Конспект урока в 1 классе
Предмет: Окружающий мир. 1 класс.
УМК: «Перспективная начальная школа»
Тема урока: Что общего у разных растений?
Место урока в теме: 8 урок в теме «Живая природа»
Тип урока: открытие новых знаний.
Цели: научить детей различать части растений; находить, показывать и называть эти части; воспитывать бережное отношение к природе.
Задачи предметные:
- закрепить полученные ранее знания о растениях;
- выяснить, из каких частей состоит растение и что образуется на месте цветка, когда он отцветёт.
- научиться находить, показывать и называть все части растений;
Формирование универсальных учебных действий.
Личностные УУД:
- развивать умение слушать и слышать одноклассника и учителя;
- закрепить положительную мотивацию к учению посредством организации самостоятельной работы и самооценки деятельности на уроке;
-формировать стойкую установку на здоровьесбережение
Регулятивные УУД:
- развивать умение принимать и сохранять задачу, планируя свои действия в соответствии с ней;
- учить само- и взаимоконтролю , самооценке.
Познавательные УУД:
- формировать умение понимать информацию, представленную в виде текста, таблиц, схем, иллюстраций;
- развивать умение строить речевые высказывания.
Коммуникативные УУД:
- способствовать формированию собственного мнения по обсуждаемым вопросам;
- развивать умение работать в паре.
Оборудование и материалы:
Для учителя:
-образцы растений (раздаточный материал): пастушья сумка, дикая редька;
- картины: куст смородины, яблони, помидоры, горох, пастушья сумка;
- таблицы «Части растений»;
- плоды растений: яблоко, растения, листья которых человек использует в пищу: капуста, укроп.
Для учеников:
- учебник, рабочая тетрадь, конверты с карточками из приложения «Части растений».
.
ХОД УРОКА:
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
Универсальные учебные действия |
Организационный момент
Актуализация знаний обучающихся
Целеполагание
Открытие нового знания
Первичное формирование умений на основе самоконтроля
Рефлексия
|
Начинается урок, Он пойдёт ребятам в прок. Постараюсь всё понять, Многое хочу узнать! Я желаю, чтобы этот урок открыл для вас много нового, научил думать и правильно выражать свои мысли.
-Урок начнем с загадки. Отгадайте ее: Дышит, растёт, А ходить не может.
-На какие группы делятся растения? Вспомнить это вам помогут опять же загадки. Загадка№1 Стоит в саду кудряшка – белая рубашка. Сердечко золотое, что это такое?
Загадка № 2 На зеленной хрупкой ножке вырос шарик у дорожки.
Загадка№3 На опушке у пеньков много красных огоньков. Ах, ты только погляди-ка: Да ведь это …
-Ребята, давайте вспомним все наши отгадки. Внимание на экран…Как можно их назвать одним словом?
На доске вывесить табличку «Травянистые растения».
Загадка№7 Бусы красные висят, Из кустов на нас глядят. Очень любят бусы эти Дети, птицы и медведи.
Что за кустик ароматный? - Ребята, а малина и смородина, чем являются?
На доске вывесить карточку со словом: «Кустарники».
-Продолжим отгадывать загадки. Загадка№4 Что это за дерево: и зиму, и лето зелено?
Загадка№5 У меня длинней иголки, чем у елки. Очень прямо я расту в высоту. Если я не на опушке, Ветви – только на макушке На доске вывесить карточку со словом: «Деревья».
Итак, давайте посмотрим на слайд. Как все это можно назвать одним словом?
К какой природе относятся растения?
СЛАЙД Я предлагаю вам поиграть и проверить, как вы знаете растения нашего края. Игра называется «я знаю» Я знаю 3 названия дерева… Я знаю 3 названия кустарника … Я знаю 3 названия травы ..
-Кто мне поможет сказать, чем мы сегодня будем заниматься, т.е назвать тему урока? Поможет нам в этом иллюстрация. Посмотрите на слайд. Это рисунок Маши и Миши. Маша рисовала, а что сделал Миша? как вы думаете, что этим хотели сказать нам ребята? Так какая же тема нашего урока?
