Конспект урока по повести,,Ася"8 класс
Оценка 4.9

Конспект урока по повести,,Ася"8 класс

Оценка 4.9
Подготовка к тестированию +2
doc
русская литература
8 кл
09.04.2018
Конспект урока по повести,,Ася"8 класс
Урок по повести И.С. Тургенева «Ася» Тема: «А счастье было так возможно…» по повести И.С. Тургенева «Ася» Тип: обобщение и систематизация изученного материала Оборудование: компьютерная презентация, доска, оформленная в виде окна, карточки с заданиями, цветок герани. Засушенная ветка герани, музыкальное сопровождение (Л. Бетховен «Лунная соната», романс «Утро туманное»). Цели: - обобщение сведений о героях, проблематике и художественных средствах, используемых автором в повести «Ася»; - совершенствование навыков выразительного чтения; - развитие умения давать аргументированный ответ на поставленный вопрос; - развитие умения анализировать эпизод, лексические средства, сравнивать, обобщать, составлять таблицу.Конспект
urok_po_povesti_i.doc
Урок по повести И.С. Тургенева «Ася» Тема: «А счастье было так возможно…» по повести И.С. Тургенева «Ася» Тип: обобщение и систематизация изученного материала Оборудование: компьютерная презентация, доска, оформленная в виде окна, карточки с заданиями, цветок герани. Засушенная ветка герани, музыкальное сопровождение (Л. Бетховен «Лунная соната», романс «Утро туманное»). Цели: - обобщение сведений о героях, проблематике и художественных средствах, используемых автором в повести «Ася»; - совершенствование навыков выразительного чтения; - развитие умения давать аргументированный ответ на поставленный вопрос; - развитие умения анализировать эпизод, лексические средства, сравнивать, обобщать, составлять таблицу. Ход урока. 1. Организационный момент. 2. Вступительное слово учителя. - Вы прочитали замечательную повесть И.С. Тургенева «Ася», почувствовали её необыкновенную красоту и тонкий лиризм, говорили о героях, их характеров и судьбах, о сложности человеческих взаимоотношений. Сегодня мне бы хотелось, чтобы мы с вами ещё раз взглянули вместе с И.С. Тургеневым и его героями на мир, попытались разобраться, а может быть, только прикоснуться, к очень сложным и одновременно важным вопросам – вопросам любви и счастья. Представьте себе. Что, может быть, это именно то окно (доска), из которого, смеясь, выглядывала Ася. Дразня господина Н. Кстати, как вы думаете, почему на подоконнике стоит герань? - ответ - Именно ветку герани бросила озорная ладошка Аси господину Н. в начале их знакомства. Если бы герой сумел подхватить её, возможно. Она стала бы для него своеобразным пропуском в счастливую жизнь. - Но здесь же мы видим и засохшую ветку герани и несколько пожелтевших записок. Почему? - ответ - Между цветущей геранью и засохшей веткой – история одной любви. И мы сегодня с вами поговорим о том, как зарождалась эта любовь, как она развивалась, почему не принесла героям счастья? Кто в этом виноват? Слайд: 1. Почему взаимная любовь Аси и господина Н. не принесла героям счастья? 2. Почему герой обречён на одиночество? - Итак, тема нашего урока - «А счастье было так возможно…» (слайд) - Эпиграф: «У счастья нет завтрашнего дня;.. у него есть настоящее – и то не день, а мгновение» (И.С. Тургенев) (слайд) - Как жил господин Н. до встречи с Асей? (гл.1) Он был молод, счастлив, деньги у него не переводились, путешествует, чтобы посмотреть мир. - Что значит «жил без оглядки»? Не задумывался о последствиях своих поступков, не возлагал на себя ответственности за судьбы ближних. - Испытывал ли он настоящие чувства? Даже чувства он себе придумывал (история с «жестокосердной» вдовой). - Какое впечатление произвела Ася на господина Н. во время первой встречи? (ключевое слово «что-то особенное») - Первая встреча подходит к концу, Ася оставляет неизгладимый след в душе героя. Господин Н. переправляется на лодке через Рейн к себе домой прекрасной летней ночью. Это один из самых поэтических эпизодов повести (гл.2). Я попросила подготовить выразительное чтение этого отрывка. Послушайте и постарайтесь