Конспект урока по Обществознанию в 10 классе : «Правомерное поведение, правонарушение и юридическая ответственность»
Оценка 4.7

Конспект урока по Обществознанию в 10 классе : «Правомерное поведение, правонарушение и юридическая ответственность»

Оценка 4.7
Разработки уроков
docx
обществознание +1
10 кл
29.03.2019
Конспект урока по Обществознанию в 10 классе : «Правомерное поведение, правонарушение и юридическая ответственность»
План-конспект урока по Обществознанию в 10 классе . Тема урока: «Правомерное поведение, правонарушение и юридическая ответственность» Тип урока: Урок объяснения нового материала. Технология урока: полного усвоения знаний; элементы технологии коллективного взаимодействия. Цели урока: Способствовать формированию представлений о правонарушении и наступлении юридической ответственности Время проведения: 2 урока (90 минут)
5.docx
Тема урока: «Правомерное поведение, правонарушение и юридическая ответственность» Дата проведения: 10.05.2017 г. Тип урока: Урок объяснения нового материала Технология   урока: полного   усвоения   знаний;   элементы   технологии коллективного взаимодействия. Цели   урока: Способствовать   формированию   представлений   о правонарушении и наступлении юридической ответственности Задачи:  Дидактическая: Сформировать представления у учащихся об основных понятиях   урока;   о   признаках   правонарушений,  преступлений,  юридической ответственности; о видах правонарушений и юридической ответственности; о целях и принципах юридической ответственности. Совершенствование умений учащихся по работе с источниками информации и развитию навыков и умений по созданию теоретической базы для дальнейшего применения полученных знаний в будущей профессиональной деятельности.  Развивающая: Развивать умения отличать преступления от проступков; умение   характеризовать   состав   преступления;   уметь   различать   конкретные поступки человека с точки зрения правомерного и неправомерного поведения; умение   объяснять   ситуации   и   обстоятельства,   исключающие   уголовную ответственность.   Стимулировать   учебно   –   познавательную   активность учащихся   по   средством   значимости   изучаемой   темы   в   будущей профессиональной   работе.   Развитие   мышления,   интереса   к   процессу обучения, способствовать осмыслению, пониманию учебного материала.  Воспитательная: Воспитывать  интерес к изучению права и различных отраслях   права.   Воспитание   личности   с   активной   гражданской   позицией, формирование   потребностей   участвовать   в   общественно­политической, экономической и культурной жизни республики, расширить кругозор, привить любознательность, интерес к изучаемому предмету. Время проведения:  2 урока (90 минут)  Планируемые   образовательные     результаты:  усвоение   основных терминов и понятий посредством решения практических заданий. Основные   термины,   понятия:  Правомерное   поведение,  активное поведение,  пассивное поведение,  правонарушение,  проступки, преступления, соучастие,  юридическая ответственность.  Оборудование:  1)   компьютер,   мультимедийный   комплекс   из   проектора,   большого экрана, звуковых колонок. На компьютере установлена операционная система Windows XP; 2)   электронная   презентация,   созданная   средствами   программы   – редактора презентаций; 3)   текст   тестовой   проверочной   работы   (карточки­задания   для проверочной   работы;   схемы   по   теме   «Правомерное   поведение   и правонарушение»; кодексы, презентации; тесты, опорные конспекты). План урока: 1.  Организационный момент (2 мин).  2.  Начальный этап урока (2 мин). 3.  Разминка по вопросам (10 мин). 4.   Изучение   нового   материала   (Фаза   реализации   смысла).   Учащиеся делали записи опорного конспекта (59 мин).  5. Закрепление и повторение пройденного материала (10 мин). 6. Задание ученикам по рефлексии их деятельности (5 мин). 7.  Домашнее задание (2 мин)   Ход урока: 1. Организационный   момент   (2   минуты):  Взаимные   приветствия учителя   и   обучающихся;   фиксация   отсутствующих;   проверка    внешнего   состояния    подготовленности обучающихся   к   уроку   (рабочее   место,   рабочая   поза,   внешний   вид); организация внимания.  помещения;    классного    проверка    2. Начальный этап урока (2 минуты): ­ учитель объявляет учащимся тему урока (которую они записывают в тетрадях); учащиеся пытаются определить цель данного урока; затем учитель корректирует цель, сообщает учащимся основные задачи урока. На экране в это время демонстрируется слайд 1: тема урока, учебные вопросы.   ­ учитель обращает внимание на познавательную задачу, записанную на доске:  В   истории   человечества   к   вине   как   признаку   преступления   было неоднозначное отношение. На сей счет существует несколько теорий. Биологическая теория. В XIX в тюремный врач Ч. Ломброзо сделал вывод, что преступление – это такое же естественное для человека явление, как   смерть   или   рождение.   Преступник   генетически   запрограммирован   на совершение преступления. Поэтому он не виноват, такова уж его судьба. К данным лицам, по его мнению, надо применять уголовно­хирургические меры. Не дожидаясь, пока потенциальный преступник раскроет себя, его можно и нужно обезвредить и без какой­либо с его стороны вины.  Социологическая теория. Она получила распространение вначале XX в. Согласно этой теории, предпосылкой совершения преступлений является социальное   положение   лица,   принадлежность   к   тому   или   иному   классу. Поэтому   допускалось   уничтожение   людей   по   классовому   признаку   как потенциальных преступников; так было в России в первые два десятилетия после установления советской власти. Согласно классической   теории уголовного   права,   наказание   без   вины невозможно.   Таким   образом,   если   человек   не   мог   или   не   должен   был предвидеть наступление вредных последствий своего деяния, то какими бы страшными ни были эти последствия, об уголовной ответственности не может быть и речи. Какая теория, на ваш взгляд, более правильная и почему? (данную   задачу   ученики   должны   будут   раскрыть   в   конце   урока,   на основе знаний полученных после изучения новой темы) 3. Разминка по вопросам (10 минут): Учитель   опрашивает   по   вопросам   учащихся   в   три   этапа   (выявление остаточных знание по теме «Правоотношение») 1 этап: Гейм­разминка (фронтальный опрос). 2 этап: 1 группа ­ Ученики выполняют тест (письменно).             2 группа ­ Фронтальная беседа с группой учеников, не  выполняющих тест. 3 этап: Предлагается ситуация (письменно). Совместно проверяются выполненные задания  1­й этап ГЕЙМ «РАЗМИНКА»  1.   Человек,   не   достигший   18­летнего   возраста   …. 2. Главный документ в области прав ребенка…. (Конвенция о правах (несовершеннолетний). ребенка). 3.   Гарантированные   государством   возможности   человека   в экономической,   социальной,   политической   и   культурной   сферах   жизни общества…. (права человека). 4.   Нормативно­правовой   акт,   содержащий   общеобязательные   правила поведения   по   важным   вопросам   общественной   жизни,   принятый   высшим представительным органом государства…. (закон). 5.   Какие   обязанности   государств   по   отношению   к   детям сформулированы в Конвенции о правах ребенка? …. (Охранять и защищать права детей). 6.   На   кого   конкретно   Конвенция   о   правах   ребенка   возлагает ответственность за защиту прав и интересов детей? ....  (На родителей). 7. Какие права детей предусмотрены Конвенцией о правах ребенка?.... (На   жизнь,   выживание   и   развитие,   уважение   его   взглядов   и 16.   Откуда   может   взяться   имущество   в   собственности  (СК   ст.   60,   доходы,   дар,   наследование, несовершеннолетнего?.... приобретение на средства ребенка). индивидуальности, свободу выражения мнений, свободу совести, свободу ассоциаций). 8. Главные защитники прав ребенка…. (родители). 9. Способность лица иметь права и обязанности…. (правоспособность). законом   порядке 10. несовершеннолетнего,   достигшего   16   лет,   полностью   дееспособным…. (эмансипация).   установленном     Объявление в   11. Способность лица своими действиями осуществлять принадлежащие ему права и исполнять возложенные на него обязанности…. (дееспособность). 12. Человек, не достигший 14­летнего возраста…. (малолетний). 13.   Одна   из   форм   защиты   личных   и   имущественных   прав   граждан, устанавливается над детьми, не достигшими 14 лет….( опека). 14. С какого возраста ребенок вправе самостоятельно обратиться в суд за защитой своих прав?.... (СК ст. 56, с 14 лет). 15.   С   какого   возраста   учет   мнения   ребенка   в   ходе   судебного   или административного разбирательства обязателен?.... (СК ст. 57, с 10 лет). 17.Кто пользуется преимущественными правами в отношении детей – отец или мать? …. (СК ст. 62, равенство прав родителей). 18.   На   ком   по   закону   должен   лежать   основной   груз   выполнения обязанностей   в   отношении   детей   –   на   отце   или   на   матери?  (СК   ст.   62, равенство прав и обязанностей). 19.   Освобождаются   ли   родители   от   обязанности   содержать   своего ребенка   в   случае   лишения   их   родительских   прав?  (СК   ст.   72,   не освобождаются). 20.   