Конспект урока по повести,,Ася"8 класс

  • Подготовка к тестированию
  • Раздаточные материалы
  • Руководства для учителя
  • doc
  • 09.04.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Урок по повести И.С. Тургенева «Ася» Тема: «А счастье было так возможно…» по повести И.С. Тургенева «Ася» Тип: обобщение и систематизация изученного материала Оборудование: компьютерная презентация, доска, оформленная в виде окна, карточки с заданиями, цветок герани. Засушенная ветка герани, музыкальное сопровождение (Л. Бетховен «Лунная соната», романс «Утро туманное»). Цели: - обобщение сведений о героях, проблематике и художественных средствах, используемых автором в повести «Ася»; - совершенствование навыков выразительного чтения; - развитие умения давать аргументированный ответ на поставленный вопрос; - развитие умения анализировать эпизод, лексические средства, сравнивать, обобщать, составлять таблицу.Конспект
Иконка файла материала urok_po_povesti_i.doc
Урок по повести И.С. Тургенева «Ася» Тема: «А счастье было так возможно…» по повести И.С. Тургенева «Ася» Тип: обобщение и систематизация изученного материала Оборудование: компьютерная презентация, доска, оформленная в виде окна, карточки с заданиями, цветок герани. Засушенная ветка герани, музыкальное сопровождение (Л. Бетховен «Лунная соната», романс «Утро туманное»). Цели: - обобщение сведений о героях, проблематике и художественных средствах, используемых автором в повести «Ася»; - совершенствование навыков выразительного чтения; - развитие умения давать аргументированный ответ на поставленный вопрос; - развитие умения анализировать эпизод, лексические средства, сравнивать, обобщать, составлять таблицу. Ход урока. 1. Организационный момент. 2. Вступительное слово учителя. - Вы прочитали замечательную повесть И.С. Тургенева «Ася», почувствовали её необыкновенную красоту и тонкий лиризм, говорили о героях, их характеров и судьбах, о сложности человеческих взаимоотношений. Сегодня мне бы хотелось, чтобы мы с вами ещё раз взглянули вместе с И.С. Тургеневым и его героями на мир, попытались разобраться, а может быть, только прикоснуться, к очень сложным и одновременно важным вопросам – вопросам любви и счастья. Представьте себе. Что, может быть, это именно то окно (доска), из которого, смеясь, выглядывала Ася. Дразня господина Н. Кстати, как вы думаете, почему на подоконнике стоит герань? - ответ - Именно ветку герани бросила озорная ладошка Аси господину Н. в начале их знакомства. Если бы герой сумел подхватить её, возможно. Она стала бы для него своеобразным пропуском в счастливую жизнь. - Но здесь же мы видим и засохшую ветку герани и несколько пожелтевших записок. Почему? - ответ- Между цветущей геранью и засохшей веткой – история одной любви. И мы сегодня с вами поговорим о том, как зарождалась эта любовь, как она развивалась, почему не принесла героям счастья? Кто в этом виноват? Слайд: 1. Почему взаимная любовь Аси и господина Н. не принесла героям счастья? 2. Почему герой обречён на одиночество? - Итак, тема нашего урока - «А счастье было так возможно…» (слайд) - Эпиграф: «У счастья нет завтрашнего дня;.. у него есть настоящее – и то не день, а мгновение» (И.С. Тургенев) (слайд) - Как жил господин Н. до встречи с Асей? (гл.1) Он был молод, счастлив, деньги у него не переводились, путешествует, чтобы посмотреть мир. - Что значит «жил без оглядки»? Не задумывался о последствиях своих поступков, не возлагал на себя ответственности за судьбы ближних. - Испытывал ли он настоящие чувства? Даже чувства он себе придумывал (история с «жестокосердной» вдовой). - Какое впечатление произвела Ася на господина Н. во время первой встречи? (ключевое слово «что-то особенное») - Первая встреча подходит к концу, Ася оставляет неизгладимый след в душе героя. Господин Н. переправляется на лодке через