Конспект урока по МХК 10 класс "Архитектурный облик Древней Руси".
Оценка 4.7

Конспект урока по МХК 10 класс "Архитектурный облик Древней Руси".

Оценка 4.7
Работа в классе
docx
МХК
10 кл
20.01.2017
Конспект урока по МХК 10 класс "Архитектурный облик Древней Руси".
Цели: 1. Образовательная: сформировать представление об особенностях архитектуры Древней Руси через межпредметные связи с историей. Охарактеризовать этапы развития архитектуры, её особенности. 2. Развивающая: формирование навыков самостоятельной работы при подготовке выступлений, умения критически анализировать полученную информацию. 3. Воспитательная: способствовать воспитанию чувства сопричастности к истории Родины; формировать умение находить в шедеврах архитектуры духовно-ценностные ориентиры. Методы и технологии обучения: беседа, опережающее обучение, информационно-коммуникационные технологии, личностно-ориентированные, технология развития критического мышления, развивающее обучение, технология интегрированного обучения, проблемное обучение, деятельностный подход.Урок МХК 10 класс
Архитектурный облик Древней Руси.docx
Урок МХК "Архитектурный облик Древней Руси". 10­й класс Цели:  1. 2. 3. Образовательная: сформировать представление об особенностях архитектуры  Древней Руси через межпредметные связи с историей. Охарактеризовать этапы  развития архитектуры, её особенности. Развивающая: формирование навыков самостоятельной работы при подготовке  выступлений, умения критически анализировать полученную информацию. Воспитательная: способствовать воспитанию чувства сопричастности к истории  Родины; формировать умение находить в шедеврах архитектуры духовно­ценностные  ориентиры. Методы и технологии обучения: беседа, опережающее обучение, информационно­ коммуникационные технологии, личностно­ориентированные, технология развития  критического мышления, развивающее обучение, технология интегрированного обучения,  проблемное обучение, деятельностный подход. 1. Орг. момент. 2. Постановка проблемы и цели урока:  Ход урока  ­ Сегодня на уроке мы с вами будем говорить о том виде искусства, которое является  самым долговечным. Прочитайте эпиграф. Как вы думаете, о чём мы будем говорить  сегодня на уроке?  Слайд 1. Эпиграф: «Чутьё пропорций, понимание силуэта, декоративный инстинкт,  изобретательность форм – словом, все архитектурные добродетели встречаются на  протяжении русской истории так постоянно и повсеместно, что наводят на мысль о  совершенно исключительной архитектурной одарённости русского народа». И.Э.Грабарь. Верно. Мы будем говорить о древнерусском зодчестве, которое и сегодня поражает  мастерством и художественным вкусом. Познакомимся с историей древнерусского  государства и с шедеврами архитектуры. Разработка: поиск ответа на вопрос «В чем своеобразие древнерусского зодчества 10­12  веков?»    Действительно, самые долговечные творения рук человеческих – это архитектурные  сооружения. Именно по ним можно проследить, какими материалами, какими  техническими приемами пользовались древние строители, как украшали свои постройки…     Наше занятие сегодня пройдет несколько необычно, мы с вами отправимся на  виртуальную экскурсию, и не только в пространстве, но и во времени. Я буду вашим  экскурсоводом. СЛАЙД 2. Вспомните, на прошлых уроках мы с вами говорили о Византии и о её влиянии на другие  государства. Как вы думаете, а куда мы с вами отправимся сегодня? Учитель: Догадались ли вы, в какое время и куда мы отправляемся?  В Киев – столицу  Древней Руси.     Итак, сформулируйте тему нашего занятия. «Первые храмы  и монастыри Древней Руси.  Архитектура Древней Руси». Откройте свои тетради, запишите число и тему урока.  Сегодня мы рассмотрим некоторые исторические события, связанные с принятием  христианства, и обратим внимание на те изменения, которые произошли в культуре и  искусстве Руси после ее крещения.  4. Слайд   Тема урока: «. Архитектурный облик Древней Руси. Первые храмы  и монастыри  Древней Руси».      Задача нашей экскурсии – вспомнить времена правления киевского князя Владимира,  время принятия на Руси христианства и познакомиться с первыми монастырями и храмами  Древней Руси, а также рассмотреть  особенности древнерусского зодчества, источник  происходящих перемен в архитектурном облике Древней Руси.  