их к самостоятельной формулировки доли и обыкновенные дроби. Демонстрация презентации, где на каждом этапе учитель поясняет пошагово введение новых понятий: числитель, знаменатель, что они означают. Акцентирует внимание на записи и чтении обыкновенных дробей. Учитель дает возможность обучающимся самостоятельно дать определение “Доли”, изображать дроби на координатном луче. При просмотре данной презентации, обучающиеся, вместе с учителем читают готовые записи дробей, определяют место нахождения числителя и знаменателя, их значения. Изображают дроби на координатном луче. 10 Познавательные: самостоятельное решение проблемы, построение логической цепи рассуждений; Личностные: формировать способность к эмоциональному восприятию математических рассуждении. Регулятивные: определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; Коммуникативные: постановка вопросов, инициативное сотрудничество. 4. Применение знаний и умений в новой ситуации Показать разнообразие задач на проценты, решаемых в жизни. Организация и контроль за процессом решения задач. Работают коллективно над поставленными задачами. 10 Познавательные: формирование интереса к данной теме. Личностные: формирование готовности к самообразованию. Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других. Регулятивные: планирование своей деятельности для решения поставленной задачи и контроль полученного результата. 5. Физкультминутка Смена деятельности. Сменить деятельность, обеспечить эмоциональную разгрузку учащихся. Учащиеся сменили вид деятельности и готовы продолжить работу. 2 6. Этап первичное осмысление и закрепление знаний. Дать качественную оценку работы класса и отдельных обучаемых. Выявляет качество и уровень усвоения знаний, а также устанавливает причины выявленных ошибок. Учащиеся анализируют свою работу, выражают вслух свои затруднения и обсуждают правильность решения задач. 10 Личностные: формирование позитивной самооценки Коммуникативные: Регулятивные: умение самостоятельно адекватно анализировать правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы. 7. Рефлексия (подведение итогов урока) Дать количественную оценку работы учащихся Подводит итоги работы групп и класса в целом. Учащиеся сдают карточки самооценивания. 2 Регулятивные: оценивание собственной деятельности на уроке 8. Информация о домашнем задании Обеспечение понимания детьми содержания и способов выполнения домашнего задания Дает комментарий к домашнему заданию Учащиеся записывают в дневники задание. 3 Ход урока Этапы урока Деятельность учителя Деятельность учеников 1. Организационный этап Цель: создать благоприятный психологический настрой на работу, мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки; осознанное , вхождение учащегося в пространство учебной деятельности, создание предпосылок для эмоционально комфортной обстановки на уроке. Учитель приветствует учащихся, проверяет их готовность к уроку. - У каждого из вас на столах лежат карточки самооценивания. Подпишите их. В течение урока мы с вами будем выполнять различные задания. По окончанию решения каждой задачи, вы должны оценить свою работу: "+" - справился с задачей без затруднений, "±" - справился с задачей, но возникали сложности, "-" - не справился с задачей. Учащиеся слушают учителя, подписывают карточки самооценивания 2. Актуализация знаний Цель: Актуализация опорных знаний и способов действий. Проверка домашнего задания: Ребята, давайте проверим домашнее задание, для этого обменяйтесь тетрадями с соседом по парте . Вам был задан № 878(а,г,д). Проверим, как вы справились с решением уравнений. Есть ли вопросы по решению уравнений? Давайте вспомним, как найти неизвестный • множитель, • делимое, • уменьшаемое, • вычитаемое, • слагаемое? Ребята, посмотрите на доску. Правильно ли решены уравнения? Учитель выводит решение заданий на экран. Отвечает на вопросы учащихся Учащиеся обмениваются тетрадями и проверяют домашнее задание по готовым ответам исправляют ошибки и ставят оценку. Каждый ученик фиксирует в карточке самооценивания д.з. 3. Постановка цели и задач урока. Цель: Обеспечение мотивации учения детьми, принятие ими тему и целей урока. Задание выводится на экран. 