Что   могут   самостоятельно   делать   со   своим   имуществом несовершеннолетние   в   возрасте   от   14   до   18   лет?  (ГК   РФ   ст.   26,   с письменного   согласия   родителей   продавать,   дарить   и   т.д. Самостоятельно совершать мелкие сделки). 21.   С   какого   возраста   ребенок   приобретает   право   на   уважение   его человеческого достоинства?  (Конституция РФ, ст. 17, с рождения). 22. Может ли 12­летний подросток разрешить своим друзьям поиграть на компьютере, подаренном ему на день рождения?.. (СК ст. 60. с согласия родителей). 23. Кем, в соответствии с законодательством, осуществляется защита прав   и   интересов   ребенка?   (СК   ст.   56,   родителями,   органами   опеки, прокурора, судом). 2 этап: 1   группа   (1,3,5   вариант)   ­   Ученики   выполняют   тест   на   тему «Правоотношение» (письменно). Не забывают  указывать номер теста. 2   группа   ­   Фронтальная   беседа   с   группой   учеников,   не выполняющих тест. Вопросы: 1. 2. 3. 4. 5. 6. Дать определение правоотношений. Что такое юридический факт? Чем характеризуется действие и событие? Кто является субъектом правоотношений? Чем характеризуется правоспособность и дееспособность? Что является объектом правоотношений? 3 этап: Предлагается ситуация (письменно). Также для закрепления изученного материала студентам предлагается следующая ситуация:  Средневековый юрист Шассене приобрёл известность, защищая крыс, которых призвал к ответу епископ. Доводы защитника крыс: 1) не все крысы получили повестки в суд; 2) крысы боятся кошек; 3) каждую крысу следует судить в отдельности. Вопрос:  опираясь   на   изученный   материал   темы   “Правоотношения” объясните, почему данный процесс не возможен в наши дни? Ответ – животные не признаются субъектами права. Рассмотрев   понятие   правоотношения,   и   охарактеризовав   его структуру, мы пришли к выводу, что одним из оснований возникновения, изменения и прекращения правоотношений является поведение субъекта правоотношения неправомерное (правонарушение). Вслед   за   правонарушением   наступает  юридическая ответственность, т. е. применение к лицу, совершившему правонарушение, предусмотренных законом мер принуждения. правомерное   —     или   4. Изучение нового материала (59 минут): 1. Правомерное поведение: понятие и виды (лекция преподавателя + презентация); 2. Понятие,   признаки,   состав     и   виды   правонарушений   (лекция преподавателя + презентация; работа студентов с раздаточным материалом); 3. Соучастие в преступлении (презентация; лекция преподавателя + вырезки из кино); 4. Юридическая   ответственность   (лекция   преподавателя   +   работа студентов с раздаточным материалом). Слово учителя с одновременным показом слайдом презентации. Вопрос 1: Правомерное поведение: понятие и виды Вопрос группе: что такое «Поведение»? Обобщив   ответы   учеников,   делается   вывод,   фиксируемый   в   рабочих тетрадях ПОВЕДЕНИЕ   –   это   взаимодействие   человека   с   окружающей средой,   опосредованное   его   двигательной   (физической)   и   психической активностью. В     ходе   лекции   ученики   должны   заполнить   пробелы   в   правовых   «Правомерное понятиях   предложенных   им   в   раздаточном   материале   поведение». Ученикам   предлагается   обратиться   к   схеме   №   1   “Правомерное поведение”. В   рабочих   тетрадях   ученики   фиксируют   определение   правомерного поведения: Правомерное   поведение   –   это   законно­послушное   поведение, соответствующее предписаниям правовых норм. Правомерное поведение, как правило, является поведением общественно полезным и социально значимым. Правомерное поведение может быть активным и пассивным.  Активное   поведение имеет   место   в   случае   реализации управомачивающих либо обязывающих юридических норм.  Пассивное   поведение связано   с   воздержанием   от   запрещенных действий. В   зависимости   от   характера   мотивации   законопослушного   субъекта права различают: 1) сознательное правомерное поведение – такой вид поведения, при котором   субъект   права   осознает   необходимость,   обоснованность   и справедливость требований правовых норм и подчиняется их требованиям с целью   достижения   социально   полезного   результата   (иногда   данный   вид правомерного поведения называют “легализмом”.  Под легализмом понимается соблюдение закона по той причине, что это закон, а законы должны соблюдаться. (dura lex, sed lex – “закон суров, но это закон”) ПРИМЕР: “пешеход   при   отсутствии   автомобилей   не   переходит дорогу и ожидает разрешающего сигнала светофора) 2)   конформистское   правомерное   поведение –   вид   поведения,   при котором   субъект   права   подчиняется   правовым   предписаниям   в   силу подражания окружающим (потому что так “делают все”); 3)   правомерное   поведение под   страхом   государственного принуждения –   вид   поведения,   при   котором   субъект   права   исполняет требования   юридических   норм,   боясь   применения   санкций   со   стороны государства. По объективной стороне правомерное поведение подразделяют: на необходимое (желательное) (ПРИМЕР: уплата налогов) и на социально допустимое (ПРИМЕР: развод супругов – правомерное, социально допустимое, но нежелательное поведение). Относительно права поведение людей может быть юридически нейтральным и юридически значимым. Юридически нейтральное поведение не регулируется правом и не влечет юридических последствий. Юридически значимое  поведение регулируется   правом  и   может, как соответствовать правовым нормам, так не соответствовать им. В первом случае речь идет о правомерном поведении, во втором – о правонарушении. Неправомерное   поведение   в   теории   права   принято   называть правонарушением.  Правонарушение   представляет   собой   разновидность антисоциального поведения. Вопрос 2: Понятие, признаки, состав  и виды правонарушений В   ходе лекции учащиеся должны заполнить пробелы в правовых понятиях предложенных им в раздаточном материале   Схема № 2 и 3 «Состав правонарушения», «Виды правонарушений». Правонарушения   –   это   когда   есть   противоправное   деяние, совершенное лицом привлеченное его к юридической ответственности. Правонарушение характеризуется рядом признаков: 1 правонарушение есть акт поведения, выражающийся в действии или бездействии.  2 правонарушение   –   это   противоправное   деяние,   т.   е.   деяние, запрещенное нормами права.  3 правонарушение всегда наносит  обществу  определенный вред и потому в той или иной степени опасно, нежелательно; 4 не   всякое   противоправное   деяние,   совершенное   дееспособным лицом,   может   быть   признано   правонарушением,   а   только   то,   которое совершено по вине этого лица; 5   может только правонарушение деликтоспособным   лицом.   Деликтоспособность   означает   правовую возможность   человека   самостоятельно   осуществлять   свои   юридические обязанности   и   нести   за   них   юридическую   ответственность. совершено     быть Деликтоспособность   зависит   от   возраста   и   психологического   состояния человека; 6 правонарушение   теснейшим   образом   связано   с   юридической ответственностью.   Последняя   наступает   тогда,   когда   есть   состав правонарушения,   т.   е.   имеются   необходимые   и   достаточные   признаки   для наступления юридической ответственности. Ученикам     необходимо   обратить   внимание   на   следующее – правонарушение следует отличать от аморального проступка.  Мораль и право не противопоставляются друг другу: аморальным является все то, что опасно для общества в самом широком смысле этого слова. ПРИМЕР: ложь   является   аморальным   проступком   и   подлежит осуждению   со   стороны   членов   общества.   Но   если   лицо   дает   ложные показания в суде, то это уже считается правонарушением. Составом   правонарушения  называется   совокупность   признаков, характеризующих общественно опасное деяние. В состав правонарушения входят такие элементы, как:  объект правонарушения,  субъект правонарушения,  объективная сторона правонарушения  субъективная сторона правонарушения. Характеристика состава правонарушения –  Объект   правонарушения –   это   охраняемые   правом   явления окружающего   мира   или   общественные   отношения,   на   которые   направлено противоправное   деяние.   Объектом   правонарушения   могут   выступать социальные   и   личностные   ценности,   которым   противоправным   деянием наносится ущерб. В УК РФ запрещенные им деяния сгруппированы именно по объектам  преступления   против   жизни,   преступления   против посягательства: собственности, преступления против правосудия и др. Объект   правонарушения   следует   отличать   от   предмета правонарушения. Предмет   правонарушения –   это   вещь   или   иное   благо (например, информация), которое было изъято, повреждено, уничтожено или захвачено в процессе совершения правонарушения. ПРИМЕР: лицо, укравшее кошелек, посягает не на кошелек – оно нарушает право собственности того, кому принадлежит этот кошелек. – Субъектом   правонарушения     совершившее правонарушение. Субъектами   правонарушения   могут   быть   как   физические, так и юридические лица. является   лицо, Основное требование к физическим лицам – вменяемость и достижение  Вменяемость  –   это   способность   лица   при определенного   возраста. совершении   правонарушения   осознавать   фактический   характер   и общественную   опасность   своих   действий   и   руководить   ими.   