Конспект урока по ОРКСЭ. 4 класс Тема "Человек рождён для добра"
Оценка 5

Конспект урока по ОРКСЭ. 4 класс Тема "Человек рождён для добра"

Оценка 5
Разработки уроков
docx
религиоведение
4 кл
03.09.2019
Конспект урока по ОРКСЭ. 4 класс Тема "Человек рождён для добра"
Цели: дать понятие о «добре и зле», активизировать познавательную деятельность учащихся через включение самих учащихся в обсуждении вопросов, связанных с введением данного понятия и их представлениями о «золотом правиле нравственности». Планируемые познавательные результаты. Познавательные УУД 1. Извлекать информацию из текста. 2. Работать с информацией, представленной в разных формах (текст, таблица, схема). 3. Строить речевое высказывание в устной форме. 4. Объяснять понятия: добро, зло, граница. Регулятивные УУД 1. Принимать и сохранять учебную задачу. 2. Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей. Коммуникативные УУД 1. Слушать и понимать других. 2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. 3. Оформлять свои мысли в устной форме. 4. Договариваться о правилах общения и поведения. 5. Формулировать своё мнение, свою позицию. Личностные УУД 1. Сопоставлять положительные и отрицательные поступки людей. 2. Делать выводы, анализировать свои и чужие поступки с точки зрения общечеловеческих норм.
ОРКСЭ Человек рождён для добра.docx
Долгополова Раиса Григорьевна учитель начальных классов   высшей квалификационной категории МАОУ«Средняя  общеобразовательная школа №1  с углублённым изучением отдельных предметов»  г. Каменск – Уральский Свердловской области Предмет: «Основы религиозных культур и светской этики» Тема: Человек рождён для добра. Цели: дать понятие о «добре и зле»,  активизировать познавательную деятельность учащихся  через включение самих учащихся в обсуждении вопросов, связанных с введением данного понятия и их представлениями о «золотом правиле нравственности». Планируемые познавательные результаты. Познавательные УУД 1. Извлекать информацию из текста.  2. Работать с информацией, представленной в разных формах (текст, таблица, схема). 3. Строить речевое высказывание в устной форме. 4. Объяснять понятия: добро, зло, граница. Регулятивные УУД 1. Принимать и сохранять учебную задачу. 2. Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей. Коммуникативные УУД 1. Слушать и понимать других. 2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. 3. Оформлять свои мысли в устной форме. 4. Договариваться о правилах общения и поведения. 5. Формулировать своё мнение, свою позицию. Личностные УУД 1. Сопоставлять положительные и отрицательные поступки людей. 2. Делать выводы, анализировать свои и чужие поступки с точки зрения общечеловеческих норм. Ход урока 1. Организационный этап. Эмоциональный настрой детей на занятие. ­Круг  радости. Приглашаю всех в круг.   Игра «Доброе слово»  (Дети становятся в круг и по очереди  говорят  друг другу  приятные   слова) ­Добрый  день! ­Здравствуй, друг!       2. Тема урока. Целеполагание. ­ Чтобы узнать, о чём будем говорить сегодня на уроке , надо восстановить пословицы, из  которых потерялись слова. (Слайд1)  Жизнь дана на …. дела.   Мир не без …людей.   ….желаешь – …и делай.   Истинное …всегда просто.   …слово человеку – что дождь в засуху.   ­ Какова же  тема нашего урока? ­ Правильно вы догадались. А что объединяет все эти слова? ­ На какие вопросы мы должны найти ответы?  ( Что такое  добро и зло? Почему побеждает добро? Человек  рождён  для добра?) (­Мы будем говорить о добре и какую роль оно играет в жизни каждого человека.) ( На доске составляются вопросы) ­ Как существует добро, так есть и зло, которое всегда желает помешать добру, уничтожить  его.   ­ Добро и зло! Это особые слова. Что такое добро? И что такое зло? Над этими вопросами люди  размышляют на протяжении всей истории. Добро со злом неразделимы. Борьба идет под плач и смех, Но жаждет каждый видеть зримо, Когда добро одержит верх. Заслужит только тот награды, Кто испытание пройдет. Кувшинчик с кладом он откроет, И в мир добра он с ним войдет. ­ Уже в древние времена считалось, что отступление от нравственности, неумение различать  добро и зло ведут к разрушению человеческой личности.     