Разработка урока по окружающему миру на тему "Жизнь древних славян"

  • Разработки уроков
  • docx
  • 10.06.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Данный урок предназначен для учащихся 4 классов. Он помогает сформировать у учащихся представление о жизни древних славян, сформировать эмоционально-ценностное отношение к прошлому наших предков. Этот урок раскрывает значение понятий «восточные славяне», «западные славяне», «южные славяне», «бортничество», помогает определить главное занятие восточных славян и обосновывать свое суждение; Урок оснащён презентацией.
Иконка файла материала Окр. мир..docx
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Школа № 17 г. Феодосии Республики Крым» Урок по окружающему миру  «Жизнь древних славян» Те ма:Учитель 4­ В класса:  Глущенко Л. В. 14. 02. 2017 г.  Тема: Жизнь древних славян Тип урока: Урок открытия новых знаний. Учебник: Плешаков «Окружающий мир 4 класс». Тема урока: Жизнь древних славян. Цели урока: Сформировать представление о жизни древних славян. Сформировать эмоционально­ценностное отношение к прошлому наших предков. Научить использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности. Планируемые результаты: Личностные умения Проявлять: ­ интерес к изучению темы; ­ позитивное отношение к истории происхождения, образу жизни и культуре восточных славян как предкам своего народа; ­ осознание успешности при изучении темы. Метапредметные умения Познавательные умения: ­  раскрывать   значение   понятия   «восточные   славяне»,   «западные   славяне»,   «южные славяне», «бортничество». ­ определять главное занятие восточных славян и обосновывать свое суждение;  ­   определять   предметы,   явления,   которым   поклонялись   восточные   славяне,   и обосновывать свое мнение;  ­ определять условия проведения славянского праздника и обосновывать свое мнение; Регулятивные умения:  ­ выполнять учебное задание в соответствии с целью; ­ выполнять самооценку учебного задания; Коммуникативные умения: ­ формулировать высказывание, используя термины, в рамках учебного диалога; ­ согласовывать мнения в группе и приходить к общему решению; Оборудование:    тесты. презентация "Жизнь древних славян", учебники. карточки для работы по группам, отрывки летописи  «Повесть временных лет»,Современные   образовательные   технологии:  нформационно­коммуникативные (компьютерные) технологии, технология сотрудничества, проблемное обучение, игровые, здоровьесберегающие. Ход урока Работа на карточках I. Организационный момент. II. Закрепление пройденного материала. 1 Тест 1. На берегах какой реки возникло Египетское государство? А) Нева              Б) Дон                     В) Нил 2. Это изобретение Нового времени:    а) телефонная связь;            б) телевизор;       в) компьютер. 3. В Средневековье воина на коне, закованного в латы, в шлем с мечом и щитом называли: А) рыцарь                    Б) ковбой                        В) оруженосец 4. Это техническое изобретение ХХ века А) паровоз                       Б) автомобиль                         В) компьютер 5. Лекарство, появившееся в ХХ веке А) аспаркам                       Б) аспирин                        В) аскорутин 6. Вторая мировая война началась:    а) 9 мая 1945 г.;        б) 1 сентября 1945 г.;         в) 1 сентября 1939 г. 2. Работа с классом. – Какой раздел окружающего мира мы с вами изучили? (страницы всемирной истории) – Что изучает данный раздел? (жизнь наших предков) – На какие 5 эпох делят историю ученые? (первобытная история, история Древнего мира, история Средних веков, история Нового времени, история Новейшего времени.) – Какая из них самая длинная? (первобытная история) – Какая самая короткая? (новейшая история) –   Новейшая   история   –  это   какое   время?   (почему   её  называют   “жестоким   временем”, “мудрым временем”?) III. Самоопределение к деятельности. Целеполагание. (Слайд 1). –   Мы   продолжаем   путешествие   по   дороге   истории.   И   путь   наш   лежит   по   страницам истории нашего Отечества.–   Эпиграфом   нашего   сегодняшнего   урока   будет   стихотворение   Натальи   Петровны Кончаловской “Наша древняя столица” (Слайд 1) Слава нашей стороне! Слава нашей старине! И про эту старину Я рассказывать начну, Чтобы дети знать могли О делах родной земли. Умный, сильный наш народ Далеко глядит вперёд,  А преданья старины Забывать мы не должны. Преданья – жанр фольклорной несказочной прозы (как былина, как устное народное творчество) ­ О чём будет идти речь сегодня на уроке? ­ Какие цели и задачи перед собой поставим? IV. Изучение нового материала. 