Ну что ж, оправляемся на экскурсию.  Слайд 4. Кто помнит, в каком году Русь приняла христианство? (988г. при князе Владимире). Итак о Владимире как будущем крестителе Руси.  В 963 году у Святослава Игоревича и древлянской княжны Малуши родился сын, которого  нарекли Владимиром. Воспитывал его дядя, брат матери Добрыня, язычник по вере.  Восьмилетним мальчиком князь Владимир стал править в Новгороде, а в 980 году, в разгар  междоусобицы, взял Киев, в котором княжил старший сын Святослава Ярополк. В пору своей юности Владимир был ярым язычником, и образ жизни вел соответствующий – у  него было пять жен и многочисленные наложницы. На киевских холмах князь установил идолов  шести языческих божеств: Перуна, Дажбога, Стрибога, Хорса (солнечного коня), Мокоши и  Симаргла (значение последнего неизвестно) (запись на доске). Этим идолам приносились даже  человеческие жертвы. Но Киев в те годы был городом, открытым для миссионеров различных религий. Туда являлись  представители от мусульман, болгар, живших в Заволжье, латинян, немцев, иудеев и греков.  Князь принимал всех миссионеров лично и подолгу беседовал с ними. Наибольшее впечатление  произвел на Владимира рассказ греческого проповедника, показавшего привезенную с собою  икону Страшного суда. Князь решается на неординарный шаг – он отправляет в Константинополь десяток самых уважаемых людей княжества. Это путешествие описывается в “Повести  временных лет”. Люди после рассказывали князю о католиках, мусульманах и христианах  православных. Их рассказ о православной службе в храмах был дополнен доказательством  важности этой веры: “Если бы вера во Христа не была лучше других вер, то не приняла бы ее  бабка твоя Ольга – мудрейшая из людей”. В 983 г. Владимир ходил войной на ятвягов и покорил их. Возвратившись в Киев, он совершил  жертвоприношение идолам. Старшины и бояре советовали Владимиру: “Бросим жребий на отрока или девицу: на кого падет того и принесем богам”. Жребий пал на юного Ивана, сына одного  варяга­христианина по имени Федор. Посланные сказали отцу: “Отдай сына богам, они выбрали  его себе в жертву”. Федор же отвечал: “Ваши боги – истуканы, сотворенные руками  человеческими. Един Бог, которому покланяются греки, сотворил небо и землю. Не дам сына  моего бесам”. Услышав этот ответ, киевляне сбежались и разрушили двор варяга. Федор стоял с  сыном на сенях. Народ кричал ему: “Дай сына своего богам!”. Он отвечал: “Пусть боги сами  придут и возьмут его, если они боги. А вы о чем хлопочите?”. Яростный крик был ответом толпы  язычников, которые убили варягов. Обострение внешнеполитической ситуации ускорило процесс принятия христианства на Руси.  Византия попросила помощи от Руси против мятежников. Владимир обещал помочь императорам  Константину и Василию, но взамен попросил руки их сестры Анны. Братья согласились, но когда  военная кампания окончилась, не спешили отдать Анну за Владимира, хотя он и согласился  выполнить их решающее условие – принять христианство. Решив поторопить “забывчивых”  братьев, Владимир берет Херсонес (район современного города Севастополя), откуда рукой  подать до Константинополя. Для ускорения процесса перемирия было решено, что крещение Владимира произойдет не в  Константинополе, а в самом Херсонесе, куда прибыла принцесса Анна. По преданию, незадолго  до этого Владимир ослеп. Анна, узнав о недуге, посоветовала жениху поспешить с принятием  христианства. Обряд состоялся. При крещении Владимир получил православное имя Василий.  При выходе из купели он прозрел. После крещения Владимир возвратился в Киев с венчанной  женой Анной.  СЛАЙД 5. Видеоролик – 4.30.???  