Субъектом правонарушения в уголовном праве может быть только физическое лицо. – Объективная   сторона  состава   правонарушения   характеризует внешние   признаки   правонарушения   как   противоправного   деяния.   Она включает   в   себя   противоправное   деяние   (действие   или   бездействие)   лица, совершившего правонарушение. –    Субъективная   сторона   правонарушения  –   имеется   в   виду техническое   отношение   того   лица,   которое   совершило   противоправное деяние. Субъективная сторона правонарушения включает мотив, цели и вину правонарушения. Субъективную сторону правонарушения образует вина. Различают две формы вины: умысел и неосторожность. Умысел бывает прямой и косвенный.  При   прямом   умысле  лицо   сознает   общественную   опасность   своих деяний,   предвидит   наступление   вредных   последствий   и   желает   их наступления (например, киллер, совершающий заказное убийство).  При   косвенном   умысле  правонарушитель   сознает   общественную опасность своих деяний, предвидит наступление вредных последствий и хотя и не желает их наступления, но сознательно его допускает или относится к ним безразлично (например, подросток, который в драке наносит противнику удар обрезом трубы: он вовсе не желает смерти другого подростка, однако безразлично относится к возможности наступления такого результата). Неосторожность   также   делится   на   два   вида:   легкомыслие   и Мотив представляет   собой     побуждение,   которым   руководствуется лицо во время совершения правонарушения (например, месть).  Цель  – это   представление   субъекта   о   результате   совершаемого правонарушения (например, убийство, совершаемое с целью скрыть другое преступление). небрежность. При   легкомыслии лицо   сознает   общественную   опасность   своего деяния, предвидит наступление вредных последствий, но без достаточных на то оснований рассчитывает на их предотвращение. Расчет может быть связан с надеждой на самого себя (опыт, сила и т. п.), на других людей (пожарный успеет погасить огонь от пиротехнического устройства, брошенного в класс с целью   напугать   одноклассников),   на   явления   природы   (собирается   дождь, который погасит костер в сухом лесу) и т. п. При   небрежном совершении   правонарушения   лицо   не   сознает   либо недостаточно сознает общественную опасность своих деяний, не предвидит наступление   вредных   последствий,   хотя   может   и   должно   их   сознавать   и предвидеть. В   ряде   случаев   элементами   субъективной   стороны   правонарушения могут быть его мотив и цель. Деяние   может   быть   квалифицировано   в   качестве   правонарушения только в том случае,  если имеются  все  элементы его  состава. Отсутствие какого­либо   из   признаков,   образующих   в   своей   совокупности   состав правонарушения   (например,   вины),   приводит   к   тому,   что   оно   не   может считаться   правонарушением   и   не   влечет   за   собой   установленную   законом ответственность. Виды правонарушений Правонарушение бывает 2­х видов: проступки и преступления. Преступления  –   это   правонарушение,   несущее   высокую   социальную опасность. Преступление наносят ущерб основным правам и свободам человека, существованию   общества и государственного строя.  К преступлениям относятся убийство, умышленное причинение вреда здоровью, изнасилование, грабеж, вымогательство, хулиганство, терроризм и т. д., т. е. Все деяния, которые запрещены уголовным законодательством и за которые следуют строгие наказания. Признаки преступления:  • Совершенное должно быть очень  опасным для человека, общества и государства. •  Деяние должно нарушать нормы уголовного права. •  Человек должен быть виновен в содеянном.  Проступки  –   правонарушение,   которое   характеризуется   меньшей степенью социальной опасности. За проступки полагаются наказания не уголовного характера — штраф, предупреждения, возмещение ущерба. Как правило, выделяют следующие основные виды проступков: Административные  посягающие   на   установленный   законом общественный порядок, отношения в области осуществления государственной власти и др. Дисциплинарные  –   это   нарушение   трудовой   или   служебной дисциплины,   т.е.   неисполнение   или   ненадлежащее   исполнение   по   вине работника возложенных на него трудовых или служебных обязанностей. Гражданско­правовые  –   связанные   с   имущественными   и   такими неимущественными   отношениями,   которые   представляют   для   человека духовную ценность. Учащимся   предлагается   определить,   где   проступок,   а   где преступление? 1.Водитель автомобиля решил проскочить на красный свет светофора, опаздывая на работу. Пешеходов и машин вблизи не было.  2.Водитель автомобиля решил проскочить на красный свет светофора, опаздывая на работу. Пешеходов и машин вблизи не было. Но вдруг на дорогу выбежал мальчик, водитель не успел затормозить, и мальчик получил увечья. Предлагаю   вам   на   рассмотрение   ситуации   и   прошу   определить, какие из них следует отнести к преступлению, а какие к проступку.  Толя, учащийся средней школы, был замечен в спортивном зале курящим.  (Проступок) разбили стекло в доме (Проступок) Полина   и   Федор,   ученики   9   класса,   возвращаясь   с   дискотеки, Эдик, ученик  7 класса, пришел  в школу  с газовым пистолетом (Преступление)  Женщина,   проживающая   на   улице   напротив   школы,   продавала школьникам наркотики (Преступление) От Димы пахло алкоголем, это заметил один из учителей, когда Дима, шатаясь, шел по школьному коридору (Проступок) Коля, учащийся 11 класса, принёс в школу марихуану для того, чтобы отдать её своим друзьям (Преступление)? Даша с подругой в течение  недели не посещали школу, скрыв это от своих родителей (Проступок) Один   учащийся   школы   угрожал   другому   тем,   что   изобьет   его (Проступок)        1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. Проклассифицировать   указанные   противоправные   деяния   на проступки (1) и преступления (2): Грабёж Торговля с рук в неустановленных местах Кража  Невыполнение договора Неоплаченный проезд в транспорте Вымогательство Повреждение телефона­автомата Мошенничество А теперь мы с вами попробуем решить практические задачи: Ситуация первая: “Гражданин Н. из окна своей квартиры, находящейся на 5­м этаже одного из домов в центре города, выбросил, пустую бутылку. Бутылка попала в лицо, проходившего гражданина М. В результате травмы М. лишился глаза”. ЗАДАНИЕ: проанализируйте состава правонарушения,   квалифицирующие   признаки,   дайте   квалификацию содеянного. элементы   все Ситуация   вторая: “Гражданин   К.ехал   в   автомобиле   и   превысил скорость, надеясь, что аварии не произойдёт, так как он опытный водитель, однако   не   смог   справиться   с   управлением,   выехал   на   тротуар   и   сбил пешехода.   Воспользовавшись   тем,   что   свидетелей   происшествия   не   было, К.уехал   с   места   преступления,   но   вскоре   был   задержан.   Пешеход   от полученных травм скончался. ЗАДАНИЕ: проанализируйте состава правонарушения,   квалифицирующие   признаки,   дайте   квалификацию содеянного. все     элементы   Вопрос:   Какие   правонарушения,   наиболее   часто   совершаемые несовершеннолетними (подростками)? Ответ: 1. 2. 3. Оскорбление Мелкое хулиганство Незаконное   приобретение,   хранение,   перевозка,   изготовление, переработка   наркотических   средств,   психотропных   веществ   в   крупном размере 4. Жестокое обращение с животными 5. 6. 7. 8. 9. 10. Кража Вандализм Массовые беспорядки Распитие спиртной и спиртосодержащей продукции Появление в общественных местах в состояние опьянения Умышленное уничтожение или повреждение имущества Вопрос:   Почему   формируется   такое   поведение?   Что   влияет   на подростков? Ответ: 1. 2. 3. 4. 5. Неблагоприятные условия семейного воспитания. Недостаточное внимание и любовь со стороны родителей. Гиперопека. Чрезмерное удовлетворение потребностей ребенка. Чрезмерная требовательность и авторитарность родителей. Вопрос 3:   Значительное количество преступлений совершается в соучастии, что     Соучастие в преступлении обуславливает их повышенную социальную опасность. Соучастие — это умышленное участие двух и более лиц в совершении умышленного преступления. Это участие двух и более лиц, являющихся субъектами преступления, т. е. достигших возраста уголовной ответственности и вменяемых, в противном случае   о   соучастии   говорить   нельзя.   Бывают   случаи,   когда   малолетних   и душевнобольных   используют   в   качестве   непосредственных   исполнителей преступления, заведомо зная, что они не являются субъектами преступления и не подлежат уголовной ответственности. В этом случае лицо, использующее их в качестве живого орудия преступления, будет отвечать как исполнитель преступления. Действия виновных должны быть совместными, направленными на одну цель, дополняющими друг друга. Поэтому соучастие возможно до окончания преступления,   так   как   невозможно   помочь   достичь   цели,   если   она   уже достигнута,   преступление   совершено.   