Мне бы хотелось, чтобы  на сегодняшнем уроке каждый для себя выработал уникальный   критерий для добра и зла. 3. Актуализация знаний. ­ Подберите слова  созвучные с милосердием (доброта). ­ Подберите антоним к слову добро. Слайд №1. ­ Где живёт добро? ­ Как вы понимаете смысл изречения на доске?  ­ Доводилось ли  вам творить добрые дела? ­ Какое чувство испытывало ваше сердце? ­ Чему же мы будем учиться на уроке (учиться  добру). ­Можно ли сразу дать ответ, что такое добро? План нашей работы.  Будем искать.  Обсуждать.    Делать выводы. ­ Библия(Новый Завет) гласит: «Добрый человек из доброго сокровища сердца своего выносит добро». ­ Продолжите мысль: «Злой человек из…» ­ Где мы можем узнать определение слов «добро, милосердие, зло»?            4. Работа по теме урока. 1. Работа со словарями Даля и Ожегова. Работа в группах  (слайд № 2) Первая группа ищет слово «добро». Вторая группа – «милосердие».     3 группа – «зло» ­ Может человек жить без доброты? ­ Только ли слова должны быть добрыми? ­ Какие добрые поступки вы совершили?(в школе, в транспорте, дома,) ­ Из каких слов состоит слово «милосердие»? Работа с Толковым словарём. (Чтение добытой информации.) С.И.Ожегов: «Добро – всё положительное,  хорошее,  то, что полезно людям и обществу,  способствует его сохранению; то, что предотвращает вражду». С.И.Ожегов:  «Зло ­  нечто дурное, вредное, беда, несчастье, неприятность, досада, злость.  Оно уродует личность и отношения между людьми, побуждает совершать плохие поступки,  разжигает вражду». ­ Чем похожи толкования? Сравнить. Вывод.  ­ Добрые поступки помогают нам жить, утверждают нашу гуманность, взаимопонимание,  взаимоуважение.      Зло­ то, что способствует моральной деградации общества, толкает к дурным привычкам Доброта, милосердие ­ многолики. Потребность в них ежечасная.  Милосердие и доброта ­ как два крыла, на которых держится человечество. Говорим больше  добрых слов родным, друзьям, любимым и знакомым, пусть станет  теплее на сердце. ­Кто говорит вам добрые слова каждый день? ­ Кого вы больше всего на свете любите? ­Кто, по­вашему, сильнее всего любит вас? ­В чем выражается эта любовь? Первичное  усвоение  новых знаний. (Тихо звучит музыка и пение птиц.)  ­ Представьте, что вы в роще. Вокруг вас растет много деревьев. Вот высокая, стройная береза.  Вы смотрите на ее белый ствол, гибкие ветки, зеленые листочки. Легкий ветерок нежно колышет  тоненькие веточки. Улыбнитесь березке! 2. Прослушивание  сказки М. Сребцовой «Сердце матери».              Большая красавица береза росла в лесу с тремя маленькими дочками — тонкоствольными  березками. Своими раскидистыми ветвями Береза­мать защищала дочек от ветра и дождя, а  жарким летом — от палящего солнца. Березки быстро подрастали и радовались жизни. Рядом с  мамой они не боялись ничего. Однажды в лесу разыгралась сильная гроза. Гремел гром, на небе сверкали молнии.  Маленькие березки трепетали от страха. Береза крепко обняла их ветвями и стала успокаивать:  «Не бойтесь, молния не заметит вас за моими ветвями. Я — самое высокое дерево в лесу». Не успела Береза мать договорить, как раздался оглушительный треск, острая молния  ударила прямо в Березу и опалила сердцевину ствола. Береза, помня о том, что должна защищать  своих дочек, не загорелась. Ливень и ветер пытались повалить Березу, но она все­таки стояла. Ни на минуту Береза не забывала о своих детях, ни на минуту не ослабила свои объятия.  Только когда гроза прошла, ветер стих, а над умытой землей снова засияло солнце, ствол Березы  покачнулся. Падая, она прошелестела своим детям: «Не бойтесь, я не ухожу от вас. Молнии не  удалось разбить мое сердце. Мой поверженный ствол зарастет мхом и травой, но материнское  сердце не перестанет биться в нем никогда». С этими словами ствол Березы матери рухнул, не  задев при падении ни одной из трех тонкоствольных дочек. С тех пор вокруг старого пня растут три стройные березки. А возле березок лежит  заросший мхом и травой ствол. Если вы набредете в лесу на это место, сядьте отдохнуть на ствол  Березы — он удивительно мягкий! А затем закройте глаза и прислушайтесь. Вы, наверняка,  услышите, как бьется в нем материнское сердце… Беседа по сказке ­ Как вы думаете, почему Берёза не загорелась, когда в нее ударила молния? ­ Как мать Берёза относилась к своим дочерям? ­ Какие качества присущи всем мамам на свете? (­ Мама на земле добрее всех! ­ Мама дарит сказку, дарит смех! ­ Мама мир подарила, жизнь подарила мне и тебе!) ­ И сколько бы тебе не было лет, тебе всегда нужна мама, её ласка, её теплый взгляд.  