Конспект урока по окружающему миру на тему:«Когда дом становится опасным». «Огонь - друг и враг» (4 класс)
Оценка 4.7

Конспект урока по окружающему миру на тему:«Когда дом становится опасным». «Огонь - друг и враг» (4 класс)

Оценка 4.7
Разработки уроков
docx
окружающий мир
4 кл
12.06.2017
Конспект урока по окружающему миру на тему:«Когда дом становится опасным». «Огонь - друг и враг» (4 класс)
Цель: Создать условия для обсуждения возможных опасных ситуаций, которые могут возникнуть в отсутствие родителей, причин их возникновения, ориентировочных реакций в данных ситуациях и готовности им противостоять; способствовать формированию навыков безопасного поведения. Задачи урока: 1.Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения: - формирование активной позиции сотрудничества со сверстниками; - формирование внутренней положительной мотивации к предмету – окружающий мир; - выработка чувства гражданственности, воспитание личности, стремящейся активно участвовать в здоровом образе жизни. 2.Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения: - развитие умения выделять и формулировать познавательные цели; - формировать у учащихся умение подбирать и систематизировать необходимую информацию; - развивать логическое мышление через формирование умения анализировать, обобщать, выделять главное, решать проблемы; - продолжить работу по формированию умений устанавливать партнерские отношения; - развитие умения планировать, контролировать и оценивать собственную учебную деятельность; - планировать учебное сотрудничество со сверстниками при работе в группе – определять цели, функции участников, способы взаимодействия; - развитие умения слушать и понимать устную речь других, формулировать и аргументировать собственное мнение. 3.Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения: - дать возможность учащимся самостоятельно вывести правила поведения в доме; - развитие умственных учебных действий через решение проблемных задач, частично-поисковой деятельности при изучении темы.
Когда дом становится опасным. (2).docx
План ­ конспект урока окружающего  мира   УМК: «Начальная школа XXI века»                                  Класс: 4                            Учитель: Степанова А.А. Тема урока: «Когда дом становится опасным». «Огонь ­ друг и враг». Тип урока: Построение системы знаний. Ц е л ь: Создать условия для обсуждения возможных опасных ситуаций, которые могут возникнуть в отсутствие родителей,  причин их возникновения, ориентировочных реакций в данных ситуациях и готовности им противостоять; способствовать  формированию навыков безопасного поведения. Задачи урока: 1.Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения: ­ формирование активной позиции сотрудничества со сверстниками;  ­ формирование внутренней положительной мотивации к предмету – окружающий мир; ­ выработка чувства гражданственности, воспитание личности, стремящейся активно участвовать в здоровом образе жизни. 2.Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения: ­  развитие умения выделять и формулировать познавательные цели; ­ формировать у учащихся умение подбирать и систематизировать необходимую информацию; ­ развивать логическое мышление через формирование умения анализировать, обобщать, выделять главное, решать проблемы; ­ продолжить работу по формированию умений устанавливать партнерские отношения; ­ развитие умения планировать, контролировать и оценивать собственную учебную деятельность; ­ планировать учебное сотрудничество со сверстниками при работе в группе – определять цели, функции участников, способы взаимодействия; ­ развитие умения слушать и понимать устную речь других, формулировать и аргументировать собственное мнение. 3.Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:  ­ дать возможность учащимся самостоятельно вывести  правила поведения в доме; ­ развитие  умственных учебных действий через решение проблемных задач, частично­поисковой деятельности при изучении темы. Оборудование: • окружающий мир: учебник для 4 класса: в 2 ч. Ч. 1/ Н.Ф. Виноградова.  