Конспект урока по ОРКСЭ на тему "Добро и зло"
Оценка 4.6

Конспект урока по ОРКСЭ на тему "Добро и зло"

Оценка 4.6
Разработки курсов
docx
религиоведение
4 кл
30.10.2018
Конспект урока по ОРКСЭ на тему "Добро и зло"
Мы часто употребляем в речи слова «зло» и добро», «хороший» и «плохой», даже не задумываясь над их смыслом. Данные понятия служат для разграничения нравственного и безнравственного. А на этом уроке раскрывается смысл понятий « добро » и « зло », формируется умение правильно оценивать себя и других. Дети научатся оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей, научатся объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие.конспект урока для 4 класса по предмету "Основы религиозных культур и светской этики"
открытый урок по ОРКСЭ (2).docx
МБОУ СОШ села Ишеево МР Ишимбайски район РБ Учитель начальных классов Буранбаева Лилия Римовна Тема урока:     «Добро и зло» Тип урока: объяснение нового материала Цель урока:  формировать у детей представления о добре и зле Задачи :   раскрыть смысл понятий « добро » и « зло »  формировать умение правильно оценивать себя и других   развивать связную речь, умение работать в группе  обогащать словарный запас   воспитывать доброжелательность, уважительное отношение  друг к другу Метапредметные результаты: Познавательные УУД 1. Извлекать информацию из текста.  2. Работать с информацией, представленной в разных формах  (текст, таблица, схема). 3. Строить речевое высказывание в устной форме. 4. Объяснять понятия: добро, зло, граница. Регулятивные УУД 1. Принимать и сохранять учебную задачу. 2. Планировать свои действия в соответствии с поставленной  задачей. Коммуникативные УУД 1. Слушать и понимать других. 2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными  задачами. 3. Оформлять свои мысли в устной форме. 4. Договариваться о правилах общения и поведения. 5. Формулировать своё мнение, свою позицию. Личностные УУД 1. Сопоставлять положительные и отрицательные поступки людей. 2. Делать выводы, анализировать свои и чужие поступки с точки  зрения общечеловеческих норм. Планируемые результаты.   Учащиеся должны уметь:  оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки  зрения общепринятых норм и ценностей:  объяснять с позиции общечеловеческих нравственных  ценностей, почему конкретные простые поступки можно  оценить как хорошие или плохие;  самостоятельно определять и высказывать самые простые  общие для всех людей правила поведения (основы  общечеловеческих нравственных ценностей). Оборудование: ноутбук (для презентации), колба, вода, черная  краска, тестовый материал Ход урока: Организационный: ­  Добрый день, ребята! Выйдите, пожалуйста, к доске, образуйте круг. Улыбнитесь друг другу . Прикоснитесь ладонями к товарищу, передайте ему свое хорошее настроение.  ­Что символизирует наш круг? (солнце) ­Посмотрите, у нас в классе стало светлее от ваших улыбок, как от солнца. Когда вы улыбаетесь, у вас счастливые добрые лица. Пусть это настроение сопровождает вас весь урок. Садитесь. Постановка учебной задачи:  Создание проблемной ситуации.  В мире нет её роднее, Справедливей и добрее. Я скажу, друзья вам прямо — Лучше всех на свете…(мама)       ­ Закройте глаза. Представьте себя маленьким ребенком. Вы  прижались к маме, и она вас обняла.  ­ Откройте глаза. Что вы почувствовали?  На доске незаконченная  фраза, продолжите одним словом. Прижавшись к маме, я почувствовал(а)… (Предполагаемые ответы: тепло, ласку, любовь, покой, защиту). ­ Каким одним словом (понятием) можно объединить эти слова?  (ДОБРО)  ­ Назовите антоним к слову ДОБРО  (зло) ­ Ребята, а с чем ассоциируется у вас слово ЗЛО? (тьма, что­ то темное и неприятное, смерть, враг, обман,  алкоголь, жадность, лень, эгоизм,…) ­ Назовите тему урока. ( Добро и зло)  ­  Запишите тему урока в тетрадях ­ На какие вопросы вы хотели бы сегодня получить ответ? Чему научиться? ­ узнать, что такое добро и зло ­ научиться  отличать добро от зла Актуализация знаний:  ­  Попробуйте объяснить значение слов  «добро» и «зло» используя  текст из учебника  на стр.17 (ответы детей)  ­ Где еще мы можем узнать, что такое добро и зло? (в словарях) ­ Давайте посмотрим, совпадают ли ваши мнения с толкованием  понятий зла и добра в толковом словаре Ожегова С.И. (работа в   парах с толковыми  словарями) ­ Записываем в тетрадь!   ДОБРО  противоположное  злу; добрый поступок.  ­   нечто   положительное,   хорошее,   полезное, ЗЛО нечто дурное, вредное, противоположное добру; злой ­  поступок. Первичное усвоение знаний ­ Попробуйте подобрать однокоренные слова к слову «зло»   (злой(несущий в себе зло) ,  злость (враждебное настроение),  злодей (совершающий злые поступки),  злоба (чувство гнева, раздражение),  злопамятный (не прощающий обиды),  злюка (постоянно злится),  злоумышленник (преступник) ­ Что значит злые поступки? (унижение, обман, хамство,  грубость, употребление неприличных слов, воровство, …) — Какое отношение вызывают у вас злые люди?  (с ними не хочется общаться, неприятно, неуютно) ­ Как влияет зло на отношения между людьми? (Зло разрушает взаимоотношения людей, распространяет  вражду между ними, злые поступки людям приносят беды и  страдания). ­ Есть пословицы:  Злое слово хуже дубины бьет Доброе слово лечит, а злое слово калечит. - Какие добрые дела, поступки совершали вы?  (кормили птиц зимой, приютили бездомного котенка, помогали маме   по   дому,   объяснили   домашнее   задание   однокласснику, придерживали   дверь,   чтобы   опоздавший человек мог   войти, помогали   в   переноске   тяжёлых   сумок,   просто   улыбнулись незнакомому   прохожему,   заботились   о   младших   братьях   и сестрах…) ­ Какие чувства вы испытывали, когда совершали хороший  поступок?    (на душе становилось хорошо, радостно) ­ А вы добрые дела и поступки совершали за вознаграждение или  похвалу? ­ Как назвать такой поступок?  (Бескорыстный – не требующий  вознаграждения за помощь) ­ Как вы считаете, если совершил добрый поступок, важно ли чтобы  об этом узнали другие?  (добрые дела совершаются просто так,  из хороших побуждений) ­ В народе говорят:     Если ты сделал доброе дело – мочи,                Если тебе сделали – расскажи. ­ А вы знаете, оказывается, те, кто предлагает бескорыстную  помощь живут дольше. Они испытывают счастье, которое не покидает его около 7 месяцев. Доброта улучшает настроение,  работу мозга, и она «заразна», в хорошем смысле этого слова.  Человек, наблюдающий за оказанием помощи другим, испытывает  приятные эмоции и «заражается».   Как в пословице «Доброе дело  добру учит» ФИЗМИНУТКА  Потрудились – отдохнем. Встанем, глубоко вздохнем. Руки в стороны, вперед, Влево, вправо поворот. Три наклона, прямо встать, Руки вниз и вверх поднять. Руки плавно опустили,  Всем улыбки подарили Создание проблемной ситуации: ­ Как вы думаете, всегда ли  добрые поступки приносят пользу? ­ Послушайте притчу          Когда­то жил император, который любил птиц. Он узнал, что мальчишки стреляют в голубей из рогаток, и объявил:             ­ Кто принесет во дворец живую птицу, тот получит горсть риса. Услыхав об этом, мальчишки перестали стрелять голубей. Они наставили в лесу множество силков, и вскоре дворцовые комнаты наполнились голубями.               Случилось, что императора навестил мудрец из соседнего княжества. Он увидел во дворце голубей и спросил: «Зачем столько птиц?» Император ответил: ­ У меня доброе сердце, и я спасаю их от мальчишек. Больше они не бьют голубей, а приносят их мне живыми. — Кто же кормит птенцов? — спросил мудрец. — Каких птенцов? — удивился император. — У птиц, которые живут теперь во дворце, остались в лесу беспомощные птенцы. Кто их кормит? — Об этом я не думал, — признался император. Тогда мудрец сказал: —   У   вас   доброе   сердце,   вы   любите   птиц,   но   никто   им   не принес   столько   зла,   сколько   вы.   Все   гнезда   в   лесах   наполнены сейчас мертвыми птенцами. Вы спасли пятьсот голубей, но погубили в пять раз больше! — Ах, как трудно быть добрым! — воскликнул огорченный император.        На это мудрец сказал:  …   Вопросы и задания: ­ Как вы думаете, что сказал мудрец?     (И добро надо делать с умом.) ­ Если бы вы были на месте императора, как бы вы спасли птиц, не причинив им вреда? (Например, можно ввести в государстве должность охранника птиц, принимать на эту должность мальчишек и платить им по горсти риса за каждую птичью семью, которую они охраняют) Исследовательская работа: ­  Как   вы   считаете   добрый   человек   может   стать   злым?   А   злой человек может стать добрым?  Давайте проверим это на опыте.              Предположим, что это добрый человек (показываю сосуд с водой). Но вот однажды, гуляя в парке, он сломал ветку с дерева, просто так (в колбу с водой налить раствор марганца), посмотрите, он становится … Затем он совершил ещё злой поступок, пнул кошку во   дворе   (опять   в   колбу   наливается   вода   грязная).   Потом   ему захотелось … И вот он стал грубый, жестокий,… Что же делать, неужели,   он   таким   и   останется?  (Ему   необходимо   совершать добрые дела). ­   Какие   добрые   дела   будет   человек   совершать? Дети проговаривают хорошие поступки, а в это время в колбу с грязной водой наливается чистая вода. Чистая вода наливается до тех пор, пока из колбы не выльется вся грязная вода). Вывод: всего   несколько   злых,   грубых   поступков   могут   очернить человека,   и   очень   много   добрых   дел   необходимо   совершить   для того, чтобы снова стать светлым, добрым. Первичная проверка понимания  1. Игра «Распредели» Помощники «зла» Помощники «добра» Жестокость Трусость Терпение Любовь Забота Зависть Эгоизм Щедрость  Жадность Честность   Лень  Скромность  2. Работа в группах ­ Мы с вами очень часто становимся свидетелями добрых и злых поступков   людей,   а   иногда   сами   являемся   их   участниками. Сейчас   вы   в   группах   разберете   ситуации,   и   расскажете   нам, правильно ли поступили герои этих ситуаций Ситуация 1 Маша поучила «2» и для того, чтобы мама ее меньше ругала, вымыла посуду и убралась в комнате. (если человек совершил поступок для того, чтобы получить похвалу  или награду или из страха перед наказанием, то его нельзя его поступок назвать добрым) Ситуация 2 Чтобы лучший друг не получил “2”  за контрольную, Вася  дал  ему списать задания из своей тетрадки Первичное закрепление. Тест (самостоятельная работа с  взаимопроверкой)  1.Как творят добрые дела?  в надежде на вознаграждение  чтобы избежать наказания  бескорыстно и сознательно  в надежде на похвалу 2 Что является последствием злых дел?  радость  дружба  мирное сосуществование  вражда 3 Знания о добре и зле помогают людям...  дружить  проявлять заботу о близких  жить в мире  все ответы верны 4. Укажите поступки, которые одобряет общество.  обман  насилие  взаимопомощь  унижение Информация о домашнем задании, инструктаж по его  выполнению (по выбору) 1. Подберите однокоренные слова к слову «добро» 2. Найдите пословицы, высказывания о добре и зле 3. Придумайте и нарисуйте символы добра и зла Рефлексия ­ Как вы думаете, ответили мы на вопросы, поставленные в начале  урока?   (Обращаем внимание учащихся на вопросы, поставленные ими в начале   урока,   предлагаем   соотнести   задачи   урока   с   его результатами:   на   все   ли   вопросы   был   получен   ответ; остались ли  неразрешенные моменты.) Сегодня на уроке: Научился… Было интересно… Было трудно… Больше всего понравилось… Этот урок дал мне для жизни…