Слайд 6­7 Итак, мы отправляемся в столицу древней Руси – Киев. Обратитесь к учебнику и скажите, что являлось главным входом в город с юго­ западной  стороны? Стр. в учебнике 124­125 Что представляли собой Золотые ворота? Слайд 8       Первым строителем церквей является св. Владимир, повелевавший «рубить церкви по  градам». В Киеве им была поставлена церковь св. Василия (названная в честь своего  ангела), Слайд 9. АЛИНА. посетил   Овруч    Владимир     великий князь        году      В     997  во      имя святого Василия Великого, именем которого он был назван при крещении. Церковь  эта называлась Васильевская Златоверхая, так как крыша её была вызолочена. Она  простояла более 100   каменный Васильевский Златоверхий собор. Храм был построен в   с     пятью куполами. В (  1240     церковь святого Василия дважды была разрушена татарами    и      построил там деревянную церковь      лет, а    Рюрик Ростиславич   поставил на       потом князь          том месте новый      каждый раз обновлялась в       прежнем виде.     византийском стиле,      XIII       веке      ,   1299  ), но       Вторая была построена  во имя Успения Пречистой Девы Марии на месте убиения  варягов Феодора и Иоанна.  СЛАЙД 10. КАРИНА      После Крещения Руси по повелению святого князя Владимира в Киеве был первый  каменный православный храм — Десятинная церковь Пречистой Богородицы. Согласно  летописям, храм был освящен в 996 году. Название Десятинная эта церковь получила по  той причине, что князь Владимир отдавал десятую часть своих доходов на ее содержание.  Около храма появились новые княжеские дворцы, боярские усадьбы.      Земля, на которой князь Владимир заложил Десятинный храм, имела свою историю. За  пять лет до крещения русичей здесь стоял двор варяга Феодора и сына его Иоанна.  Однажды киевляне­язычники решили принести в жертву своим богам мальчика или  девочку. Жребий указал на Иоанна. Но Феодор открылся, что верует в Христа, и отказался выдать сына. После того киевляне убили отца с сыном прямо в их доме. Кровь  первомучеников Руси освятила место будущей Десятинной церкви. Мощи младенца  Иоанна покоятся в настоящее время в Ближних пещерах Киево­Печерской Лавры.   Десятинная церковь, построенная в 19­м веке В 2005 году около фундамента Десятинной  церкви был установлен храм­скиния.  СЛАЙД 11. В 2007 году на месте временного храма­скинии был установлен деревянный храм. Сейчас  здесь находится Десятинный мужской монастырь. Усердными строителями храмов были и дети Владимира — Мстислав и Ярослав.      Ярослав построил богатую Киевскую Софию, сохранившуюся до настоящего времени,  затем церковь Благовещения на Златых вратах Киева.  СЛАЙД 12­13  РИТА       Киевский собор – образец византийского стиля на Руси. Это пятинефный крестово­ купольный храм. Стены собора выложены красным кирпичом и серым гранитным камнем –  плинфой, чередующимися с розовой цемянкой – раствором извести, песка и толченого кирпича. Сочетание серого и красного цветов с розоватым оттенком придавало зданию  особую нарядность. Первоначально храм венчали 13 куполов. Число глав (куполов) в  древнерусской архитектуре имело глубокий символический смысл.  (Двенадцать куполов напоминают об апостолах (учениках Иисуса Христа), купол,  находящийся в центре, символизирует самого Христа.) Сын его Владимир построил Софию Новгородскую. Одиннадцатый век еще называют веком Трех Софий. Одновременно один за другим  строились храмы святой Софии в других городах. (Новгороде и Полоцке) Хотя они и  возводились по образцу “старшей сестры” местные строительные особенности преобразили  их до неузнаваемости. К сожалению, Полоцкая София была полностью разрушена в 13 веке. А перед вами ­ храм  Святой Софии новгородской.  Найдите в учебнике о Софии новгородской. Стр. 127    Появление трех однотипных в своей основе Софийских соборов подчеркивало  политическое и культурное единство Руси, духовную связь с Византией.   Следующий памятник архитектуры, с которым мы познакомимся – это Киево­Печёрский  монастырь или Свято­Успенская Киево­Печерская Лавра. СЛАЙД 16. ЕГОР    Свято­Успенская Киево­Печерская Лавра находится на правом берегу Днепра, на  высоких днепровских холмах. Первые монахи селились в пещерах, именно отсюда название Печерская. Слово «печера» до сих пор сохранилось в украинском языке, и обозначает оно  – «пещера». Лавра – это почетное наименование, которое дается только наиболее крупным  и значительным монастырям. Взяв начало от первых пещер, вырытых более тысячи лет  назад, Киево­Печерская Лавра разрослась до величественного комплекса церквей и  монастырей, производящего не только на верующих, но и на обычных туристов огромное     впечатление.   