М.:Вентана­Граф, 2014. – (Начальная  школа XXI века) – часть 1 стр. 76­81; •компьютер, мультимедийный проектор.; • программные средства MicrosoftPowerPoint, MicrosoftWord.;  • раздаточный материал – Приложения. Этап урока. Содержание учебного материала Деятельность учителя Приветствует учащихся,  проверяет готовность к  уроку, создаёт  эмоциональный настрой на  занятие. Мотивирует учащихся на  работу.  Организует  проверку  домашнего задания,  проводит параллель с ранее  изученным материалом. Оценивает ответы учащихся. 1.Организационный момент.  1 минута Слайд 1 2. Проверка  домашнего задания. Повторение  изученного ранее   материала. 4 минуты Слайд 2, 3 Всем, всем добрый день!  Прочь с дороги наша лень!  Не мешай трудиться, Не мешай учиться! ­ Ребята, посмотрите друг на друга, подарите улыбку и пожелайте удачи  друг другу и мне. Проверяем домашнее задание. ­ Какой раздел мы изучаем? ( “Твоё здоровье»).  ­О чем уже вы узнали в этом разделе? (О правилах здоровой жизни…) ­Что значит  здоровье? (Самое ценное богатство человека.) ­Назовите три правила здорового образа жизни. ­Что такое режим дня?  ­Зачем нам нужен сон?  ­Сколько часов необходимо спать детям вашего возраста? ­Что нужно для того, чтобы хорошо выспаться? ­Что значит здоровый сон? ­Рациональное питание – что это такое? ­На каких трёх правилах основано здоровое питание? ­О чём мы ещё говорили, что полезно для здоровья? (закаливание) ­Давайте вспомним правила закаливания. ­Что такое усталость. ­А что нужно делать, чтобы снять усталость? ­Что такое вредные привычки? (оцените свою работу) Деятельность учащихся Приветствуют учителя. Проверяют готовность  к уроку. Отвечают на вопросы. Оценивают работу по  выполнению  домашнего задания. 3.Актуализация  знаний. ­ Угадайте, к какой сказке относится данная картинка? Слайд 4 (русская  народная сказка  «Теремок») Выводит картинки  с  помощью проектора на  Сравнивают картинки,  вспоминают сказки, Определение темы  и постановка цели  урока. 7 минут  Слайды  4, 5, 6, 7, 8,  9, 10, 11. ­ Рассмотрите картинки и найдите отличие? Слайд 5 (В первом случае животные собираются в доме, потому что  стены дома  защищают. Во втором случае наблюдаем, что дом может оказаться  опасностью.) ­ Вы догадались, о чём мы будем говорить сегодня на уроке? ­По содержанию учебника прочитайте тему урока на странице 76.  Посмотрите, к какому разделу относится этот урок. «Когда дом  становится опасным». Раздел «Твоё здоровье». Слайд 6 ­Ребята, как вы думаете, какую проблему надо сегодня решить на уроке? Наш дом является крепостью или опасностью? Слайд 7 Эта тема очень большая, поэтому мы познакомимся с ней в течение двух  уроков. Сегодня мы будем работать на стр.76­81.  ­Итак,  наш дом является крепостью или опасностью? Слайд 8 ­Что означает данная картинка? Работа в группах (в четвёрках) ­ Давайте вспомним  правила работы в группе. Слайд 8  Говори в полголоса. Не кричи! экран. Задаёт вопросы, определяет  задания Организовывает коммуникативное  взаимодействие, в ходе  которого выявляется и  фиксируется  тема урока и  его цель. Уточняет понимание  учащимися поставленной  темы и целей урока.  Выдвигает проблему.   Организует учащихся для  работы в группах.  Уточняет понимание  учащимися поставленной  задачи при работе в группах. Организует работу учащихся с представленными  материалами. Помогает спланировать  дальнейшую познавательную  деятельность учащихся и  сформулировать выводы. оценивают ответы. Анализируют,  формулируют выводы  наблюдений.   Высказывают  предположения. Формулируют тему  урока, ставят учебные  задачи (записи  вопросов появляются  на доске). Формулируют главный  вопрос урока " Наш  дом является  крепостью или  опасностью?"  Устанавливают данные  в предложенных  материалах  соответствия,   утверждения. Планируют свою  дальнейшую  познавательную  деятельность с целью  получения  необходимых знаний. Формулируют и  представляют выводы  и задачи на урок: ­ мы узнаем, какие  опасности  подстерегают нас дома; ­ мы научимся  предупреждать эти  опасности и избегать  их. Обсуждают работу  каждого в группе.   Поделись своим мнением.  