1. Работа с картой. Работа в парах – Найдите на карте нашей страны восточно­европейскую равнину. Что означает слово “равнина”? (участки  поверхности  суши) Что  о поверхности равнины  говорят  цвета на карте? (встречаются возвышенности). Мы с вами знаем, что в Восточно – Европейская равнине берут начало такие крупные реки, как Днепр, Волга, Дон. –   Именно   эти   территории   начали   заселять   в   6   веке   восточные   славяне,   от   которых произошли русские, украинцы, белорусы. Заселение шло по берегам реки Днепр и его притокам. 2 Работа в парах. – Прочитайте отрывок из “Повести временных лет”, в котором говорится о расселении славянских племен. – Подчеркните названия племен в тексте. Рассмотрите карту расселения славян. Учебник с. 35 – Найдите и прочитайте на карте названия славянских племен, которые вы встречали в летописи––   Обратите   внимание   на   то,   как   появились   названия   некоторых   славянских племен: (Слайд 3) Ильменские славяне – жители у озера Ильмень Вятичи – основатель рода Вятко поляне – жители полей древляне – жили среди “дерев” дреговичи – догадайтесь, если слово “дрягва” означает болото, значит, они жили у … (болот) Работа с дополнительной литературой.3. Объяснение нового материала Кто такие славяне? – Так кто же они такие, славяне? – Слово “славяне” означает – “люди, живущие у воды”. Слайд 3 – Так какие же были наши предки? (Найдите и прочтите) Поселения славян. – Славяне заселяли обширные земли по живописным берегам рек. Места были водные, охотничьи, медовые. Огромные луга гарантировали обильный корм скоту. Но не только это привлекло первых поселенцев. Время тогда было беспокойное: очень много воевали. Поэтому славяне селились в труднодоступных местах, окруженных крутыми склонами, глубокими   оврагами,   водой,   густым   лесом   и   непроходимыми   болотами.   На   крутых пригорках создавались укрепленные поселения. Жили славяне родами и племенами. – Что такое род? (Слайд 4) – Что такое племя? – Выжить в суровых природных условиях, защититься от врагов легче сообща. Поэтому семьи объединялись в рода, а те в свою очередь в племена. V. Физкультминутка (Задание по группам). Давайте закроем глаза и мысленно перенесёмся в прошлое. Мы – славяне. (Капитан группы решает, каким племенем они будут). Задание: изобразить занятия, которыми занимались народы славян. Рыбалку, шитьё и охоту. Занятия славян.  Слайд 5 – Как вы думаете, живя у воды, чем могли заниматься славяне? – Ловили рыбу. – Чем еще могли заниматься предки русских, белорусов, украинцев. Чтение текста, выяснение занятий славян (стр.36­37) – Объясните значения слов "собирательство", "бортничество", используйте иллюстрации (бортничество — сбор меда и воска диких пчел.) – Еще раз назовите занятия славян, с которыми вы познакомились. Жилища славян. Жилища восточных славян были построены из дерева. Но славяне использовали не все виды деревьев для строительства. Ведь некоторые считались опасными и приносящими беды и несчастья. В основном, это были хвойные деревья (ель, сосна). Они и защищали дом от излишней влажности, и были полезными. Ни в коем случае наши предки не пускали в ход осину. Она считалась нечистым деревом. Боги. Славяне считали, что всеми явлениями природы повелевают различные боги. Одним из главных богов был Перун. Перун – славянский Бог грома и молнии.   Рука   его   управляла   громом   и   молнией.  Славяне видели своего Бога мчавшимся среди туч в повозке.  Отчаянно гремят колёса по неровностям туч – вот откуда появляется гром.– Это были высшие боги, от которых зависела жизнь людей и все их занятия.  Мы узнали не обо всех богах, ведь ещё были: Праздники древних славян. – Чтобы боги были добрее к людям, славяне устраивали в их честь праздники.  Главному богу – Солнцу – посвящали Масленицу. Это праздник проводов зимы и встречи весны. Самый большой праздник – Иванов день, или Иван Купала, проходил в ночь с 23 на 24 июня. Парни и девушки собирались у реки, надевали на головы венки, водили хороводы, пели песни в честь Солнца. Ночью прыгали через костры – славяне верили, что огонь очищает. Затем все бросали в воду свои венки, с песнями входили в реку и купались. Ещё один праздник, который пришёл к нам от славянских народов  ­ Праздник осени, сбор урожая. Работа в группах. Творческое задание: по данному началу составить стишок. 1 группа.                                                               Я тебе, мой друг, желаю Гору блинчиков с икрой. … 2 группа В этот день Иван Купала Прыгай ты через костер. …….. 3 группа Ходит осень в нашем парке, Дарит осень всем подарки: ….. VI. Закрепление изученного материала. Работа по учебнику: стр. 36­39. – Вот так жили и трудились древние славяне.  VII. Итог урока.  – Что нового вы узнали на уроке, что вспомнили, чему удивились? – Что нового вы узнали на уроке, что вспомнили, чему удивились? VIII. Рефлексия                    повторил Я                              узнал                    удивился IX. Домашнее задание: Стр. 34­39, пересказ.

Посмотрите также