Если   лица   участвуют   в   одном посягательстве,   но   у   них   разные   цели,   то   нельзя   говорить   о   соучастии. Встречаются   ситуации,   когда   у   преступников   нет   договоренности   о совместных действиях. Например, проходя мимо взломанной двери квартиры, Б. увидел К., укладывающего вещи в сумку. Не говоря ни слова, Б. вошел в квартиру и взял несколько ценных предметов. Б. и К. в этом случае будут квалифицироваться   как   исполнители   отдельных   преступлений,   но   не   как соучастники. Необходимо   наличие   умысла   на   совершение   совместно   с   другими общественно опасного деяния. В   зависимости   от   характера   и   степени  (роли)   участия   в   совместном преступлении можно определить следующие виды соучастников. Рис. 1. Виды соучастников Исполнитель ­ лицо, непосредственно своими действиями совершившее преступление   либо   непосредственно   участвовавшее   в   совершении преступления вместе с другими лицами — соисполнителями. Соисполнители могут выполнять как одинаковые действия (групповая драка, например), так и раздельные   функции   (один   держит   жертву   за   руки,  другой   наносит   удары ножом). Организатор ­ лицо, организовавшее преступление либо руководившее его   исполнением,   а   равно   лицо,   создавшее   организованную   группу   или преступное сообщество (преступную организацию) либо руководившее ими. Эта   фигура   наиболее   опасна,   так   как   она   вовлекает   в   преступную деятельность других лиц, направляет их действия, вносит в их деятельность организованность и систему. Организация преступления — это приискание и подготовка   исполнителя,   соучастников,   распределение   ролей,   составление плана, приискание орудий и средств преступления. Руководство совершением преступления   —   это   распределение   обязанностей,   дача   обязательных   для выполнения   указаний   исполнителю   и   соучастникам,   активное   лидерство   в преступлении.   Иногда   организатор   может   быть   одновременно   и соисполнителем преступления. Подстрекатель   ­ это   лицо,   склонившее   другое   лицо   к   совершению преступления.   Подстрекатель   своими   действиями   непосредственно   в совершении   преступления   не   участвует,   не   организует   и   не   руководит преступлением, иначе бы это был соответственно исполнитель и организатор преступления.   Подстрекатель   лишь   вызывает   у   другого   лица   решимость совершить   преступление,   причем   не   преступление   вообще,   а   какое­либо конкретное преступление (убить определенного человека, угнать автомобиль). Подстрекатель может использовать различные способы и средства: подкуй, угрозы,   обещания,   уговоры   —   т.   е.   совершать   любые   активные   действия, склоняющие к совершению уголовно наказуемого деяния. Мотивы и цели у подстрекателя   и   исполнителя   могут   быть   разными,   главное,   чтобы подстрекатель понимал, что вовлекает человека в совершение общественно опасного деяния.   указаниями, Пособник   ­ это   лицо,   содействовавшее   совершению   преступления советами,   предоставлением   средств   или   устранением препятствий, а также лицо, заранее обещавшее скрыть преступника, орудия и средства   совершения   преступления,   следы   преступления   либо   предметы, добытые преступным путем, а равно лицо, заранее обещавшее приобрести или сбыть такие предметы. Пособник должен выполнить свои функции до начала или   в   момент   исполнения   преступления,   но   обязательно   до   фактического завершения   преступления,   иначе   это   уже   будет   не   соучастие,   но прикосновенность   к   преступлению   (заранее   не   обещанное   укрывательство, недонесение), так как соучастие — это участие в совершении преступления, действия   соучастника   должны   способствовать   наступлению   преступного результата.   Пособник   должен   осознавать,   что   содействует   совершению преступления,   предвидеть   последствия   преступления.   Пособник   не организует   преступление,   не   участвует   непосредственно   в   совершении преступления,   иначе   это   будет   организатор   и   исполнитель.   Пособничество советами, указаниями, обещание укрыть преступника укрепляет решимость лица,   уже   замыслившего   преступление,   а   не   вызывает   эту   решимость,   в противном   случае   эти   действия   будут   квалифицироваться   как подстрекательство. Ученикам предлагается просмотреть фрагменты видеофильмов: «Кавказская пленница», «Афоня»,  «Джентльмены удачи»,  «Иван Васильевич меняет профессию»,  «Мадагаскар»,  «Операция Ы».  Ученикам   необходимо   определить   вид   правонарушения   и   виды соучастников в преступлении. За   совершение   любого   вида   преступления   или   проступка правонарушитель привлекается к юридической ответственности. Вопрос 4:  Юридическая ответственность Самые   безрассудные   поступки   свойственны   молодости.   Бывают жизненные ситуации, что, не успев ещё почувствовать радости жизни, человек уже в кабинете следователя со словами: «Я не хотел, я не знал!» И с трудом начинает   осознавать,   что   наступает   ОТВЕТСТВЕННОСТЬ.   Не   мамина,   не папина, не педагога,  а его ответственность. Как   вы   думаете,   не   знание   законов   освобождает   человека   от ответственности? Следовательно, чтобы не оказаться на скамье подсудимых нужно в общих чертах знать законы.  Приходит   время,   и   каждый   человек   выбирает   свой   жизненный   путь. Кажется, что выбор очень велик, но на самом деле принципиальных вариантов только   два.  Законопослушные   граждане   выбирают   здоровую,  безопасную   и счастливую жизнь, а незаконопослушные – жизнь без правил, где побеждает сильнейший, где царят хаос и анархия. Административным   правонарушением  (проступком)  признается посягающее на государственный или общественный порядок, собственность, права   или   свободу   граждан,   на   установленный   порядок   управления, противоправное,   виновное   (умышленное   или   неосторожное)   действие   или бездействие, за которое законодательством предусмотрена административная ответственность.   Административной   ответственности   подлежат   лица, достигшие к моменту совершения правонарушения 16–ти летнего возраста. К подросткам в возрасте от 16 до 18 лет, принимаются меры, предусмотренные Положением о комиссиях по делам несовершеннолетних. Уголовное право регулирует общественные отношения, возникающие в связи с совершением преступления.  Уголовная ответственность  является   особым   видом   юридической ответственности,   так   как   наступает   только   по   приговору   суда   за преступление.   Уголовной   ответственности   подлежит   лицо,   достигшее   ко времени совершения преступления 16­летнего возраста. Лица,  совершившие деяния в возрасте от 14 до 16 лет подлежат уголовной ответственности за убийство,   причинение   смерти   по   неосторожности,  умышленное   причинение тяжкого   телесного   повреждения,   изнасилование,   насильственные   действия сексуального   характера,   похищение   человека,   кражу,   грабеж,   разбой, вымогательство, захват заложника.  ­ Задание для учащихся:  Ученикам   предлагают   проверить   их   правовые   знания   с   помощью различных заданий. Ход игры Ученикам предлагается  1­задание: Разгадать кроссворд. По горизонтали: 1.Противоправное виновное умышленное или неосторожное действие, за административная законодательством   предусмотрена которое ответственность.     3. Решение, принятое в ходе судебного заседания.  6.Нормативный   акт,   принятый   высшим   представительным   (то   есть избранным всем народом) органом государства.   7.Мера воздействия против совершившего преступление, проступок. По вертикали: 1.Действие, ответственности.   нарушающее   закон   и   подлежащее   уголовной 2.Столкновение, серьёзное разногласие, спор. 4.Определённый   круг   действий,   возложенный   на   кого­нибудь   и безусловных для выполнения. 5.Совокупность   обязательных   к   исполнению   норм,   установленных государством, регулятор общественных отношений.  Ответы на кроссворд: По   горизонтали:   1.Правонарушение.   3.Приговор.   6.Закон. 7.Наказание. По   вертикали:   1.Преступление.   2.Конфликт.   4.Обязанность. 5.Право. Задание   №2.  Какие   нарушения   были   совершены   героями стихотворений. Пьяные медведи мчались на мопеде, А за ними кот задом наперёд А за ним комарики на воздушном шарике, Жаба на метле Едут и смеются, Пряники жуют… (нарушение правил дорожного движения) Идёт мужик качается, вздыхая на ходу Меж ног асфальт вздымается – Сейчас я  упаду… (появление в общественных местах в пьяном виде) Где обедал воробей? В зоопарке у зверей. Пообедал он сперва За решеткою у льва,  Подкрепился у лисицы, У слона попил водицы… (мелкое хищение)  Задание №3. Разыгрывание ситуаций на улице. В ходе разыгрывания ситуаций ученики должны определить, какие правонарушения были совершены, как нужно вести себя на улице, чтобы не стать жертвой преступления. Случай на улице. Идет молодая девушка – студентка, а навстречу ей цыганка. Цыганка:  «Девушка,   молодая,   красивая,   счастливая   подскажи,   как пройти до больницы?»  