Конспект урока по окружающему миру для 2 класса УМК Школа 2100 ГОРЫ
Оценка 4.7
Разработки уроков
doc
окружающий мир
1 кл
01.06.2017
Урок плановый, тип урока - открытие новых знаний. Разработан в соответствии с требованиям ФГОС, направлен на формирование ключевых компетентностей учащихся. Все этапы урока выдержаны, прослеживался плавный переход от этапа к этапу.
Урок учитель начала с эмоционального настроя детей, на успех и уверенность в их знаниях.
горы.doc
ГОРЫ
Ц е л и : познакомить с особенностями и природой гор, с видами вулканов и
землетрясений, с последствиями катастроф; объяснить причины их
возникновения; учить находить горы на карте.
О б о р у д о в а н и е : образцы горных пород и полезных ископаемых (гранит,
мрамор, каменный уголь, железная руда, нефть); карта полушарий, глобус, схема
внутреннего строения Земли, рисунки с изображением природы гор.
Х о д у р о к а
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
III. Актуализация знаний, постановка цели.
У ч и т е л ь . Отправимся в путешествие по горам.
– Что мы возьмем с собой в путешествие?
– Как надо одеться? (Ответы детей.)
– На каком виде транспорта можно путешествовать по горам? (Ответы
детей.)
– Сегодня, путешествуя по горам, мы узнаем, что такое горные породы, как
образуются горы, и будем учиться находить и показывать горы на карте.
IV. Изучение нового материала.
1. Р а б о т а с к а р т о й .
У ч и т е л ь .
Лена и Маша вместе с нами отправляются в путешествие.
Давайте поможем им на карте определить путь к горам.
2. Р а б о т а п о у ч е б н и к у , с. 114.
У ч и т е л ь . И вот мы в горах.
Учитель показывает иллюстрацию – горный пейзаж.
– Какое чувство у вас возникает, когда вы видите такую картину? (Ответы
детей.)
3. Р а с с к а з у ч и т е л я .
Горы
Каждая из горных вершин неповторима. Если внимательно присмотреться к
горной скале, то можно увидеть, что это не сплошной камень. Он состоит из
маленьких дробинок, из разнообразных слоев какойто породы. Вся верхняя толща планеты состоит из плотных или рыхлых веществ – это горные породы.
Если расколоть любой из этих слоев, можно обнаружить отпечатки раковинок,
тех самых, которые встречаются на берегу моря. Как же случилось так, что
раковины морских животных оказались высоко в горах? Когдато здесь
находилось море. Шло время, многие годы, а может, и столетия. На дне моря
отлагались раковины умерших животных и образовывали своеобразные слои.
Затем морское дно поднялось в результате глубинных процессов. Оно поднялось
так высоко, что морские воды отступили и о них можно судить только по
окаменевшим остаткам когдато живых морских организмов.
Образование гор
– Как же образуются горы?
Для того чтобы приподнять или изогнуть мощные толщи отложений и создать
горы, требуется огромная сила.
Работа по учебнику, с. 116.
И в настоящее время процесс формирования многих горных систем не
закончился. Горы продолжают расти, их строение усложняется. Примерами
служат землетрясения и извержения вулканов.
Разрушение гор
Но горы не только растут, но и разрушаются. Участвуют в разрушении
различные внешние силы: холод, жара, дожди, ветры. Разрушение начинается с
поверхности. Например, днем скала нагревается, а ночью остывает. На
протяжении многих лет такое колебание температуры приводит к тому, что
скала растрескивается. В образовывающиеся трещины попадает вода. Если она
никуда не уходит, то зимой во время морозов она превращается в лед, который
еще с большей силой раздвигает трещины. Постепенно ветра заносят туда семена
различных растений. Они начинают прорастать, и корни проникают в трещины.
Высасывая из них вместе с влагой вещества, нужные для питания, корни
постепенно разъедают поверхность скалы и тем самым расширяют трещины.
