Конспект урока «Безработица: причины, виды, последствия» 10класс
Оценка 5

Конспект урока «Безработица: причины, виды, последствия» 10класс

Оценка 5
Разработки уроков
docx
обществознание
10 кл
20.03.2019
Конспект урока «Безработица: причины, виды, последствия» 10класс
мотивированность и направленность на активное и созидательное участие в будущем в общественной и государственной жизни; заинтересованность в личном успехе, в благополучии и процветании своей страны; ценностные ориентиры, основанные на толерантности – как уважение социального, мировоззренческого, конфессионального и культурного многообразия. иметь целостное представление ключевых базовых понятий: труд, рынок труда, безработица, фрикционная, структурная, циклическая, естественный уровень безработицы Ценностно-смысловая компетенция. Поведение, основанное на основах этики. Анализ по выявлению правильности сделанного выбора профильного обучения
моя разработка по экономике безработица.docx
Конспект урока «Безработица: причины, виды, последствия»   «Человек   лишь   там   чего­то   добивается,   где   он   сам   верит   в   свои   силы»   Людвиг   Фейербах, философ Предмет:  Класс:  Тип урока: урок закрепления пройденного материала . Формы организации познавательной деятельности учащихся: классная, парная, ин­ дивидуальная.  Средства урока(использованная литература и материалы): учебник  ­ ­ Афоризмы. ­ Мультимедийная презентация по теме:«Рынок труда и экономика» ­ Раздаточный материал к уроку  Ход урока  Планируемые результаты: знания, умения, навыки;  Личностные результаты  ­ мотивированность и направленность на активное и созидательное участие в будущем в общественной и государственной жизни; ­заинтересованность в личном успехе, в благополучии и процветании своей страны; ­   ценностные   ориентиры,   основанные   на  толерантности   –   как   уважение   мировоззренческого, конфессионального и культурного многообразия.   социального, Метапредметные результаты  ­   умение   сознательно   организовывать   свою   познавательную   деятельность   (от   постановки   цели   до получения и оценки результата); ­умение объяснить  явление безработицы и процессы социальной действительности с вязанные с ней  ­овладении   различными   видами   публичных   выступлений   (высказывания,   монолог,   дискуссия)   и следовании этическим нормам и правилам ведения диалога;  ­ умении выполнять познавательные и практические задания на уроках 1) использование элементов причинно­следственного анализа; ­исследование несложных реальных связей и зависимостей; ­поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа; ­определение   собственного   отношения   к   проявлениям   безработицы,   формулирование   своей   точки зрения. Предметные результаты: Учебно­познавательная компетенция ­   иметь   целостное   представление  ключевых   базовых     понятий:  труд,   рынок   труда,   безработица, фрикционная, структурная, циклическая, естественный уровень безработицы ­Ценностно­смысловая компетенция. Поведение, основанное на основах этики. Анализ по выявлению правильности сделанного выбора профильного обучения ­   Общекультурная компетенция. Основы эстетического поведения с работодателем. ­ Информационная компетенция. Работа со средствами ИКТ, самостоятельный поиск, анализ и отбор необходимой информации,  её обработка,   помощью компьютера в таблицы, диаграммы.   ­Коммуникативная компетенция. Умение взаимодействовать с окружающими, вести беседу, умение взаимодействовать   в   ходе   выполнения   групповой   работы,   вести   диалог,   участвовать   в   дискуссии, аргументировать   собственную   точку   зрения;   знакомство   с   отдельными   приемами   и   техниками преодоления конфликтов   самоопределении.  ­   Приобретение     знаний     опыта   в   профессиональном  Социально­трудовая   компетенция.     АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ:   Я думаю,   вы со мной согласитесь, что тема   сегодняшнего урока очень актуальна, так как безработица представляет  собой макроэкономическую  проблему, оказывающую наиболее прямое и сильное   воздействие   на   человека.   Потеря   работы   для   большинства   людей   означает   снижение жизненного уровня и наносит психологическую травму. Поэтому многие политики для общей оценки состояния экономики используют так называемый «индекс нищеты», представляющий собой сумму уровней   безработицы   и   инфляции   как   двух   основных   показателей   макроэкономической нестабильности. Экономисты изучают безработицу для определения ее причин, а также для выработки   более продуманных   социальных   программ   в   области   занятости.   