Дай   возможность   высказаться   каждому   товарищу   в   группе. Сотрудничай, уважай всех членов группы. ­ Объединитесь в четвёрки.  ­ Просмотрите тексты, рисунки и задания на страницах 76 ­ 81. Обсудите в группе   и   предположите,   о   чем   мы   будем   говорить   сегодня,   чем   будем заниматься на уроке? Проверка: ответы детей по группам. 1 Мы с группой посовещались и предположили, что мы будем сегодня на уроке узнавать причины возникновения пожара. 2 Мы будем читать  текст «Огонь ­ друг и враг». 3 Совершим путешествие в прошлое в рубрике «Этот удивительный мир…» 4 Прочитаем, как уберечь себя от ожогов и как пользоваться газовой плитой.  и  др.   сформулируйте   тему   нашего ­   Опираясь   на   ваши   рассуждения,   сегодняшнего урока?  Давайте внесём уточнение. Тема  «Огонь – друг и враг»    Слайд 9   (надпись на доску).  ­ Опираясь на тему урока и ваши рассуждения,  поставьте  цель урока. Проверка:  фронтальная. (Ответы детей)   Цель:  узнать   о   пользе   огня   и   об   опасностях,   которые   могут возникнуть при неправильном обращении с огнём. Выучить правила пожарной безопасности. Слайд 10 Составление плана урока: ­ Что поможет в достижении цели?  ­ План работы. ­ Давайте составим план работы в соответствии с заданиями учебника.   (На доске записан план работы на уроке в произвольном порядке, обучающиеся составляют в определённой последовательности). 4. Первичное  усвоение новых  знаний 10 минут Слайды 12, 13, 14,  15, 16, 17, 18, 19, 20 План работы:                                                                         Слайд 11 1.Причины возникновения пожара. 2.Почему говорят «Огонь ­ друг и враг». 3.Правила поведения при пожаре. 4.Как уберечь себя от ожогов. 5.Как пользоваться газовой плитой. 6.Итог. 1 2 3 4 5 6 ­ Приступаем к выполнению первого пункта плана.  1. Причины возникновения пожара.  Работа по учебнику  (с. 76). ­ Давайте обратимся к учебнику. Что показывает этот условный значок? (Обсудим вместе).  ­ Прочитаем отрывок из стихотворения. Рассмотрим рисунки. Ответим на  вопросы: «Какие причины возникновения пожара? Почему огонь может  стать врагом?». (Чтение отрывка из стихотворения С. Я. Маршака «Пожар».) Проверка    Причины пожара:  Слайд 12  фронтальная  (Ответы детей на вопросы.) 1 Не играй со спичками и зажигалками. 2 Уходя из дома, не забывай выключать электроприборы. 3 Не суши белье над плитой. 4 Ни в коем случае не зажигай фейерверки, бенгальские огни дома. 5 Не играй с легковоспламеняющимися и горючими жидкостями. 6 Не разводи костер в лесу. 7 Будь осторожен с газом. Рефлексия: ­ Для чего выполняли это задание? (Ответы детей.)  ­ Приступаем к выполнению второго пункта плана. 2. Почему говорят: «Огонь – друг и враг».   ­  Как     вы     думаете,     почему     произошла     эта     история?     Давайте разбираться. Организует беседу, помогает сделать вывод. Организует групповую   работу учащихся. Помогает спланировать  дальнейшую познавательную  деятельность учащихся. Анализируют,  формулируют выводы  наблюдений.   Высказывают  предположения. Вспоминают правила  работы в группе. Работают в группах. Обсуждают работу  каждого в группе.  Командир оценивает,  аргументируя свою  оценку 1) Чтение текста в учебнике «Огонь – друг и враг» ( стр.77:  1, 2 абзац) 2) Сообщения  учащихся. Слайд 13    Огонь – друг и враг».                                                Огонь – друг человека                                          Огонь – давний друг человека.  С его помощью совершается много полезных дел. Он нужен повсюду: и в домах, и в школах, на заводах и фабриках, в городах и сёлах. Значит, огонь – друг человека. Он:   отапливает   дома   в   холодное   время   года;   помогает   приготовить пищу; используется в производстве: при  плавке металлов, изготовлении стекла   и   стройматериалов,   обжиге   керамических   изделий,   в теплоэлектростанциях, при запуске ракет и многое другое. Огонь стал надёжным помощником людей.          