Конспект урока по русскому языку 3 класс Тема: «Обобщение знаний об имени существительном».
Оценка 4.7

Конспект урока по русскому языку 3 класс Тема: «Обобщение знаний об имени существительном».

Оценка 4.7
Разработки уроков
doc
русский язык
3 кл
05.02.2017
Конспект урока по русскому языку 3 класс Тема: «Обобщение знаний об имени существительном».
Предмет: Русский язык. Класс: 3 класс. УМК: «Школа России». Тип урока: Обобщение и систематизация знаний. Тема: «Обобщение знаний об имени существительном». Цель урока: повторить и обобщить об имени существительном. Задачи урока: Обучающие: обучение учащихся применению правил на определение числа, рода, падежа имен сущ. Познакомить уч-ся с выражением «три кита» в русском языке. Развивающие: развитие речи, мышления, интуиции и «чувства языка». Развивать внимание, наблюдательность, умение анализировать, развивать устойчивую мотивацию к процессу обучения. Воспитательные: воспитание гигиенических правил письма; повышение уровня познавательного интереса к предмету русский язык. Оборудование: а) для учителя: учебник «Русский язык» для уч-ся 3 класса (2 часть); карточки с китами; презентация; б) для учащихся: учебник «Русский язык» (2 часть); рабочая тетрадь. Техническое обслуживание: проектор, экран. Оформление доски: число, вид работы, тема урока.
конспект урока русский язык 3 класс.doc

 

МБОУ «Красногвардейская гимназия»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Разработка урока русского языка

 

Тема:  «Обобщение знаний об имени существительном»

 

3 класс УМК «Школа России»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Урок подготовила :

учитель начальных классовв

 

                                       Герцен О.А.

 

 

 

 

 

 


П   П

 реПредмет: Русский язык.

К      Класс: 3 класс.

У    УМК: «Школа России».

Т     Тип урока: Обобщение и систематизация знаний.

Д      Тема: «Обобщение знаний об имени существительном».

Це  Цель урока: повторить и обобщить об имени существительном.

 

 ЗаЗадачи урока:

ОбОбучающие: обучение учащихся применению правил на определение числа, рода, падежа имен сущ. Познакомить уч-ся с выражением «три кита» в русском языке.

РаРазвивающие: развитие речи, мышления, интуиции и «чувства языка». Развивать внимание, наблюдательность, умение анализировать, развивать устойчивую мотивацию к процессу обучения.

Воспитательные: воспитание гигиенических правил письма; повышение уровня познавательного интереса к предмету русский язык.

                                                                                                        

Оборудование: а) для учителя: учебник «Русский язык» для уч-ся 3 класса (2 часть); карточки с китами; презентация; б) для учащихся: учебник «Русский язык» (2 часть); рабочая тетрадь.

Техническое обслуживание: проектор, экран.

Оформление доски: число, вид работы, тема урока.

Ход урока:

Этапы урока

Учитель

Учащиеся

Мультимедийное сопровождение

Оргмомент

-Здравствуйте, ребята. Садитесь. Сегодня на уроке вас ждут интересные задания. Желаю вам быть внимательными и активными на уроке. А помогать нам будет Мудрая Сова, которая очень много знает о русском языке.

 

 

Актуализация знаний.

Мудрая Сова подготовила для вас задание. На экране написаны ряды слов.

-Найдите лишнее слово:

Команда, футбольный, хоккейный.

Васильева, Дмитрий, Иванов, Семенов.

Добрый, солнце, веселый, злой.

Побеждать, радоваться, играть, молодёжь.

-Выпишите лишние слова через запятую.

 

-Объедините слова по нескольким признакам.

- Определите число каждого существительное

 

 

-Команда (прилагат.)

-Дмитрий (фамилии)

-Солнце (прилагат.)

-Молодёжь (глаголы)

 

 

-Все слова существительные;

-Дмитрий – имя собственное, остальные - нарицательные;

-Молодёжь  имеет только форму единственного числа, а остальные употребляются в ед.ч. и мн.ч.

Слайды № 2

 

По щелчку мыши «лишние» слова меняю цвет

Сообщение темы и целей урока

Сова предлагает вам совершить путешествие на остров Лингвинию.

-Перед вами карта, на ней вы видите остров Лингвинии.

-Название острова образовано от слова лингвистика.

-В словаре Ожегова значение этого слова объяснено так. (Слайд 4)

-На этом острове много стран. Сегодня мы посетим совершенно особенную страну, в которой живут имена существительные. Наша цель - повторить и обобщить об имени существительном.

- Имя существительное стоит на «трех китах». Китов этих мы хорошо с вами знаем.