Рейн к себе домой прекрасной летней ночью. Это один из самых поэтических эпизодов повести (гл.2). Я попросила подготовить выразительное чтение этого отрывка. Послушайте и постарайтесь ответить на вопрос: «Какие темы одновременно звучат и переплетаются в этом эпизоде? Почему?» Итак, давайте окунёмся с вами в атмосферу этой волшебной ночи. А поможет нам прекрасная музыка – «Лунная соната» Л. Бетховена. Звуки этого произведения передают и плеск рейнской волны, и переливы лунного света, и какую-то печаль… Слайд – картинка лунной ночи, музыка, выразительное чтение. - Вернёмся к нашему вопросу – какие же 3 темы очень мощно звучат в данном эпизоде? Музыка, природа и любовь, пока ещё не названная. - Каким чувством эта лунная ночь наполняет душу героя? - Счастье.- Это не случайно. Ведь именно искусство природа и любовь и есть составляющие красоты и счастья, по мнению И.С. Тургенева. Слайд: Искусство – природа – любовь. - Но уже в этой прекрасной картине есть элемент тревоги. Кто заметил тревожный мотив? Река – символ жизни, лунная дорожка – судьба. Когда Ася кричит, что герой разбил лунный столб, то можно сказать, что мы слышим голос судьбы. Но услышал ли его герой? Понял ли? - Взаимоотношения героев складываются не просто. Ася оказалась девушкой необычной. В чём же странности её характера? Она постоянно меняется: то безудержно весёлая, то грустная, то отчаянная и озорная, то чопорная барышня… - В чём причина этой странности? История Аси, рассказанная Гагиным. - У образа есть несколько прототипов, женщин, очень близких Тургеневу. Одна – незаконная дочь писателя и крепостной его матери. Впоследствии И.С. отдал свою дочь на воспитание П. Виардо. Второй прототип – сестра Тургенева, В.П. Житова, незаконная дочь его матери и Берса. Семейного врача. Вторая женщина нам особенно интересна, так как её жизнь тесно связана с историей нашего города. Краткое сообщение о Житовой. Слайд – фото. Варвара Николаевна Житова. В 1830 году в доме Тургеневых в связи с болезнью главы семьи Сергея Николаевича (отца Ивана Сергеевича) появился новый человек – домашний врач Андрей Евстафьевич Берс. Отношения между родителями писателя были далеки от совершенства. Варвара Петровна (мать Ивана Сергеевича) увлеклась молодым врачом. Начался роман. И в результате на свет появилась маленькая Варенька. Поскольку она была незаконным ребёнком, ей дали фамилию не родного, а крёстного отца соседского помещика Николая Богдановича. Варвара числилась в доме родной матери как воспитанница. Иван Сергеевич был очень дружен со своей младшей сестрой. Впоследствии Варвара Николаевна вспоминала: «С Иваном Сергеевичем мы были в величайшей дружбе. Он очень любил меня, играл со мною, бегал по огромной зале, носил меня на руках и сам был ещё так юн, что не прочь был не ради одной моей забавы, но и для собственного своего удовольствия бегать и смеяться». Родной отец Вареньки впоследствии женился и в браке имел дочь Софью, которая потом станет женой Л.Н. Толстого. Таким образом, по материВарвара Николаевна была сестрой Тургенева. А по отцу – сестрой С.А. Берс, жены Л. Толстого. В 17 лет Варвара Николаевна вышла замуж за егорьевского помещика Д.П. Житова и поселилась в Егорьевске. Жили они очень скромно. Варвара Николаевна зарабатывала на жизнь частными уроками, в последние годы преподавала в женской гимназии, считалась одной из самых образованных женщин нашего города. Живя в Егорьевске, В.Н. вела переписку с И.С. Тургеневым. Вот отрывок из письма Тургенева, пришедшего в Егорьевск в 1882 году из Парижа за год до смерти писателя: «Милая Варвара Николаевна, я в долгу перед Вами за два письма (в одном Вы поздравляете меня с днём моего рождения)… Мне было бы больно, если бы вы приписали моё молчание недостатку дружеских чувств и воспоминаний…Верьте, я искренне к Вам привязан и благодарен Вам за память обо мне». После смерти И.