Урок по повести И.С. Тургенева «Ася»
Тема: «А счастье было так возможно…» по повести И.С. Тургенева «Ася»
Тип: обобщение и систематизация изученного материала
Оборудование: компьютерная презентация, доска, оформленная в виде окна, карточки с заданиями, цветок герани. Засушенная ветка герани, музыкальное сопровождение (Л. Бетховен «Лунная соната», романс «Утро туманное»).
Цели:
- обобщение сведений о героях, проблематике и художественных средствах, используемых автором в повести «Ася»;
- совершенствование навыков выразительного чтения;
- развитие умения давать аргументированный ответ на поставленный вопрос;
- развитие умения анализировать эпизод, лексические средства, сравнивать, обобщать, составлять таблицу.Конспект
Урок по повести И.С. Тургенева «Ася»
Тема: «А счастье было так возможно…» по повести И.С. Тургенева «Ася»
Тип: обобщение и систематизация изученного материала
Оборудование: компьютерная презентация, доска, оформленная в виде
окна, карточки с заданиями, цветок герани. Засушенная ветка герани,
музыкальное сопровождение (Л. Бетховен «Лунная соната», романс «Утро
туманное»).
Цели:
- обобщение сведений о героях, проблематике и художественных средствах,
используемых автором в повести «Ася»;
- совершенствование навыков выразительного чтения;
- развитие умения давать аргументированный ответ на поставленный вопрос;
- развитие умения анализировать эпизод, лексические средства, сравнивать,
обобщать, составлять таблицу.
Ход урока.
1. Организационный момент.
2. Вступительное слово учителя.
- Вы прочитали замечательную повесть И.С. Тургенева «Ася»,
почувствовали её необыкновенную красоту и тонкий лиризм, говорили о
героях, их характеров и судьбах, о сложности человеческих
взаимоотношений.
Сегодня мне бы хотелось, чтобы мы с вами ещё раз взглянули вместе с И.С.
Тургеневым и его героями на мир, попытались разобраться, а может быть,
только прикоснуться, к очень сложным и одновременно важным вопросам –
вопросам любви и счастья.
Представьте себе. Что, может быть, это именно то окно (доска), из
которого, смеясь, выглядывала Ася. Дразня господина Н. Кстати, как вы
думаете, почему на подоконнике стоит герань?
- ответ
- Именно ветку герани бросила озорная ладошка Аси господину Н. в начале
их знакомства. Если бы герой сумел подхватить её, возможно. Она стала
бы для него своеобразным пропуском в счастливую жизнь.
- Но здесь же мы видим и засохшую ветку герани и несколько
пожелтевших записок. Почему?
- ответ- Между цветущей геранью и засохшей веткой – история одной любви. И
мы сегодня с вами поговорим о том, как зарождалась эта любовь, как она
развивалась, почему не принесла героям счастья? Кто в этом виноват?
Слайд:
1. Почему взаимная любовь Аси и господина Н. не принесла героям
счастья?
2. Почему герой обречён на одиночество?
- Итак, тема нашего урока - «А счастье было так возможно…» (слайд)
- Эпиграф: «У счастья нет завтрашнего дня;.. у него есть настоящее – и то
не день, а мгновение» (И.С. Тургенев) (слайд)
- Как жил господин Н. до встречи с Асей? (гл.1)
Он был молод, счастлив, деньги у него не переводились, путешествует,
чтобы посмотреть мир.
- Что значит «жил без оглядки»?
Не задумывался о последствиях своих поступков, не возлагал на себя
ответственности за судьбы ближних.
- Испытывал ли он настоящие чувства?
Даже чувства он себе придумывал (история с «жестокосердной» вдовой).
- Какое впечатление произвела Ася на господина Н. во время первой
встречи? (ключевое слово «что-то особенное»)
- Первая встреча подходит к концу, Ася оставляет неизгладимый след в
душе героя. Господин Н. переправляется на лодке через Рейн к себе домой
прекрасной летней ночью. Это один из самых поэтических эпизодов
повести (гл.2). Я попросила подготовить выразительное чтение этого
отрывка. Послушайте и постарайтесь ответить на вопрос: «Какие темы
одновременно звучат и переплетаются в этом эпизоде? Почему?»
