Окружающий мир.
Тема: Богатства природы.
Цели:
– расширить круг понятий, которые связывают жизнь человека с окружающим миром;
– показать, что человек зависит от компонентов природы, используемых человеком природных богатств.
Этапы урока |
Ход урока |
Формирование УУД |
Ι. Актуализация знания и постановка учебной проблемы
|
- Добрый день. К нам на урок сегодня пришло много гостей. Это учителя начальной школы. Подарите улыбки нашим гостям, друг другу, учителю. Вы заметили, как в классе стало веселее, теплее, уютнее?! Это заслуга ваших улыбок. Улыбайтесь чаще, ребята! Дарите окружающим вас людям тепло и хорошее настроение. - Посмотрите, всё ли у вас готово к уроку.
А начать мне наш урок хотелось бы со стихотворения: – Посмотри, мой милый друг, Что находится вокруг? Небо светло-голубое, Солнце светит золотое, Ветер листьями играет, Тучка в небе проплывает. Поле, речка и трава, Горы, воздух и листва, Птицы, звери и лиса, Гром, туманы и роса. Человек и время года. Это всё вокруг… -Ребята, а что такое природа? -Природа создает все условия, чтобы человек мог жить. Давайте отгадаем загадки и выясним, что нужно человеку для жизни. 1) Ты весь мир обогреваешь и усталости не знаешь, Улыбаешься в оконце и зовут тебя все… (солнце) СЛАЙД 1 -Ребята, скажите, для чего нам нужно солнце. 2. О чем в природе говорят: «…ты гоняешь стаи туч, ты волнуешь сине море, всюду веешь на просторе…»? (о ветре) СЛАЙД 2 В чем ветер может находить применение? 3. Если руки наши в ваксе, если на нос сели кляксы, Без чего не может мама ни готовить, ни стирать? Без чего, мы скажем прямо, человеку умирать? Чтобы не было беды, жить нельзя нам без… (воды) СЛАЙД 3 Так как же человек использует воду? Ответы детей. – Представьте себе, что мы отправились с вами на прогулку по лесу. Что мы можем взять в лесу? (Грибы, ягоды, орехи.) СЛАЙД 4 – Что нужно сделать, чтобы согреться в лесу? (Развести костёр.) – Что для этого мы можем взять из природных богатств? (Дрова.) СЛАЙД 5 – Всё это так или иначе связано с природой, а значит, с её богатствами. Так о каких богатствах пойдёт речь сегодня на уроке?
2. – Откройте с. 30 учебника. – Как называется тема сегодняшнего урока? СЛАЙД 6 – На какие вопросы вы хотели бы получить ответ? Как применяет человек эти богатства? Что получает из этих богатств? Где и как человек применяет силу природы? СЛАЙД 7 Дети высказывают свои предположения, учитель повторяет наиболее правильную формулировку и фиксирует вопросный план на доске. – Какое умение мы сейчас формировали? (Умение планировать предстоящую работу.) |
Познавательные УУД: 1) формируем умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текста, таблиц; 2) формируем умение представлять информацию в виде схемы; 3) формируем умение выявлять сущность, особенности объектов; 4) формируем умение на основе анализа объектов делать выводы; 5) формируем умение устанавливать аналогии; 6) формируем умение обобщать и классифицировать по признакам. |
ΙΙ. Совместное открытие знания
|
1. Работа в учебнике. Экологическое воспитание. 1.– Давайте прочитаем текст на с. 30. 2. Вопросы после чтения. – Что делают из древесины? – Для чего нужна руда? – Из чего делают бензин? – Что делают из песка? – Где же начинается путешествие всех предметов? (В природе.) 3. Чтение вывода на с. 30 внизу. 4. – Посмотрите на иллюстрации на с. 31. – Что изображено на первой картинке? Почему плывёт парусник? – Какие силы природы использует человек на этой картинке? – Кто знает, как называется сооружение на второй картинке? – Какая сила природы используется на электростанции? – Как? – Какие силы природы использует человек? Вывод. – Давайте прочитаем вывод и скажем, подтвердились ли наши предположения. 5. – Посмотрите на нижнюю картинку и найдите на рисунке то, что человек называет «природные богатства». Дети называют природные богатства, учитель задаёт уточняющие вопросы. Воздух – Как используют воздух растения, животные, человек? Вода – Откуда она взялась в кране? – Как используется вода? – Как вода используется в хозяйстве человека? Недра земли – Что это? Их называют «полезные ископаемые». – Где человек использует полезные ископаемые? Почва – Почему почва – это тоже природное богатство? 6. – Давайте разделим известные нам природные богатства на 3 группы: * живые; * неживые; * силы природы (учитель на доске фиксирует эти группы). 7. Работа в парах: – Рассмотрите иллюстрацию ещё раз и разделите перечисленные на ней богатства на 3 группы. Представление работы в парах. Обсуждение. Покажите, что вы готовы. (Проверка) Распределяют на доске. – Сравним результаты своей работы с выводом в учебнике (с. 32). ФИЗМИНУТКА. Утром бабочка проснулась, Потянулась, улыбнулась, Раз – росой она умылась, Два- изящно покружилась, Три – нагнулась и присела На четыре – улетела.