 

-Откуда пришло выражение «три кита»?

-О каких трех китах вы слышали? (В музыке, в экономике)

-Три кита – это фундамент чего-либо. Давайте, выясним, что же это за «три кита» в русском языке?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-В древности, когда люди не знали, что наша Земля имеет форму шара и двигается в пространстве, считали, что Земля стоит на трех китах

Слайд № 3

Слайд № 4

Обобщение и систематизация знаний.

- Первый кит: грамматическое значение слова. 

- Ребята, приведите примеры имён существительных.

- На какие вопросы они отвечают? Что же обозначают имена существительные?

 

 

.

-Что может обозначать  имя существительное  кроме предмета?      

 

 

 

 

 

 

 

-Образуйте и запишите существительные  от:

глаголов: бежать, кричать, прыгать;

прилагательных: интересный, сильный, добрый.

 

 

 

-Приведите несколько существительных, которые называют явления природы.           

 

 

 

- Мудрая Сова не только любит русский язык. Еще одним её увлечение является чтение книг. Особо она зачитывается сказками. И сегодня она приглашает вас к гости к девочке Алисе.

-Мы оказываемся в сказке Л.Кэррола «Алиса в Зазеркалье».  

 - Найдите в отрывке «зазеркальные имена существительные». Подчеркните имена сущ.

Варкалось, хливкие шарьки

Пырялись по наве,

И хрюкотали зелюки,

Как мюмзики, в мове.

- Определите число каждого существительного.

 

 

-Часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы: кто? и что?

 

 

-Сущ. называют явления природы, признаки, действия

 

 

 

 

 

 

По цепочке учащиеся пишут на доске: «Действие: бег, крик, прыжок. Признаки: интерес, сила, доброта.

 

Явление природы: снег, метель, вьюга, дождь. Предмет: береза, стол, стул».

 

 

 

 

 

 

Работа на карточках с текстом.

Взаимопроверка.

 

Слайд 5

Слайд № 6

 

Слайд № 7

 

 

 

 

 

 

 

Слайд № 8

 

 

Физминутка

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Продолжение работы над новой темой урока

- Второй кит: морфологический

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Назовите морфологические признаки имени существительного.

 

-Ребята, а как могут изменяться имена существительные?     

 -Запишите существительные, через тире запишите слова, изменив их число. Выделите орфограммы.

Корова  -

Мальчик –

Ягода -

Столица –

Пальто -

- Ребята, почему со словом ребята у нас возникли трудности?

 

 

- Приведите примеры таких слов?

- Распределите слова в два столбика. Как вы думаете, какие это будут столбики?

Ножницы, пальто, конь, духи

лагерь, соседи, сугробы, ветер

метель, окна, опилки, молодежь

грибы, ельник, трамвай, деревни

 

-Вы сказали, что существительные изменяются по числам и падежам. Изменяются ли существительные  по родам?

-Как определить род существительного?    

 

 

 

Игра «Путаница».

-Напиши правильно слова. Укажи род имен существительных

Леодоя - одеяло

торавкь - кровать

скерол - кресло

винад - диван

 

-А теперь, ребята, послушайте стих. Найдите формы одного и того же слова. 

У норы добычи ждет

Притаившись, серый кот,

Мышь осталась без хвоста,

Вырываясь от кота,

А теперь и за версту

Не приблизится к коту.

Крыса старая – и та,

Видя грозного кота,

Удерет в нору под дом,

Чтоб не встретится с котом.

Там дрожит и в темноте

Вспоминает о коте!

- Формы какого одного и того же слова вы услышали?

-Что такое склонение? Назовите все падежи вместе с вопросами. Проверка по слайду.

-А сейчас просклоняйте слово кот, задавая вопросы.

-А сейчас откройте учебники на с.99, упр.115.           

Работа по вариантам. 1 вариант находит в первом предложении неодушевленное сущ. и изменяет по падежам, а 2 вариант – во втором предложении.

Самостоятельная индивидуальная работа. Проверка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Число, род, падеж

 

 

- По числам и падежам

-Комментированное

Письмо на доске и в тетрадях

 

 

 

 

 

- В русском языке есть слова, которые по числам не изменяются.

- Выслушиваются ответы учащихся.

Далее учащиеся записывают существительные по группам

 ( единственное и множественное число)

 

-Заменить местоимением.

 

 

 

 

-Одеяло-ср.р., кровать-ж.р.,

кресло-ср.р.,

диван-м.р.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Выслушиваются ответы учащихся

 

По цепочке ученики работают у доски.

 

 

 

 

Ребята работают самостоятельно. Проверка.

