Конспект урока по Правилам Дорожного Движения

  • Разработки уроков
  • docx
  • 11.05.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Конспект разработан для обучающихся 5-7 классов, речь идет о светофоре и о светофорном регулировании. Немного истории дают возможность понять как и откуда появился светофор, где появился самый первый светофор. Подробно рассказывается о видах светофорах, о регулировании на перекрестках и дает возможность правильно понимать дорожное движение.
Иконка файла материала Конспект урока по ПДД 2.docx
Разработал: Моисеенко Наталья Викторовна Должность: учитель технологии Конспект урока по ПДД Урок №3 Тема: «Светофор. Типы и виды. Светофорное регулирование.» Цели   и   задачи   урока: знакомство   обучающихся   с   видами   и   типами   светофоров; выработка навыков осознанного поведения на проезжей части и умения понимать сигналы светофора при дорожном движении.   Материалы к уроку: Для регулировки движения на перекрестке стоит милиционер­регулировщик либо светофор. Светофор   подает   световые   сигналы,   по   которым   открывается   или   закрывается движение транспорта в определенных направлениях. Первый светофор появился на улице 5­я авеню в Нью­Йорке в середине 1920­х годов. Это был круг со стрелками, покрашенными в желтый, красный и зеленый цвета. Стрелка   двигалась   по   кругу,   водитель   внимательно наблюдал за ней. Подошла к зеленому полю ­ водитель имел   право   ехать,   указывает   на   красный   –   движение останавливалось.  В нашей стране первый светофор был установлен в 1924 году в г.Москве на перекрестке улиц Петровка и Кузнецкий мост. Был он в виде циферблата со стрелкой, которая   двигалась   с   постоянной   скоростью. Конструкция   была   несовершенной.   В   30­е   годы   на улицах   города   появился   современный   трехцветный светофор. Светофор   ­   слово,   состоящее   из   двух   частей: «свет­о­фор»   ­   от   греческого   «форос»   ­   несущий. «Светофор» в переводе с греческого ­ свет несущий. Светофор   является   средством   регулирования дорожного движения, каждый сигнал которого (либо их сочетание)   имеет   строго   определенное   значение. Дорожные   светофоры   служат   для   регулирования очередности   пропуска   транспортных   средств   и   пешеходов,   а   также   для   запрещения движения. Повинуясь   сигналам   светофора,   пешеходы   могут переходить улицы и перекрестки, не мешая движению, не рискуя попасть под машину. Сигналы светофора помогают водителю избежать аварий. Светофоры бывают вертикальные и горизонтальные. некоторых из них могут быть одна или две дополнительные секции   (обычно   они   бывают   сбоку)   с   сигналами   в   виде зеленой стрелки.  Зеленый   сигнал   разрешает   движение   транспортных средств и пешеходов. У Желтый   сигнал   предупреждает   водителей   и пешеходов   о   смене   сигналов   светофора.   Желтый   сигнал   запрещает   движение.   Но   теводители, в  том числе и  велосипедисты, которые  при включении желтого сигнала уже находились   на   перекрестке   или   не   успели   остановиться   перед   ним,   могут   продолжать движение и проехать перекресток. Пешеходы, которых желтый сигнал застал на проезжей части, не должны поспешно возвращаться   назад.   Они   могут   заканчивать   переход   или   же   остановиться   на   островке безопасности, а если его нет, то на середине проезжей части.  Если   ты   видишь,   что   в   светофоре   включен   желтый   мигающий   сигнал,   то   знай: транспортным средствам и пешеходам двигаться в нужном направлении можно, однако такой   сигнал   предупреждает   об   опасности,   и   при   нем   необходимо   ехать   и   идти   с осторожностью, внимательно смотря по сторонам. Красный сигнал означает: движение транспорта и пешеходов запрещено. При   запрещающем   сигнале   светофора   водители   должны   остановиться   у   линии «Стоп» (или у таблички с такой же надписью), а если ее нет – то перед перекрестком так, чтобы не мешать пешеходам. Встречаются   и   такие   светофоры,   на   которых   можно   одновременно   увидеть   и желтый и красный сигналы. Такое сочетание предупреждает, что скоро будет включен зеленый сигнал, и надо подготовиться к движению, чтобы не задерживать остальных его участников. По   назначению   светофоры   подразделяются   на   две   группы:   пешеходные   и транспортные. Пешеходные светофоры имеют два вертикально расположенных сигнала: вверху   –   красный,   внизу   –   зеленый.   