Девушка, посмотрев наивным взглядом, подумала, что человек болен и нуждается в лечении и стала объяснять: «Поверните направо, затем пройдите магазин, рядом с магазином будет больница». Цыганка поняв, что девушка идет на контакт говорит: «Какая ты добрая давай я тебе погадаю, будешь ты жить счастливо, но у тебя будет подруга, которая уведет у тебя парня, наведет на тебя порчу, я тебе помогу снять порчу, если ты мне дашь немного денег». Девушка соглашается, дает цыганке денег,   потом   еще,   потом   цыганка   незаметно   снимает   с   девушки   колечко, сережки   и   говорит:   «Ну,   все   я   пошла   в   больницу,   а   ты   будь   счастлива». Девушка, очнувшись от гипноза, поняла, что она стала жертвой преступления, начала кричать: «Меня обокрали!» Ведущий  обращается   к   командам:   «Какие   статьи   закона   нарушила цыганка?» (мошенничество, кража) «Как правильно нужно было поступить в этой ситуации?» Ответы детей. Нужно было сказать цыганке про больницу, не глядя ей в глаза и сразу идти   дальше,   если   она   удерживает   вас   своими   разговорами,   нужно   ей ответить: «Гадать мне не надо я очень спешу, если это не помогает, сказать сейчас позову полицию, если это не поможет пуститься в бег». Ситуация с телефоном.  Идет   молодой   парень   играет   в   телефон,   внезапно   подходит   к   нему мужчина и просит позвонить: «Дай, пожалуйста, телефон, очень надо маме позвонить» Молодой парень подумал, что действительно нужна помощь и дал телефон   незнакомому   человеку.     Тот,   взяв   телефон,   кинулся   бежать   и скрылся в неизвестном направлении. Парень был в растерянности. Ведущий:   «Какие   статьи   закона   были   нарушены?   (хищение   чужого имущества, кража) Ребята как же правильно нужно было поступить в данной ситуации? Ответы детей.  Ведущий:   «Во­первых,   не   надо   было   давать   телефон   незнакомому человеку,   так­так   телефон   является   вашей   собственностью.   Вы   могли ответить, у меня закончились деньги, я не могу вам дать позвонить, потому что у меня села батарейка, и вообще я вас не знаю, почему должен давать вам телефон. А лучше всего не играть в телефон в общественном месте, не  носить его на виду, прятать в потайной карман, сумку». Ситуация с девушками.  Две девушки сидят в парке мило беседуют. К ним подходит молодой человек и желает познакомиться. Они знакомятся. Затем он им предлагает пойти   в   кафе,   девушки   соглашаются,   тем   самым   становятся   жертвами преступления, который в напитки девушкам подсыпает снотворные таблетки. Ведущий. «Как вы думаете, какие ошибки совершили девушки?     Что могло бы с ними произойти?  (изнасилование, отравление, убийство и т.д.)». Ответы детей. Ведущий: «Нельзя распивать спиртные напитки несовершеннолетними садиться   в   машину   с   незнакомыми   людьми,   а   также   поздно   возвращаться домой   особенно   несовершеннолетним   подростками,   согласно комендантскому часу дети, не достигшие 18 лет после 22.00 имеют право находиться на улице, в общественных местах и т.д. только в сопровождении родителей, законных представителей».   т.к. 5. Закрепление и повторение (10 минут): Учащиеся отвечают на вопросы и решают тесты по итогам урока: ­ Перечислите виды правомерного поведения; ­ В чем сходство и основное отличие проступка от преступления? ­ Каковы основные виды юридической ответственности; ­ Охарактеризуйте основные элементы состава правонарушения; ­ Назовите виды соучастия в преступлении. Тест: Правомерное поведение, правонарушение и юридическая ответственность Вариант 1 1. Нецензурная брань учащихся в школе – это издержки культуры или противоправное деяние? 2.   В   любом   ли   возрасте   лицо   может   быть   привлечено   к   уголовной ответственности? 3. Может ли быть привлечен к уголовной ответственности 14­летний подросток, вымогавший деньги у одноклассников? 4.   В   каких   случаях   к   несовершеннолетнему   могут   быть   применены принудительные меры воспитательного воздействия? 5. Можно ли расценивать как шалость заведомо ложное сообщение о готовящемся взрыве в школе учащимися, не желающим писать контрольную работу? 6. Почему законодательство не допускает приема на работу лиц моложе 15 лет, а при определенных условиях – 14 лет? Вариант 2 1. Может ли организация отказать (в связи с большим объемом работ) 17­летней работнице в предоставлении отпуска? 2.   Одна   из   правовых   норм   –   общеобязательное,   установленное, санкционированное и охраняемое государством правило поведения людей 3.   Предусмотренное   уголовным   законом   виновно   совершенное общественно опасное деяние физического лица  4.   Правонарушение,   посягающее   на   установленный   законом общественный порядок  5. Выраженные в конституционных  нормах требования государства к поведению любых лиц 6. Мера государственного принуждения, назначаемая по приговору суда лицу, признанному виновным в совершении преступления  Ученики   отвечают   на   познавательную   задачу   урока:  Какая теория, на ваш взгляд, более правильная и почему?   6. Задание ученикам по рефлексии их деятельности (5 минуты).  Ученикам предлагается по кругу высказаться, что понравилось и что не понравилось на занятии.  Организуется   самооценка   учениками   собственной   учебной деятельности,   кто   из   обучающихся   особенно   старался,   что   нового   узнали школьники на уроке, как  работал класс. И напоследок учащимся предлагается интересные факты из судебной практики.  Английский   судья   Д.   Кромби   считает,   что   в   законодательстве различных   стран   встречается   немало   «странностей».   Эти   «странности»   он собрал в книге «Самые глупые законы мира». И вот лишь некоторые из них:  • Англия. Начиная с XII века для мужчин противозаконным поведение считается бить жену после 9 часов вечера.  • Франция. Для владельце свиней противозаконным считается называть поросенка «Наполеон».  • Запрещается сажать и парковать летающие тарелки в виноградниках по всей территории Франции.  • Канада. Подниматься на борт летящего самолета запрещено законом.  •   США.   Пассажирам   запрещается   выходить   из   самолета   во   время полета.  •   Передвижение   на   моторной   лодке   по   городским   улицам   считается правонарушением.  • США (штат Колорадо). В ходе свадебной церемонии противозаконным считается бросать туфли в жениха и невесту. 7. Информация о домашнем задании (2 минуты).  Для того, чтобы «усилить»   положительный   личностный   смысл   полученной   учебной информации,   школьникам   предлагается   в   качестве   домашнего   задания написать творческую работу по теме: «Я ­законопослушный гражданин».  Привести     пример   правонарушения   с   подобным   анализом   всех составляющих его элементов. Задание выполняется письменно в тетради. 8. Список использованной литературы,  компакт­дисков,  ссылок   на Интернет­ресурсы.  1. http://webarhimed.ru/page­321.html 2. https://sites.google.com/site/ivt465/7­semestr/politolog/8 3. http://900igr.net/prezentatsii/pravo/Pravovedenie/ 4. Обществознание. 11 класс. Базовый уровень. Боголюбов Л.Н. и др. М.: 2014. — 335с. 5.  Учебник   Обществознание   11   класс   А.И.   Кравченко,   Е.А.   Певцова (2013 год) (http://vklasse.org/11­klass/uchebniki/obschestvoznanie/ai­kravchenko­ ea­pevtsova­2013) 6.   Обществознание   11   класс.   Профильный   уровень.   Учебник   для   11 класса  общеобразовательных   учреждений. А.Ю. Лазебниковой, off.ru/bibl/bog11/index.html)     Под   редакцией   Л.Н. Боголюбова, (http://www.husain­ Н.М. Смирновой. 9. Формы контроля и оценки результатов урока.  Критерии 1.Организац ия ответа (введение, основная часть, заключение ) 5 (отл.) Удачное использование правильной структуры ответа (введение, основная часть, заключение); определение темы; ораторское искусство. 4 (хор) Использован ие структуры ответа, но не всегда удачное; встречаются паузы, неудачно построенные предложения , повторы слов 2.Умение анализирова ть и делать выводы. Выводы опираются на основные факты и являются обоснованным и; грамотное сопоставление фактов, понимание ключевой проблемы и ее элементов. Некоторые важные факты упускаются, но выводы правильны; не всегда факты сопоставляю тся и часть не относится к проблеме, ключевая проблема выделяется, но не всегда понимается глубоко; не все вопросы 3 (уд) Отсутствие некоторых элементов ответа; неудачное определение темы или ее определение после наводящих вопросов; сбивчивый рассказ, незаконченные предложения и фразы, постоянная необходимость в помощи учителя. Упускаются важные факты и многие выводы неправильны; факты сопоставляютс я редко, многие из них не относятся к проблеме; ошибки в выделении ключевой проблемы; вопросы неудачны и задаются только с 2 (неуд.) Неумение сформулироват ь вводную часть и выводы; не может определить даже с помощью учителя, рассказ распадается на отдельные фрагменты или фразы. Большинство важных фактов отсутствует, выводы не делаются; факты не соответствуют рассматриваем ой проблеме; нет их сопоставления; неумение выделить ключевую проблему, неумение задать вопрос, даже с помощью помощью учителя, противоречия не выделяются Теоретические положения и их фактическое подкрепление не соответствует друг другу учителя, нет понимания противоречий Смешивается теоретический и практический материал, между ними нет соответствия удачны, не все противоречи я выделяются. Теоретическ ие положения не всегда подкрепляют ся соответствую щими фактами Встречаются Ошибки в ряде ключевых фактов и почти во всех деталях, детали приводятся но не Незнание фактов и деталей, неумение анализировать детали, даже если они ошибки в деталях или некоторых фактах; детали не всегда анализируют ся, факты отделяются от мнений. анализируются; подсказываютс факты не всегда отделяются от мнений, но учащийся понимает разницу между ними я учителем. Факты и мнения смешиваются и нет понимания их разницы. Выделяются Нет разделения важные понятия, но некоторые другие упускаются; определяютс я четко, но на важные и второстепенные понятия; определяются, но не всегда четко и правильно; Неумение выделить понятие, нет определений понятий; не могут описать или не понимают 3.