ответить на вопрос: «Какие темы одновременно звучат и переплетаются в этом эпизоде? Почему?» Итак, давайте окунёмся с вами в атмосферу этой волшебной ночи. А поможет нам прекрасная музыка – «Лунная соната» Л. Бетховена. Звуки этого произведения передают и плеск рейнской волны, и переливы лунного света, и какую-то печаль… Слайд – картинка лунной ночи, музыка, выразительное чтение. - Вернёмся к нашему вопросу – какие же 3 темы очень мощно звучат в данном эпизоде? Музыка, природа и любовь, пока ещё не названная. - Каким чувством эта лунная ночь наполняет душу героя? - Счастье. - Это не случайно. Ведь именно искусство природа и любовь и есть составляющие красоты и счастья, по мнению И.С. Тургенева. Слайд: Искусство – природа – любовь. - Но уже в этой прекрасной картине есть элемент тревоги. Кто заметил тревожный мотив? Река – символ жизни, лунная дорожка – судьба. Когда Ася кричит, что герой разбил лунный столб, то можно сказать, что мы слышим голос судьбы. Но услышал ли его герой? Понял ли? - Взаимоотношения героев складываются не просто. Ася оказалась девушкой необычной. В чём же странности её характера? Она постоянно меняется: то безудержно весёлая, то грустная, то отчаянная и озорная, то чопорная барышня… - В чём причина этой странности? История Аси, рассказанная Гагиным. - У образа есть несколько прототипов, женщин, очень близких Тургеневу. Одна – незаконная дочь писателя и крепостной его матери. Впоследствии И.С. отдал свою дочь на воспитание П. Виардо. Второй прототип – сестра Тургенева, В.П. Житова, незаконная дочь его матери и Берса. Семейного врача. Вторая женщина нам особенно интересна, так как её жизнь тесно связана с историей нашего города. Краткое сообщение о Житовой. Слайд – фото. Варвара Николаевна Житова. В 1830 году в доме Тургеневых в связи с болезнью главы семьи Сергея Николаевича (отца Ивана Сергеевича) появился новый человек – домашний врач Андрей Евстафьевич Берс. Отношения между родителями писателя были далеки от совершенства. Варвара Петровна (мать Ивана Сергеевича) увлеклась молодым врачом. Начался роман. И в результате на свет появилась маленькая Варенька. Поскольку она была незаконным ребёнком, ей дали фамилию не родного, а крёстного отца соседского помещика Николая Богдановича. Варвара числилась в доме родной матери как воспитанница. Иван Сергеевич был очень дружен со своей младшей сестрой. Впоследствии Варвара Николаевна вспоминала: «С Иваном Сергеевичем мы были в величайшей дружбе. Он очень любил меня, играл со мною, бегал по огромной зале, носил меня на руках и сам был ещё так юн, что не прочь был не ради одной моей забавы, но и для собственного своего удовольствия бегать и смеяться». Родной отец Вареньки впоследствии женился и в браке имел дочь Софью, которая потом станет женой Л.Н. Толстого. Таким образом, по матери Варвара Николаевна была сестрой Тургенева. А по отцу – сестрой С.А. Берс, жены Л. Толстого. В 17 лет Варвара Николаевна вышла замуж за егорьевского помещика Д.П. Житова и поселилась в Егорьевске. Жили они очень скромно. Варвара Николаевна зарабатывала на жизнь частными уроками, в последние годы преподавала в женской гимназии, считалась одной из самых образованных женщин нашего города. Живя в Егорьевске, В.Н. вела переписку с И.С. Тургеневым. Вот отрывок из письма Тургенева, пришедшего в Егорьевск в 1882 году из Парижа за год до смерти писателя: «Милая Варвара Николаевна, я в долгу перед Вами за два письма (в одном Вы поздравляете меня с днём моего рождения)… Мне было бы больно, если бы вы приписали моё молчание недостатку дружеских чувств и воспоминаний…Верьте, я искренне к Вам привязан и благодарен Вам за память обо мне». После смерти И.С. Тургенева Варвара Николаевна написала «Воспоминания о семье И.С. Тургенева», которые были напечатаны в 1884 году в журнале «Вестник Европы» - А какова вторая причина странностей героини? Чувство, которое пугает Асю своей новизной - В душе господина Н. происходит очень сложный процесс. Он испытывает целую гамму самых противоречивых переживаний. Чтобы понять это, выполним небольшую практическую работу. Практическая работа. Карточки с отрывком из повести. Подчеркнуть в тексте слова со значением чувства. Карточка. Подчеркните слова со значением «чувства». 