Конспект по окружающему миру на тему "Формирование представлений о природной зоне – тундра".
Оценка 4.9

Конспект по окружающему миру на тему "Формирование представлений о природной зоне – тундра".

Оценка 4.9
Разработки уроков
docx
окружающий мир
4 кл
09.06.2017
Конспект по окружающему миру на тему "Формирование представлений  о природной зоне – тундра".
Конспект по природной зоне - тундра.docx
Тема: Формирование представлений  о природной зоне – тундра. Планируемые результаты: Личностные: ­ определять и высказывать правила поведения; ­ делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить организовать и упорядочить знания; ­ принимать самостоятельные решения и выдвигать идеи; ­ отстаивать свое мнение и права. Метапредметные: Регулятивные УУД:  ­ определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя; ­ учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.  Коммуникативные УУД:  ­ слушать и понимать речь других; ­ совместно договариваться о правилах общения и поведения в группе и следовать им; ­ учиться работать в группе, брать на себя ответственность. Познавательные УУД:  ­перерабатывать полученную информацию; ­преобразовывать информацию из одной формы в другую; ­осуществлять поиск информации из различных источников; ­понимать содержание параграфа, интерпретировать смысл. Предметные: ­получить представление о природной зоне тундра; ­познакомиться с географическим положением тундры; ­познакомиться с климатическими условиями зоны; ­узнать особенности растительного и животного мира тундры; ­ познакомиться с населением тундры и его деятельностью; Технология: проектно­исследовательская деятельность. Оборудование:  ­карта природных зон; ­кейсы с материалами и заданиями; ­кроссворд; ­аналитические карты; ­презентация; 4 ­оценочные листы; ­Окружающий мир: 4 класс: учебник  в 2 ч. Ч. 2/ под ред. Н.Ф. Виноградовой, Г.С. Калиновой. ­ М. :  Вентана­ Граф, 2015.  Этап урока Этап мотивации  (самоопределение  к учебной  деятельности ) Этап актуализации   и фиксирование индивидуального затруднения в пробном   учебном действии   Деятельность учителя ­Здравствуйте!  ­  Сегодня мы вновь отправимся в путешествие по нашей Родине и побываем в новой природной зоне. Мы сегодня снова будем наблюдать, Выводы делать и рассуждать. ­ Подумайте, о какой природной зоне идёт речь. Это   огромное   пространство,   расположенное   на площади   Северного   Ледовитого   океана   с   морями   и островами. Солнце направляет на эту зону свои наклонные лучи.   Зимой   там   бывает   полярная   ночь,   а   летом   – полярный день. Температура воздуха зимой опускается до ­ 60 градусов, а летом поднимается на несколько градусов выше  0. А   сейчас   проверим,   хорошо   ли   вы   знаете   Арктику. Выполним тест. Всё внимание на экран.  Тест «Арктика». 1.Природная   зона   арктических   пустынь   расположена   на островах …                             а) Тихого океана;                             б) Индийского;                                     в) Северного Ледовитого.   2. Солнце направляет на зону Арктических пустынь                             а) наклонные, косые лучи;                             б) прямые, отвесные.    3. Зимой в Арктике бывает:                            а) полярная ночь;                            б) полярный день. 4. В ледяной зоне растут .. 5 Деятельность учащихся Приветствуют учителя Эмоциональный настрой на урок. Внимательно слушают учителя УУД Личностные: доброжелательности эмоционально­нравственной отзывчивости.  Развитие и     ­Арктика, Арктическая пустыня Коммуникативные: Выражение   своих   мыслей, аргументация своего мнения. ­ в ­а ­а ­б ­б ­б Проверяют, оценивают.                           а) кедры, берёзы, черёмуха;                           б) лишайники, мхи, полярные маки. 5. Температура воздуха летом:                           а) не поднимается выше 0º;                             б) поднимается на несколько градусов выше 0º.                                        6. Большое скопление птиц на скалах  называют …                          а) «птичьи рынки»;                          б) «птичьи базары».  ­   Проверим     ваши   ответы,   а   для   этого   обменяйтесь листочками.   Прочитайте   первый   вопрос   и     правильный ответ. Оцените работу соседа.  ­Нет ошибок  ­ 5  ­Одна­ две ошибки ­ 4 ­Три­ ­Больше 3 ошибок ­ 2  ­ С какой природной зоной мы познакомимся сегодня, вы узнаете,   разгадав   кроссворд.   Будьте   внимательны.   Все ответы   к   кроссворду   связаны   с   зоной   арктических пустынь.  ошибки 3     Этап   выявления места   и   причины затруднения 1. Короткое название ледяной зоны. 2. Птица с необычным красным клювом. 