Иллюстра ция своих мыслей Теоретические положения подкрепляютс я соответствущ ими фактами 4.Научная корректнос ть, точность в Отсутствуют фактические ошибки, детали использован подразделяют ии ся на фактическо значительные го и материала незначительны е, идентифициру ются как правдоподобн ые, вымышленные, спорные, сомнительные, факты отделяются от мнений Выделяются все понятия и определяются наиболее важные; четко и полно определяются, правильное и 5.Работа с ключевыми понятиями понятное описание. 6.Причинно Умение ­ следственн ые связи переходить от частного к общему или от общего к частному; четкая последователь ность не всегда полно, правильное доступное описание. Частичные нарушения причинно­ следственны х связей; небольшие логические неточности описываются часто неправильно или непонятно Причинно­ следственные связи проводятся редко; много нарушений в последовательн ости. собственного описания Не может провести причинно­ следственные связи даже при наводящих вопросах, постоянные нарушения последовательн ости. Критерии   оценивания   взяты   из   статьи   «Проблемы   оценивания   в обществознании» доцента Федеральной академии повышения квалификации, кандидата исторических наук Андрея Наумовича Иоффе. Самоанализ урока 1. Внешние связи урока.  Тема   урока   имеет   место   в   программе   по   обществознанию   в   разделе «Право» и предусмотрена в тематическом планировании. Урок   «Правомерное   поведение,   правонарушение   и   юридическая ответственность»   является   составной   частью   курса   «Обществознание», следовательно, на данном уроке должны были решаться задачи, как данного урока, так и всего курса в целом, в том числе такие как: формирование ключевых компетенций в области участия в улучшении демократических, политических институтов, развитие умения применять знания с целью успешной социализации.  Прослеживались как внутрипредметные, так и межпредметные связи: обществознание – история, обществознание – литература. 2.   Характеристика   триединой   цели   урока   с   опорой   на характеристику класса. Цели   урока   поставлены   мною   выше   следует   отметить,   что   нужно различать цели урока, поставленные учителем и цели для учеников.  Интерпретация   познавательного   аспекта  триединой   цели   урока  для учащихся:   способствовать   формированию   правовой   культуры   учащихся   на примере   изучения   темы   «Правомерное   поведение,   правонарушение   и юридическая ответственность».   В   ходе   урока   класс   совершенствует   работу   с   нормативной документацией,   изучает   тексты,   написанные   в   официально­деловом   стиле. Также   приводят   иллюстрацию   жизненных   примеров,   характерных   для поведения подростков.  Развивающий   и   воспитывающий   аспекты  триединой   цели   урока поставлены,   исходя   из   характеристики   класса   с   учётом   индивидуальных особенностей мышления учащихся.  3. Характеристика замысла урока. Характеристика этапов урока. Был подготовлен план­конспект урока, отражающий взаимодействие деятельности   учителя   и   деятельности   учащихся   в   соответствии   с поставленными задачами. Для поддержания внимания и мыслительной активности учащихся при изложении нового   материала   использовались   яркие   примеры,     факты, учащиеся   подключались   к   их   обсуждению,   побуждались   к   подкреплению теоретических   положений    собственными    примерами.    Задания    для самостоятельной   работы   позволили   осуществить   первичный   контроль   за усвоением   нового   материала.   Примененные   с   этой   целью   задания   носили проектировочный   характер,   что   способствовало   более   глубокому   анализу учащимися пройденного материала. На разных этапах урока используются различные методы обучения – репродуктивный, проблемный, частично­поисковый. I. Общая организация урока 1. Последовательность и распределение этапов урока по времени. Структура урока соответствует его целям и типу: включает следующие этапы   урока:   организационный   момент,   подготовка   к   основному   этапу, усвоение новых знаний и способов действий, первичная проверка понимания, подведение   итогов   урока,   рефлексия,   информация   о   домашнем   задании   и инструктаж по его выполнению. Распределение   времени   на   отдельные   виды   работ   используется рационально и эффективно, слушание учебной информации чередовалось с выполнением практических работ. На этапе подготовки к основному этапу урока   была   обеспечена   мотивация   и   принятие   учащимися   цели   учебно­ познавательной деятельности, актуализация опорных знаний и умений.  Структура   и   содержание   урока   способствовали   взаимосвязанному решению основных задач урока. Задача выполнена полностью. 2. Организация познавательной деятельности на уроке (сочетание фронтальной, групповой, индивидуальной работы). Был     применен   фронтальный   опрос;   групповая   работа   по   открытию   и   самостоятельная   работа   в   виде нового   знания;   индивидуальная   тестирования и заполнения схем. 3. Соблюдение охранительного режима. Перед уроком кабинет был проветрен. В классе чисто, он рационально освещен,   отсутствуют   монотонные   неприятные   звуковые   раздражители, применение   технических   средств   обучения   соответствуют   гигиеническим нормам. Таким   образом,   урок   проходил   в   подготовленном   помещении: санитарное   состояние   хорошее,   оборудование   и   необходимый   наглядный материал для урока присутствовал. Первичный   контроль,   проверка   понимания   показали,   что   материал усвоен.   Чередование   словесных,   практических   методов,   форм   организации познавательной   деятельности   способствовали   предупреждению   в   процессе урока перегрузки учащихся. 4. Подведение итога урока. Тематика   урока   полностью   соответствует   учебному   плану, предоставленному учителем по обществоведению. Урок отличается научностью, доступностью восприятия материала. Структура урока соответствовала заявленному типу и виду урока. Психологическая   атмосфера   поддерживалась   доброжелательностью учителя,   его   корректным   поведением,   личным   участием   в   познавательной деятельности. Учитель  не  боялся  экспериментировать,  импровизировать   на уроке. Поставленные цели и задачи были реализованы в ходе урока. II. Содержание урока 1. Научная, воспитательная и развивающая направленность урока. Научная:   Сформировать   представления   у   учащихся   об   основных понятиях   урока;   о   признаках   правонарушений,  преступлений,  юридической ответственности; о видах правонарушений и юридической ответственности; о целях и принципах юридической ответственности. Совершенствование умений учащихся по работе с источниками информации и развитию навыков и умений по созданию теоретической базы для дальнейшего применения полученных знаний в будущей профессиональной деятельности.  Развивающая: Развивать умения отличать преступления от проступков; умение   характеризовать   состав   преступления;   уметь   различать   конкретные поступки человека с точки зрения правомерного и неправомерного поведения; умение   объяснять   ситуации   и   обстоятельства,   исключающие   уголовную ответственность.   Стимулировать   учебно   –   познавательную   активность учащихся   по   средством   значимости   изучаемой   темы   в   будущей профессиональной   работе.   Развитие   мышления,   интереса   к   процессу обучения, способствовать осмыслению, пониманию учебного материала.  Воспитательная: Воспитывать  интерес к изучению права и различных отраслях   права.   Воспитание   личности   с   активной   гражданской   позицией, формирование   потребностей   участвовать   в   общественно­политической, экономической и культурной жизни республики, расширить кругозор, привить любознательность, интерес к изучаемому предмету.    2. Правильность подбора учебного материала на уроке. В ходе проведения урока были применены такие средства обучения как наглядные пособия, письменные задания, эмоциональными средствами служил подбор   дидактического   материала   определенного   содержание,   который должен быть увлечь учеников своей яркостью и познавательной стороной. Из средств наглядности применялись схемы, таблицы, репродукции. Считаю,   что   материал   подобран   к   уроку   правильно,   сжато,   самое основное, без которого невозможно понять, что такое право, каким образом оно   регулирует   общественные   отношения.   Связь   теории   с   практикой безусловна ,т.