Внутри   круглого   либо   квадратного   контура расположены силуэты соответственно стоящего или идущего пешехода, или тексты: на красном фоне ­ слово «стойте», на зеленом фоне ­ слово «идите». При наличии пешеходного светофора пешеходам разрешается пересекать проезжую часть только при зеленом сигнале, при мигающем зеленом сигнале пешеходы, находящиеся на   переходе,   должны   по   возможности   быстрее   закончить   переход,   а   пешеходы, находящиеся   на   тротуаре   и   намеревающиеся   перейти   дорогу   должны   воздержаться   от перехода и ожидать, когда вновь будет включен зеленый сигнал. На пешеходных переходах, которыми регулярно пользуются слепые, в светофорах в дополнение к световым могут применяться и звуковые сигналы. Эти сигналы включаются в период горения зеленого сигнала для пешеходов. При переходе улицы следует помогать пожилым людям, инвалидам и маленьким детям. Перед железнодорожными переездами, разводными мостами, причалами паромных переправ   и   в   местах   выезда   на   дорогу   пожарных   и   других   специальных   автомобилей применяются   светофоры,   которые   состоят   из   двух   горизонтально   расположенных   и попеременно мигающих красных сигналов или из одного красного мигающего сигнала. Если скоро должен показаться поезд или выехать пожарные машины, такой светофор начинает мигать. Это значит, что нужно остановиться и подождать несколько минут. И только после того как светофор погаснет, можно двигаться дальше. С 1955 года в Москве начала действовать новая организация дорожного движения – координация работы светофоров по методу «зеленой волны», В зависимости от скорости движения   и   расстояний   между   регулируемыми   перекрестками   на   светофорах последовательно включаются зеленые сигналы, что позволяет транспорту следовать без остановок.   Это   уменьшает   затраты   времени,   снижает   уровень   шума   и   выброс   вредных газов.   «Зеленая   волна»   в   среднем   экономит 4   л бензина   на 100   км пути   легкового автомобиля.   Естественно,   такое   движение   требует   большой   дисциплинированности   от пешеходов:   переходить   улицу   можно  только   при   зеленом   сигнале   светофора!   Большая скорость   движения   не   допускает   экстренного   торможения:   машины   идут   сплошным потоком, и это приведет к их столкновению.Сигналы светофора В светофорах применяются световые сигналы зеленого, желтого, красного и бело­ лунного цветов. В   зависимости   от   назначения   сигналы   светофора   могут   быть   круглые,   в   виде стрелки (стрелок), силуэта пешехода или велосипеда и Х­образные. Светофоры   с   круглыми   сигналами   могут   иметь   одну   или   две   дополнительные секции с сигналами в виде зеленой стрелки (стрелок), которые располагаются на уровне зеленого круглого сигнала. Круглые сигналы светофора имеют следующие значения: ЗЕЛЕНЫЙ СИГНАЛ разрешает движение; ЗЕЛЕНЫЙ   МИГАЮЩИЙ   СИГНАЛ разрешает   движение   и   информирует,   что время   его   действия   истекает   и   вскоре   будет   включен   запрещающий   сигнал   (для информирования водителей о времени в секундах, остающемся до конца горения зеленого сигнала, могут применяться цифровые табло); ЖЕЛТЫЙ   СИГНАЛ запрещает   движение,   кроме   случаев,   предусмотренных пунктом 6.14 Правил, и предупреждает о предстоящей смене сигналов; ЖЕЛТЫЙ   МИГАЮЩИЙ   СИГНАЛ разрешает   движение   и   информирует   о наличии   нерегулируемого   перекрестка   или   пешеходного   перехода,   предупреждает   об опасности; КРАСНЫЙ   СИГНАЛ, в   том   числе   мигающий,   запрещает   движение.   Сочетание красного и желтого сигналов запрещает движение и   информирует   о   предстоящем   включении зеленого сигнала. Сигналы   светофора,   выполненные   в   виде стрелок   красного,   желтого   и   зеленого   цветов, имеют то же значение, что и круглые сигналы Вместо красных и желтых стрелок в том же   значении   могут   использоваться   круглые красные и желтые сигналы с нанесенными на них черными стрелками соответствующего   цвета,   но   их   действие распространяется только на направление (направления), указываемое стрелками. При этом стрелка,   разрешающая   поворот   налево,   разрешает   и   разворот,   если   это   не   запрещено соответствующим дорожным знаком. контурными     Такое же значение имеет зеленая стрелка в дополнительной секции. Выключенный сигнал   дополнительной   секции   означает   запрещение   движения   в   направлении, регулируемом этой секцией. Если на основной зеленый сигнал светофора нанесена черная контурная стрелка (стрелки), то она информирует водителей о наличии дополнительной секции светофора и указывает иные разрешенные направления движения, чем сигнал дополнительной секции. Если  сигнал  светофора  выполнен  в виде  силуэта  пешехода  (велосипеда),  то  его действие   распространяется   только   на   пешеходов   (велосипедистов).   