Разработка урока по окружающему миру 1 класс по программе Школа 2100 " ВЕСНА: ПРОБУЖДЕНИЕ ПРИРОДЫ МАРТ – АПРЕЛЬ – МАЙ"

Разработка урока по окружающему миру 1 класс по программе Школа 2100 " ВЕСНА: ПРОБУЖДЕНИЕ ПРИРОДЫ МАРТ – АПРЕЛЬ – МАЙ"

Разработки уроков
doc
окружающий мир
1 кл
28.01.2017
Цели: дать представление о признаках весны; научить различать изменения в природе, происходящие весной; ознакомить с весенними месяцами и их различиями; развивать навыки и умение правильно определять признаки и характерные черты весны, способность понимать и ценить красоту родной природы; воспитывать художественно-эстетический вкус. Оборудование : репродукции картин с весенними пейзажами А. К. Саврасова, И. И. Левитана и др., рисунки и картинки с изображением весенних признаков, запись пьесы «Подснежник» П. И. Чайковского из фортепианного цикла «Времена года».

150.000₽ призовой фонд • 11 почетных документов • Свидетельство публикации в СМИ

Опубликовать материал

весна.doc
ВЕСНА: ПРОБУЖДЕНИЕ ПРИРОДЫ МАРТ – АПРЕЛЬ – МАЙ Ц е л и : дать представление о признаках весны; научить различать изменения в   природе,   происходящие   весной;   ознакомить   с   весенними   месяцами   и   их различиями;   развивать   навыки   и   умение   правильно   определять   признаки   и характерные   черты   весны,   способность   понимать   и   ценить   красоту   родной природы; воспитывать художественно­эстетический вкус.  О б о р у д о в а н и е   :  репродукции  картин  с  весенними  пейзажами  А. К. Саврасова, И. И. Левитана и др., рисунки и картинки с изображением весенних признаков,   запись   пьесы   «Подснежник»   П. И.   Чайковского   из   фортепианного цикла «Времена года». Ход урока I. Организационный момент. У ч и т е л ь . Досказав словечко в стихотворение Е. Баратынского, вы узнаете тему нашего урока. Как воздух чист! Как ясен небосклон! Своей лазурию живой Слепит мне очи он. * * * Как высоко На крыльях ветерка, Ласкаясь к солнечным лучам, Летают облака! Шумят ручьи! Блестят ручьи! Взревев, река несет На торжествующем хребте Поднятый ею лед! ……………………………. Под солнце самое взвился И в яркой вышине Незримый жавронок поет Заздравный гимн … У ч е н и к и . Весне! У ч и т е л ь . Посмотрите в окошко. Что вы видите во дворе школы? (Ответы учащихся.) Еще земли печален вид,         А воздух уж весною дышит,         И мертвый в поле стебль колышет,         И елей ветви шевелит.         Еще природа не проснулась,         Но сквозь редеющего сна         Весну прослышала она         И ей невольно улыбнулась… Ф. И. Тютчев Сегодня  мы будем говорить о прекрасном времени пробуждения природы – весне. И мне это особенно приятно, потому что весна – это еще и самое любимое мною время года. II. Проверка домашнего задания. Ч т е н и е   подготовленных учащимися  стихотворений и загадок о природе и живых организмах. Детям   можно   предложить   для   чтения   следующие   стихотворения   и загадки: ЖИРАФ И ТУШКАНЧИК У жирафа спросили: – Ты почему такой длинный? – Чтобы лучше видеть, – сказал жираф. У тушканчика спросили: – Ты почему такой маленький? – Чтобы меня никто не видел, – сказал тушканчик. С. Баруздин БЕРЕГИ СВОЮ ПЛАНЕТУ Есть одна планета­сад В этом космосе холодном. Только здесь леса шумят, Птиц скликая перелетных. Лишь на ней одной увидишь Ландыши в траве зеленой, И стрекозы только тут В реку смотрят удивленно. Береги свою планету, Ведь другой на свете нету. Серый зверюшка, По чаще идет Яков Аким Длинные ушки. Спит под кустом – Там его дом. (Заяц.) Таежный хозяин, Валежник ломает. Что за зверь? Кто отгадает?   (Медведь.) Бредут вразвалку По тропинке К воде подушки  И перинки. Все крикуны Ужасные, На ножках Ласты красные. (Гуси.)                        КРОТ Крот устроился хитро: У него свое метро. Сам себе метро копал, Сам себя в метро катал, Строил много круглых станций – И на каждой вылезал. НОЧНОЙ МУЗЫКАНТ «Свири­свири­свири­чок!» – Песенку поет сверчок: Очень грустную, родную. И немножечко печную … НАВСЕГДА Все имеется у нас На потом и на сейчас: Реки, горы и леса, Голубые небеса, Океаны, пальмы, снег, И Земля – одна на всех. Все она отдать нам рада, Только жадничать не надо! Примостился в уголке. И останется тогда Все для всех и навсегда! Не летайте в гости, мошки, Помните о … (пауке).                        В. Благодарный *** Чей­то дом – одни окошки – В. Бирюков                О. и К. Соловьевы НЕ БУДИТЬ Спит в берлоге Михаил, На березе Начертив: «Не будите До весны, Досмотреть мне Дайте сны». Мишке снится Свежий мед, Лапу он Во сне сосет. СЛОН И МУРАВЕЙ          Усатый черный          Муравей          Слона раз в десять          Здоровей.          Он волочит издалека          Большого рыжего жука.          Мал муравей, а если б он           Такого роста был, как слон,           Тогда в любую пору           Поднять он мог бы гору!                                      (Перевод с лакского  Я. Козловского) В. Бирюков ПОЧЕМУ КЛЕВЕР  НАЗЫВАЮТ КАШКОЙ До чего ж цветок пригож – Он на солнышко похож. Растут его кудряшки, Как шерстки на барашке. Но он всего лишь кашка Для каждого барашка.                                       (Ромашка.) Не оса, Но с нею схожа Лишь в одном – Ужалить может. (Крапива.)        КОЛЮЧКИ Колючки, как известно, – Злючки. А кто же Любит их – колючки? Один верблюд. Ведь у верблюда Колючки – Фирменное блюдо. III. Изучение новой темы. 1. Р а б о т а  по учебнику на с. 38. З а д а н и е .   Соедините   стрелками   четверостишия   с   соответствующими   им названиями месяцев, в кружках цифрами укажите порядок наступления весенних месяцев. Дружно лопаются почки, Распускаются листочки. На траве роса дрожит, Лось за радугой бежит. Замер лес в прозрачной дымке. На деревьях тают льдинки. С веток падает капель, И слышна синицы трель. Снег сошел. Запахло прелью. Прокатился в небе гром. Муравьи под старой елью Всем семейством строят дом. –  Исправьте   ошибки,   допущенные   Винни­Пухом   в   его   рассказе («Дополнительный материал», учебник, с. 44). –  Винни­Пух не знает лучшей картины Алексея Кондратьевича Саврасова, русского художника, воспевшего поэтическую красоту  родных пейзажей. Если бы он был знаком с ней, она многое подсказала бы ему. А вы знаете, о какой картине я говорю? Назовите ее. Что она показывает нам о весне? Рассмотрите картину А. К. Саврасова «Грачи прилетели» (учебник, с. 38). Учитель обобщает ответы детей. На   холсте   изображен   вид   деревни   весной   с   небольшой   церквушкой, деревянными домами, нераспустившимися березами. Прилетели первые вестники весны – неугомонные грачи. С веселыми криками они летают над деревьями, хлопочут   о   жилье.   Снег   едва   начал   таять,   образуя   темные   лужи…   Сколько звуков в этой картине! Слышите, как перекликаются птицы и звенит капель, как шелестит ветер в мокрых ветках и поскрипывают кривые стволы. Звучит   тихая,   просветленная   мелодия   фортепианной   пьесы «Подснежник» П. И. Чайковского в записи. У п р а ж н е н и е  «Подснежник». У ч и т е л ь .   