15 * 11 А 24 * 3 З 0 * 17 И 125 * 8 К 25 * 9 * 4 М 520 : 10 О 64 : 32 Л 51 : 17 О 40 * 60 Т 1000 : 125 Д Если вы верно найдете значения выражений и расположите однозначные ответы в порядке убывания, то прочитаете тему сегодняшнего урока. Тема нашего урока: « Доли. Обыкновенные дроби».(Выводится на экран). Наша цель на уроке 1. Познакомить с понятием доля, половина, треть, четверть, обыкновенная дробь, числи-тель и знаменатель дроби; 2. Развивать умение читать и записывать обыкновенную дробь по числителю и знаменателю, логическое мышление учащихся, формировать умение самостоятельно проверять правильность выполнения задания; 3. Воспитывать уважительное отношение к окружающим, внимание, чувство ответственности, уверенность в себе. (Выводится на экран) Учащиеся устно решают и определяют тему урока. Записывают дату и тему урока в тетрадь. 4. Этап изучение нового материала. Цель: введение понятия обыкновенная дробь, на имеющихся знаниях из начальной школы и подведение их к самостоятельной формулировки доли и обыкновенные дроби. У нас есть поговорка: “попал в тупик”, т.е. попал в такое положение, откуда нет выхода. У немцев аналогичная поговорка гласит: “попасть в дроби”. Она означает, что человек, попавший в “дроби”, оказался в затруднительном положении. Итак, ребята, задача нашего урока – выяснить, а смогут ли нас дроби поставить в затруднительное положение или нет. Начнём наше знакомство с просмотра отрывка из мультфильма. (Просмотр ролика мультфильма «Апельсин») - Какой фрукт делили звери? (апельсин) - Из чего он состоит? (Из долек) - А какие дольки в апельсине? (равные) - Значит, что такое доли? (Доли – это равные части) - Молодцы! - На сколько частей надо разделить апельсин, чтобы все звери получили поровну? (на восемь) - Какую часть получит каждый? (одну восьмую) Одна долька, помогайте, для ежа, одна долька для чижа, одна долька для утят, одна долька для котят и одна долька для бобра .А сколько долек достанется трём зверям (3 доли) , а пяти? В математике долю принято записывать в виде.. 1/8, 3/8, 5/8 – Такая запись числа называется обыкновенной дробью. -Обратимся к нашему главному помощнику – учебнику, стр 138-139 Прочитайте статью и ответьте на вопросы. -Как называется числа в записи дроби? - Давайте подумаем, что обозначает знаменатель, а что числитель. Теперь сделаем запись в тетради: Запись вида , где a и b натуральные числа, называется обыкновенной дробью. a - числитель дроби, b – знаменатель дроби, черта между ними – дробная черта Самая известная из долей – это, конечно, половина. Слова с приставкой “пол” можно услышать часто: полчаса, полкилометра, полведра. Разделили единицу на две равные части, получили половину. Долю называют “половиной”. Название доли зависит от того, на сколько равных частей разделили единицу. Разделили на три части, получили “треть”. Долю называют “третью”. Если единицу разделить на 4 равные части, то получится или по-другому говорят “четверть”. Скажите, вы когда-нибудь слышали слово четверть? А сколько это минут? Итак, мы познакомились с такими долями, как: половина, треть, четверть. А как же будут называться другие доли, если единицу разделить на пять равных частей. Неужели “пятерть”, на шесть “шестерть”? Конечно, нет. Таких смешных слов в русском языке нет. Чтобы называть доли пользуются словами “пятая”, “шестая”. Учащиеся предлагают свои варианты ответов, потом обсуждают вместе с учителем. Отвечают на поставленные вопросы. Учащиеся знакомятся самостоятельно с новым материалом, и отвечают на поставленные вопросы. Учащиеся записывают в тетради Записывают в тетради дроби и их названия. Учебная четверть, четверть часа. . 5. Физпауза Цель: сменить вид деятельности. 5. Физкультминутка Давайте встанем с места и посмотрим на экран и повторим движения за человечком. -Молодцы, а теперь сядем на свои места и продолжим работу. Учащиеся поднимаются с мест, повторяют те же действия. 6. Этап первичное осмысление и закрепление знаний. Цель: мотивировать учащихся к деятельности; контролировать выполнения заданий 1.Ребята по учебнику находим №884, и определяем, какая часть фигуры закрашена. А теперь оцените свою работу. Работа с ножницами. У каждого из учащихся на столе квадрат из картона со стороной 4 см иножницы. Задание: разрезать квадрат на четыре равные доли любым способом. 