Конспект урока по русскому языку.

  • Презентации учебные
  • Разработки уроков
  • doc
  • 17.04.2017
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Урок проводится во 2 классе по программе "Планета знаний".Тема урока "Гласные и согласные звуки и буквы." Урок обобщения и систематизации знаний.На уроке обобщаем знания о роли гласных и согласных звуков и букв в языке и приводим знания в систему.Формируем у обучающихся умения выделять гласные и согласные звуки и буквы и давать им характеристику.Урок во 2 классе по теме : Гласные и согласные звуки и буквы.
Иконка файла материала urok_vo_2_klasse.doc
Класс: 2 А Тема: Гласные и согласные звуки и буквы. Тип урока: Урок обобщения и систематизации знаний. Главная дидактическая цель урока: Обобщить  знания о гласных и согласных, привести их в систему Цели: 1.Обучающие: ­ обобщить знания обучающихся о роли гласных и согласных звуков и букв  в  языке; ­ продолжить формирование умения выделять гласные и согласные звуки и  буквы и давать им характеристику; ­ актуализировать знания обучающихся о работе гласных и согласных букв; ­ обеспечить применение обучающимися знаний на практике. 2.Воспитывающие: ­ возбудить интерес к изучению русского языка как науки; ­ создать условия для заинтересованной работы на уроке; 3. Развивающие: ­ содействовать расширению кругозора; ­ развивать речь; Оборудование к уроку: тетрадь и другие канцелярские принадлежности, , лента букв. 1) Организационный этап: (проверка готовности к уроку, правильная осанка). Ход урока: ­ Что необходимо каждому ученику, чтобы стать прилежным учащимся? Запомни, тот, кто много трудится, у него что­то да получится. «Учение и труд все перетрут» ­Как ты понимаешь смысл этой пословиц? Есть еще одна пословица, которая нам сегодня поможет на уроке: «Повторенье — мать ученья» 2))Сообщение темы и целей урока& Сегодня  мы отправимся в увлекательное путешествие по Стране гласных и  согласных звуков и букв , где мы вспомним  гласные и согласные звуки, для чего они нужны и какие функции выполняют.  Пальчиковая гимнастика. А сейчас мы должны хорошо выполнить разминку, чтобы красиво и правильно  делать записи в тетради  ­ заведем мотор машины (вращение кулаков)­покажите как работает наше сердце (сжимание и разжимание рук)  ­поднимаемся по ступенькам и спускаемся вниз  (большим пальцем нажимаем на подушки пальцев по порядку)  ­раз,два, три, четыре, пять,(сгибаются пальцы по порядку в кулак)  и  сразу:   все пальчики ушли спать.(наклон кулачков)  ­вдруг проснулись ,потянулись. Разминку сделали просто замечательно. Теперь наши пальчики и руки будут  хорошими помощниками. 3)Актуализация знаний: 1) Минутка чистописания.   ­ Открываем тетради и записываем число и “Классная работа”  ­ Какую букву ты больше всего хочешь сейчас написать?  ­ Охарактеризуй эту букву и ее звук?   ­ Запиши в тетрадь заглавную и строчную рядом. Продолжи таким образом ряд  до конца строки. Выбери самые красивые буквы и подчеркни.  ­ Молодец! 4) Обобщение и систематизация знаний а) ­ А теперь я открываю ленту букв. Давай внимательно рассмотрим ее.  ­ Почему одни букв выделены красным цветом, другие синим?(красным цветом  ­гласные, синим — согласные). Почему 2 буквы у нас остались серыми?(это ъ и ь знак.они не имеют звука)  ­  Что ты знаешь о гласных звуках?(гласные поются)  ­ Сколько их в русском языке? (6) А сколько  гласных букв?(10) ­ Давайте вспомним как произносятся гласные звуки (а, о, у, и, ы, э)   ­ Как на письме записываются звуки?(в квадратных скобках)  ­ Назовите буквы гласных звуков, обозначающих твердость согласного звука (а, о, у, ы, э)  ­ Назовите буквы гласных звуков, обозначающих мягкость согласного звука (я,  е, ё, и, ю)  ­  Какие из этих букв могут обозначать два звука? (я, ё, е, ю) (Я­йа, Ё –йо, Е –йэ, Ю –йу)  ­ Когда они обозначают два звука?(в начале слова, после гласных, перед ъ и ь  знаками)  ­ Давайте приведём примеры таких слов. Например, ясно, поёт, льёт, подъезд.