к. само право призвано решать практические ситуации, которые возникают в жизни общества и каждого человека. Опираясь   на   вышеперечисленную   специфику   содержания   материала урока, при изучении нового материала применялся словесный, наглядный и практический   методы   обучения   с   элементами   технологии   коллективного взаимодействия.  3.   Организация   повторения   на   уроке   и   его   содержание.   Связь повторенного с новым материалом. проступки,   преступления,   активное   поведение, На   протяжении   урока   обучающиеся   работали   с   понятиями   как:  пассивное   поведение, правомерное   поведение, соучастие,   юридическая правонарушение,  ответственность. Применяя их в различных аспектах, педагог направляет ход размышления   и   рассуждения,   используя   технологию   полного   усвоения. Учитывая   общий   достаточно   высокий   уровень   обученности   обучающихся, были   разработаны   практические   задания   разноуровненного   характера:   от простого – воспроизводящего уровня до практического применения.  На   этапе   закрепления   урока   осуществлялось   повторение   изученного учебного   материала,   проводилась   работа   по   систематизации   знаний обучающихся   с   использованием   элементов   технологии   коллективного взаимодействия. 4. Уровень знаний, умений, навыков учащихся. Учащиеся показывают средний и, приближающийся к высокому уровню знаний. Ученики   должны   знать,   что   такое   правомерное   поведение  и   его признаки, предпосылки правомерного поведения; что такое правонарушение; уметь  определять особенности правонарушений; объяснять различия между проступком     и   преступлением;   называть   главные   черты   юридической ответственности.  Знания   были   практико­ориентированными.   Количество   упражнений было достаточным для выработки соответствующих умений и навыков. III. Методическая сторона урока и его оборудование 1. Качество методов и приемов обучения, их адекватность задачам урока и уровню развития познавательных возможностей детей. Был   проведён   урок   по   обществознанию   на   тему:   «Правомерное поведение, правонарушение и юридическая ответственность», в ходе которого применялись следующие методы обучения: Методы собственно обучения: Метод преподнесения знаний (познавательный): на уроках преобладал объяснительный метод, который реализовывался через сообщение учителя по новой   теме.   Но,   кроме   того,   использовался   самостоятельный   анализ материала, при котором ученики должны были, опираясь на ранее полученные знания, вывести новые для них закономерности того или иного явления. Метод   формирования   знаний   и   умений   (практический):   метод монологического   высказывания   на   тему.   Метод   постановки   вопросов применялся   и   заключался   в   небольшом   устном   опросе   по   теоретическому материалу. Методы   контроля:   И   метод   контроля   за   усвоением   знаний   и   метод контроля за формированием умений, были реализованы в ходе практике через контрольные вопросы, а также через самостоятельные работы по изучаемой теме, в ходе которых выявлялся уровень сформированности тех или иных умений. 2. Чередование методов обучения. Выбор данных методов и приемов не случаен. Отбор методов обучения был  произведен   в   соответствии   с  целями,  задачами  и  содержанием урока. Методы,   отобранные   учителем,   оптимально   подобраны   под   содержание дидактической   задачи.   Решение   этой   дидактической   задачи   обеспечило переход к следующему, главному этапу – положительно продуктивная часть урока. Метод   рефлексии   позволил   привлечь   учащихся   к   оценке   и   анализу урока. Высокий   темп   урока   и   работоспособность   учеников   обеспечивались постоянно   меняющимися   видами   учебной   деятельности.   Использованные методы и приемы обеспечили рациональное использование рабочего времени и предупреждение   перегрузок   у   учащихся.  Их   применение   обеспечило сочетание   репродуктивной  и   творческой   деятельности   учащихся.  На   этапе было   обеспечено   восприятие,   осмысление   знаний   и   способов   действий репродуктивного   и   конструктивного   уровня,   частично   были   использованы задания творческого уровня.  Все аспекты цели урока нашли отражение в организации деятельности учащихся и в её содержании. Учитывая возможности класса и особенности изучаемого   материала,   учитель   оптимально   выбрал   методы,   побуждение   к поиску альтернативных решений. 3. Оборудование урока и его использование. Использовались   инновационные   образовательные   технологии: технология   проблемного   обучения,   ИКТ,   технология   создания   знаково­ схемных   моделей,   интерактивные   методы   обучения:   метод   рефлексии   и эмпатии. Использование на уроке компьютера позволило быстро и качественно закрепить новый материал. Применение ИКТ сделало урок более наглядным, насыщенным и интересным. 4. Методы опроса. Правильность ответа учащихся. Устный опрос — метод контроля, позволяющий не только опрашивать и контролировать   знания   учащихся,  но   и   сразу,   же   поправлять,   повторять   и закреплять знания, умения и навыки.  Главным в контроле знаний является определение   проблемных   мест   в   усвоении   учебного   материала   и фиксирование внимания учеников на сложных понятиях, явлениях, процессах. В   процессе   устного   опроса   использовалась   коллективная   работа   класса, наиболее действенными приемами, которой являются: обращение с вопросом ко   всему   классу,   конструирование   ответа,   рецензирование   ответа,   оценка ответа и ее обоснование, постановка вопросов ученику самими учащимися. На данном уроке были использованы два вида устного опроса:   фронтальный (охватывает разу несколько учеников); индивидуальный (позволяет сконцентрировать внимание на одном ученике). Фронтальный метод опроса (за короткое время проверяется состояние знаний   учащихся   всего   класса   по   определенному   вопросу   или   группе вопросов). Эта форма проверки использовалась для: выяснения готовности класса   к   изучению   нового   материала,   определения   сформированности понятий, поэтапной или окончательной проверки учебного материала, только что разобранного на уроке. 5.  Функциональный анализ урока.  Структурно урок выдержан. Использованная структура урока,  методы и приёмы способствовали достижению его целей и задач. Разнообразие видов деятельности   и   в   конечном   итоге   их   результативность   способствовали активизации   познавательной   деятельности   учащихся,   поддержанию   их интереса   к   содержанию   урока.  Этапы   урока  были   логично   связаны   друг   с другом Доброжелательная   психологическая   атмосфера   на   уроке поддерживалась   благодаря   заинтересованности   учащихся   ходом   урока, созданию ситуаций успешности, поощрений в виде похвалы, сотрудничества с учениками.   Хорошая   работоспособность   учащихся   в   течение   всего   урока обеспечивалась хорошим психологическим климатом на уроке, разнообразием видов деятельности, соответствием содержания урока возрасту учащихся. Считаю,   что   удалось   выдержать   стиль   общения   с   учащимися,   и организовать  их  активную работу,   решение  задач  занятия. На  мой  взгляд,  урок цели достиг. 6. Оценка конечного результата урока. Доступное   объяснение   учителя,   наличие   опор   познавательной деятельности   учащихся,   сформированность   умения   у   школьников   быстро переключаться с одного вида деятельности на другой вид (учащиеся слушают объяснение учителя и одновременно ведут записи в тетрадях, быстро и точно отвечают   на   вопросы   учителя)   позволили   активизировать   учебную деятельность учащихся в процессе всего урока На уроке происходит постоянная смена видов деятельности, благодаря чему достигался контроль за работой учеников. Учитель требует от учащихся грамотного и развернутого ответа на вопросы, четкости в изложении мыслей. Оценка деятельности учащихся была своевременной и объективной. Она реализовывалась   в   форме   развернутых  оценочных   суждений   учителя   и выставления   отметок.   Каждый   этап   урока  был   логически   завершён   и заканчивался выводами.  Атмосферу урока можно назвать психологически  комфортной  для учащихся.     С   классом   установлены   диалоговые   формы  общения,   при которых учащиеся свободно высказывали свою точку зрения.  Оценка качества знаний, умений и навыков, полученных обучающимися – средний балл 4,8; качество знаний ­ 88%; неудовлетворительных оценок нет. Разрыва между поставленными задачами и реальным конечным результатом нет. Считаю, урок успешным и при планировании следующих уроков буду использовать знания и умения, обучающихся достигнутые ими на этом уроке. Урок   достиг   поставленных   целей,   ученики   усвоили   предложенный материал, овладели правовой терминологией, самостоятельно рассуждают по теме урока. Урок был  завершен правильно. Итоги подведены.  Предложения по повышению эффективности урока: 1. 2. Разнообразить виды самостоятельной работы учащихся на уроке. Давать   развернутую   характеристику   работе   учащихся   при выставлении отметок. 3. 4. 5. Усовершенствовать методику задавания домашнего задания. Более четко планировать организационную структуру урока. Применять   печатный   раздаточный   материал,   который компенсировал бы в определенной мере отсутствие учебников.

