Конспект урока по окружающему миру "Что общего у разных растений?"

  • Работа в классе
  • docx
  • 20.02.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Презентация к уроку "Что общего у разных растений?"
Иконка файла материала Конспект урока в 1 классе.docx

Конспект урока в 1 классе

 

Предмет: Окружающий мир. 1 класс.

УМК: «Перспективная начальная школа»

Тема  урока: Что  общего  у  разных  растений?

Место урока в теме: 8 урок в теме «Живая природа»

Тип урока: открытие новых знаний.

 

Цели: научить  детей  различать  части  растений;   находить,  показывать  и  называть  эти  части; воспитывать  бережное  отношение  к  природе.

Задачи  предметные:

 - закрепить  полученные  ранее  знания  о растениях;

 - выяснить,  из  каких  частей  состоит  растение и что  образуется  на  месте  цветка,  когда  он  отцветёт.

 - научиться  находить, показывать и  называть  все  части  растений;

 

Формирование  универсальных  учебных  действий.

 Личностные  УУД:

  - развивать умение слушать и слышать одноклассника и учителя;

 - закрепить положительную мотивацию к учению посредством организации самостоятельной работы и самооценки деятельности на уроке;

-формировать стойкую установку на здоровьесбережение

Регулятивные  УУД:

 - развивать  умение  принимать  и  сохранять  задачу,  планируя  свои  действия  в  соответствии  с  ней;

 - учить само- и взаимоконтролю , самооценке.

  Познавательные  УУД:

 - формировать умение понимать информацию, представленную в виде текста, таблиц, схем, иллюстраций;

 - развивать умение  строить  речевые  высказывания.

 Коммуникативные  УУД:

 - способствовать  формированию  собственного  мнения  по обсуждаемым вопросам;

- развивать умение работать в паре.

Оборудование  и  материалы:

 Для  учителя:

 -образцы  растений (раздаточный  материал):  пастушья  сумка,    дикая  редька;

 - картины:  куст  смородины,  яблони,  помидоры,  горох,  пастушья  сумка;

 - таблицы «Части  растений»;

 - плоды  растений: яблоко, растения,  листья   которых  человек  использует  в  пищу: капуста,  укроп.

Для  учеников:

 - учебник,  рабочая  тетрадь,  конверты  с  карточками  из  приложения  «Части  растений».

 

 .

 

ХОД УРОКА:

 

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Универсальные учебные действия

Организационный момент

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Актуализация знаний обучающихся

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Целеполагание

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Открытие нового знания

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Первичное формирование умений на основе самоконтроля

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рефлексия

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Начинается урок,

Он пойдёт ребятам в прок.

Постараюсь всё понять,

Многое хочу узнать!

Я желаю, чтобы этот урок открыл для вас много нового, научил думать и правильно выражать свои мысли.

 

-Урок начнем с загадки. Отгадайте ее:

Дышит,  растёт,

А  ходить  не  может.

 

 

-На какие группы делятся растения?

Вспомнить это вам помогут опять же загадки.

Загадка№1

Стоит в саду кудряшка – белая рубашка. Сердечко золотое, что это такое?

 

Загадка № 2

На зеленной хрупкой ножке вырос шарик у дорожки.

 

Загадка№3

На опушке у пеньков много красных огоньков. Ах, ты только погляди-ка: Да ведь это …

 

-Ребята, давайте вспомним все наши отгадки. Внимание на экран…Как можно их назвать одним словом?

 

На доске вывесить табличку «Травянистые растения».

 

Загадка№7

Бусы красные висят,

Из кустов на нас глядят.

Очень любят бусы эти

Дети, птицы и медведи.

 

 Что за кустик ароматный?
Ягод вкус его приятный -
Висят, как черный виноград,
И каждый пробовать их рад!
Давно у вас в саду растет,
Свой дом не бросит, не уйдет,
Теперь его там родина.
Как куст зовут?

- Ребята, а малина и смородина, чем являются?

 

На доске вывесить карточку со словом: «Кустарники».

 

-Продолжим отгадывать загадки.

Загадка№4

Что это за дерево: и зиму, и лето зелено?

 

Загадка№5

У меня длинней иголки, чем у елки. Очень прямо я расту в высоту.

Если я не на опушке,

Ветви – только на макушке

На доске вывесить карточку со словом: «Деревья».

 

Итак, давайте посмотрим на слайд. Как все это можно назвать одним словом?

 

 

 

К какой природе относятся растения?

 

СЛАЙД

Я предлагаю вам поиграть и проверить, как вы знаете растения нашего края. Игра называется «я знаю»

 Я знаю 3 названия дерева…

Я знаю 3 названия кустарника …

Я знаю 3 названия травы ..

 

 

-Кто мне поможет сказать, чем мы сегодня будем заниматься, т.е назвать тему урока? Поможет нам в этом иллюстрация. Посмотрите на слайд. Это рисунок Маши и Миши. Маша рисовала, а что сделал Миша?