Именно   эти   проблемы     мы   будем рассматривать сегодня на уроке. Тезисы урока  Презентация «Безработица, причины, Закон Оуэна» 1. Практически невозможно найти в мире страну, где нет той или иной разновидности безработицы. И Россия – не исключение. Угроза безработицы всегда стоит за плечами любого наемного работника, и надо представлять: откуда она возникает, сколь длительной может быть и как с ней бороться. БЕЗРАБОТИЦА  –  социально­экономическое   явление,   характеризующее   незанятость   в производстве трудоспособного населения, желающего работать.  Для анализа проблем безработицы  необходимо прежде всего четко определить , кого следует считать безработным.  БЕЗРАБОТНЫМИ    проведения статистического обследования, но активно ищет ее и готов приступить  к работе немедленно. Поиск работы является главным    считаются   те,   кто   не   имеет   работы   на   момент   критерием, отличающим безработных от людей, не включаемых в рабочую силу. В США, например, человек   считается безработным, если он не работал последнюю неделю, но искал работу в течение последних четырех недель. Вопросы  Кто же у нас  в России по закону является безработным ? ПРИЗНАКИ  БЕЗРАБОТНОГО: 1  Трудоспособный возраст   лица не моложе 15 лет, так как  в Российской Федерации согласно КЗоТ не допускается прием на работу лиц моложе 15 лет  лица не старше 55 лет (женщины) и 60 лет (мужчины). 2 Отсутствие у человека постоянного источника заработка  в течение некоторого времени. 3 Стремление человека найти работу ( обращение в центр  занятости ) 2. Только тот , кто отвечает этим признакам, считается действительно безработным и учитывается при   расчете общего уровня безработицы в стране, то есть доли безработных в общей численности ее рабочей силы. Этот показатель определяется следующим образом:  УРОВЕНЬ         =    ЧИСЛО БЕЗРАБОТНЫХ *      БЕЗРАБОТИЦЫ РАБОЧАЯ   СИЛА   100%            1    Острота проблемы безработицы порождается рядом причин. 1)   Во­первых,  структурные     сдвиги в экономике, выражающиеся в том, что внедрение новых технологий, оборудования приводит к  сокращению излишней рабочей силы. 2) Во­вторых, экономический спад или депрессия , которые вынуждают работодателей снижать потребность во всех ресурсах, в том числе и трудовых. 3)  В­третьих,  политика   правительства   и   профсоюзов   в   области   оплаты   труда:   повышение минимального   размера   заработной   платы   увеличивает   издержки   производства   и   тем   самым снижает спрос на рабочую силу. 4) В­четвертых, сезонные изменения в уровне производства в отдельных отраслях экономики. 5) В­пятых, изменения в демографической структуре населения, в частности рост численности населения в трудоспособном возрасте увеличивает спрос на труд и, следовательно   возрастает вероятность безработицы. Презентация «Виды безработицы»  5.  Исходя из причин безработицы, можно  сформулировать ее основные виды:  Фрикционная   Структурная  Циклическая  Сезонная 5.1 Фрикционная безработица  ( от слова « фрикция  »­трение)  связана   с поиском работы и ожиданием выхода на работу.  Поиск работы требует времени и усилий , поэтому   человек,   ожидающий   или   ищущий   работу,   некоторое   время   находится   в безработном состоянии. Особенностью фрикционной безработицы является то, что работу ищут уже готовые специалисты с определенным уровнем профессиональной подготовки и квалификации.   Поэтому     основной   причиной   этого   типа   безработицы   является несовершенство информации ( сведений о наличии свободных рабочих мест). Человек, потерявший работу сегодня, обычно не может найти другую работу ужу завтра. К фрикционным безработным относятся люди:  Уволенные с работы по приказу администрации  Уволившиеся по собственному желанию  Ожидающие восстановления на прежней работе  Нашедшие работу, но еще не приступившие к ней  Сезонные рабочие (не в сезон)  Впервые появившиеся на рынке труда Фрикционная безработица представляет собой явление не только неизбежное, поскольку связана   с   естественными   тенденциями   в   движении   рабочей   силы   (   люди   всегда   будут менять место работы , стремясь найти работу, в наибольшей степени соответствующую их предпочтениям   и   квалификации),   но   и   желательное,   так   как   способствует   более рациональному размещению рабочей силы и более  высокой производительности (любимая работа всегда более производительная и творческая, чем та, которую человек заставляет себя выполнять). 