СЛАЙД 17. Видеоролик – 3 мин.       История Киево­Печерской Лавры восходит к 1051­му году, когда вернувшийся со  Святой Афонской горы монах Антоний поселился в пещере в ложбине между двух холмов. Пещера находилась неподалеку от села Берестова (сейчас эта территория находится почти  в центре Киева). Считается, что, скорее всего, пещеру эту выкопали еще варяги. Затем в  ней обитал священник Иларион, духовник великого киевского князя Ярослава Мудрого.  Незадолго до возвращения Антония Илларион был возведен в сан митрополита – тогда он оставил пещеру и переселился в центр тогдашнего Киева. Надо отметить, что Иларион стал первым митрополитом русского происхождения. Когда число братии возросло до ста, князь Изяслав, по просьбе преподобного Антония,  подарил монастырю гору над пещерами, где монахами была построена первая деревянная  монастырская церковь. Вокруг нее начали строиться новые кельи, куда постепенно  переселилась почти вся братия. По сути, здесь создается новый монастырь, а пещеры  превращаются в место погребения. В пещерах остается лишь небольшое количество  монахов для исполнения обряда погребения, а также проведения ежедневных литургий. Но поскольку раньше монахи жили в пещерах, то и монастырь стал называться Печерским. СЛАЙД 18.Сооснователи Киево­Печерской Лавры — Антоний и Феодосий Печерские СЛАЙД 19.Трапезная церковь. Прямо около нее расположены могилы В.Кочубея,  И.Искры, П.Столыпина      Строительством храмов занимались и другие князья, а также многие архипастыри,  частные лица и целые народные общины.      С течением времени церквей по городам, стало очень много, о чем можно судить по  летописям, где говорится о разных городских пожарах. Например, в Киеве в 1124 г.  сгорело до 600 церквей, во Владимире в 1185 г. — 32, в Новгороде в 1217 г. до 20. Церкви  были в большинстве деревянные, а каменных было немного.       С принятием православия на Русь пришёл и новый стиль строительства. Посмотрите на  храмы, что в них общего? (У всех есть купола, кресты на куполах, в плане храмы тоже имеют крест, они построены  из камня).       Какой можно сделать вывод? К какому типу храма они относятся?  Новые постройки относятся к единому типу храма ­ крестово­купольному.  Откуда было заимствовано такое композиционное построение соборов?     В период сложения на Руси монументальной архитектуры, в конце X – 1­й половине XI  века, роль византийского влияния была очень велика. Отсутствие собственных  традиций каменно­кирпичной архитектуры и собственных мастеров привело к тому, что  строительство в Киеве на ранней его стадии было целиком в руках приезжих греческих  зодчих. Тем не менее полного совпадения византийских и киевских построек даже в тот  период не наблюдается.    Византийское искусство, унаследовав громадный опыт художественного развития  античности, выработало к X веку особый вид храма ­ крестово­купольный храм, структура  которого стала основополагающей для зодчества  Руси. На её основе были созданы  оригинальные высокохудожественные произведения.  Учитель: А сейчас давайте снова вернемся к истории. Что произошло с Киевской Русью в  12 веке? (Феодальная раздробленность) Киевская Русь распадется на 14 княжеств. Что характерно для этого периода? (войны) Как вы думаете, повлияет ли постоянная вражда между княжествами на развитие  архитектуры того времени? Каким образом? (развиваются местные школы каменного  зодчества) Учитель: Наиболее яркой, значимой стала Владимиро­Суздальская школа. Примером  синтеза архитектуры и скульптуры в Древней Руси является  Дмитриевский собор во Владимире. Рассмотрите его.  СЛАЙД 20. ИРА Какое впечатление оказывает на вас этот собор? По размеру этот храм небольшой, он строился как домовая церковь княжеской семьи.  