1 2 3 Дети, дома из полученных долей изготовьте Новогоднюю открытку. 2. Математический диктант. (учитель просит выйти одного обучающегося к доске) Запишите в виде обыкновенной дроби: а) три шестых; б) одна треть; в) половина; г) три четверти; д) семь десятых; е) одиннадцать сотых; ж) одиннадцать сорок восьмых. (Поменяйтесь тетрадями со своим соседом и выполните проверку): Все правильно – «5» Одна ошибка – «4» Две ошибки – «3» Вы, молодцы! Я уверена, что вы также хорошо справитесь со следующим заданием. 3. Индивидуальные карточки. Готовый ответ учитель выводит на экран. Оцените себя. Учащиеся решают задачу в тетрадях, один ученик по желанию выходит к доске. Самооценка учащихся. Самостоятельно выполняют практическую работу. Дома выполняют мини-проект: «Новогодняя открытка» Самостоятельно пишут диктант, самопроверка, самооценка. Отвечают на вопросы. По карточкам решают задачу, проверяют по готовому ответу, оценивают себя. 7. Рефлексия (подведение итогов урока) Цель: оценить результаты собственной деятельности Сегодня на уроке мы выполняли разные задания, но везде встречались обыкновенные дроби! - Кто узнал на уроке что-то нового для себя? - Что понравилось на уроке, а что нет? - Мнения ребят, кто лучше всех работал на уроке? Учащиеся анализируют свою работу, выражают вслух свои впечатления. сдают карточки самооценивания. 8. Информация о домашнем задании По учебнику № 925 – практическое задание. 928 – решить задачу. Творческая работа по желанию: составить сказку про обыкновенные дробей. Записывают домашнее задание в дневниках. Приложение Уровень «3» • Какая часть фигуры закрашена? • Решите задачу: В коробке лежат 12 мячей. Из них 7 мячей зелёного цвета. Какую часть всех мячей составляют мячи зелёного цвета? Уровень «4» • Какая часть фигуры закрашена? • Решите задачу: На выставке представлено 12 телевизоров. Среди них 11 цветных. Какая часть представленных на выставке телевизоров черно белые? Уровень «5» • В книге 160 страниц. Вика прочитала часть всей книги. Сколько страниц осталось прочесть. • Решите задачу: Завод получил 120 новых станков. В первом цехе установили полученных станков. Сколько новых станков установили в первом цехе?
открытый урок 5 кл.doc
Технологическая карта урока Иванова Людмила Егоровна  МБОУ Исаковская СОШ Вяземского района  Математика 5 класс Виленкин   Н.Я.   Математика.   5   класс:   учебник   для   учащихся общеобразовательных   учреждений   /   Н.Я.   Виленкин,   В.И.   Жохов,   А.С. Чесноков, С.И. Шварцбурд. ­ М. Мнемозина, 2013. Учитель Предмет Класс Учебно­ методический  комплект Тема и тип урока Комбинированный урок по теме: «Доли. Обыкновенные дроби». Цели  урока Ознакомить обучающихся с понятием дроби, научиться определять  числитель и знаменатель дроби, что показывает числитель и знаменатель  дроби;  понимать, что такое доля, половина, треть и четверть;  уметь  записывать дроби.  Обучающиеся научатся  правильно читать, писать и объяснять значение  дроби,     понимание каждой дроби,  находить числитель и знаменатель;  рассуждать и делать выводы; слушать собеседника и вести диалог;  работать в паре; излагать и аргументировать свою точку зрения; оценивать  себя и товарищей. Задачи урока: Используемые на уроке  технологии: Используемые на уроке методы: Формы работы  обучающихся Организация  деятельности        обучающихся на  уроке:          образовательные (формирование познавательных УУД):   научить правильно читать и писать  дроби,  находить знаменатель и  числитель, научить правильно понимать дробь; воспитательные (формирование коммуникативных и личностных  УУД):   умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном  обсуждении проблем, строить в паре продуктивное взаимодействие,  воспитывать ответственность и аккуратность; осуществлять  рефлексию своего отношения к содержанию темы. развивающие (формирование регулятивных УУД) формулировать вопросы по теме на основе опорных (ключевых и  вопросительных) слов, развивать умение,  анализировать,  сравнивать, обобщать, делать выводы, развивать внимание;  рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка  процесса и результатов деятельности. здоровьесберегающие; проблемное обучение; по источникам знаний: словесный; по степени взаимодействия учитель­ученик: диалог; относительно дидактических задач: восприятие; относительно характера познавательной деятельности:  репродуктивный, частично­поисковый    Фронтальная, самостоятельная, коллективная.      