Конспект урока по Обществознанию в 10 классе : «Правомерное поведение, правонарушение и юридическая ответственность»

Конспект урока по Обществознанию в 10 классе : «Правомерное поведение, правонарушение и юридическая ответственность»

Конспект урока по Обществознанию в 10 классе : «Правомерное поведение, правонарушение и юридическая ответственность»

Конспект урока по Обществознанию в 10 классе : «Правомерное поведение, правонарушение и юридическая ответственность»

Конспект урока по Обществознанию в 10 классе : «Правомерное поведение, правонарушение и юридическая ответственность»

Конспект урока по Обществознанию в 10 классе : «Правомерное поведение, правонарушение и юридическая ответственность»

Конспект урока по Обществознанию в 10 классе : «Правомерное поведение, правонарушение и юридическая ответственность»

Конспект урока по Обществознанию в 10 классе : «Правомерное поведение, правонарушение и юридическая ответственность»

Конспект урока по Обществознанию в 10 классе : «Правомерное поведение, правонарушение и юридическая ответственность»

Конспект урока по Обществознанию в 10 классе : «Правомерное поведение, правонарушение и юридическая ответственность»

Конспект урока по Обществознанию в 10 классе : «Правомерное поведение, правонарушение и юридическая ответственность»

Конспект урока по Обществознанию в 10 классе : «Правомерное поведение, правонарушение и юридическая ответственность»

Конспект урока по Обществознанию в 10 классе : «Правомерное поведение, правонарушение и юридическая ответственность»

Конспект урока по Обществознанию в 10 классе : «Правомерное поведение, правонарушение и юридическая ответственность»

Конспект урока по Обществознанию в 10 классе : «Правомерное поведение, правонарушение и юридическая ответственность»

Конспект урока по Обществознанию в 10 классе : «Правомерное поведение, правонарушение и юридическая ответственность»

Конспект урока по Обществознанию в 10 классе : «Правомерное поведение, правонарушение и юридическая ответственность»

Конспект урока по Обществознанию в 10 классе : «Правомерное поведение, правонарушение и юридическая ответственность»

Конспект урока по Обществознанию в 10 классе : «Правомерное поведение, правонарушение и юридическая ответственность»

Конспект урока по Обществознанию в 10 классе : «Правомерное поведение, правонарушение и юридическая ответственность»

Конспект урока по Обществознанию в 10 классе : «Правомерное поведение, правонарушение и юридическая ответственность»

Конспект урока по Обществознанию в 10 классе : «Правомерное поведение, правонарушение и юридическая ответственность»

Конспект урока по Обществознанию в 10 классе : «Правомерное поведение, правонарушение и юридическая ответственность»

Конспект урока по Обществознанию в 10 классе : «Правомерное поведение, правонарушение и юридическая ответственность»

Конспект урока по Обществознанию в 10 классе : «Правомерное поведение, правонарушение и юридическая ответственность»

Конспект урока по Обществознанию в 10 классе : «Правомерное поведение, правонарушение и юридическая ответственность»

Конспект урока по Обществознанию в 10 классе : «Правомерное поведение, правонарушение и юридическая ответственность»

Конспект урока по Обществознанию в 10 классе : «Правомерное поведение, правонарушение и юридическая ответственность»

Конспект урока по Обществознанию в 10 классе : «Правомерное поведение, правонарушение и юридическая ответственность»

Конспект урока по Обществознанию в 10 классе : «Правомерное поведение, правонарушение и юридическая ответственность»

Конспект урока по Обществознанию в 10 классе : «Правомерное поведение, правонарушение и юридическая ответственность»

Конспект урока по Обществознанию в 10 классе : «Правомерное поведение, правонарушение и юридическая ответственность»

Конспект урока по Обществознанию в 10 классе : «Правомерное поведение, правонарушение и юридическая ответственность»

Конспект урока по Обществознанию в 10 классе : «Правомерное поведение, правонарушение и юридическая ответственность»

Конспект урока по Обществознанию в 10 классе : «Правомерное поведение, правонарушение и юридическая ответственность»

Конспект урока по Обществознанию в 10 классе : «Правомерное поведение, правонарушение и юридическая ответственность»

Конспект урока по Обществознанию в 10 классе : «Правомерное поведение, правонарушение и юридическая ответственность»

Конспект урока по Обществознанию в 10 классе : «Правомерное поведение, правонарушение и юридическая ответственность»

Конспект урока по Обществознанию в 10 классе : «Правомерное поведение, правонарушение и юридическая ответственность»

Конспект урока по Обществознанию в 10 классе : «Правомерное поведение, правонарушение и юридическая ответственность»

Конспект урока по Обществознанию в 10 классе : «Правомерное поведение, правонарушение и юридическая ответственность»

Конспект урока по Обществознанию в 10 классе : «Правомерное поведение, правонарушение и юридическая ответственность»

Конспект урока по Обществознанию в 10 классе : «Правомерное поведение, правонарушение и юридическая ответственность»

Конспект урока по Обществознанию в 10 классе : «Правомерное поведение, правонарушение и юридическая ответственность»

Конспект урока по Обществознанию в 10 классе : «Правомерное поведение, правонарушение и юридическая ответственность»

Конспект урока по Обществознанию в 10 классе : «Правомерное поведение, правонарушение и юридическая ответственность»

Конспект урока по Обществознанию в 10 классе : «Правомерное поведение, правонарушение и юридическая ответственность»

Конспект урока по Обществознанию в 10 классе : «Правомерное поведение, правонарушение и юридическая ответственность»

Конспект урока по Обществознанию в 10 классе : «Правомерное поведение, правонарушение и юридическая ответственность»

Конспект урока по Обществознанию в 10 классе : «Правомерное поведение, правонарушение и юридическая ответственность»

Конспект урока по Обществознанию в 10 классе : «Правомерное поведение, правонарушение и юридическая ответственность»

Конспект урока по Обществознанию в 10 классе : «Правомерное поведение, правонарушение и юридическая ответственность»

Конспект урока по Обществознанию в 10 классе : «Правомерное поведение, правонарушение и юридическая ответственность»

Конспект урока по Обществознанию в 10 классе : «Правомерное поведение, правонарушение и юридическая ответственность»

Конспект урока по Обществознанию в 10 классе : «Правомерное поведение, правонарушение и юридическая ответственность»

Конспект урока по Обществознанию в 10 классе : «Правомерное поведение, правонарушение и юридическая ответственность»

Конспект урока по Обществознанию в 10 классе : «Правомерное поведение, правонарушение и юридическая ответственность»

Конспект урока по Обществознанию в 10 классе : «Правомерное поведение, правонарушение и юридическая ответственность»

Конспект урока по Обществознанию в 10 классе : «Правомерное поведение, правонарушение и юридическая ответственность»

Конспект урока по Обществознанию в 10 классе : «Правомерное поведение, правонарушение и юридическая ответственность»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
29.03.2019