Конспект урока по музыке "Что за прелесть, эти сказки!" (4 класс)
Оценка 4.6

Конспект урока по музыке "Что за прелесть, эти сказки!" (4 класс)

Оценка 4.6
Работа в классе
doc
музыка
4 кл
18.07.2017
Конспект урока по музыке "Что за прелесть, эти сказки!" (4 класс)
Данный материал - конспект урока по музыке в 4 классе по программе авторов Г.П.Сергеевой, Е.Д. Критской, Т.С. Шмагиной, по теме "Что за прелесть, эти сказки! Три чуда" из раздела учебника "День, полный событий". На уроке продолжается знакомство с поэтическими страницами творчества А.С. Пушкина ("Сказка о царе Салтане..." ) и фрагментами одноименной оперы Н.А. Римского-Корсакова. Цель урока: расширить представления учащихся о связи музыки c литературой и изобразительным искусством на примере творчества А.С. Пушкина, Н.А. Римского-Корсакова, П.И. Чайковского и И.И. Левитана. Конспект составлен в соответствии с требованиями ФГОС. На уроке применяются партнерские и игровые технологии обучения.
Конспект урока Что за прелесть, эти сказки!.doc
Применение игровой и партнерской технологий на уроке. Конспект урока музыки в 4 классе. Тема: «Что за прелесть эти сказки!» Три чуда. Цель:   расширить   представления   учащихся   о   связи   музыки   c литературой   и   изобразительным   искусством   на   примере   творчества   А.С. Пушкина, Н.А. Римского­Корсакова, П.И. Чайковского и И.И. Левитана. Задачи: образовательные:   ­   познакомить   учащихся   с   музыкой   русского композитора – сказочника Н.А. Римского­Корсакова (Опера «Сказка о царе Салтане»); ­   расширить   знания   о   тембровой   окраске   инструментов   симфонического оркестра;  ­ формировать умение анализировать, сравнивать тембровое звучание групп симфонического оркестра; развивающие:­   развивать   вокально­хоровые   навыки,   тембровый слух;  интерес к искусству;                         воспитательные:  ­   воспитывать   любовь   и   интерес   к   сказочным произведениям в литературе и музыке; коммуникативные: ­   создавать   атмосферу   творческой   активности   и сотрудничества учащихся в группах.  Оборудование: компьютер,   звукозапись   музыки,   портреты   А.С. Пушкина и Н.А. Римского­Корсакова, И.Левитан «Золотая осень». Музыкальный   материал: «Три   чуда»   из   оперы Н.   А.   Римский   – Корсаков «Сказка о царе Салтане» (фрагменты). Мультимедийная презентация.                                             1.Организационный момент. Активизация внимания.        Приветствие. Звучит песня « В гостях у сказки». Ход урока: 2. Актуализация опорных знаний.  ­  Сегодня мы продолжим разговор о творчестве великого русского поэта и писателя А.С. Пушкина. И   откроем страничку, посвященную сказкам А.С. Пушкина, которые вдохновили многих композиторов на создание прекрасных музыкальных сочинений.    Приветствую тебя, пустынный уголок! Приют спокойствия, трудов и вдохновенья! ­О каком месте так отзывался А.С. Пушкин?  ­ Да, именно в селе Михайловском появились его замечательные лирические стихотворения. ­ Какое время года очень любил поэт? (ответы) 1 ­ Послушайте музыку, назовите это произведение, кто  композитор? 1) П.И. Чайковский «Осенняя песнь» ­ слушание. ­ Можно ли это произведение П.И. Чайковского назвать лирическим?  Почему? 2) Деление класса на группы.  Каждая группа получает несколько  вариантов четверостиший из разных стихотворений А.С. Пушкина. А) Дни поздней осени бранят обыкновенно… Б) Унылая пора! Очей очарованье!.. В) Буря мглою небо кроет, вихри снежные крутя… Задание:  ­ Какие строки из знакомого вам стихотворения А.С. Пушкина созвучны   этой  музыке? Можно ли его тоже назвать лирическим? ­ Близок ли характер музыки П. Чайковского стихам А. Пушкина и картине И. Левитана? ­ Можно ли соединить эти искусства вместе? (ответы детей) Сравнительный   анализ   музыки   П.   Чайковского,   репродукции   с картины   И.   Левитана   «Золотая   осень»,   стихи   А.   Пушкина   «Унылая пора…» ­ Как вы поняли, что значит лирика в поэзии, в музыке и в живописи?  ­ Как звучат лирические произведения?  3. Определение темы и целей урока. Исполнение песни «Сказки гуляют по свету».  ­О чем пойдет сегодня речь? «Что за прелесть эти сказки!» ­ так звучит тема нашего урока. 4. Открытие новых знаний. ­ Все вы знаете о том, что у Пушкина была няня, как ее звали? (ответы).  ­ Она не только нянчилась с маленьким Сашей, пока он подрастал. Арина Родионовна была с Пушкиным во время одного из самых трудных периодов его жизни – когда поэт был сослан в ссылку, в село Михайловское. Там, под завывание   вьюги,   долгими   зимними   вечерами   няня   рассказывала   Пушкину сказки «В некотором царстве, в некотором государстве…»  ­ Пушкин   писал   брату:   «Знаешь   ли   мои   занятия?   До   обеда   пишу   записки, обедаю поздно, после обеда езжу верхом, вечером слушаю сказки – Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!» 