Тема урока : " Взаимосвязь между компонентами и результатом умножения " .
Цели урока : познакомить учащихся со взаимосвязью между компонентами и результатом умножения; продолжать работу по закреплению умения решать простые задачи на умножение и деление; совершенствовать навыки решения уравнений и примеров.
У р о к 21. Взаимосвязь между компонентами
и результатом умножения (с. 27)
Цели: познакомить учащихся со взаимосвязью между компонентами и
результатом умножения; продолжать работу по закреплению умения решать
простые задачи на умножение и деление; совершенствовать навыки решения
уравнений и примеров.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Устный счёт.
1. Найдите лишние числа:
а) 90, 20, 25, 50, 70;
б) 42, 24, 48, 45, 49;
в) 76, 32, 18, 4, 27.
2. Сравните:
27 … 29
76 … 56
94 … 49
III. Работа над новым материалом.
Для разъяснения взаимосвязи между множителями и произведением
5 дм … 50 см
3 дм 2 см … 2 дм 3 см
7 дм 4 см … 48 см
учитель записывает на доске пример на умножение: 7 ∙ 4.
Дети читают этот пример с использованием терминов «первый
множитель», «второй множитель», вычисляют с помощью сложения
произведение.
4 = 28
Учитель записывает ответ, названия компонентов и результата.
1й множитель 2й множитель Произведение
7 ∙
28 : 7 = 4
28 : 4 = 7
Выясняя, как получены второй и третий примеры из первого, дети
приходят к выводу, что, разделив произведение (28) на первый множитель (7),
получили второй множитель (4), а разделив произведение (28) на второй
множитель (4), получили первый множитель (7).
Учитель. Ребята, посмотрите на запись второго примера. Как его
получили из первого?
Дети. Произведение 28 разделили на первый множитель 7 и получили
второй множитель 4.Учитель. А как получили третий пример из первого?
Дети. Произведение 28 разделили на второй множитель 4 и получили
первый множитель 7.
Затем аналогичная работа проводится по рисункам и записям, данным
вверху на с. 27 учебника. При этом полезно попросить объяснить записи с
использованием данных в учебнике рисунков.
3 ∙ 4 = 12
2 ∙ 5 = 10
10 : 2 = 5
10 : 5 = 2
(Объяснения будут такими же, как и в предыдущем примере.)
Наконец, дети читают текст в красной рамке, и учитель говорит, что этот
12 : 3 = 4
12 : 4 = 3
вывод следует запомнить.
Если произведение двух множителей разделить на один из них, то
получится другой множитель.
Затем выполняют с пояснением задание № 1.
При выполнении этого упражнения надо объяснить, как можно решить
нижний пример на деление, опираясь на решение примера на умножение,
записанного над ним.
Учащиеся, пользуясь изученным выводом, решают примеры:
7 ∙ 4 = 28
Учащиеся. Во втором примере произведение 28 разделили на первый
28 : 7 = 4
множитель 7. Значит, получится второй множитель 4.
Ф и з к у л ь т м и н у т к а
Мы становимся всё выше,
Достаём руками крыши.
На два счёта – поднялись,
Три, четыре – руки вниз.
IV. Работа над пройденным материалом.
1. Решение задач. Работа над заданием № 2 проводится аналогично работе
на уроке № 20, задание № 1.
Задание № 4 сначала разбирается вместе с учителем. Прочитав его, дети
увидят, что условие должно быть дополнено числовыми данными. Учащиеся
подставляют числа и после этого самостоятельно решают задачу.
Было – 56 т
Израсходовал – 10 т и ещё 12 т
Осталось – ?
1) 10 + 12 = 22 (т) – израсходовал
2) 56 – 22 = 34 (т)О т в е т: 34 тетради осталось.
2. Работа над геометрическим материалом. Выполняя задание № 5,
учащиеся рассматривают рисунки на полях. На первом чертеже ученики
должны найти и записать название трех отрезков: АВ, АС, СВ.
На втором чертеже находят 3 треугольника: КМО, КМТ, ТМО.
На третьем чертеже 5 треугольников: АВМ, МВК, КСМ, МСД, ВСМ.
3. Для самостоятельной работы учащимся предлагаются задания № 3, №
6, № 7.
V. Итоги урока.
Учитель. Ребята, что нового узнали сегодня на уроке?
Дети. На уроке мы рассмотрели взаимосвязь между компонентами и
результатом умножения.
Учитель. Какую же связь мы установили?
Дети. Если произведение разделить на один из множителей, то получится
другой множитель.
Учитель. Что ещё повторяли на уроке?
Дети. Сравнивали числа и единицы длины, решали уравнения и примеры,
находили на чертежах нужные геометрические примеры.
Домашнее задание: с. 27, № 6, № 7.