самостоятельно определяют тему, цель урока; выполняют самостоятельную работу с самопроверкой; ведут диалог, отвечают на вопросы; оценивают себя; рефлектируют. Учебное  Учебник, проектор,  разноуровневые карточки с задачами, ножницы, набор оборудование цветных квадратиков Структура и ход урока Деятельность  учителя Приветствие,  проверка  подготовленност и к учебному  занятию,  организация  внимания детей. Проверка  домашнего  задания в парах Этап  урока 1.  Организа ционный  этап 2.  Актуализ ация  знаний Задачи  этапа Создать  благоприя тный  психологи ческий  настрой  на работу Актуализа ция  опорных  знаний и  способов  действий. 3.  Постанов ка цели и  задач  урока.   Обеспечен ие  мотиваци и учения  детьми,  принятие  ими  тему  и целей  урока. Мотивирует  учащихся, вместе с ними  определяет цель  урока;  акцентирует  внимание  учащихся на  значимость темы. Деятельность  учеников Включаются в  деловой ритм  урока. Время  (в мин) 1 3 4 Участвуют в  работе по  проверке  домашнего  задания  (коллективно),  в беседе с  учителем  отвечают на  поставленные  вопросы Записывают  дату в тетрадь,  определяют  тему и цель  урока. 4.  Этап  изучение  нового  материал а. 10 Введение  понятия  обыкнове нная  дробь, на  имеющихс я знаниях  из  начальной школы и  подведени е их к  самостоят ельной  формулир Демонстрация  презентации, где  на каждом этапе  учитель поясняет пошагово  введение новых  понятий:  числитель,  знаменатель, что  они означают.  Акцентирует  внимание на  записи и чтении  обыкновенных  дробей. При просмотре  данной  презентации,  обучающиеся,  вместе с  учителем читают готовые записи  дробей,  определяют  место  нахождения  числителя и  знаменателя, их  значения.  Изображают  Формируемые УУД Коммуникативные: планирован ие учебного сотрудничества с  учителем и сверстниками. Регулятивные: организация  своей учебной деятельности Личностные: мотивация учения Познавательные: структуриров ание собственных знаний. Коммуникативные: организовы вать   и   планировать   учебное сотрудничество   с   учителем   и сверстниками.  Регулятивные: контроль  и оценка процесса и результатов  деятельности. Личностные:  оценивание  усваиваемого материала. Познавательные: умение  осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной  форме. Личностные: самоопределение. Регулятивные: целеполагание. Коммуникативные: умение вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении вопроса. Познавательные: самостоятель ное  решение проблемы,  построение логической цепи  рассуждений; Личностные: формировать  способность к эмоциональному  восприятию математических  рассуждении. Регулятивные: определение  последовательности  промежуточных целей с учётом  конечного результата; Коммуникативные: постановка  вопросов, инициативное  сотрудничество. Учитель дает  возможность  обучающимся  самостоятельно  дать определение “Доли”,  изображать  дроби на  координатном  луче. Организация и  контроль за  процессом  решения задач. дроби на  координатном  луче. 10 Работают  коллективно над поставленными  задачами. овки доли и  обыкнове нные  дроби. 4.  Применен ие знаний  и умений  в новой  ситуации Показать  разнообра зие задач  на  проценты, решаемых в жизни. 2 10 Сменить  деятельность,  обеспечить  эмоциональную  разгрузку  учащихся. Выявляет  качество и  уровень усвоения знаний, а также  устанавливает  причины  выявленных  ошибок. Учащиеся  сменили вид  деятельности и  готовы  продолжить  работу. Учащиеся  анализируют  свою работу,  выражают вслух  свои  затруднения и  обсуждают  правильность  решения задач. Подводит итоги  работы групп и  класса в целом. Учащиеся сдают карточки  самооценивания. 2 Дает  комментарий к  домашнему  заданию Учащиеся  записывают в  дневники  задание. 3 5.  Физкульт минутка Смена  деятельно сти. 6.  Этап  первично е  осмыслен ие и  закреплен ие знаний. 7.  Рефлекси я  (подведен ие итогов  урока) 8.  Информа ция о  домашне м задании Дать  качествен ную  оценку  работы  класса и  отдельных обучаемы х. Дать  количеств енную  оценку  работы  учащихся Обеспечен ие  понимани я детьми  содержан ия и  способов  Познавательные: формирование интереса к данной теме. Личностные: формирование готовности к самообразованию. Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других. Регулятивные: планирование  своей деятельности для решения  поставленной задачи и контроль  полученного результата. Личностные: формирование позитивной самооценки Коммуникативные:  Регулятивные: умение адекватно самостоятельно анализировать правильность выполнения   действий   и   вносить необходимые коррективы.     Регулятивные: оценивание  собственной деятельности на  уроке выполнен ия  домашнег о задания Ход урока Деятельность учеников Учащиеся слушают учителя,  подписывают карточки  самооценивания Этапы урока 1. Организационный этап Цель: создать благоприятный  психологический настрой на  работу, мотивировать учащихся к учебной деятельности  посредством создания  эмоциональной обстановки;  осознанное , вхождение  учащегося в пространство  учебной деятельности,  создание предпосылок для  эмоционально комфортной  обстановки на уроке. 2. Актуализация знаний    Цель: Актуализация опорных  знаний и способов действий. Деятельность учителя Учитель приветствует  учащихся, проверяет их  готовность к уроку. ­ У каждого из вас на столах  лежат карточки  самооценивания. Подпишите  их. В течение урока мы с вами  будем выполнять различные  задания. По окончанию  решения каждой задачи, вы  должны оценить свою работу: "+" ­ справился с задачей без  затруднений, "±" ­ справился с задачей, но  возникали сложности, "­" ­ не справился с задачей. Проверка домашнего  задания: Ребята, давайте проверим  домашнее задание, для этого  обменяйтесь тетрадями с  соседом по парте .        Вам   был   задан   № 878(а,г,д).   Проверим,   как   вы справились   решением уравнений. Есть ли вопросы по решению уравнений? Учащиеся обмениваются  тетрадями и проверяют  домашнее задание по  готовым ответам  исправляют ошибки и ставят оценку. Каждый ученик  фиксирует в карточке  самооценивания д.з.   с Давайте   вспомним, как найти неизвестный      множитель,  делимое,  уменьшаемое,  вычитаемое,  слагаемое? Ребята, посмотрите на доску.  Правильно ли решены  уравнения? Учитель выводит решение  заданий на экран. Отвечает на вопросы  учащихся Задание выводится на экран. 15 * 11         А 24 * 3           З 0 * 17           И 125 * 8         К 25 * 9 * 4     М 520 : 10        О 64 : 32          Л 51 : 17          О 40 * 60         Т 1000 : 125    Д Если вы верно найдете  значения выражений и  расположите однозначные  Учащиеся  устно решают и  определяют тему  урока. Записывают дату и  тему урока в тетрадь. 3. Постановка цели и задач  урока. Цель: Обеспечение мотивации  учения детьми, принятие ими  тему и целей урока. Приложение  Уровень   «3»  Какая часть фигуры закрашена?  Решите задачу: В коробке лежат 12 мячей. Из них 7 мячей зелёного цвета. Какую часть всех  мячей составляют мячи зелёного цвета?  Какая часть фигуры закрашена? Уровень  «4»  Решите задачу: На выставке представлено 12 телевизоров. Среди них 11 цветных. Какая  часть представленных на выставке телевизоров черно белые?  В книге 160 страниц. Вика прочитала    часть всей книги. Сколько страниц осталось прочесть. Уровень  «5»  Решите задачу: Завод получил 120 новых станков. В первом цехе установили   полученных  станков. Сколько новых станков установили в первом цехе?

Конспект урока по математике в 5 классе в условиях ФГОС

Конспект урока по математике в 5 классе в условиях ФГОС

Конспект урока по математике в 5 классе в условиях ФГОС

Конспект урока по математике в 5 классе в условиях ФГОС

Конспект урока по математике в 5 классе в условиях ФГОС

Конспект урока по математике в 5 классе в условиях ФГОС

Конспект урока по математике в 5 классе в условиях ФГОС

Конспект урока по математике в 5 классе в условиях ФГОС

Конспект урока по математике в 5 классе в условиях ФГОС

Конспект урока по математике в 5 классе в условиях ФГОС

Конспект урока по математике в 5 классе в условиях ФГОС

Конспект урока по математике в 5 классе в условиях ФГОС

Конспект урока по математике в 5 классе в условиях ФГОС

Конспект урока по математике в 5 классе в условиях ФГОС
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
23.03.2017