Тема добра в сказках. ­  Тема добра и зла звучит в сказках. И в сказках всегда добро побеждает зло. Давайте вспомним  некоторые сказки ,где говорится о том, что добро побеждает зло и добрый человек становится  счастливее, чем тот, кто хочет достичь своей цели злым способом. ­ В чём заключается их доброта? А какие добрые дела, добрые поступки они делали? 1 С грядки старушка цветок сорвала Девочке Жанне его отдала. В цветке, лепестках есть волшебная сила Их девочка Женя о чём­то просила Что надо сказать лепестки обрывая? Как называется сказка такая? («Цветик – семицветик»   В.Катаев.) 2  Снег валил, клубились тучи Гнулись сосны до земли Злые люди в лес дремучий Сиротинку отвели. Замолчать заставили Замерзать оставили. (Сказка «Морозко») 3 Сейчас потолкуем о книге другой: Тут синее море, тут берег морской. Старик вышел к морю Он невод забросил. Кого­то поймает и Что­то попросит. (А.С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке») (Дети приводят примеры из других, знакомых им, сказок.) 3. Просмотр фрагмента из мультфильма «Чебурашка и Крокодил Гена» (про строительство детской  площадки) ­ Почему милиционер не наказал Крокодила.Гену и Чебурашку? (помогли детям, построили для детей площадку бескорыстно) ­ Для чего рождён человек? (Человек рожден для добра) ­ В чём заключается их доброта? А какие добрые дела, добрые поступки они делали? ­  Давайте же обобщим  всё сказанное вами. ( Не обижай людей , Придет расплата. Сотвори добро.) 4. Работа в парах. ­ Перед вами листочки. Напишите черты характера добрых сказочных героев. (бескорыстие, доброта, преданность, человечность, щедрость, трудолюбие, аккуратность,  справедливость, смелость, самостоятельность, ответственность)  ­ На примере сказки мы увидели, какие качества присущи человеку. 5. Работа с учебником.  Чтение текста. Беседа в форме дискуссии. ­ Как Вы понимаете высказывание «Человек рождён для добра»? ­Вспомните золотое правило этики.     ­  Быть радушным ­ означает радоваться другому, доброжелательным ­ означает желать добра.  Твори добро и добро к тебе вернется. Научимся добру. Научимся останавливать зло. 5. Закрепление знаний. Первичная проверка понимания.                         Решение проблемной ситуации. Цель : выработать умение оценивать свои поступки, их последствия.   Инсценировка  и анализ  рассказа В. Сухомлинского «Именинный обед». ­ А сейчас, дети, посмотрите сценку. Подберите к ней заголовок. (Дети смотрят инсценировку, подготовленную группой ребят: У Нины большая семья: мать, отец, два брата, две сестры и бабушка.    Нина самая младшая: ей восьмой год. Бабушка – самая старшая: ей восемьдесят два года. У  бабушки  дрожат руки. Несет ложку бабушка ­ ложка дрожит, капельки падают на стол.    Скоро день рождения Нины. Мама сказала, что на ее именины у них будет праздничный обед. На обед Нина пусть пригласит подруг.    Вот и настал этот день. Мама накрывает стол белой скатертью. Нина подумала: это же бабушка  сядет за стол, а у нее же руки дрожат. Подруги будут смеяться. Расскажут потом в школе, как у  Нининой бабушки руки дрожат. Нина тихонько сказала маме: ­ Мама, пусть бабушка не садится за стол сегодня. ­ Почему? – удивилась мама. ­ У нее руки дрожат. Капает на стол. Мама побледнела. Не сказав ни слова, она сняла со стола белую скатерть и спрятала ее в шкаф. Долго сидела молча, потом сказала: ­ У нас сегодня бабушка больна. Поэтому именинного обеда не будет.  ­ Поздравляю тебя, Нина, с днем рождения. Мое тебе пожелание: будь настоящим человеком!) (Варианты заголовков:«Праздничный обед», «Бабушка больна», «Будь настоящим человеком».) ­ Назовите всех членов семьи Нины. ­ Кто был старшим, а кто – самым младшим? ­ Какое настроение царило в семье до разговора Нины с мамой и после него? ­ Почему слова Нины так поразили маму? ­ Объясните, как вы поняли пожелание матери: «Будь настоящим человеком»? ­ Как вы считаете, поняла ли Нина свою ошибку? ­ Если да, то попробуйте продолжить этот рассказ. ­ Как бы вы поступили в таком случае? Расскажите о своей бабушке. ­ Как вы проявляете заботу о ней? ­ Как Вы проявляете  милосердие к старшим людям? 