Данный урок предназначен для учащихся 4 классов. Он помогает сформировать у учащихся представление о жизни древних славян, сформировать эмоционально-ценностное отношение к прошлому наших предков. Этот урок раскрывает значение понятий «восточные славяне», «западные славяне», «южные славяне», «бортничество», помогает определить главное занятие восточных славян и обосновывать свое суждение; Урок оснащён презентацией.
Муниципальное бюджетное
общеобразовательное учреждение
«Школа № 17 г. Феодосии Республики
Крым»
Урок по окружающему миру
«Жизнь древних
славян»
Те
ма:Учитель 4 В класса:
Глущенко Л. В.
14. 02. 2017 г.
Тема: Жизнь древних славян
Тип урока: Урок открытия новых знаний.
Учебник: Плешаков «Окружающий мир 4 класс».
Тема урока: Жизнь древних славян.
Цели урока: Сформировать представление о жизни древних славян.
Сформировать эмоциональноценностное отношение к прошлому наших предков.
Научить использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности.
Планируемые результаты:
Личностные умения
Проявлять:
интерес к изучению темы;
позитивное отношение к истории происхождения, образу жизни и культуре восточных
славян как предкам своего народа;
осознание успешности при изучении темы.
Метапредметные умения
Познавательные умения:
раскрывать значение понятия «восточные славяне», «западные славяне», «южные
славяне», «бортничество».
определять главное занятие восточных славян и обосновывать свое суждение;
определять предметы, явления, которым поклонялись восточные славяне, и
обосновывать свое мнение;
определять условия проведения славянского праздника и обосновывать свое мнение;
Регулятивные умения:
выполнять учебное задание в соответствии с целью;
выполнять самооценку учебного задания;
Коммуникативные умения:
формулировать высказывание, используя термины, в рамках учебного диалога;
согласовывать мнения в группе и приходить к общему решению;
Оборудование:
тесты.
презентация "Жизнь древних славян",
учебники.
карточки для работы по группам, отрывки летописи «Повесть временных лет»,Современные образовательные технологии:
нформационнокоммуникативные
(компьютерные) технологии, технология сотрудничества, проблемное обучение, игровые,
здоровьесберегающие.
Ход урока
Работа на карточках
I. Организационный момент.
II. Закрепление пройденного материала.
1
Тест
1. На берегах какой реки возникло Египетское государство?
А) Нева Б) Дон В) Нил
2. Это изобретение Нового времени:
а) телефонная связь; б) телевизор; в) компьютер.
3. В Средневековье воина на коне, закованного в латы, в шлем с мечом и щитом
называли:
А) рыцарь Б) ковбой В) оруженосец
4. Это техническое изобретение ХХ века
А) паровоз Б) автомобиль В) компьютер
5. Лекарство, появившееся в ХХ веке
А) аспаркам Б) аспирин В) аскорутин
6. Вторая мировая война началась:
а) 9 мая 1945 г.; б) 1 сентября 1945 г.; в) 1 сентября 1939 г.
2. Работа с классом.
– Какой раздел окружающего мира мы с вами изучили? (страницы всемирной истории)
– Что изучает данный раздел? (жизнь наших предков)
– На какие 5 эпох делят историю ученые? (первобытная история, история Древнего
мира, история Средних веков, история Нового времени, история Новейшего времени.)
– Какая из них самая длинная? (первобытная история)
– Какая самая короткая? (новейшая история)
– Новейшая история – это какое время? (почему её называют “жестоким временем”,
“мудрым временем”?)
III. Самоопределение к деятельности. Целеполагание. (Слайд 1).
– Мы продолжаем путешествие по дороге истории. И путь наш лежит по страницам
истории нашего Отечества.– Эпиграфом нашего сегодняшнего урока будет стихотворение Натальи Петровны
Кончаловской “Наша древняя столица” (Слайд 1)
Слава нашей стороне!
Слава нашей старине!
И про эту старину
Я рассказывать начну,
Чтобы дети знать могли
О делах родной земли.
Умный, сильный наш народ
Далеко глядит вперёд,
А преданья старины
Забывать мы не должны.
Преданья – жанр фольклорной несказочной прозы (как былина, как устное народное
творчество)
О чём будет идти речь сегодня на уроке?
Какие цели и задачи перед собой поставим?
IV. Изучение нового материала.
1. Работа с картой.
Работа в парах
– Найдите на карте нашей страны восточноевропейскую равнину. Что означает слово
“равнина”? (участки поверхности суши) Что о поверхности равнины говорят цвета на
карте? (встречаются возвышенности). Мы с вами знаем, что в Восточно – Европейская
равнине берут начало такие крупные реки, как Днепр, Волга, Дон.