5.2   Структурная   безработица  обусловлена   структурными   сдвигами   в   экономике, которые связаны:  С   изменением   структуры   спроса   на   продукцию   разных   отраслей   –   спрос   на продукцию одних отраслей увеличивается, производство расширяется,  что ведет к росту спроса на рабочую силу в этих отраслях, в то время как спрос на продукцию других отраслей падает, что ведет к сокращению занятости, увольнению рабочих и росту безработицы.  С   изменениями   отраслевой   структуры   экономики,   причиной   которых   является научно­технический прогресс – со временем одни отрасли устаревают и исчезают (например, производство паровозов, карет, ,черно­белых телевизоров, керосиновых ламп),   а   другие   появляются(производство   компьютеров,   пейджеров,   мобильных телефонов).Меняется   набор   профессий     требующихся   в   экономике. Исчезли   профессии   трубочиста,   стеклодува,   фонарщика,   ямщика,   но   появились профессии программиста, имиджмейкера, дизайнера. Люди,    имеющие профессии, не   соответствующие   современным   требованиям,   будучи   уволенными,   не   могут найти себе работу. , ПРИЧИНА структурной безработицы – несоответствие структуры рабочей силы структуре рабочих   мест.   Структурная   безработица   более   продолжительна   и   дорогостояща,   чем фрикционная. Если в экономике существуют только фрикционная и структурная безработицы, то это соответствует состоянию полной занятости рабочей силы   и означает, что рабочая сила используется наиболее эффективно и рационально. Уровень   безработицы   при   полной   занятости   носит   название   «естественного   уровня безработицы»  Это значит, что все люди, которые хотят работать и работу активно ищут, работу рано или поздно находят. 5.3 Циклическая безработица   представляет собой отклонения от естественного уровня безработицы. Это безработица,  причиной которой выступает рецессия (спад в   экономике).   Это   означает,   что   в   экономике   имеет   место   неполная   занятость ресурсов и фактический уровень безработицы выше, чем естественный. 5.4   Сезонная   безработица    связана   с   неодинаковыми   объемами   производства, выполняемыми   некоторыми   отраслями     в   различные   периоды   времени,   то   есть   в   одни месяцы   спрос  на  рабочую силу  в этих отраслях   растет(  и,  следовательно  снижается безработица),   в   другие   –   уменьшается   (   а   безработица   возрастает   (   например,   с/х   и строительство)) И наконец, скрытая безработица,  которая характерна для отечественной экономики . Суть ее в том, что в условиях неполного использования ресурсов предприятия, вызванного экономическим кризисом, предприятия не увольняют работников, а переводят их либо на сокращенный  режим  рабочего  времени,  либо  отправляют  в  вынужденные  неоплаченные отпуска. Формально таких работников нельзя признать безработными, однако фактически они являются таковыми. Презентация «ПОСЛЕДСТВИЯ  БЕЗРАБОТИЦЫ» 1 Не   производится   какая­то   часть   товаров   и   услуг   ,   которые   могли   бы   быть произведены, если бы человек работал 2 Снижаются   налоговые   поступления:   работающий   получает   доход   (зарплату), который облагается налогом. 3 Снижается   уровень   жизни   семьи   безработного,   так   как   пособие   по   безработице меньше, чем зарплата. 4 Ухудшается   психологическое   состояние   безработного,   становятся   частыми конфликты в семье, и т.д. 5 Безработица     обостряет   политическую   обстановку   в   стране.   Причиной   тому растущее озлобление людей, лишившихся возможности достойно содержать свои семьи и проводящих день за днем в поисках работы. 6 Рост   безработицы   может   вести   к   росту   числа   преступлений,   которые   люди совершают, чтобы добыть нужные блага.  7. Государственная политика борьбы с безработицей                 Поскольку  безработица представляет собой серьезную макроэкономическую проблему, государство предпринимает меры для борьбы с ней. В   частности,   в   каждом   городе   или   районе   созданы  центры   занятости,   которые выполняют следующие функции: 1 выплачивают пособия по безработице 2 помогают безработным найти работу 3 ведут переобучение новым, пользующимся спросом профессиям. 4 В этих центрах оказывается и психологическая помощь людям, оставшимся без работы. Государство может оказывать финансовую поддержку тем предприятиям, где планируется массовое увольнение, с целью сохранения рабочих мест.  Государство   может   вводить   налоговые   льготы   для   тех   предприятий, которые принимают на работу наименее защищенные группы населения ( инвалиды, многодетные матери, чернобыльцы, афганцы)   Таблица: «Рабочая сила:  • • Экономически активное население: занятые и безработные Экономически неактивное население (добровольно незанятые) Учащиеся слушают объяснение, делают записи. Если   фактический   уровень   безработицы   превышает   ее   естественный   уровень,   страна недополучает   часть   ВВП.   