Что мы сегодня должны выяснить на уроке?
Мы будем с вами говорить о частях растений
Ветер дует нам в лицо, Закачалось деревцо. Ветер тише, тише, тише. Деревцо всё выше, выше
-Открываем учебник на стр. 20-21. Рассмотрите рисунок на стр. 20
Какое дерево изображено?
Какие части яблони показаны в увеличенном виде?
Какой кустарник изображен?
Назовите части этого растения
Какое травянистое растения изображено? Назови его части.
Как назвать одним словом: яблоко, ягоды смородины, помидор?
Где образуются плоды?
Разрезаю яблоко, помидор. Что находится внутри каждого плода?
Что же общего у трав, кустарников и деревьев?
Сейчас мы с вами будем работать в группах. Давайте вспомним правила. Как нужно работать в группе? На каждой парте разрезанные на части картинки растений -Рассмотрите части растений, назовите их друг другу Покажите корень, стебель, листья, цветок Сложите их в такой последовательности, чтобы получилось целое растение.
один человек от группы выходит, показывает что получилось, называет и прикрепляет на доску, под соответствующую запись.
– Удалось вам выполнить задание?
Выходит ученик и выполняет задание. - соедини стрелками общие части растений. Ребята, какие общие части растений мы выделили?
-Что тебе нужно было сделать? – Удалось тебе выполнить задание? – Ты составил всё сам или с чьей-то помощью? – Сейчас мы вместе с… (имя ученика) учились оценивать свою работу.
Ребята, мы с вами знали о растениях? А что мы узнали о растениях сейчас?
-Давайте немного отдохнем Физминутка Вот так яблоко! Оно Соку сладкого полно. Руку протяните, Яблоко сорвите. Стал ветер веточку качать – И трудно яблоко достать. Подпрыгну, руку протяну И быстро яблоко сорву!
Продолжим нашу работу, открываем печатные тетради на стр. 16-17 -Какие растения здесь нарисованы? (задание 14)
-Посоветуйтесь с соседом по парте и нарисуйте недостающие части растений. Какие части растений вы дорисовали?
А как вы думаете, какая часть самая важная? На этот вопрос нам помогут ответить ребята.
Вот заспорили как-то части растения: кто из них самый главный? Корень. Я здесь самый главный! Я укрепляю растение в почве, я пою ее водой и кормлю минеральными солями. Но что растения — я и людей, и животных кормлю! Да еще и лечу иногда. Бывает, мастера из меня такую красоту делают, что и на международные выставки попадаю!
Листок (отрицает). Подумаешь! Ты, корень, живешь в темноте, да еще и за мой счет. Это я готовлю растению питательные вещества, умело используя солнечную энергию. Это я подсказываю людям, когда растение нужно полить, подкормить, укрыть. Могу я кормить, лечить и животных, и людей. Да и дышится рядом со мной легко.
Стебель (возмущается). Ой, какие же вы важные! А что бы вы без меня делали? Ни корню без меня не жить, ни листьям. Это же мои тоненькие трубочки-волокна пересылают питательные вещества и воду по всему растению. Одни волокна питания корню передают, а другие — письму. С ранней весны до самой зимы работаю, не покладая рук. Поднимаю вверх ветки с листьями и располагаю так, чтобы все солнышко увидели.
Цветок (удивленно). Какие вы наивные, спорите, кто из вас самый главный... Все, что вы делаете, - это все для меня! Не будет меня, - не будет и семян, а не будет семян — не будет и растения! Будет цветок — будут семена, а, следовательно, будет растение. Семена. Ваши пререкания пусты. Я — главнее всего! Все, что вы взяли из почвы, воздуха, воды, - все это для меня, чтобы я созрело, дало жизнь новому растению. Из меня разовьется и корень, и стебель, и листья, и цветы, и плоды, и новые семена!
– Какие части растения вы запомнили из рассказа ребят? (Корень, листья, стебель, цветы,плоды)
1. Корень. – Зачем растению нужны корни?