Итак, давайте окунёмся с вами в атмосферу этой волшебной ночи. А
поможет нам прекрасная музыка – «Лунная соната» Л. Бетховена. Звуки
этого произведения передают и плеск рейнской волны, и переливы
лунного света, и какую-то печаль…
Слайд – картинка лунной ночи, музыка, выразительное чтение.
- Вернёмся к нашему вопросу – какие же 3 темы очень мощно звучат в
данном эпизоде?
Музыка, природа и любовь, пока ещё не названная.
- Каким чувством эта лунная ночь наполняет душу героя?
- Счастье.- Это не случайно. Ведь именно искусство природа и любовь и есть
составляющие красоты и счастья, по мнению И.С. Тургенева.
Слайд: Искусство – природа – любовь.
- Но уже в этой прекрасной картине есть элемент тревоги. Кто заметил
тревожный мотив?
Река – символ жизни, лунная дорожка – судьба. Когда Ася кричит, что
герой разбил лунный столб, то можно сказать, что мы слышим голос
судьбы. Но услышал ли его герой? Понял ли?
- Взаимоотношения героев складываются не просто. Ася оказалась
девушкой необычной. В чём же странности её характера?
Она постоянно меняется: то безудержно весёлая, то грустная, то
отчаянная и озорная, то чопорная барышня…
- В чём причина этой странности?
История Аси, рассказанная Гагиным.
- У образа есть несколько прототипов, женщин, очень близких Тургеневу.
Одна – незаконная дочь писателя и крепостной его матери. Впоследствии
И.С. отдал свою дочь на воспитание П. Виардо. Второй прототип – сестра
Тургенева, В.П. Житова, незаконная дочь его матери и Берса. Семейного
врача. Вторая женщина нам особенно интересна, так как её жизнь тесно
связана с историей нашего города.
Краткое сообщение о Житовой. Слайд – фото.
Варвара Николаевна Житова.
В 1830 году в доме Тургеневых в связи с болезнью главы семьи Сергея
Николаевича (отца Ивана Сергеевича) появился новый человек – домашний
врач Андрей Евстафьевич Берс.
Отношения между родителями писателя были далеки от совершенства.
Варвара Петровна (мать Ивана Сергеевича) увлеклась молодым врачом.
Начался роман. И в результате на свет появилась маленькая Варенька.
Поскольку она была незаконным ребёнком, ей дали фамилию не родного, а
крёстного отца соседского помещика Николая Богдановича. Варвара
числилась в доме родной матери как воспитанница. Иван Сергеевич был
очень дружен со своей младшей сестрой. Впоследствии Варвара
Николаевна вспоминала: «С Иваном Сергеевичем мы были в величайшей
дружбе. Он очень любил меня, играл со мною, бегал по огромной зале,
носил меня на руках и сам был ещё так юн, что не прочь был не ради одной
моей забавы, но и для собственного своего удовольствия бегать и
смеяться».
Родной отец Вареньки впоследствии женился и в браке имел дочь Софью,
которая потом станет женой Л.Н. Толстого. Таким образом, по материВарвара Николаевна была сестрой Тургенева. А по отцу – сестрой С.А. Берс,
жены Л. Толстого.
В 17 лет Варвара Николаевна вышла замуж за егорьевского помещика Д.П.
Житова и поселилась в Егорьевске. Жили они очень скромно. Варвара
Николаевна зарабатывала на жизнь частными уроками, в последние годы
преподавала в женской гимназии, считалась одной из самых образованных
женщин нашего города.
Живя в Егорьевске, В.Н. вела переписку с И.С. Тургеневым. Вот отрывок из
письма Тургенева, пришедшего в Егорьевск в 1882 году из Парижа за год
до смерти писателя: «Милая Варвара Николаевна, я в долгу перед Вами за
два письма (в одном Вы поздравляете меня с днём моего рождения)… Мне
было бы больно, если бы вы приписали моё молчание недостатку
дружеских чувств и воспоминаний…Верьте, я искренне к Вам привязан и
благодарен Вам за память обо мне».