Конспект урока по ОРКСЭ на тему "Добро и зло"

Конспект урока по ОРКСЭ на тему "Добро и зло"

Конспект урока по ОРКСЭ на тему "Добро и зло"

Конспект урока по ОРКСЭ на тему "Добро и зло"

Конспект урока по ОРКСЭ на тему "Добро и зло"

Конспект урока по ОРКСЭ на тему "Добро и зло"

Конспект урока по ОРКСЭ на тему "Добро и зло"

Конспект урока по ОРКСЭ на тему "Добро и зло"

Конспект урока по ОРКСЭ на тему "Добро и зло"

Конспект урока по ОРКСЭ на тему "Добро и зло"

Конспект урока по ОРКСЭ на тему "Добро и зло"

Конспект урока по ОРКСЭ на тему "Добро и зло"

Конспект урока по ОРКСЭ на тему "Добро и зло"

Конспект урока по ОРКСЭ на тему "Добро и зло"

Конспект урока по ОРКСЭ на тему "Добро и зло"

Конспект урока по ОРКСЭ на тему "Добро и зло"

Конспект урока по ОРКСЭ на тему "Добро и зло"

Конспект урока по ОРКСЭ на тему "Добро и зло"

Конспект урока по ОРКСЭ на тему "Добро и зло"

Конспект урока по ОРКСЭ на тему "Добро и зло"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
30.10.2018