Немаловажную роль в разрушении играют ветры и ледники, а также подземные
воды, которые подмывают горы с глубины. Воздействие всех внешних сил на
горы приводит к их разрушению. А если же преобладают внутренние силы, то
тогда горы растут. Иногда эти силы уравниваются. Поэтому нам кажется, что
горы все время сохраняют свое величие. На самом деле они живут. Живут очень
таинственной активной жизнью. Горы бывают молодые и древние («старые»).
Работа по учебнику, с. 117: рассмотреть рисунки.
Легенда о вулканах
В Тиссейском море есть небольшой остров Вулкано. Он находится примерно
в 50 км на север от Сицилии. Большую часть этого островка занимает гора. Еще
в незапамятные времена люди видели, как из вершины этой горы вырывались
облака черного дыма, мерцал огонь и высоко в небо взлетали раскаленные камни.
На этом же острове, по их предположениям, находились владения бога огня и
кузнечного ремесла – Вулкана. Он устроил на острове свою кузницу и ковал
стрелы для Дианы, громовые молнии Юпитеру, доспехи Гераклу, щит Ахиллу. А
дым и огонь, вырывавшиеся из вершины горы, по мнению древних римлян,
свидетельствовали о том, что Вулкан раздувает мехами свой горн. Он ударяет
молотом по наковальне, и из горы доносится глухой рокот. С тех пор люди и
стали называть огнедышащие горы – вулканами.
Строение вулкана
Обычно вулканы имеют форму конуса. Если подняться на вершину вулкана,
когда он спокоен, можно увидеть кратер вулкана. Это может быть углубление
разных размеров. В некоторых кратерах старых вулканов образуются озера.
(Учитель показывает фото вулканов.)
Описание вулкана
Перед извержением в глубине горы возникает и постепенно нарастает глухой
рокочущий гул. Он постоянно усиливается. Это магма прокладывает себе путь
наверх. Может произойти землетрясение. Над кратером сгущаются облака, а
склоны гор начинают «шевелиться» и вспучиваться. Через некоторое время
происходит сильный взрыв, и над кратером поднимается огромная туча пыли и
газа. Высоко в небо взлетают раскаленные докрасна камни. Из черных густых туч
на землю начинает сыпаться вулканический пепел. Вулкан грохочет и дрожит, а
из его жерла выливается расплавленная, жидкая магма. Она устремляется по
склонам горы, сжигая и уничтожая все на пути.
– Что вы чувствовали, когда я читала описание вулкана? Землетрясение
Гораздо более страшное и разрушительное явление иногда происходит в
горных районах. Изза разницы давления под землей поверхность ее в некоторых
местах проваливается, а в других – поднимается. Земля начинает трястись. Это
явление получило название – землетрясение.
4.
Д о к л а д ы д е т е й о землетрясениях (возможно видео или
мультимедийное сопровождение).
V. Практическая работа по карте.
1. В ы п о л н е н и е з а д а н и й по карте.
Учитель показывает на демонстрационной карте, закрепленной на доске, дети
находят в атласах: Гималаи (Евразия), Кавказские горы, Памир, Альпы, Анды,
Кордильеры и другие горные массивы.
2. З н а к о м с т в о с п о л е з н ы м и и с к о п а е м ы м и .
– В горах добываются полезные ископаемые, которые необходимы человеку.
Далее дети рассматривают образцы полезных ископаемых.
VI. Итог урока.
– Какие могут быть последствия после извержения вулкана и землетрясения?
– Можно ли заранее предсказать эти катастрофы?
Домашнее задание: выполнить задания на с. 118–119.
Конспект урока по окружающему миру для 2 класса УМК Школа 2100 ГОРЫ
Конспект урока по окружающему миру для 2 класса УМК Школа 2100 ГОРЫ
Конспект урока по окружающему миру для 2 класса УМК Школа 2100 ГОРЫ
Конспект урока по окружающему миру для 2 класса УМК Школа 2100 ГОРЫ
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.