3. Название острова, на котором расположен заповедник. 4. Арктика – царство снега и … . 5. Растения, живущие в толще воды. 6. Вид рыбы, обитающей в северных морях. ­ Арктика ­Тупик ­Врангеля ­Льда ­водоросли ­сайка ­ Куда же мы отправляемся в экспедицию? ­ Какие задачи мы поставим перед собой?  Этап   построения   ­ Итак, цель нашей экспедиции – тундра. Слайд 1. ­Кто – нибудь знает, что такое экспедиция? Экспедиция ­ 6 ­В тундру  ­Изучить природную зону –  тундру. ­Поездка, поход и т.п.       пробного действия; Познавательные: Анализ   объектов   с   целью выделения признаков; подведение   под   понятие; целеполагание. Регулятивные: Выполнение учебного фиксирование индивидуального затруднения; саморегуляция   в   ситуации затруднения. Коммуникативные: Выражение   своих   мыслей; аргументация   своего   мнения; учёт разных мнений. Регулятивные: ­планировать  свои  действия в выхода   затруднения. из поездка,   поход   группы   лиц,   с   каким   либо   специальным заданием.  ­В нашей экспедиции примут участие географы, ботаники, зоологи, экологи. Учитель распределяет учащихся на группы.  Каждой   группе   дает   кейс   с   материалами   и   заданиями (Приложение 1), аналитические карты (Приложение 2) и оценочный лист (Приложение 3). Наблюдает за деятельностью учащихся. Исследовательска я работа учащихся.   Учащиеся получают кейсы с  материалами и заданиями.  В  течение урока учащиеся заполняют аналитические карты.  В ходе выступления групп,  оценивают работу товарищей. Учащиеся  в группах изучают  материал, ищут ответы на вопросы  и готовятся  к выступлениям. Физминутка. Этап   реализации построенного проекта ­Выступают географы.  7 Рассказ географов. (карта  природных зон)   Южнее арктической пустыни   вдоль   берегов   северных морей   на   тысячи   километров   с запада   на   восток   протянулась соответствии   с   поставленной задачей   и   условиями   её реализации,   в   том   числе   во внутреннем плане;  Познавательные:  Проявлять познавательную   инициативу   в учебном сотрудничестве Коммуникативные: Выражение   своих   мыслей   с полнотой   и   точностью; формулирование и аргументация   своего   мнения; учёт разных мнений   Регулятивные: Овладение  способностью принимать и  сохранять цели и задачи  учебной деятельности, поиска  средств ее осуществления. Коммуникативные: Готовность слушать  собеседника, вести диалог   Освоение Познавательные: способов   решения   проблем творческого   и   поискового характера  ЗОНА   ТУНДРЫ.   Она   занимает огромные   пространства   –   почти одну   шестую   часть   территории России.  Зима   в   тундре   очень суровая.   Около   восьми   месяцев держатся   55тиградусные   морозы. Зимние дни короткие. В середине зимы   наступает   полярная   ночь. Почти   два   месяца   солнце   не поднимается   из­за   горизонта. Постоянно дуют холодные сильные ветры.   Снежный   покров   не глубокий, но очень плотный. Лето в тундре прохладное и короткое. И хотя   наступает   полярный   день, солнце греет слабо. Даже в самые теплые   дни   температура   воздуха редко   поднимается   выше   10* тепла. Скользящие по земле лучи солнца   не   могут   ее   согреть. Поэтому за лето успевает оттаять самый верхний слой земли (до 50 см),   ниже   которого   сохраняется ВЕЧНАЯ МЕРЗЛОТА Так   называется   твердый,   не   оттаивающий   веками   и   даже промерзший, годами, тысячелетиями слой земли.  Слой  вечной  мерзлоты  под тонким слоем прогретой почвы не 8 пропускает талые воды на глубину. Поэтому   в   тундре   очень   много болот и озер, а почва холодная и влажная. Природные условия здесь очень суровые.  Рассказ ботаников. Прохладное короткое лето,  длинная, морозная зима. Вечная  мерзлота. Эти условия оказывают  влияние на растения, которые  растут в Тундре. Эти растения   низкорослые, с мелкими листьями.  Многие растут группами и  стелются по земле, это защищает  их от вымерзания зимой, сильных  ветров, а корни растений  находятся в верхнем слое почвы. К таким растениям относятся:  карликовая береза, полярная ива,  морошка…….  Заболоченные места заняты мхами, более сухие ­ лишайниками, среди  которых самым распространенным и очень ценным является – ягель –  основной корм для оленей. Рассказ зоологов. Постоянно живут в тундре: белая  куропатка, белая сова, лемминги,  песцы, кречет, дикий северный  олень, волки. Летом прилетают  ­Выступают ботаники. Слайд 2. ­Выступают зоологи. Слайд 3. 9 журавли, гуси, лебеди, кулики,  много комаров, мошек.  