Слайд 14                       Огонь – враг  человека                                      Сила у огня большая – пребольшая. Но если с этой силой обращаться неумно и неосторожно, то огонь может стать коварным врагом. Он уносит миллионы человеческих жизней, стирает с лица Земли большие города, маленькие деревни, леса и всё живое.  Сегодня на нашей планете возникает около пяти с половиной миллионов пожаров в год. Каждый час в огне погибает 1 человек, каждый третий погибший – ребёнок.  ­Ребята, соблюдение правил пожарной безопасности поможет государству сберечь сотни тысяч рублей, а также сберечь здоровье и жизнь людей.   ­ Давний друг человека – огонь…   Откуда он произошёл, ваше мнение? (Ответы детей.) ­ Давайте совершим экскурсию в прошлое и узнаем. Какая рубрика нам поможет? Найдите в учебнике.  3) Рубрика «Этот удивительный мир…».  ( Чтение текста на стр.79)                                                        Рефлексия:  ­ Как вы считаете, мы выполнили этот пункт плана? Коротко вывод. (Ответы детей.) ­ Переходим к следующему пункту плана. 3. Составление правил поведения при пожаре. 1) Чтение текста в учебнике «Огонь – друг и враг».             (стр.79; продолжение с 3­го абзаца) ­ Сначала мы дочитаем текст до конца, и узнаем первое правило:  1.Как нужно дышать, если кругом дым? 2) Работа со словарём. ­ Найдите в тексте выделенное слово. ( «удушье»)  ­ Как определить значение этого слова? (по словарю) ­ Определите по толковому словарику, что оно значит (учебник стр.140). Проверка. Объяснение  слова «удушье» по словарю. Слайд 15 3) Формулировка  правил поведения при пожаре. ­ А теперь составим остальные правила поведения при пожаре.  Задание на стр. 78. Что показывает этот значок? Работа в парах ­ Составьте правила поведения. Используйте опорные слова в «Подсказке»  на стр. 79. (Ответы детей в парах.) ­Теперь мы сверим ваши ответы с учебником.    Проверка:  Чтение вывода на стр.81 .Слайд 16 ­ Если в доме возник пожар, а взрослых нет, сразу убегай. ­ Выводи из горящего дома малышей. ­ Никогда не прячься в горящем доме. ­ Не пытайся тушить пожар самостоятельно.  ­ Зови на помощь. ­ Звони по телефону 01. Рефлексия: ­ Для чего выполняли это задание? (Ответы детей.) Динамическая пауза.  ­ Какой следующий пункт плана нашей работы?  4. Как уберечь себя от ожогов. 5. Как пользоваться газовой плитой. ­Хочу объединить эти два пункта плана и выполнить задание по вариантам. 1.Самостоятельная работа по учебнику.  I вариант: с.79­80      (на доску) Слайд 17 II вариант: с.80­81      (на доску)  ­ Прочитайте текст и запишите правила поведения. ­ Научите друг друга :  Как уберечь себя от ожогов. Как пользоваться газовой плитой. Взаимопроверка в парах. ­ А кто может научить меня? (Ответы детей по вариантам.) I вариант.  Слайд 18  Проходя мимо кухонной плиты, не зацепись рукой за ручку сковороды или  кастрюли.  Не снимай крышки с кастрюль, в которой кипит вода.  Не переноси кастрюли с горячей жидкостью.  Прежде чем принять ванну, проверь локтем, не слишком ли она горячая.  Открывая кран с водой, начинай с холодной, а потом постепенно добавляй  горячую. II вариант. Слайд 19  Прежде чем зажечь плиту, закрой на кухне окно.  Сначала зажги спичку, а затем открой газовую горелку.  Не накрывай кастрюлю крышкой.  Пока плита включена, не отвлекайся ни на какие другие дела. Дополнительная информация: «Как действовать при ожогах». ­ Я тоже хочу вас научить: Слайд 20  Если получил небольшой ожог, надо подставить обожженное место под  струю ледяной воды.   Если на месте ожога оказался пузырь, его нельзя прокалывать, чтобы не  занести инфекцию.  При обширных ожогах надо сохранить стерильность, обернуть больное  место чистой тканью и доставить человека к врачу.  Рефлексия: ­ Для чего выполняли это задание? (Ответы детей.) 5.Первичное  закрепление  изученного  материала.  7 минут  Слайды 21 Подведение итогов 1. Так дом ­  крепость или опасность? (Дом – крепость, когда соблюдаешь правила безопасного поведения в  доме.) ­ А теперь вспомните, какую цель мы ставили в начале урока?  ­Как вы считаете, мы достигаем цели? ­Давайте проверим, как вы можете использовать свои знания, полученные на уроке. Организует индивидуальную  работу учащихся с текстом  учебника (стр. 80­83). Организует опрос учащихся. В  течение  этапа работы  групп  выступает наблюдателем,   помощником,координатором действий. Выслушивает ответы  Дети ведут  сочетательный диалог с учителем. Работают с текстом  учебника (стр. 80­83),   анализируют  содержание, делают  соответствующие  пометки в тексте. Обмениваются учащихся, корректирует их  ответы, заносит в таблицу   правильные варианты  ответов. информацией,  дополняют ответы  других. Оценивают свою  работу. Работа над тестом.  1.)Обведи буквы правильных ответов. 1.Если  в  доме  возник  пожар: в)  останься дома и попытайся потушить пожар; с)  не прячься в горящем доме и не пытайся тушить пожар. Срочно  покинь   дом. 2.При  пожаре  звони: не)   04;     же)   03;     ол)   02;      ог)   01. 3.Увидев  дым: ром)  открой окна и проветри помещение; нём)  немедленно покинь помещение. 4.Дыши  через: ре)  сухую тряпку. не)  мокрую тряпку; 5.   Чтобы уберечь себя от ожогов шу)  холодной, а затем добавляй горячую воду; му)  горячей, а затем добавляй холодную воду.       Как пользоваться газовой плитой?   6. ти)  зажги спичку, а потом открой газовую горелку. ба)  открой газовую горелку, а затем зажги спичку. 2.)Запиши буквы ответов в таблицу.  Прочитай.  5  шу   ,   открывай  кран  с  водой :   Сначала: 2  ог 3    нём      1  С  4  не  6  ти!  Самопроверка  тестов по образцу.           Слайд 21                                       (Учитель предлагает для проверки тест с ответами на слайде.) Рефлексия: ­ Для чего выполняли это задание? (Ответы детей.) 6.Итог урока.  Домашняя работа.  1. Давайте подведем итог нашей работы.  Как вы считаете, достигли мы цели урока?  Слайд 22, 23 Закончи фразу: ­ Я знаю… ­ Я умею… ­ Я научился… Учитель подводит итоги  работы на уроке, помогает  учащимся сделать вывод. Высказывают свои  суждения, доказывают  точку зрения. Чтение синквейна. Организует диалог с  учащимися. Помогает  учащимся найти    подходящие суждения и  оценить свою работу так,  чтобы стало понятно, вы  достигли цели поставленной  в начале урока или нет. Оценка  эмоционального  состояния на занятии. Участвуют в диалоге с учителем (организованной дискуссии). Анализируют и  осмысливают,  проговаривают  (фиксируют) свои  достижения. 2. Выставление оценок  по Оценочному листу 7.Рефлексия.  Слайд 24 3. Д\з уч. с. 76­81 читать;  Творческое: ­ нарисовать ­ правила домашней безопасности 1. Какие у вас личные впечатления от работы на уроке? 2. Какие трудности вы испытали? Что для вас было самым интересным? Спасибо за работу, мне было с вами очень интересно. Лист самооценки № п/п  1 1. 2 2. 3 3. 4 4. 5 5. 6 6. 7 7. 8 «Огонь – друг и враг» Оцени себя  Повторение изученного ранее  материала. Знаю причины возникновения пожара. Понял, почему говорят: «Огонь ­ друг и враг». Запомнил правила поведения при пожаре. Активно работал в паре. Активно работал в группе. Работа над тестом.  ИТОГО за урок ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ЗАДАНИЕ Игра “Я ­ НЕ Я”. Читаю стихотворение, а вы отвечайте «или я, или не я».   ­ Дым столбом поднялся вдруг, Кто не выключил утюг? ­ Красный отблеск пробежал, Кто со спичками играл? ­ Стол и шкаф сгорели разом, Kто сушил белье над газом? ­ Побежал пожар во двор, Это кто там жег костер? ­ Столб огня чердак объял, Кто там спички зажигал? ­ Пламя прыгнуло в листву, Кто у дома жег траву? ­ Кто бросал в огонь при этом  Незнакомые предметы? Игра  “Это я, это я, это все мои друзья” Ведущий:  Кто задорный и веселый,  Верность правилам храня,  Бережет родную школу  От огня?  Ребята:  Это ­ я, это ­ я, это все мои друзья! Ведущий:  Кто соседской детворе Объясняет во дворе,  Что игра с огнем недаром Завершается пожаром?  Ребята:  Это ­ я, это ­ я, это все мои друзья! Ведущий:  Кто украдкой в уголке Жег свечу на чердаке?  Загорелся старый стол —  Еле сам живой ушел?  Ведущий:  Кто пожарным помогает,  Правила не нарушает,  Кто пример для всех ребят:  Школьников и дошколят? Ребята:  Это ­ я, это ­ я, это все мои друзья!   ­ Ну, вот теперь я спокойна, вы знаете и всегда будете выполнять правила безопасности  в доме. Благодарю за внимание!