– Именно эти территории начали заселять в 6 веке восточные славяне, от которых
произошли русские, украинцы, белорусы. Заселение шло по берегам реки Днепр и его
притокам.
2
Работа в парах.
– Прочитайте отрывок из “Повести временных лет”, в котором говорится о расселении
славянских племен.
– Подчеркните названия племен в тексте. Рассмотрите карту расселения славян.
Учебник с. 35
– Найдите и прочитайте на карте названия славянских племен, которые вы встречали в
летописи–– Обратите внимание на то, как появились названия некоторых славянских
племен: (Слайд 3)
Ильменские славяне – жители у озера Ильмень
Вятичи – основатель рода Вятко
поляне – жители полей
древляне – жили среди “дерев”
дреговичи – догадайтесь, если слово “дрягва” означает болото, значит, они жили у …
(болот)
Работа с дополнительной литературой.3. Объяснение нового материала
Кто такие славяне?
– Так кто же они такие, славяне?
– Слово “славяне” означает – “люди, живущие у воды”. Слайд 3
– Так какие же были наши предки? (Найдите и прочтите)
Поселения славян.
– Славяне заселяли обширные земли по живописным берегам рек. Места были водные,
охотничьи, медовые. Огромные луга гарантировали обильный корм скоту. Но не только
это привлекло первых поселенцев. Время тогда было беспокойное: очень много воевали.
Поэтому славяне селились в труднодоступных местах, окруженных крутыми склонами,
глубокими оврагами, водой, густым лесом и непроходимыми болотами. На крутых
пригорках создавались укрепленные поселения. Жили славяне родами и племенами.
– Что такое род? (Слайд 4)
– Что такое племя?
– Выжить в суровых природных условиях, защититься от врагов легче сообща. Поэтому
семьи объединялись в рода, а те в свою очередь в племена.
V. Физкультминутка (Задание по группам).
Давайте закроем глаза и мысленно перенесёмся в прошлое. Мы – славяне. (Капитан
группы решает, каким племенем они будут).
Задание: изобразить занятия, которыми занимались народы славян. Рыбалку, шитьё
и охоту.
Занятия славян. Слайд 5
– Как вы думаете, живя у воды, чем могли заниматься славяне?
– Ловили рыбу.
– Чем еще могли заниматься предки русских, белорусов, украинцев.
Чтение текста, выяснение занятий славян (стр.3637)
– Объясните значения слов "собирательство", "бортничество", используйте иллюстрации
(бортничество — сбор меда и воска диких пчел.)
– Еще раз назовите занятия славян, с которыми вы познакомились.
Жилища славян.
Жилища восточных славян были построены из дерева. Но славяне использовали не все
виды деревьев для строительства. Ведь некоторые считались опасными и приносящими
беды и несчастья. В основном, это были хвойные деревья (ель, сосна). Они и защищали
дом от излишней влажности, и были полезными. Ни в коем случае наши предки не пускали
в ход осину. Она считалась нечистым деревом.
Боги. Славяне считали, что всеми явлениями природы повелевают различные боги. Одним
из главных богов был Перун.
Перун – славянский Бог грома и молнии. Рука его управляла громом и молнией.
Славяне видели своего Бога мчавшимся среди туч в повозке. Отчаянно гремят колёса по
неровностям туч – вот откуда появляется гром.– Это были высшие боги, от которых зависела жизнь людей и все их занятия. Мы узнали
не обо всех богах, ведь ещё были:
Праздники древних славян.
– Чтобы боги были добрее к людям, славяне устраивали в их честь праздники.
Главному богу – Солнцу – посвящали Масленицу. Это праздник проводов зимы и встречи
весны.
Самый большой праздник – Иванов день, или Иван Купала, проходил в ночь с 23 на 24
июня. Парни и девушки собирались у реки, надевали на головы венки, водили хороводы,
пели песни в честь Солнца. Ночью прыгали через костры – славяне верили, что огонь
очищает. Затем все бросали в воду свои венки, с песнями входили в реку и купались.
Ещё один праздник, который пришёл к нам от славянских народов Праздник осени,
сбор урожая.
Работа в группах. Творческое задание: по данному началу составить стишок.
1 группа.
Я тебе, мой друг, желаю
Гору блинчиков с икрой. …
2 группа
В этот день Иван Купала
Прыгай ты через костер. ……..
3 группа
Ходит осень в нашем парке,
Дарит осень всем подарки: …..
VI. Закрепление изученного материала.
Работа по учебнику: стр. 3639.
– Вот так жили и трудились древние славяне.
VII. Итог урока.
– Что нового вы узнали на уроке, что вспомнили, чему удивились?
– Что нового вы узнали на уроке, что вспомнили, чему удивились?
VIII. Рефлексия
повторил
Я узнал
удивился
IX. Домашнее задание: Стр. 3439, пересказ.