2. Стебель. –Какое следующее растение вступило в спор? - А для чего растению нужен стебель? -Правильно, стебель поддерживает цветы и листья. Кроме того по стеблю вода и питательные вещества поступают к листьям. Повреждение сосудов может погубить растение. Именно поэтому нельзя портить кору деревьев. Может растение жить без стебля?
3.Листья - Какая у растений листва? Покажите? -Почему вверх тянутся листочки? Почему листочки зелёного цвета? - В листьях растения содержится удивительное зелёное вещество – хлорофилл С его помощью растения могут использовать энергию солнечных лучей, производить питательные вещества, крахмал, поглащать углекислый газ, вырабатывать кислород. - Важны листья для растения?
4. Цветок. - Для чего создан цветок? - Почему красивый? Так ароматен? – - Прилетит насекомое за сладким нектаром, пыльца останется на спинке, а когда шмель или жук перенесёт пыльцу на другой цветок, там образуется семечко, а иногда несколько. Лепестки опадут и вскоре появится плод, внутри которого семена
ВЫВОД: все части растения важны. Все они важны и необходимы растениям: и корень, и листья, и стебель, и цветы, и плоды. Это единый организм.
Физкультминутка. Ветер дует нам в лицо, Закачалось деревцо. Ветер тише, тише, тише. Деревцо всё выше, выше
-Какие растения здесь нарисовано? (задание 15)
Зачем нам нужна природа? Как нужно относиться к природе? Природа – это часть России. Поймите, люди, что природа
-Оцените свою работу с помощью условных обозначений: красный кружочек - я умею определять части растений; желтый кружочек - я знаю части растений, но путаюсь в их определении; синий кружочек - Я не запомнил, какие части есть у растений.
- Что нового узнали на уроке?
-Какие затруднения встретились?
-Пригодятся ли нам эти знания в жизни? |
Проверяют, всё ли готово к уроку. Включаются в работу: отгадывают загадку, отвечают на вопросы учителя.
-Растение
-Ответ: Ромашка.
-Одуванчик.
-Земляника
-Ромашка, одуванчик, земляника – это травянистые растения.
-Малина.
-Смородина.
-Малина и Смородина – являются кустарниками
Ель.
- Сосна.
Растения
К живой природе
С помощью учителя формулируют тему и цели урока: -Будем говорить о растениях. - о частях растений
Части растений.
Узнаем, что общего у деревьев, кустарников, трав.
Работают с учебником.
-Яблоня.
-Яблоко, листья цветы, корень, ствол.
-Черная смородина.
-Ягоды, листья, цветы, корни, стебли.
-Помидор. -Помидор, листья, цветы, стебель, корень.
-Плоды.
-Плоды образуются на месте цветков.
-Внутри всегда есть семена.
-У всех растений есть корень, стебель, листья, цветки, плоды и семена.
Практическая работа. ( в группах)
Называет корень, стебель, листья, цветок и плод; Показывает части растений.
Часть живой природы, делятся на 3 группы(этажа). Они имеют одинаковые части.
Работают с тетрадью на печатной основе. -Рябина, смородина, пастушья сумка.
Слушают рассказ одноклассников
· · · · · · · · Впитывают влагу · Берут питание из почвы · Удерживают растение в земле
Работают с тетрадью на печатной основе. -Томат. -Корень, листья, цветок, плод с семенами.
С помощью учителя подводят итоги урока, оценивают свою деятельность. У деревьев, кустарников и трав есть: корень, стебель, листья, цветок, плод и семена. -Да |
Л: Мотивация к изучению нового материала
К: Монологические высказывания детей
Р: Определять последователь-ность изучения материала, опираясь на схемы, таблицы и раздаточный материал К: Умение выражать свои мысли
П: Понимать информацию представленную в виде текста, картинок
П: Поиск и выделение информации
К: Работа в группре, обмен мнениями о различных частях растений
Л: умение слушать и слышать
Л: владение приёмами здоровьесбережения
П:Ориентирова-ние в печатной тетради П: Нахождение существенных признаков К:Монологичес-кие высказывания Р: Контроль
К:Монологичес-кие высказывания
Р: Самооценка
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.