Отдохните,   глубоко   подышите.   Какая   чудесная,   спокойная, звонкая   мелодия.   Как   вы   думаете,   о   каком   времени   года   она   рассказывает звуками? (Ответы учащихся.)  Сейчас   присядьте   все   к   полу,   вы   стали   подснежниками.  (Дети присаживаются.)  А   теперь   лучи   солнца   посветили   на   вас,   разбудили подснежники, они потянулись, улыбнулись, распустили свои листики, голубые головки и стали расти, расти, к солнышку потянулись.  (Учащиеся   выполняют   движения   соответственно   словам,   встают медленно, руки протягивают вверх, смотрят на солнышко.) Какое   яркое   солнышко,   даже   смотреть   на   него   невозможно.   Прищурьте глазки,   а   теперь   раскройте   их,   похлопайте   солнышку  (все   движения выполняются под музыку). Какая приятная была музыка! Это потому, что весна, тепло, радостно! 2. С л у ш а н и е   с т и х о т в о р е н и я  С. Маршака «Снег теперь уже не тот…».  У ч и т е л ь . Вы прослушали стихотворение. О каком весеннем месяце написал поэт? У ч е н и к и . О марте. У ч и т е л ь .   Подтвердите   свой   ответ   словами   из   текста   стихотворения, характеризующими признаки наступления весны. Зачитайте эти строки. А знаете, что в народе говорят о марте? Март – февралю­бокогрею меньшой брат. Март – протальник. В марте щука хвостом лед разбивает. Раненько март веснянку затягивает – ненадежное тепло. Март – ветронос, водотек, грачевник. Март и снегом сеет, и солнцем греет. ТУК­ТУК­ТУК По крыше слышим – тук­тук­тук, Может, зверь там или птица? Это к нам весна – наш друг – Первым дождичком стучится. Джафар Чуяко 3. Б е с е д а  «Наступила весна». У ч и т е л ь .  К нам вернулись грачи! Слушай их и молчи. Наступила весна – Им теперь не до сна. В поле выбежал конь, Грива – словно огонь. Наступила весна – И ему не до сна. Какой месяц сменяет март? Что изменяется в природе? (Ответы учащихся.) Вот что об этом говорит народная мудрость: Апрель – снегогон. Апрельские ручьи землю будят. Мокрый апрель – хорошая пашня. Не ломай печи – еще апрель на дворе. В апреле земля преет – ветрено и теплом веет. Где в апреле река, там в июле лужица. Поэты тонко подмечают каждое весеннее пробуждение в своих строках: Как после мартовских метелей, Свежи, прозрачны и легки, В апреле – Вдруг порозовели По­вербному березняки. Весенним заморозком чутким Подсушен и взбодрен лесок. Еще одни, другие сутки, И под корой проснется сок. И зимний день березовый Зальется пеной розовой. А. Твардовский ПОСЛЕ ПОЛОВОДЬЯ Прошли дожди, апрель теплеет. Всю ночь – туман, а поутру Весенний воздух точно млеет И мягкой дымкою синеет В далеких просеках в бору. И тихо дремлет бор зеленый. И в серебре лесных озер – Еще стройней его колонны, Еще свежее сосен кроны И нежных лиственниц узор! И. А. Бунин А какой весенний месяц самый нарядный, самый яркий, самый цветущий? У ч е н и к и . Май. У ч и т е л ь . О мае пишут и ласково, и весело. Солнышко ярко светит, много света,   тепла,   земля   благоухает   –   от   этого   на   душе   ласково.   Зацвели   сады, пестрит разноцветьем май, птиц звонкий гомон не смолкает, ароматные запахи от цветов разносятся по земле – это так радует и бодрит! Боже мой! Вчера – ненастье, А сегодня – что за день! Солнце, птицы! Блеск и счастье! Луг росист, цветет сирень… А еще ты в сладкой лени Спишь, малютка!.. О, постой! Я пойду нарву сирени Да холодною росой Вдруг на сонную­то брызну… То­то сладко будет мне Победить в ней укоризну Свежей вестью о весне!        