|
Коммуникативные УУД: 1) формируем умение слушать и понимать других; 2) формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; 3) формируем умение оформлять свои мысли в устной форме; 4) формируем умение совместно договариваться о правилах общения и поведения.
Личностные УУД: 1) формируем умение определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила.
Регулятивные УУД: 1) формируем умение определять цель деятельности на уроке; 2) формируем умение определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем; 3) формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; 4) формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Духовно-нравственное развитие и воспитание: 1) воспитание нравственного чувства, этического сознания и готовности совершать позитивные поступки, в том числе речевые; 2) гражданско-патриотическое воспитание; 3) воспитание трудолюбия, способности к познанию; 4) воспитание здорового образа жизни; 5) экологическое воспитание; 6) эстетическое воспитание.
|
ΙΙΙ. Применение нового знания
|
1. Работа в учебнике. – Откройте с. 32, посмотрите на картинку. – Назовите предметы в центре картинки. – Для чего они нужны человеку? – Какие природные богатства люди используют, чтобы получить эти полезные вещи? – Из какой они группы? 2. Закрепление - Ребята, а какие природные богатства есть в нашей Республике? В какой республике мы живем? 3. Работа в группах. Учитель делит детей на группы. – Найдите природные богатства, которые использует только человек. (Задание № 2 в рабочей тетради.) 1-я группа – Соединить вещи с природными богатствами, из которых они получены. (Задание № 3 в рабочей тетради.) 2-я группа – Нарисовать в пустых клетках предметы, имеющиеся в классе, которые получены с помощью изображённых природных богатств. (Задание № 4 в рабочей тетради.) Проверка работы групп с самооценкой. 3-я группа – Рассказать, какие природные богатства помогли Лене и Мише стать здоровыми и сильными в летние каникулы. (Учебник, с. 33.) Вывод. Проверьте предположения с.33 4. Повторение – Найдите природные богатства, которые использует только человек. (Задание № 2 в рабочей тетради.) |
|
ΙV. Итог урока |
– Что нового вы узнали на уроке? – Что повторили из того, что уже знали? – На какие вопросы получили ответы? – Какой вывод сделали? – Чем важен сегодняшний урок? - Мы сегодня узнали много нового, много интересного. Оцените свою работу на уроке. На столе у меня лежат яблочки. Давайте их повесим на наше дерево -Если было интересно, легко на уроке, во всем разобрались – красное яблочко. -Если иногда были трудности, сомнения, не совсем понравилась работа – жёлтое яблочко. -Если не разобрались в теме, было не очень интересно – зелёное яблочко Потрудились вы не зря, вам спасибо от меня! -И хотелось бы закончить наш урок следующими строчками. Есть одна планета - сад В этом космосе холодном. Только здесь леса шумят, Птиц, скликая перелетных, Лишь на ней одной увидишь Ландыши в траве зеленой. И стрекозы только тут В реку смотрят удивленно. Береги свою планету, Ведь другой на свете нету!
-Урок окончен. Всем спасибо. |
|
Ι. Актуализация знания
* Отметить учеников, которые правильно сформулировали тему предстоящего урока.
ΙΙ. Открытие нового знания
* Отметить учеников, которые хорошо работали по иллюстрациям учебника.
ΙΙΙ. Применение нового знания
* Отметить учеников, которые правильно заполнили таблицу.
Работа в группах
* Отметить учеников, которые активно работали в группах.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.