При   этом   зеленый сигнал разрешает, а красный запрещает движение пешеходов (велосипедистов). Для   регулирования   движения   велосипедистов   может   использоваться   также светофор   с   круглыми   сигналами   уменьшенного   размера,   дополненный   прямоугольной табличкой белого цвета размером 200 х 200 мм с изображением велосипеда черного цвета. Для   информирования   слепых   пешеходов   о   возможности   пересечения   проезжей части световые сигналы светофора могут быть дополнены звуковым сигналом. Для регулирования движения транспортных средств по полосам проезжей части, в частности   по   которым   направление   движения   может   изменяться   на   противоположное,применяются реверсивные светофоры с красным Х­образным сигналом и зеленым сигналом в виде стрелы, направленной вниз. Эти сигналы соответственно запрещают или разрешают движение по полосе, над которой они расположены. Основные   сигналы   реверсивного   светофора   могут   быть   дополнены   желтым сигналом в виде стрелы, наклоненной по диагонали вниз направо или налево, включение которой информирует о предстоящей смене сигнала и необходимости перестроиться на полосу, на которую указывает стрела. При   выключенных   сигналах   реверсивного   светофора,   который   расположен   над полосой, обозначенной с обеих сторон разметкой 1.9, въезд на эту полосу запрещен. Для регулирования движения трамваев, а также других маршрутных транспортных средств,   движущихся   по   выделенной   для   них   полосе,   могут   применяться   светофоры одноцветной   сигнализации   с   четырьмя   круглыми   сигналами   бело­лунного   цвета, расположенными   в   виде   буквы   «Т».   Движение   разрешается   только   при   включении одновременно   нижнего   сигнала   и   одного   или   нескольких   верхних,   из   которых   левый разрешает движение налево, средний – прямо, правый – направо. Если включены только три верхних сигнала, то движение запрещено. Круглый   бело­лунный   мигающий   сигнал,   расположенный   на   железнодорожном переезде,   разрешает   движение   транспортных   средств   через   переезд.   При   выключенных мигающих   бело­лунном   и   красном   сигналах   движение   разрешается   при   отсутствии   в пределах видимости приближающегося к переезду поезда (локомотива, дрезины). При   запрещающем   сигнале   светофора   (кроме   реверсивного)   или   регулировщика водители должны остановиться перед стоп­линией (знаком 6.16), а при ее отсутствии: – на перекрестке – перед пересекаемой проезжей частью (с учетом пункта 13.7 Правил),   не   создавая   помех   пешеходам;   перед   железнодорожным   переездом   –   в соответствии с пунктом 15.4 Правил; – в других местах – перед светофором или регулировщиком, не создавая помех транспортным средствам и пешеходам, движение которых разрешено. Водителям, которые при включении желтого сигнала или поднятии регулировщиком руки   вверх   не   могут   остановиться,   не   прибегая   к   экстренному   торможению   в   местах, определяемых пунктом 6.13 Правил, разрешается дальнейшее движение. Пешеходы,   которые   при   подаче   сигнала   находились   на   проезжей   части,   должны освободить ее, а если это невозможно – остановиться на линии, разделяющей транспортные потоки противоположных направлений. Водители   и   пешеходы   должны   выполнять   требования   сигналов   и   распоряжения регулировщика, даже если они противоречат сигналам светофора, требованиям дорожных знаков или разметки. В случае если значения сигналов светофора противоречат требованиям дорожных знаков приоритета, водители должны руководствоваться сигналами светофора. На   железнодорожных   переездах   одновременно   с   красным   мигающим   сигналом светофора может подаваться звуковой сигнал, дополнительно информирующий участников движения о запрещении движения через переезд. Вопросы для закрепления: 1. Когда и где появился первый светофор? 2. Когда появился первый светофор у нас в стране? 3. Что такое такт и цикл работы светофора? 4.   Какие   значения   имеют   красный,   желтый,   зеленый   и   бело­лунный   сигналы светофора, в том числе, если они мигают? 5.   Как   вы   думаете,   почему   для   светофора   выбрали   именно   красный,   желтый   и зеленый цвета? 6. Что должен делать пешеход при желтом сигнале светофора