как вы думаете, что этим хотели сказать нам ребята?

 Так какая  же тема нашего урока?

 

Что мы сегодня должны выяснить на уроке?

 

 

Мы будем с вами говорить о частях растений 

 

Ветер дует нам в лицо,

 Закачалось деревцо.

 Ветер тише, тише, тише.

Деревцо всё выше, выше

 

-Открываем учебник на стр. 20-21.

Рассмотрите рисунок на стр. 20

 

Какое дерево изображено?

 

Какие части яблони показаны в увеличенном виде?

 

Какой кустарник изображен?

 

Назовите части этого растения

 

Какое травянистое растения изображено?

Назови его части.

 

 

Как назвать одним словом: яблоко, ягоды смородины, помидор?

 

Где образуются плоды?

 

Разрезаю яблоко, помидор. Что находится внутри каждого плода?

 

Что же общего у трав, кустарников и деревьев?

 

 

 

Сейчас мы с вами будем работать в группах. Давайте вспомним правила. Как нужно работать в группе?

На каждой парте разрезанные на части картинки растений

-Рассмотрите части растений, назовите их друг другу

Покажите корень, стебель, листья, цветок

Сложите их в такой последовательности, чтобы получилось целое растение.

 

один человек от группы выходит, показывает что получилось, называет и прикрепляет на доску, под соответствующую запись.

 

– Удалось вам выполнить задание?

 

Выходит ученик и выполняет задание.

 - соедини стрелками общие части растений. Ребята,  какие общие части растений мы выделили?

 

 

-Что тебе нужно было сделать?

– Удалось тебе выполнить задание?

– Ты составил всё сам или с чьей-то помощью?

Сейчас мы вместе с… (имя ученика) учились оценивать свою работу.

 

 

Ребята, мы с вами  знали о растениях? А что мы узнали о растениях сейчас?

 

 

-Давайте немного отдохнем

Физминутка

Вот так яблоко! Оно

Соку сладкого полно.

Руку протяните,

Яблоко сорвите.

Стал ветер веточку качать –

И трудно яблоко достать.

Подпрыгну, руку протяну

И быстро яблоко сорву!

 

Продолжим нашу работу, открываем печатные тетради на стр. 16-17

-Какие растения здесь нарисованы? (задание 14)

 

-Посоветуйтесь с соседом по парте и нарисуйте недостающие части растений. Какие части растений вы дорисовали?

 

 

 

А как вы думаете, какая часть самая важная? На этот вопрос нам помогут ответить ребята.

 

Вот заспорили как-то части растения: кто из них самый главный?

Корень. Я здесь самый главный! Я укрепляю растение в почве, я пою ее водой и кормлю минеральными солями. Но что растения — я и людей, и животных кормлю! Да еще и лечу иногда. Бывает, мастера из меня такую красоту делают, что и на международные выставки попадаю!

 

Листок (отрицает). Подумаешь! Ты, корень, живешь в темноте, да еще и за мой счет. Это я готовлю растению питательные вещества, умело используя солнечную энергию. Это я подсказываю людям, когда растение нужно полить, подкормить, укрыть. Могу я кормить, лечить и животных, и людей. Да и дышится рядом со мной легко.

 

Стебель  (возмущается). Ой, какие же вы важные! А что бы вы без меня делали? Ни корню без меня не жить, ни листьям. Это же мои тоненькие трубочки-волокна пересылают питательные вещества и воду по всему растению. Одни волокна питания корню передают, а другие — письму. С ранней весны до самой зимы работаю, не покладая рук. Поднимаю вверх ветки с листьями и располагаю так, чтобы все солнышко увидели.

 

Цветок (удивленно). Какие вы наивные, спорите, кто из вас самый главный... Все, что вы делаете, - это все для меня! Не будет меня, - не будет и семян, а не будет семян — не будет и растения! Будет цветок — будут семена, а, следовательно, будет растение.

Семена. Ваши пререкания пусты.

Я — главнее всего! Все, что вы взяли из почвы, воздуха, воды, - все это для меня, чтобы я созрело, дало жизнь новому растению.

Из меня разовьется и корень, и стебель, и листья, и цветы, и плоды, и новые семена!

 

– Какие части растения вы запомнили из рассказа ребят? (Корень, листья, стебель, цветы,плоды)

 

1. Корень. – Зачем растению нужны корни?

 

 

2. Стебель.

–Какое следующее растение вступило в спор?

- А для чего растению нужен стебель?

-Правильно, стебель поддерживает цветы и листья. Кроме того по стеблю вода и питательные вещества поступают к листьям.

 Повреждение сосудов может погубить растение. Именно поэтому нельзя портить кору деревьев.  Может растение жить без стебля?