2. Проблемно­философская ситуация (Работа в группах по выбору.) ­ Где рождается добро и милосердие? (В сердце) Первая группа. ­ Древняя мудрость гласит: «Солнце всех солнц есть Сердце». ­ Как вы это понимаете? Вторая группа. ­ Сердце – зеркало души. Как понимать  эту мудрость? Третья группа ­ Что же есть наше Сердце? Подберите слова, связанные с сердечной добротой (слайд № 3). (Сочувствие ПрЕданность Радость Доброта СолнЦе СовЕсть)     Отчёт групп. Самооценка. 3. Творческая работа «Великодушное сердце». Групповая  работа. ­ Великодушное, доброе Сердце больше всего похоже на Бога (Роберт Бернс).   Раскрасьте контуры сердечек цветами­качествами, необходимыми человеку, чтобы стать  великодушным. Напишите на сердечке имя самого великодушного человека в классе. (На обратной стороне рисунка дети разукрашивают цвета, символизирующие разные качества  сердца великодушного человека. Красный –любящее Зелёный ­благородное Желтый –доброе      Оранжевый ­нежное Голубой –сильное )     Отчёт групп. 4                Работа в группах. Первая группа. Создают первый в мире «Словарь о добром сердце».  (Мудрое, любящее, сочувствующее, всепрощающее, доброе, золотое, нежно.) Вторая группа. Составляют правила доброты. (­ Будь милосердным.               ­ Помогай людям. ­ Защити слабого. ­ Не причиняй вреда другому. ­ Прощай ошибки.)     Дети делают вывод. Самооценка. 5. Дидактическая игра «Аукцион пословиц».  Работа в группах. ( Дети должны собрать рассыпавшиеся пословицы) Нет лучшего дружка, При солнышке ­тепло,  Мать высоко руку подымет, Кто мать и отца почитает, Птица рада весне,      Отчёт групп.  Самооценка. тот вовеки не погибает. да не больно опустит. при матушке­ добро.             чем родная матушка.             а ребенок матушке.  ( Группа, которая быстро справится с заданием, может поработать с пословицами,  изображёнными на слайде. Соберите пословицу. Слайд № 5. В ком добра нет,                            в том и правды мало. Не одежда красит человека,       себя хвалит. Доброе дело­                                   а добрые дела. Худо тому,                                      плохое на ум не пойдёт. Учись доброму,                              кто добра не делает никому.) ­ Добрый человек никогда не ответит злом на зло. Он найдет в себе силы простить обидчика, и в  этом сила доброты, высота духа доброго человека.             6.    Обобщение и рефлексия. ­ Скажите, мы смогли сегодня ответить на наши вопросы,  которые поставили на уроке. 1. Как в сказках подтверждают мысль о том, что человек рождён для добра?  2. Как преодолеть в себе вспышки злости?  3. Почему зло, проявленное человеком, аукнется ему тем же?  4. Что ты готов изменить в себе во имя добра? Давайте составим с вами правила доброты, пользуясь которыми мы станем по­настоящему  добрыми.  1) Помогать людям. 2) Защищать слабого.  3) Делиться с другом. 4) Не завидовать. 5) Прощать ошибки другим.  ( Правила записываются на доске) ­ Запишите на отдельных листочках, что надо в себе преодолеть, чтобы быть добрым, не отвечать  на зло злом.             7.    Итог урока. ­ Почему добро в сказках побеждает зло?  Сказки пишутся взрослыми для детей, в них сравнивается добро и зло, правда и ложь, хорошее и  плохое. Слушая сказку, ребёнок искренне переживает за добрых персонажей, проходя все  испытания, стоящие у них на пути, и доходит вместе с ними до счастливого конца. Сказочные рассказы ­ это очень хорошее средство воспитания. Именно с детства закладываются  те основные понятия, которые будут с человеком на протяжении ещё долгого времени. Злые  персонажи сказок принимают разные формы: от жалких и нелепых до могущественных и  коварных. Но какой бы невиданной силой не обладал злодей, обязательно найдется герой  способный его победить. Злым быть невыгодно и неинтересно, от зла нет никакой пользы. Добро же всесильно, делая добро  человек, помогает себе и другим людям. ­ Пусть общий смысл понятого сегодня вами выразят следующие стихотворные строки: Не обижай людей, Придет расплата. Нам счастья не сулит  Обида чья­то. ­ Я желаю Вам творить только добро и идти по жизни дорогою добра. (Звучит песня «Дорогою  добра». Слова: Юрия Энтина , Музыка: Марка Минкова).             8.      Домашнее задание по выбору. 1.Напиши сказку о добре. 2.Нарисуй сказочный сюжет на тему занятия. Ссылки на источники: nsportal.ru multiurok.ru infourok.ru