С. Тургенева Варвара Николаевна написала «Воспоминания о семье И.С. Тургенева», которые были напечатаны в 1884 году в журнале «Вестник Европы» - А какова вторая причина странностей героини? Чувство, которое пугает Асю своей новизной - В душе господина Н. происходит очень сложный процесс. Он испытывает целую гамму самых противоречивых переживаний. Чтобы понять это, выполним небольшую практическую работу. Практическая работа. Карточки с отрывком из повести. Подчеркнуть в тексте слова со значением чувства. Карточка. Подчеркните слова со значением «чувства». 1.Её движения были очень милы, но мне по-прежнему было досадно на неё, хотя я невольно любовался её лёгкостью и ловкостью. На одном опасном месте она нарочно вскрикнула и потом захохотала… Мне стало досаднее. 2. Помнится, я шёл домой, ни о чём не размышляя. Но с странной тяжестью на сердце… 3. Я пришёл домой совсем в другом настроении духа, чем накануне. Я чувствовал себя почти рассерженным и долго не мог успокоиться. Непонятная мне самому досада меня разбирала. 4. Я улыбался, потирал руки, удивлялся случаю, внезапно подтвердившему мои догадки, а между тем на сердце у меня было очень горько. 5. Увидев знакомый виноградник и белый домик на верху горы, я почувствовал какую-то сладость – именно сладость на сердце, точномне мёду туда налили. Мне стало очень легко после гагинского рассказа. -Что привлекло господина Н. в Асе? В мире искусственных чувств и страстей он впервые столкнулся с чем- то настоящим. - Первое свидание. Как раскрываются герои, как ведут себя, о чём говорят, что чувствуют? Заполнение 1 колонки таблицы (см. ниже). Слайд. - Кто первый делает шаг навстречу? Как вы оцените поступок Аси? - Почему господин Н. рассказал Гагину о записке Аси? Прав ли он? Предательство, чужая тайна. - Проанализируем эпизод 2-го свидания. Тургенев – тайный психолог. Какие детали помогают представить внутреннее состояние героя? - Как ведёт себя Н.? Ваша оценка. Заполнение 2 колонки таблицы. Цвет и свет Интонация речи героев Место свидания Музыка Ключевой образ Первое свидание Светлые глаза, синева неба, воздух был насыщен блеском Ласка в голосе, засмеялась тихим смехом В винограднике у подножия горы Вальс Летящая птица, крылья Второе свидание Довольно темно Испуганный шёпот, прерывистые звуки, резкие слова Небольшая комната ------------------------- Испуганная птичка, рука, как мёртвая -Анализ таблицы. В первом случае есть все составляющие красоты и счастья: природа, искусство, любовь; во втором – нет. Герой упустил свою птицу счастья. - Когда же просыпается настоящая любовь в душе господина Н.? (гл. 18) - Была ли у героя возможность вернуть счастье? Обращение к эпиграфу к уроку. - «Я нашёл, что судьба хорошо распорядилась, не соединив меня с Асей…» Прав ли герой? Как сложилась его жизнь? - В заключение нашего сегодняшнего урока прозвучит известный романс «Утро туманное» на стихотворение И.С. Тургенева «В дороге». Оно написано в 1843 году, когда И.С. был ещё очень молодым человеком, но между этим романсом и повестью «Ася» есть много общего. Попробуйте определить, какие мысли, чувства и настроения роднят романс с повестью. Кто из героев повети испытывает те же чувства, что и лирический герой стихотворения «В дороге»? - Возвращение к главным вопросам урока, озвученным в начале беседы. Слайд - Вывод о недостижимости людьми счастья, потому что они часто, особенно в молодости, не ценят того, что получают. А счастье и настоящая любовь – это великий дар, который даётся человеку один раз в жизни. Если человек не сумеет этого понять, он обречён на одиночество.Домашнее задание. Ответить письменно на вопрос. Как драму рассказчика помогают понять слова И.С. Тургенева: «Молодость ест пряники золочёные, да и думает, что этот есть хлеб насущный. А придёт время – и хлебца напросишься…»?