Исчисление   потенциальных   потерь   продукции   и   услуг   в результате   роста   безработицы   осуществляется   на   основе   закона,   сформулированного американским экономистом Артуром Оукеном. Если фактический уровень безработицы выше естественного на 1%, то фактический объем производства   будет   ниже   потенциального   на   b%   (параметры   Оукена,   установленные экономическим путем). По расчетам Оукена, в 1960­е гг. в США, когда естественная норма безработицы составляла 4%, параметр b был равен 3%.  Закон Оукена  гласит, что при повышении фактического уровня безработицы на 1% над её естественным   уровнем   происходит   уменьшение   фактического   ВВП   по   сравнению   с потенциально возможным (при полной занятости) ВВП в среднем на 3 %. 8.Закрепление материала  (работа в группах) Определите тип безработицы Квалифицированный бухгалтер уволился, потому что у него не сложились отношения с директором фирмы, и сейчас он находится в поисках рабочего места, соответствующего его квалификации (фрикционная безработица). Ольга, ткачиха из Иванова, пришлось уволиться с фабрики из­за резкого снижения объёмов производства (циклическая безработица). После   окончания   техникума   Кирилл   никак   не   мог   подыскать   место   сварщика (фрикционная безработица). Александр, проживающий в Сочи и имеющий водный мотоцикл, 7 месяцев в году не имеет работы (сезонная безработица). Шахтёр был уволен в связи с закрытием шахты и переходом на новые источники энергии (структурная безработица). В   разгар   «Великой   депрессии»   1933   года   безработица   достигла   25%   (циклическая безработица). Строитель, уволенный в связи с замораживанием стройки в условиях спада производства (циклическая безработица). Задание   для   учащихся   Граждане   страны   И.   долгое   время   не   могут   найти   работу   по специальности, поскольку изменился спрос на рабочую силу: ряд профессий устарел и стал невостребованным. Длительная безработица чередуется с краткими периодами  временной, случайной  работы. Выберите из приведенного ниже списка характеристики  безработицы в стране И. и запишите цифры под которыми они указаны. 1. 2. 3. Сезонная                 4. Структурная Скрытая                  5. Фрикционная Застойная               6. Открытая Ответ: 3; 4; 6 Работа в группах (решение тестов). 1. Верны ли следующие суждения?  А. Безработица ведет к перераспределению доходов.  Б. Если уровень безработицы уменьшается, то это всегда означает, что большее количество трудоспособных имеет работу. а) верно только А;  в) оба суждения верны б) верно только Б;  г) оба суждения неверны. 2. Верны ли следующие утверждения? А. Основной причиной фрикционной безработицы выступает несовершенство информации.  Б. Отраслевые сдвиги в экономике могут привести к росту фрикционной безработицы.  а) верно только А;    в) оба суждения верны б) верно только Б;  г) оба суждения неверны 3. Под полной занятостью  в экономической теории принято понимать ситуацию, когда отсутствует безработица: а) циклическая; б) фрикционная в) структурная  4. Уровень безработицы рассчитывается как процентное отношение количества: а) неработающих к числу работающих;  б) неработающих к численности рабочей силы;  в) безработных к численности трудоспособного населения;  г) безработных к численности рабочей силы. 5. Экономически активное население ­ это:  а) безработные, ищущие работу;  б) пенсионеры;  в) работающие по найму. 6.Фрикционная безработица возникает в случае:  а) низкой мобильности населения;  б) отсутствия рынка труда;  в) демографического спада;  г) появления одних профессий и исчезновения других. 7. Структурная безработица возникает в случае:  а) экономического спада;  б) диспропорции спроса и предложения на рынке труда;  в) перемены места жительства работников;  г) несовершенства трудового законодательства. 8. Циклическая безработица возникает в случае: а) кризиса на товарных рынках страны;  б) перемены места жительства работников;  в) сезонного характера деятельности;  г) несовершенства трудового законодательства. Вывод:  Оценивая безработицу как социально­экономическое явление, нельзя однозначно утверждать: хорошо это или плохо. С точки зрения человека, оставшегося без работы, это может   оказаться   трагедией.   Однако   с   точки   зрения   экономической   динамики   данное явление   ­   объективная   необходимость.   