Белая куропатка ­ растениеядная  птица, меняет оперение в  зависимости от времени года,  зимой покрывается перьями до  самых когтей, защищаясь от  холода. Белая сова ­ хищная птица, оперение всегда белое, хорошо  защищает от холода, потому что  плотное. Питается леммингами,  куропатками.  Песец ­ хищник, имеет густой  серый мех, его лапы короткие и  широкие, питается леммингами и  куропатками. Зимой у него  появляется еще подшерсток.  Дикий северный олень ­  низкорослое животное, травоядное ­ питается мхом­ягелем. Из всех  животных тундры это самое  крупное, имеет густой мех, зимний подшерсток и, конечно,  подкожный слой жира. Копыта  раздвоенные, чтобы не  проваливаться в снегу и  раскапывать мох из­под снега. – Как приспособились к жизни  представители животного мира?      у птиц густое оперение и  защитная белая окраска 10 ­Выступают экологи. Слайд 4.     у зверей ­ густой мех Рассказ экологов. Коренные жители тундры – ханты,   манси,   эскимосы,   якуты, чукчи.   Основное   их   занятие   – оленеводство.  Тундра   богата   полезными ископаемыми. В настоящее время здесь   добывают   НЕФТЬ,   ГАЗ, КАМЕННЫЙ   УГОЛЬ,   РУДЫ ЦВЕТНЫХ МЕТАЛЛОВ, АПАТИТЫ.   В тундре возникли экологические  проблемы: 1. нарушается поверхность  почвы от гусениц тракторов и вездеходов, гибнут  растения; 2. местность загрязняется  нефтью во время её добычи; 3. оленьи пастбища  вытаптываются, потому что оленей не всегда вовремя  перегоняют на другие  места, на восстановление  пастбища нужно 15 лет!”  Природные богатства тундры  взяты под охрану, созданы  11 заповедники. Один из них  Таймырский заповедник. Под  особую охрану взяты редкие  животные: белый журавль,  тундровый лебедь, краснозобая  казарка, кречет. Все учащиеся  внимательно  слушают своих одноклассников и  заполняют аналитические карты.  (Приложение 2). Учащиеся отвечают на вопросы.  ­Южнее   арктической   пустыни вдоль  берегов  северных  морей  на тысячи   километров   с   запада   на восток   протянулась   зона   тундры. Она огромные пространства – почти одну шестую часть территории России.  занимает     ­Зима длинная и холодная, до ­55  градусов, лето короткое,  температура поднимается не выше  10 градусов. ­Растения  низкорослые, с мелкими листьями. Многие растут группами и стелются по земле, это защищает их от вымерзания зимой, сильных  ветров, а корни растений  Учитель задает вопросы. ­Где находится природная зона – тундры? ­ Какой климат в тундре? Этап   первичного закрепления с проговариванием   ­Как   растения   тундры   приспособились   к   суровому климату?  12       Коммуникативные: Выражение   своих   мыслей и полно точно; формулирование и аргументация   своего   мнения, учёт разных мнений  Личностные:Оценивание  усвояемого содержания Познавательные: Освоение  способов решения проблем  творческого и поискового  характера во внешней речи ­Как животные приспособились к жизни в тундре? ­Назовите основных обитателей тундры. ­Какие экологические проблемы в этой природной зоне? Этап   рефлексии учебной деятельности   на уроке. ­Как можно решить экологические проблемы тундры? ­Итак, подведем итоги. ­Что нового мы узнали о природной зоне Тундры? Наше путешествие подошло к концу.  ­   Мне   было   очень   приятно   работать   в   экспедиции   с умными   и   наблюдательными   исследователями.   Работа нашей экспедиции закончилась.  ­Подведем итоги по оценочным листам. 13 находятся в верхнем слое почвы. У птиц густое оперение и защитная белая окраска,  у зверей ­ густой  мех. ­Постоянно живут в тундре: белая  куропатка, белая сова, лемминги,  песцы, кречет, дикий северный  олень, волки. Летом прилетают  журавли, гуси, лебеди, кулики,  много комаров, мошек.  ­Нарушается поверхность почвы от гусениц тракторов и вездеходов,  гибнут растения; местность  загрязняется нефтью во время её  добычи; оленьи пастбища  вытаптываются, потому что оленей не всегда вовремя перегоняют на  другие места, на восстановление  пастбища нужно 15 лет!”  ­Запретить браконьерство, взять  под охрану оленьи пастбища,  разумно использовать тяжёлую  технику, бережно относиться к  природным богатствам). Ответы детей. Учащиеся считают баллы,  определяют группу­победителя. Записывают домашнее задание. Познавательные: Рефлексия способов и условий действия;   контроль   и   оценка процесса   и   результатов деятельности  Личностные: Самооценка; адекватное Запишите   домашнее   задание:  выучить   материал   по аналитической   карте;   задание   по   выбору:   подготовить сообщение   о   животных   тундры,   которые   занесены   в Красную книгу. понимания причин успеха или  неуспеха в УД; следование в  поведении моральным нормам  и этическим требованиям  14