После смерти И.С. Тургенева Варвара Николаевна написала «Воспоминания
о семье И.С. Тургенева», которые были напечатаны в 1884 году в журнале
«Вестник Европы»
- А какова вторая причина странностей героини?
Чувство, которое пугает Асю своей новизной
- В душе господина Н. происходит очень сложный процесс. Он испытывает
целую гамму самых противоречивых переживаний. Чтобы понять это,
выполним небольшую практическую работу.
Практическая работа. Карточки с отрывком из повести. Подчеркнуть в
тексте слова со значением чувства.
Карточка.
Подчеркните слова со значением «чувства».
1.Её движения были очень милы, но мне по-прежнему было досадно на
неё, хотя я невольно любовался её лёгкостью и ловкостью. На одном
опасном месте она нарочно вскрикнула и потом захохотала… Мне стало
досаднее.
2. Помнится, я шёл домой, ни о чём не размышляя. Но с странной тяжестью
на сердце…
3. Я пришёл домой совсем в другом настроении духа, чем накануне. Я
чувствовал себя почти рассерженным и долго не мог успокоиться.
Непонятная мне самому досада меня разбирала.
4. Я улыбался, потирал руки, удивлялся случаю, внезапно
подтвердившему мои догадки, а между тем на сердце у меня было
очень горько.
5. Увидев знакомый виноградник и белый домик на верху горы, я
почувствовал какую-то сладость – именно сладость на сердце, точномне мёду туда налили. Мне стало очень легко после гагинского
рассказа.
-Что привлекло господина Н. в Асе?
В мире искусственных чувств и страстей он впервые столкнулся с чем-
то настоящим.
- Первое свидание. Как раскрываются герои, как ведут себя, о чём
говорят, что чувствуют?
Заполнение 1 колонки таблицы (см. ниже). Слайд.
- Кто первый делает шаг навстречу? Как вы оцените поступок Аси?
- Почему господин Н. рассказал Гагину о записке Аси? Прав ли он?
Предательство, чужая тайна.
- Проанализируем эпизод 2-го свидания. Тургенев – тайный психолог.
Какие детали помогают представить внутреннее состояние героя?
- Как ведёт себя Н.? Ваша оценка.
Заполнение 2 колонки таблицы.
Цвет и свет
Интонация речи
героев
Место свидания
Музыка
Ключевой образ
Первое свидание
Светлые глаза, синева
неба, воздух был
насыщен блеском
Ласка в голосе,
засмеялась тихим
смехом
В винограднике у
подножия горы
Вальс
Летящая птица,
крылья
Второе свидание
Довольно темно
Испуганный шёпот,
прерывистые звуки,
резкие слова
Небольшая комната
-------------------------
Испуганная птичка,
рука, как мёртвая
-Анализ таблицы. В первом случае есть все составляющие красоты и
счастья: природа, искусство, любовь; во втором – нет. Герой упустил
свою птицу счастья.
- Когда же просыпается настоящая любовь в душе господина Н.? (гл. 18)
- Была ли у героя возможность вернуть счастье? Обращение к эпиграфу
к уроку.
- «Я нашёл, что судьба хорошо распорядилась, не соединив меня с
Асей…» Прав ли герой? Как сложилась его жизнь?
- В заключение нашего сегодняшнего урока прозвучит известный
романс «Утро туманное» на стихотворение И.С. Тургенева «В дороге».
Оно написано в 1843 году, когда И.С. был ещё очень молодым
человеком, но между этим романсом и повестью «Ася» есть много
общего. Попробуйте определить, какие мысли, чувства и настроения
роднят романс с повестью. Кто из героев повети испытывает те же
чувства, что и лирический герой стихотворения «В дороге»?
- Возвращение к главным вопросам урока, озвученным в начале беседы.
Слайд
- Вывод о недостижимости людьми счастья, потому что они часто,
особенно в молодости, не ценят того, что получают. А счастье и
настоящая любовь – это великий дар, который даётся человеку один раз
в жизни. Если человек не сумеет этого понять, он обречён на
одиночество.Домашнее задание. Ответить письменно на вопрос. Как драму
рассказчика помогают понять слова И.С. Тургенева: «Молодость ест
пряники золочёные, да и думает, что этот есть хлеб насущный. А
придёт время – и хлебца напросишься…»?