Другое   дело,   что   государство   должно «амортизировать»   ее   негативные   последствия,   а   работники   должны   быть   готовы   к профессиональной и трудовой мобильности ради получения  работы. И напоследок   я хочу обратить ваше внимание   на изречение: «Человек лишьтам чего­то добивается, где он сам верит в свои силы». Я вам желаю верить в себя и  достигать поставленных  целей ,  и  тогда, наверняка, проблема безработицы обойдет вас стороной. Д/З Написать эссе «Пожалуй нет ничего страшнее для человека, как не иметь возможности работать» Дж. М. Кейнс  Придумать по 3 примера, соответствующие  каждому виду безработицы. 5.1 Фрикционная безработица ( от слова « фрикция »­трение) связана  с поиском работы и ожиданием  выхода на работу. Поиск работы требует времени и усилий , поэтому человек, ожидающий или ищущий  работу, некоторое время находится в безработном состоянии. Особенностью фрикционной безработицы  является то, что работу ищут уже готовые специалисты с определенным уровнем профессиональной  подготовки и квалификации. Поэтому  основной причиной этого типа безработицы является  несовершенство информации ( сведений о наличии свободных рабочих мест). Человек, потерявший  работу сегодня, обычно не может найти другую работу ужу завтра. К фрикционным безработным относятся люди: • Уволенные с работы по приказу администрации • Уволившиеся по собственному желанию • Ожидающие восстановления на прежней работе • Нашедшие работу, но еще не приступившие к ней • • Сезонные рабочие (не в сезон) Впервые появившиеся на рынке труда Фрикционная безработица представляет собой явление не только неизбежное, поскольку связана с  естественными тенденциями в движении рабочей силы ( люди всегда будут менять место работы ,  стремясь найти работу, в наибольшей степени соответствующую их предпочтениям и квалификации), но  и желательное, так как способствует более рациональному размещению рабочей силы и более  высокой  производительности (любимая работа всегда более производительная и творческая, чем та, которую  человек заставляет себя выполнять). 5.2 Структурная безработица обусловлена структурными сдвигами в экономике, которые связаны: С изменением структуры спроса на продукцию разных отраслей – спрос на продукцию одних  • отраслей увеличивается, производство расширяется,  что ведет к росту спроса на рабочую силу в этих  отраслях, в то время как спрос на продукцию     других отраслей падает, что ведет к сокращению  занятости, увольнению рабочих и росту безработицы. С изменениями отраслевой структуры экономики, причиной которых является научно­технический  • прогресс – со временем одни отрасли устаревают и исчезают (например, производство паровозов,  карет, ,черно­белых телевизоров, керосиновых ламп), а другие появляются(производство компьютеров,  пейджеров, мобильных телефонов).Меняется набор профессий , требующихся в экономике.                     Исчезли профессии трубочиста, стеклодува, фонарщика, ямщика, но появились профессии программиста, имиджмейкера, дизайнера. Люди,    имеющие профессии, не соответствующие  современным требованиям, будучи уволенными, не могут найти себе работу. ПРИЧИНА структурной безработицы – несоответствие структуры рабочей силы структуре рабочих мест. Структурная безработица более продолжительна и дорогостояща, чем фрикционная. Если в экономике существуют только фрикционная и структурная безработицы, то это соответствует  состоянию полной занятости рабочей силы  и означает, что рабочая сила используется наиболее  эффективно и рационально. Уровень безработицы при полной занятости носит название «естественного уровня безработицы»  Это значит, что все люди, которые хотят работать и работу активно ищут, работу рано или поздно  находят. 5.3 Циклическая безработица  представляет собой отклонения от естественного уровня безработицы. Это безработица,  причиной которой выступает рецессия (спад в экономике). Это означает, что в экономике  имеет место неполная занятость ресурсов и фактический уровень безработицы выше, чем естественный. 5.4 Сезонная безработица  связана с неодинаковыми объемами производства, выполняемыми некоторыми  отраслями  в различные периоды времени, то есть в одни  месяцы  спрос на рабочую силу в этих отраслях растет( и, следовательно снижается безработица), в другие – уменьшается ( а безработица возрастает  ( например, с/х и строительство)) И наконец, скрытая безработица, которая характерна для отечественной экономики . Суть ее в том, что в условиях неполного использования ресурсов предприятия, вызванного экономическим кризисом,  предприятия не увольняют работников, а переводят их либо на сокращенный режим рабочего времени,  либо отправляют в вынужденные неоплаченные отпуска. Формально таких работников нельзя признать  безработными, однако фактически они являются таковыми.