1) Работа с учебником (рассматривание иллюстраций) ­   Какая   сказка   А.С.   Пушкина   так   начинается?   («У   лукоморья   дуб зеленый…». (слайд 1). ­ Кто из вас вспомнит фамилию композитора, который по этой сказке Пушкина сочинил оперу? (М.И. Глинки «Руслан и Людмила») ­ А. С.Пушкина в мире литературы называют великим русским поэтом сказочником,   а   в   мире   музыки   есть   композитор,   которого   знают   как музыкального   сказочника.   Его   имя   –  Н.А.   Римский­Корсаков.   Композитор 2 написал много музыкальных произведений на тему русских сказок и былин. У него целых 15 опер! (слайд 2). Звучит фрагмент из оперы Н.А.Римского – Корсакова   «Сказка о царе Салтане». ­ Кто из вас догадается  о какой сказке идет речь?  Три девицы под окном Пряли поздно вечерком. «Кабы я была царица, — Говорит одна девица, — То на весь крещеный мир Приготовила б я пир»… ­   Итак,   это   опера   Н.А.Римского   –   Корсакова   «Сказка   о   царе   Салтане» приглашает нас в гости! ­   В   опере   Римский   –   Корсаков   придумал   такие   удивительные  музыкальные образы  и живописные темы героев, что слушая музыку, без слов понимаешь,   «видишь»   что   происходит.   Римский   –   Корсаков   как   бы «нарисовал» сказку, но музыкальными красками.  2) Установи соответствие. Работа в парах. (учащиеся   из   трех   вариантов   текста   выбирают   нужный, иллюстрирующий этот фрагмент). Слушание.  Н.А.Римский–Корсаков.   Вступление   ко 2  действию   оперы «Сказка о царе Салтане» .   Проверка. (Верный вариант: «В синем небе звезды блещут, в синем море волны хлещут…) (слайд 3). ­   Какие   музыкальные   инструменты   подчеркивают   изобразительность музыкальных образов? ­ рокот волн, плывущая по волнам бочка – струнные, ударные, медно­ духовые; ­ мерцание и блеск звезд – челеста, труба, тарелки; ­ мрачная туча – литавры, фаготы, скрипки; ­ стон и плач царицы – струнные, флейта, медно­духовые ­  В  каждой  сказке   есть   чудо.  А  в «Сказке   о  царе   Салтане»  их   три. Назовите их. (1 чудо – «Белочка», 2 чудо – «Богатыри», 3 чудо – «Царевна – Лебедь»)  3)  Игра «Я ­  композитор». ­   Если   бы   вы   были   композиторами,   то   какая   была   бы   у   вас   тема «Белочки»? ­ Какой бы вы сочинили тему «Богатырей»? ­ А тему «Царевны – Лебедь»? (ответы) ­ Теперь сравним свои предположения с музыкальным видением героев сказки самого композитора Н.А. Римского­Корсакова. Послушаем, как звучат темы,   и   какие   музыкальные   инструменты   их   изображают?   Перед   каждой музыкальной картиной вы будете слышать фанфарный призыв трубы, чтобы привлечь внимание слушателей (слайд 4). 3 4) Жанрово­тембровый анализ вступления «Три чуда». ­   Узнайте   тему,   какой   характер   мелодии   (песенный,   танцевальный   или маршевый) и какие инструменты звучат, исполняя эти темы. Вступление к 4 действию «Три чуда» из оперы «Сказка о царе Салтане» Н.А.Римский – Корсаков – слушание.    Проверка (сверяем с текстом слайда 5): 1 ­ «Белочка» ­ танцевальность, звучала флейта. 2 ­ «Богатыри» ­ маршевость, литавры, духовые инструменты передали богатырскую поступь. 3  ­ «Царевна – Лебедь» ­ песенность, скрипка, арфа, гобой. ­   А   кто   заметил,   какую   песенную   мелодию   взял   композитор,   как иллюстрацию того, что «белка песенки поет да орешки все грызет»? 5. Вокальная работа. Исполнение русской  народной  хороводной песни «Во саду ли в огороде» 6. Закрепление изученного материала. ­Можно   ли   сделать   вывод,  что   Н.А.  Римский   –   Корсаков   не   только композитор,   но   и   «музыкальный   художник»?   Можем   ли   мы   увидеть   эту музыку?         7.  Проверка усвоения нового материала (слайд 6).  ­Какого композитора называют музыкальным сказочником?  ­Назовите сказку, у которой мы были сегодня в гостях?   ­Какой народной мелодией композитор озвучил белочку?            ­ Сколько опер у Н.А. Римского­Корсакова?    ­Узнай музыкальный фрагмент.  8. Рефлексия урока:              1) Я уже знал… 2) Сегодня  я узнал… 3) Я хочу ещё узнать… 4) Больше всего мне запомнилось…  Домашнее задание:    рисунок к наиболее понравившемуся фрагменту или музыкальной теме героев «Три чуда». 4

Конспект урока по музыке "Что за прелесть, эти сказки!" (4 класс)

Конспект урока по музыке "Что за прелесть, эти сказки!" (4 класс)

Конспект урока по музыке "Что за прелесть, эти сказки!" (4 класс)

Конспект урока по музыке "Что за прелесть, эти сказки!" (4 класс)

Конспект урока по музыке "Что за прелесть, эти сказки!" (4 класс)

Конспект урока по музыке "Что за прелесть, эти сказки!" (4 класс)

Конспект урока по музыке "Что за прелесть, эти сказки!" (4 класс)

Конспект урока по музыке "Что за прелесть, эти сказки!" (4 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
18.07.2017