( работа в тетради)  ­ Может ли слог состоять только из одного гласного звука?(да)  ­ А без гласных звуков может состоять слог?(нет)  ­ Давайте сделаем вывод, для сего нужные гласные?(Гласные звуки нужны для образования слога.)  ­Попробуйте разобрать слова, которые мы записали ранее, по слогам.(яс­но, по­ ёт, подъ­езд ­по 2 слога, а в слове льёт ­один слог) Запомните, сколько в слове гласных, столько и слогов! б) Гимнастика для глаз. Не поворачивая головы (голова прямо), с закрытыми глазами, посмотреть  направо на счет 1­4, затем налево на счет 1­4 и прямо на счет 1­6. Поднять глаза  вверх на счет 1­4, опустить вниз на счет 1­4 и перевести взгляд прямо на счет 1­ 6. Повторить 4­5 раз. в) На доске звуки: [г], [р], [м], [в], [у], [ф]. ­Какой звук лишний?[у] Почему?(гласный, а остальные­согласные) ­А вы  знаете стихотворения о согласных звуках? Тогда я сейчас буду читать, а вы­повторяйте за мной: А согласные согласны Шелестеть, шептать, скрипеть, Даже фыркать и шипеть, Но не хочется им петь. Ссс – змеиный слышен свист, Шшш – шуршит опавший лист. Жжж – шмели в саду жужжат, Ррр – моторы тарахтят. г)­Как произносятся согласные звуки?  ­ Что вы можете сказать про согласный звук? (он состоит из голоса и шума или  только из шума) Какие буквы обозначают согласные звуки?  (б,в,г,д,ж,з,й,к,л,м,н,п,р,с,т,ф,х,ц,ч,ш,щ) ­ На какие группы делятся согласные звуки?( на мягкие и твёрдые, на глухие и  звонкие, на парные и непарные) Чем обозначается мягкость на письме согласного звука?(обозначается гласными  буквами е,ё, ю, и, я, а также мягким знаком) ­ Я вам приведу для сравнения такие слова — лук­люк, мел­мель.Где мягкие  согласные, а где твёрдые, скажите? ­ А теперь мы  переключимся на парные согласные. Назовите мне пары!(б­п,в­ф,г­к,д­т,ж­ш,з­с — твердые и такие же мягкие)  ­ Остальные согласные у нас остались без пары. ­ Назовите буквы непарных звонких согласных звуков (л,м,н,р,й)  ­ Что можете сказать о буквах ха, це, че, ща? (буквы непарных глухих  согласных звуков)  ­  Назовите буквы всегда мягких согласных звуков. (й, ч, щ )  ­ Назовите буквы всегда твердых согласных звуков. (ж, ш, ц)­ И еще раз повторим, чем отличается от всех других букв Ь и Ъ? (они не  обозначают звука)   ­ Ну и последнее, согласный звук может образовать слог без гласного?(нет,  слог образуется только вместе с гласным звуком) Молодцы! Вы успешно прошли проверку на знание гласных звуков! д) Физкультминутка. Раз, два, три, четыре, пять Начал заинька скакать, Прыгать заинька горазд, Он подпрыгнул десять раз. 5)Применение знаний и умений в новой ситуации а) А теперь немножко потренируемся в применении наших знаний.  ­ На доске расположены буквы: З, К, А, В, Е, Н, М, И, Ю, Б. Разделите эти буквы на 2 группы .   ­ По какому признаку вы разделила буквы?(гласные и согласные) Назовите буквы каждого ряда. Дополни каждый ряд своими примерами по две  буквы. Подбери слова, которые начинаются с букв, обозначающих согласные звуки. А  теперь, гласные.(запись в тетрадь) б) Отгадай загадки и мы сделаем звуковой анализ слов­отгадок. Вот по небу мчится конь – Из – под ног летит огонь. Конь копытом бьет могучим И раскалывает тучи. Так он тяжело бежит, Что внизу земля дрожит.    (гроза). Я мохнатый, я кудлатый, Я зимой над каждой хатой, Над пожаром и заводом, Над костром и пароходом. Но нигде – нигде меня Не бывает без огня.         (дым) Ускользает, как живое, Но не выпущу его я. Дело ясное вполне: Пусть отмоет руки мне.    (мыло). 6)Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция ­ Что изучали и повторили на уроке? ­Определи различие между буквами и звуками?­ Является ли истинным высказывание «Количество слогов определяется по  количеству гласных в слове»? 7)Информация о домашнем задании Повтори все гласные и согласные звуки и буквы. Выпиши из последней загадки 5 слов и сделай звуковой анализ. 8)Рефлексия.   ­ Что тебе больше всего понравилось на уроке? ­ Продолжи высказывания: Мне понравилось… У меня получилось…