Конспект урока «Безработица: причины, виды, последствия» 10класс

Конспект урока «Безработица: причины, виды, последствия» 10класс

Конспект урока «Безработица: причины, виды, последствия» 10класс

Конспект урока «Безработица: причины, виды, последствия» 10класс

Конспект урока «Безработица: причины, виды, последствия» 10класс

Конспект урока «Безработица: причины, виды, последствия» 10класс

Конспект урока «Безработица: причины, виды, последствия» 10класс

Конспект урока «Безработица: причины, виды, последствия» 10класс

Конспект урока «Безработица: причины, виды, последствия» 10класс

Конспект урока «Безработица: причины, виды, последствия» 10класс

Конспект урока «Безработица: причины, виды, последствия» 10класс

Конспект урока «Безработица: причины, виды, последствия» 10класс

Конспект урока «Безработица: причины, виды, последствия» 10класс

Конспект урока «Безработица: причины, виды, последствия» 10класс

Конспект урока «Безработица: причины, виды, последствия» 10класс

Конспект урока «Безработица: причины, виды, последствия» 10класс

Конспект урока «Безработица: причины, виды, последствия» 10класс

Конспект урока «Безработица: причины, виды, последствия» 10класс

Конспект урока «Безработица: причины, виды, последствия» 10класс

Конспект урока «Безработица: причины, виды, последствия» 10класс

Конспект урока «Безработица: причины, виды, последствия» 10класс

Конспект урока «Безработица: причины, виды, последствия» 10класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.03.2019