Снаружи его стены украшены уникальной белокаменной резьбой. Рельефы Дмитровского  собора, так много говорившие его современникам, спустя столетия превратились в  непостижимую тайну, неразгаданную до сих пор. Собор можно сравнить с книгой,  составленной более чем из 1000 резных камней, в которых прочитаны лишь отдельные  слова. Что изображено на фасадах? На фасадах изображены ангелы, люди, звери, птицы,  деревья, травы. Особенно часто изображены львы, волки, грифоны. Есть изображения  Геракла, Всеволода Большое Гнездо с сыновьями и еще множества людей. Исследователи  отмечают, что в декоре собора угадывается идея Небесного града. Храм посвящён  Дмитрию Солунскому, духовному покровителю Всеволода Большое Гнездо СЛАЙД 21. (Храм Покрова Богородицы на Нерли.) Учитель: А этот храм, какое впечатление производит? Это церковь Покрова Богородицы  на Нерли. Чтение стихотворения. АНЯ По какой ты скроена мерке?  Чем твой облик манит вдали?  Чем ты светишься вечно, церковь  Покрова на реке Нерли?  Невысокая, небольшая.  Так подобрана складно ты.  Что во всех навек зароняешь  Ощущение высоты —  Так в округе твой очерк точен,  Так ты здесь для всего нужна,  Будто создана ты не зодчим,  А самой землей рождена.  Среди зелени — белый камень,  Луг, деревья, река, кусты.  Красноватый закатный пламень Набежал — и зарделась ты,  И глядишь доступно и строго,  И слегка синеешь вдали...  Видно, предки верили в Бога,  Как в простую правду земли.  Н.Коржавин      Перед нами – самое совершенное архитектурное сооружение домонгольской Руси.  Покровская церковь выстроена на заливном лугу, на рукотворном холме, возвышающемся  на берегу речки Нерль. Весной Нерль широко разливаясь, затопляет все окрестности, но ни  разу за столько веков существования храма вода не проникала внутрь церкви. Во времена  Андрея Боголюбского холм имел белокаменную облицовку и лестницу к реке. На рассвете, когда первые лучи солнца играют на облаках, храм расцветает чистой и первозданной  красотой. Церковь Покрова была построена в память о погибшем малолетнем сыне  великого князя.  СЛАЙД 22. Термины. Учитель: У вас есть ощущение, что он строен, легок, возносится вверх? Давайте  присмотримся. Если он устремлен вверх, значит, есть вертикальные линии ­ где они?  (Аркатурный пояс, пилястры, лопатки, вытянутые окна). Иллюзию его легкой  устремленности ввысь создают несколько вытянутые пропорции и единый ритм  полуциркульных арок, ставших архитектурным лейтмотивом. Арки завершают стены,  разделенные вертикальными выступами – лопатками – на три части, и образуют три  закомары. Арки повторяются в очертаниях оконных проемов и порталов. Арки, соединяя  тонкие колонки, «рисуют» на фасаде аркатурный пояс. (Храм крестовокупольного типа, четырёхстолпный, трёхапсидный, одноглавый. Стены церкви строго вертикальны, но благодаря исключительно удачно найденным  пропорциям они выглядят наклоненными внутрь, чем достигается иллюзия большей  высоты сооружения.)  СЛАЙД 23. Учитель: Давайте сравним два храма Покровский и Дмитриевский.  (Показать одновременно оба храма.)  Итак, что общего у них?  СЛАЙД 24 после работы в тетрадях. общее  Белый камень.  Куб.  Лопатки.  различие Один олицетворяет мужскую красоту, а  второй – женственность. Более красив. Аркатурный пояс.  Крестово­купольные. 1­купольный 4­хстолпный. Декор на внешних стенах. Храм Покрова на Нерли признан шедевром древнерусской архитектуры?  Учитель: На таком поразительном взлете зодчества искусство Древней Руси было прервано татаро­монгольским нашествием.   И наша экскурсия подходит к концу. В чем вы увидели своеобразие древнерусского  зодчества 10­12 веков?Какой можно сделать вывод? Чем были вызваны изменения  архитектурного облика Древней Руси? СЛАЙД 25. 7. Развязка (Рефлексия) Какие у вас впечатления от нашего путешествия? Наверное, каждый из вас сделал для себя какое­то открытие ? Что особенно вас впечатлило?     Мы с вами являемся хранителями того огромного пласта мировой культуры, который  был создан нашими предками, и имеем возможность изучать, восхищаться этими  шедеврами. Это то, что близко нам, что хранится у нас в сердце, то, что объединяет нас не  только со всей страной, но со своим прошлым, настоящим и будущим. СЛАЙД 26. Видеоролик «Храмы» ­ 4 мин. Учитель: Хотелось бы закончить нашу встречу словами поэтессы В. Боровицкой. …Все на свете уходит – остается искусство. Цепь веков не прервется голосами поэтов. Смотрят фрески соборов и полотна портретов. На земле одряхлевшей будет горько и грустно. Только пусто не будет, пока живо искусство.