Конспект урока по окружающему миру на тему:«Когда дом становится опасным». «Огонь - друг и враг» (4 класс)

Конспект урока по окружающему миру на тему:«Когда дом становится опасным». «Огонь - друг и враг» (4 класс)

Конспект урока по окружающему миру на тему:«Когда дом становится опасным». «Огонь - друг и враг» (4 класс)

Конспект урока по окружающему миру на тему:«Когда дом становится опасным». «Огонь - друг и враг» (4 класс)

Конспект урока по окружающему миру на тему:«Когда дом становится опасным». «Огонь - друг и враг» (4 класс)

Конспект урока по окружающему миру на тему:«Когда дом становится опасным». «Огонь - друг и враг» (4 класс)

Конспект урока по окружающему миру на тему:«Когда дом становится опасным». «Огонь - друг и враг» (4 класс)

Конспект урока по окружающему миру на тему:«Когда дом становится опасным». «Огонь - друг и враг» (4 класс)

Конспект урока по окружающему миру на тему:«Когда дом становится опасным». «Огонь - друг и враг» (4 класс)

Конспект урока по окружающему миру на тему:«Когда дом становится опасным». «Огонь - друг и враг» (4 класс)

Конспект урока по окружающему миру на тему:«Когда дом становится опасным». «Огонь - друг и враг» (4 класс)

Конспект урока по окружающему миру на тему:«Когда дом становится опасным». «Огонь - друг и враг» (4 класс)

Конспект урока по окружающему миру на тему:«Когда дом становится опасным». «Огонь - друг и враг» (4 класс)

Конспект урока по окружающему миру на тему:«Когда дом становится опасным». «Огонь - друг и враг» (4 класс)

Конспект урока по окружающему миру на тему:«Когда дом становится опасным». «Огонь - друг и враг» (4 класс)

Конспект урока по окружающему миру на тему:«Когда дом становится опасным». «Огонь - друг и враг» (4 класс)

Конспект урока по окружающему миру на тему:«Когда дом становится опасным». «Огонь - друг и враг» (4 класс)

Конспект урока по окружающему миру на тему:«Когда дом становится опасным». «Огонь - друг и враг» (4 класс)

Конспект урока по окружающему миру на тему:«Когда дом становится опасным». «Огонь - друг и враг» (4 класс)

Конспект урока по окружающему миру на тему:«Когда дом становится опасным». «Огонь - друг и враг» (4 класс)

Конспект урока по окружающему миру на тему:«Когда дом становится опасным». «Огонь - друг и враг» (4 класс)

Конспект урока по окружающему миру на тему:«Когда дом становится опасным». «Огонь - друг и враг» (4 класс)

Конспект урока по окружающему миру на тему:«Когда дом становится опасным». «Огонь - друг и враг» (4 класс)

Конспект урока по окружающему миру на тему:«Когда дом становится опасным». «Огонь - друг и враг» (4 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.06.2017