Палкина С.Г.
учитель начальных классов
МБОУ СОШ № 64
г.Нижний Тагил
Тема: Страницы истории XIX века
Цели: - дать представление о жизни людей в XIX веке;
- познакомить с понятиями «декабристы», «крепостное право», реформами Александра II;
- формировать представление о развитии экономики России в XIX веке.
Формируемые УУД:
познавательные: осознавать поставленную задачу, делать обобщения, выводы, извлекать информацию из текста, иллюстраций, карт
коммуникативные: уметь работать в группе, соблюдать правила речевого поведения, задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других, строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;
регулятивные: определять цели и задачи усвоения новых знаний;
личностные: строить свои взаимоотношения с учетом эмоционального состояния окружающих, мотивировать свои действия.
Оборудование: учебник А.А.Плешаков, Е.А.Крючкова «Окружающий мир» 4 класс, презентация, карточки с дополнительным материалом, фрагмент видеофильма «Звезда пленительного счастья»
Ход урока
1. Организационный момент
2. Проверка домашнего задания (Тест)
3. Актуализация новых знаний
Сегодня мы будем работать в группах. Напомните правила общения в группе. (Правила)
Перелистывая страницы истории России, мы много уже узнали: начиная с жизни во времена Древней Руси и до Отечественной войны 1812 года. Сегодня мы познакомимся со следующими страницами нашей истории.
(Слайд 2 – портреты Александра I и Николая 1)
После войны 1812 года многие надеялись на перемены в России. Но мало, что изменилось. Вы помните, что в это время правил Россией
император Александр 1. Осенью 1825 года он предпринял поездку в Крым, где тяжело заболел и умер. Внезапная смерть императора поразила всех. В свои 48 лет он и разу ничем серьезным не болел.
Народ был встревожен, ходило много слухов и домыслов по поводу его смерти. На престол должен был войти Николай 1. Но многие люди хотели видеть Россию свободную от царского произвола и крепостничества.
Что вы знаете об этой страницы нашей истории?
Цель нашего урока… (Слайд 3)
4. Работа по теме урока.
А) Декабристы (Слайд 4)
Посмотрите, перед нами довольно богатые люди, военные. Почему их назвали декабристами и что они сделали для России, постараемся ответить на эти вопросы.
Работа в группах.
1 группа
В 1814 г. в Москве была создана тайная организация «Орден русских рыцарей».
В марте 1816 года гвардейские образовали политическое тайное общество «Союз спасения» (с 1817 «Общество истинных и верных сынов отечества»). В общество входили Александр Муравьёв и Никита Муравьёв, капитан Иван Якушкин, Матвей Муравьёв-Апостол и Сергей Муравьёв-Апостол, князь Сергей Трубецкой.
В январе 1818 был образован «Союз благоденствия».
Требования декабристов: отменить крепостное право на территории Империи, ввести всеобщую военную повинность и предоставить всем жителям России гарантию политических прав и свобод.
Цель: поднять вооруженное восстание в войсках, свергнуть самодержавие, отменить крепостное право и всенародно принять новый государственный закон — революционную конституцию.
Вопросы для ответа:
1. Назовите тайные организации.
2. Главная цель этих обществ.
2 группа
14 декабря 1825 началось восстание декабристов.
План: Декабристы решили помешать войскам и сенату принести присягу новому царю Николаю I. Затем хотели войти в сенат и потребовать опубликовать всенародный манифест, в котором будет объявлено об отмене крепостного права и 25-летнего срока солдатской службы, о даровании свободы слова и собрания.
На Сенатскую площадь первым пришел полк Московской лейб-гвардии, который возглавили Бестужев и Щепин – Ростовский. Время шло, а остальных частей не было. Складывалось критическое положение.
Генерал–губернатор Петербурга Милорадович, герой Отечественной войны 1812 года, вышел к войскам и предложил им разойтись. В ответ на это, один из офицеров - Каховский смертельно ранил Милорадовича. Этот выстрел сделал ход событий необратимым.
В пятом часу дня Николай I (который еще утром принял присягу) отдал приказ открыть артиллерийский огонь. Было сделано семь выстрелов картечью — один поверх голов и шесть в упор. Солдаты обратились в бегство. Восстание было разгромлено.
Вопросы для ответа:
1. Когда произошло восстание декабристов?
2. Почему именно так назвали восстание?