А. Н. Майков, 1855 г. НАРЯДИЛАСЬ ВИШЕНКА Рукодельница Весна Сшила платье Вишенке: – Покрасуйся у окна Лепестками­вышивкой! К платью Бусы я дарю – Светлые росинки, А на голову зарю: Лучше нет косынки! Леонид Епанешников Какими образными и выразительными словами передают поэты наступление майских деньков? (Ответы учащихся.) Давайте обобщим, что мы узнали о весне, и назовем характерные особенности ранней весны.   Тает снежок,   Ожил лужок,   День прибывает –   Когда это бывает? У ч е н и к и . Весной. 1) Еще лежит снег, деревья стоят голые, темные. 2) На ветках ни одного листочка. 3) Птиц в лесу и парке еще мало, пения их не слышно. 4) Воздух еще холодный, земля мерзлая. 5) Однако днем уже сильно пригревает солнце, на земле появляются лужи и проталины. IV. Практическая работа по учебнику (с. 39). 1. С о с т а в л е н и е  рассказов по картинкам (работа по группам). 2 .   В ы п о л н е н и е   з а д а н и я  «Секреты волшебницы весны». Учитель   предлагает   ученикам   рассмотреть   ветки   с   дерева   и   ставит перед ними вопросы: – Какого цвета ветка? – Какая на ощупь у нее кора? (Дает потрогать веточки.) – Что находится на ветке? (Бугорки, шишечки.) – Как правильно называются эти «бугорки»? (Почки.) – Откуда появляются листья? (Из почек.) – К какому выводу привели нас наши наблюдения? Вывод. Если бы не было почек, не было бы листьев. У ч и т е л ь . Рассмотрите рисунки на с. 39 учебника, определите по ним, что помогает весне распускать листочки на деревьях. У ч е н и к и . Солнечный свет, его теплые лучи, влага от таяния снега. 3. С а м о с т о я т е л ь н а я   р а б о т а  по заданию рабочей тетради (задание 1, с. 51). V. Итог урока. 1. Разучивание весенних закличек, «приаукиваний». У ч и т е л ь . Сейчас мы все вместе, хором позовем весну, «приаукаем» ее. 1) Ау, ау, аукаем,     Весну приаукиваем:     Март, март –     Солнцу рад;     Апрель, апрель –     Откроет дверь;     Май, май –     Сколько хочешь, гуляй! 2. И г р а  «Кто больше?». У ч и т е л ь . Послушайте стихотворение и запомните, о каких признаках весны 2) Идет матушка­весна,     Отворяй­ка ворота.     Первым март пришел –     Белый снег сошел.      А за ним и апрель     Отворил окно и дверь,     А уж как пришел май,     Солнце в терем приглашай! в нем говорится. Кто больше их назовет, тот и окажется победителем игры. ВЕСНА Над землею воздух дышит День от дня теплее; Стали утром зорьки ярче, На небе светлее. Всходит солнце над землею С каждым днем все выше, И весь день, кружась, воркуют Голуби на крыше. Вот и лед на речке треснул, Речка зашумела И с себя зимы оковы Сбрасывает смело;  Берега крутые роет, Разлилась широко… Плеск и шум воды бурливой Слышен издалека. В небо тучка набежала, Мелкий дождик сеет… В поле травка показалась,  Поле зеленеет. Вот и верба нарядилась В белые сережки, И у хат играют дети, Веселятся, крошки! Рады солнечному свету, Рады дети воле, И теперь их в душной хате Не удержишь боле. На брединнике, на ивах Развернулись почки, И глядят, как золотые, Светлые листочки. Вот и лес оделся, песни Птичек зазвенели, Над травой цветов головки Ярко запестрели. Хороша весна­царица, В плащ цветной одета! Много в воздухе разлито И тепла и света…        И. Суриков Домашнее задание: выучить понравившееся стихотворение о весне; вместе с родителями выполнить задание на с. 45 учебника (домик для синиц); продолжить наблюдение за приметами весны в природе; подготовить интересные наблюдения и факты.
скачать по прямой ссылке