Конспект урока по МХК 10 класс "Архитектурный облик Древней Руси".

Конспект урока по МХК 10 класс "Архитектурный облик Древней Руси".

Конспект урока по МХК 10 класс "Архитектурный облик Древней Руси".

Конспект урока по МХК 10 класс "Архитектурный облик Древней Руси".

Конспект урока по МХК 10 класс "Архитектурный облик Древней Руси".

Конспект урока по МХК 10 класс "Архитектурный облик Древней Руси".

Конспект урока по МХК 10 класс "Архитектурный облик Древней Руси".

Конспект урока по МХК 10 класс "Архитектурный облик Древней Руси".

Конспект урока по МХК 10 класс "Архитектурный облик Древней Руси".

Конспект урока по МХК 10 класс "Архитектурный облик Древней Руси".

Конспект урока по МХК 10 класс "Архитектурный облик Древней Руси".

Конспект урока по МХК 10 класс "Архитектурный облик Древней Руси".

Конспект урока по МХК 10 класс "Архитектурный облик Древней Руси".

Конспект урока по МХК 10 класс "Архитектурный облик Древней Руси".

Конспект урока по МХК 10 класс "Архитектурный облик Древней Руси".

Конспект урока по МХК 10 класс "Архитектурный облик Древней Руси".

Конспект урока по МХК 10 класс "Архитектурный облик Древней Руси".

Конспект урока по МХК 10 класс "Архитектурный облик Древней Руси".
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.01.2017