3. План декабристов.
4. Чем закончилось восстание?
Что такое манифест? (слайд)
1. Торжественное письменное обращение верховной власти к народу (устар.).
2. Письменное обращение, воззвание, изложение каких-н. положений программного характера.
Литературный м. М. к народам мира. (Толковый словарь С.И.Ожегова)
3 группа
В результате мятежа погибли 1 271 человек, в их числе 9 женщин и 19 малолетних детей.
В результате проведённого по делу декабристов следствия пятеро из них — П. И. Пестель, К. Ф. Рылеев, С. И. Муравьёв-Апостол, М. П. Бестужев-Рюмин и П. Г. Каховский — были приговорены к смертной казни через повешение. Ранним утром 13 (25) июля 1826 г. на валу Петропавловской крепости приговор был приведён в исполнение. К следствию и суду по делу декабристов было привлечено 579 человек, 121 участник восстания сослан на каторгу и поселение в Сибирь, все они были лишены званий и почестей. В 1856 г. оставшиеся в живых декабристы были помилованы.
Вопросы для ответа:
1. Каковы итоги восстания декабристов?
4 группа
Движение декабристов сыграло огромную роль в социальной жизни страны, даже не смотря на свое поражение. Первые дворяне революционеры не смогли противостоять жандармской машине Николая I, но засеяли в сознании людей идеи революции, борьбы за свои гражданские права и свободы. Выросло новое поколение революционеров.
Движение декабристов одухотворило множество деятелей искусства и литературы. Многие писатели в своих произведениях, как бы между строк доносили до людей просветительские идеи декабристов. И хотя только через несколько десятилетий, но все - таки их последователи смогли добиться отмены крепостного права, которое помогло ускорить экономическое развитие страны.
Вопросы для ответа:
1. Какое значение имело восстание декабристов для России?
Б) Проверка выполненной работы. Выступление групп
1 группа – слайды 5,6
2 группа – слайды 7, 8
3 группа – слайд 9
4 группа – слайд 10
- Этой странице истории нашего государства посвятил свои стихи А.С.Пушкин, который всей душой разделял идеи декабристов.
Во глубине сибирских руд
Храните гордое терпенье,
Не пропадет ваш скорбный труд
И дум высокое стремленье.
Это стихотворение писалось не для широкого круга читателя: он адресовал эти строки непосредственно своим ссыльным друзьям-декабристам, для чего и передал их Александре Григорьевне Муравьевой, которая в начале января 1827 года отъезжала из Москвы к мужу на каторгу.
Видео «Звезда пленительного счастья» (фрагмент)
Б) Работа по теме урока
Прошло много лет. С 1855 году Россией правил Александр II, которого прозвали «освободитель»?
Слайд 11
Как вы думаете, почему его так назвали?
Александр II один из выдающихся представителей династии Романовых. По масштабу принятых им преобразований его можно сравнить с Петром Великим. Какой вклад в историю Российского государства он внес, попробуем ответить на этот вопрос, прочитав тексты в учебнике на странице 123, 124 и заполнив таблицу.
Работа в группах.
Преобразования при Александре II |
1. Отмена крепостного права (1861год) |
2. Путиловский и Балтийский заводы |
3. Трехгорная и Даниловская текстильные мануфактуры |
4. Новые здания банков, магазинов, музеев, театров |
5. Электрическое освещение |
6. Конная железная дорога (конка) |
7. Трамваи, лифты, телефоны |
8. Железная дорога между Петербургом и Москвой |
9. Строительство Транссибирской магистрали |
10. Политехнический музей |
Проверка (слайды 12, 13, 14)
Какое значение имело строительство Транссибирской магистрали?
Слайд 15
1. Связь центра страны с Сибирью и Дальним Востоком.
2. Освоение новых земель позволило начать переселение крестьян из центра России.
3. Железные дороги стали важнейшим видом транспорта. Быстрые перевозки ускорили развитие многих отраслей хозяйства.
4. Благодаря Транссибирской магистрали резко повысилась обороноспособность дальневосточных рубежей.
Итак, почему Александра II прозвали «освободителем»?
5. Рефлексия
Что нового узнали о страницах истории России XIX века?
О чем заставил урок задуматься?
Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей.
Можно ли этой пословицей закончить наш урок? Докажите.
6. Домашнее задание – РТ по теме
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.