 

   3.Листья

 - Какая у растений листва?  Покажите?

-Почему вверх  тянутся листочки? Почему листочки зелёного цвета?

 - В листьях растения содержится удивительное зелёное вещество – хлорофилл С его помощью растения могут использовать энергию солнечных лучей, производить питательные вещества, крахмал,  поглащать углекислый газ, вырабатывать кислород.

- Важны листья для растения?

 

4. Цветок.

-  Для чего создан цветок?

- Почему красивый? Так ароматен? –

- Прилетит насекомое за сладким нектаром, пыльца останется на спинке, а когда шмель или жук перенесёт пыльцу на другой цветок, там образуется семечко, а иногда несколько. Лепестки опадут и вскоре появится плод, внутри  которого семена

 

ВЫВОД: все части растения важны. Все они важны и необходимы растениям: и корень, и листья, и стебель, и цветы, и плоды. Это единый организм.

 

Физкультминутка.

 Ветер дует нам в лицо,

 Закачалось деревцо.

 Ветер тише, тише, тише.

Деревцо всё выше, выше

 

-Какие растения здесь нарисовано? (задание 15)

 

 

 

Зачем нам нужна природа?

Как нужно относиться к природе?

Природа – это часть России.
Раздолье, степи и леса.
Природа – это вся Россия,
Для тех, кому она близка.

Поймите, люди, что природа
На всех на нас она одна
Пусть хорошеет год от года
Она ведь всем нам так нужна!

 

-Оцените свою работу с помощью условных обозначений: красный кружочек - я умею определять части растений; желтый кружочек  -  я знаю части растений, но путаюсь в  их определении; синий кружочек  - Я не запомнил, какие части есть у растений.

 

- Что нового узнали на уроке?

 

-Какие затруднения встретились?

 

-Пригодятся ли нам эти знания в жизни?

Проверяют, всё ли готово к уроку.

Включаются в работу: отгадывают загадку, отвечают на вопросы учителя.

 

 

 

 

 

-Растение

 

 

 

 

 

 

-Ответ: Ромашка.

 

 

 

-Одуванчик.

 

 

-Земляника

 

 

-Ромашка, одуванчик, земляника – это травянистые растения.

 

 

 

 

-Малина.

 

 

 

 

 

-Смородина.

 

 

 

 

 

 

-Малина и Смородина – являются кустарниками

 

 

 

 

 

Ель.

 

 

- Сосна.

 

 

 

 

 

Растения

 

 

К живой природе

 

 

 

 

 

 

 

 

 

С помощью учителя формулируют тему и цели урока:

-Будем говорить о растениях.

- о частях растений

 

Части растений.

 

Узнаем, что общего у деревьев, кустарников, трав.

 

 

 

 

 

 

 

 

Работают с учебником.

 

 

-Яблоня.

 

-Яблоко, листья цветы, корень, ствол.

 

-Черная смородина.

 

-Ягоды, листья, цветы, корни, стебли.

 

-Помидор.

-Помидор, листья, цветы, стебель, корень.

 

-Плоды.

 

-Плоды образуются на месте цветков.

 

-Внутри всегда есть семена.

 

 -У всех растений есть корень, стебель, листья, цветки, плоды и семена.

 

 

 

 

 

 

Практическая  работа.

( в группах)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Называет корень, стебель, листья, цветок и плод;

Показывает части растений.

 

 

 

 

 

 

Часть живой природы, делятся на 3 группы(этажа). Они имеют одинаковые части.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работают с тетрадью на печатной основе.

-Рябина, смородина, пастушья сумка.

 

 

 

 

 

 

 

Слушают рассказ одноклассников

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

·          

·          

·          

·          

·          

·          

·          

·         Впитывают влагу

·         Берут питание из почвы

·         Удерживают растение в земле

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работают с тетрадью на печатной основе.

-Томат.

-Корень, листья, цветок, плод с семенами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

С помощью учителя подводят итоги урока, оценивают свою деятельность.

У деревьев, кустарников и трав есть: корень, стебель, листья, цветок, плод и семена.

-Да

Л: Мотивация к изучению нового материала

 

 

 

 

 

 

 

 

К: Монологические высказывания детей

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Р: Определять последователь-ность изучения материала, опираясь на схемы, таблицы и раздаточный материал

К: Умение выражать свои мысли

 

 

 

 

 

 

П: Понимать информацию представленную в виде текста, картинок

 

 

 

 

 

 

 

П: Поиск и выделение информации

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

К: Работа в группре, обмен мнениями о различных частях растений

 

 

 

 

 

Л: умение слушать и слышать

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Л: владение приёмами здоровьесбережения

 

 

 

 

 

 

 

П:Ориентирова-ние в печатной тетради

П: Нахождение существенных признаков

К:Монологичес-кие высказывания

Р: Контроль

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

К:Монологичес-кие высказывания

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Р: Самооценка