Конспект по окружающему миру на тему "Формирование представлений о природной зоне – тундра".

Конспект по окружающему миру на тему "Формирование представлений  о природной зоне – тундра".

Конспект по окружающему миру на тему "Формирование представлений о природной зоне – тундра".

Конспект по окружающему миру на тему "Формирование представлений  о природной зоне – тундра".

Конспект по окружающему миру на тему "Формирование представлений о природной зоне – тундра".

Конспект по окружающему миру на тему "Формирование представлений  о природной зоне – тундра".

Конспект по окружающему миру на тему "Формирование представлений о природной зоне – тундра".

Конспект по окружающему миру на тему "Формирование представлений  о природной зоне – тундра".

Конспект по окружающему миру на тему "Формирование представлений о природной зоне – тундра".

Конспект по окружающему миру на тему "Формирование представлений  о природной зоне – тундра".

Конспект по окружающему миру на тему "Формирование представлений о природной зоне – тундра".

Конспект по окружающему миру на тему "Формирование представлений  о природной зоне – тундра".

Конспект по окружающему миру на тему "Формирование представлений о природной зоне – тундра".

Конспект по окружающему миру на тему "Формирование представлений  о природной зоне – тундра".

Конспект по окружающему миру на тему "Формирование представлений о природной зоне – тундра".

Конспект по окружающему миру на тему "Формирование представлений  о природной зоне – тундра".

Конспект по окружающему миру на тему "Формирование представлений о природной зоне – тундра".

Конспект по окружающему миру на тему "Формирование представлений  о природной зоне – тундра".

Конспект по окружающему миру на тему "Формирование представлений о природной зоне – тундра".

Конспект по окружающему миру на тему "Формирование представлений  о природной зоне – тундра".

Конспект по окружающему миру на тему "Формирование представлений о природной зоне – тундра".

Конспект по окружающему миру на тему "Формирование представлений  о природной зоне – тундра".
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
09.06.2017