Конспект урока по ОРКСЭ. 4 класс Тема "Человек рождён для добра"

Конспект урока по ОРКСЭ. 4 класс Тема "Человек рождён для добра"

Конспект урока по ОРКСЭ. 4 класс Тема "Человек рождён для добра"

Конспект урока по ОРКСЭ. 4 класс Тема "Человек рождён для добра"

Конспект урока по ОРКСЭ. 4 класс Тема "Человек рождён для добра"

Конспект урока по ОРКСЭ. 4 класс Тема "Человек рождён для добра"

Конспект урока по ОРКСЭ. 4 класс Тема "Человек рождён для добра"

Конспект урока по ОРКСЭ. 4 класс Тема "Человек рождён для добра"

Конспект урока по ОРКСЭ. 4 класс Тема "Человек рождён для добра"

Конспект урока по ОРКСЭ. 4 класс Тема "Человек рождён для добра"

Конспект урока по ОРКСЭ. 4 класс Тема "Человек рождён для добра"

Конспект урока по ОРКСЭ. 4 класс Тема "Человек рождён для добра"

Конспект урока по ОРКСЭ. 4 класс Тема "Человек рождён для добра"

Конспект урока по ОРКСЭ. 4 класс Тема "Человек рождён для добра"

Конспект урока по ОРКСЭ. 4 класс Тема "Человек рождён для добра"

Конспект урока по ОРКСЭ. 4 класс Тема "Человек рождён для добра"

Конспект урока по ОРКСЭ. 4 класс Тема "Человек рождён для добра"

Конспект урока по ОРКСЭ. 4 класс Тема "Человек рождён для добра"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
03.09.2019