1.Её движения были очень милы, но мне по-прежнему было досадно на неё, хотя я невольно любовался её лёгкостью и ловкостью. На одном опасном месте она нарочно вскрикнула и потом захохотала… Мне стало досаднее. 2. Помнится, я шёл домой, ни о чём не размышляя. Но с странной тяжестью на сердце… 3. Я пришёл домой совсем в другом настроении духа, чем накануне. Я чувствовал себя почти рассерженным и долго не мог успокоиться. Непонятная мне самому досада меня разбирала. 4. Я улыбался, потирал руки, удивлялся случаю, внезапно подтвердившему мои догадки, а между тем на сердце у меня было очень горько. 5. Увидев знакомый виноградник и белый домик на верху горы, я почувствовал какую-то сладость – именно сладость на сердце, точно мне мёду туда налили. Мне стало очень легко после гагинского рассказа. -Что привлекло господина Н. в Асе? В мире искусственных чувств и страстей он впервые столкнулся с чем- то настоящим. - Первое свидание. Как раскрываются герои, как ведут себя, о чём говорят, что чувствуют? Заполнение 1 колонки таблицы (см. ниже). Слайд. - Кто первый делает шаг навстречу? Как вы оцените поступок Аси? - Почему господин Н. рассказал Гагину о записке Аси? Прав ли он? Предательство, чужая тайна. - Проанализируем эпизод 2-го свидания. Тургенев – тайный психолог. Какие детали помогают представить внутреннее состояние героя? - Как ведёт себя Н.? Ваша оценка. Заполнение 2 колонки таблицы. Цвет и свет Интонация речи героев Место свидания Музыка Ключевой образ Первое свидание Светлые глаза, синева неба, воздух был насыщен блеском Ласка в голосе, засмеялась тихим смехом В винограднике у подножия горы Вальс Летящая птица, крылья Второе свидание Довольно темно Испуганный шёпот, прерывистые звуки, резкие слова Небольшая комната ------------------------- Испуганная птичка, рука, как мёртвая -Анализ таблицы. В первом случае есть все составляющие красоты и счастья: природа, искусство, любовь; во втором – нет. Герой упустил свою птицу счастья. - Когда же просыпается настоящая любовь в душе господина Н.? (гл. 18) - Была ли у героя возможность вернуть счастье? Обращение к эпиграфу к уроку. - «Я нашёл, что судьба хорошо распорядилась, не соединив меня с Асей…» Прав ли герой? Как сложилась его жизнь? - В заключение нашего сегодняшнего урока прозвучит известный романс «Утро туманное» на стихотворение И.С. Тургенева «В дороге». Оно написано в 1843 году, когда И.С. был ещё очень молодым человеком, но между этим романсом и повестью «Ася» есть много общего. Попробуйте определить, какие мысли, чувства и настроения роднят романс с повестью. Кто из героев повети испытывает те же чувства, что и лирический герой стихотворения «В дороге»? - Возвращение к главным вопросам урока, озвученным в начале беседы. Слайд - Вывод о недостижимости людьми счастья, потому что они часто, особенно в молодости, не ценят того, что получают. А счастье и настоящая любовь – это великий дар, который даётся человеку один раз в жизни. Если человек не сумеет этого понять, он обречён на одиночество. Домашнее задание. Ответить письменно на вопрос. Как драму рассказчика помогают понять слова И.С. Тургенева: «Молодость ест пряники золочёные, да и думает, что этот есть хлеб насущный. А придёт время – и хлебца напросишься…»?

Конспект урока по повести,,Ася"8 класс

Конспект урока по повести,,Ася"8 класс

Конспект урока по повести,,Ася"8 класс

Конспект урока по повести,,Ася"8 класс

Конспект урока по повести,,Ася"8 класс

Конспект урока по повести,,Ася"8 класс

Конспект урока по повести,,Ася"8 класс

Конспект урока по повести,,Ася"8 класс

Конспект урока по повести,,Ася"8 класс

Конспект урока по повести,,Ася"8 класс

Конспект урока по повести,,Ася"8 класс

Конспект урока по повести,,Ася"8 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
09.04.2018