Слайд № 9

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд № 10

 

 

 

 

 

 

Слайд № 11

 

Слайд № 12

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд № 13

 

 

 

 

 

            Физкультминутка

           

 

 - А теперь не менее интересное задание от Мудрой Совы. Прочитайте слова. 

и костер небольшого сидели у собака охотник

столица Родины Москва нашей

 

-Составьте предложения.

-Вы связали слова по смыслу, интонационно и грамматически.

 

 

 

 

-Найдите главные члены в предложениях.

-Определите части речи.

-Есть ли в этих предложениях еще существительные. Назовите их какими членами предложения они являются?

 

 

 

 

 

 

 

Это и есть третий кит: синтаксические признаки

-Имя существительное может быть в роли подлежащего, в роли сказуемого, а также выступать в роли второстепенного члена предложения.

 

Коллективная работа

 

 

 

 

 

 

- У костра, Родины.

 

 

 

 

 

-Второстепенными

 

 

 

Слайд № 14

На слайде настроена анимация. По ходу выполнения задания все изменения появляются на слайде.

 

 

Слайд № 15

 

Контроль. Проверка знаний.

- Сова для вас приготовила ещё одно задание.  Сейчас мы проверим, как вы усвоили материал по разделу имя существительное.

- У вас на партах листы с тестом. Вам нужно внимательно прочитать вопросы, обвести  правильный вариант ответов.

(Приложение №1. Самостоятельная работа в тестах. После ее выполнения ребята обмениваются листочками с соседями по парте. Взаимопроверка)

Итоги урока

-Подведём итоги. Что же за «три кита» в русском языке?

- Назовите грамматическое значение, морфологические и синтаксические признаки существительных ?

-И напоследок. Сказало сущ. «Я слово удивительное!»

Чем оно удивительно? Послушайте, как поэт Шибаев написал об этом в стихотворении.          

Всему название дано –

И зверю, и предмету.

Вещей вокруг полным-полно,

А безымянных - нету!

И все, что может видеть глаз –

Над нами и под нами, -

И все, что в памяти у нас, -

Означено словами.

- Понравился ли вам сегодняшний урок?

- Что было самым интересным?

- Какое задание было самым трудным?

- Мудрая Сова осталась довольной вашей работой

 

 

 

 

Ответы детей.

 

 

Домашнее задание

-Ребята, приближается международный Женский день. В канун праздника 8 марта вы дома составите рассказ, используя все слова из упр.112 на с.98.

 

 

 

 

Литература:

1.        Зеленина Л.М., Хохлова Т.Е., Быстрова М.Н. и др. Тесты. Начальная школа. 3 класс: учебно - метод. пособие. – М.: Дрофа, 2006. – 142 с.

2.        Михайлова Л.С.  Словарь по русскому языку для нач. классов. – Волгоргад.: Изд-во «Братья Гринины», 1999 г.

3.        Моршнева Л.Г. Русский язык. 2 класс. Карточки заданий.- Саратов: Лицей, 2006. – 96 с.

4.        Колосова О.В., Русакова И.В. Поурочные разработки по русскому языку, 3 класс,- М.: Изд-во «Экзамен, 2007, -221 с., (серия «Учебно-методический комплект»)

5.        Ракитина М. Г. Русский язык. 3 класс. Тесты. Дидактические материалы – М.: Айрис-пресс,2007. -96 с

Приложение

                                  

 

 

Тест 2. Части речи.

 

 

Ф.И. ученика ________________________________________________________________________

 

1. Как правильно?

Склонением называется изменение имен существительных:

1.      По числам                             2.По падежам

2.       

2. Укажи, в каком падеже существительные не упот­ребляются с предлогами:

1.      Именительный  2. Родительный

2.      Дательный

3.      Винительный

4.      Творительный

5.      Предложный

 

3. Выбери существительные мужского рода, отвечающие на вопрос что?

1.      Радость                  2.Костёр               3. Ветер                4. Пение                 5. Торт

 

4. Укажи существительные женского рода, отвечающие на вопрос кто?

1.      Муравей                2.Ласточка           3.Библиотека       4.Сестра                 5.Доктор

 

5. Найди имена существительные среднего рода, отвечающие на вопрос что?

1.      Декабрь

2.      Утро

3.      Село

4.      Чудовище

5.      Дитя

 

4. Найди существительные во множественном числе:

1.      Буквы

2.      Город

3.      Окна

4.      Мастера

5.      Павлин

8. Выбери сочетания слов, в которых существитель­ное и прилагательное не согласованы в числе:

1.      Веселый друзья

2.      Старая крепость

3.      Умная лицо

4.      Шумное море

5.      Высокие липа

9. Укажи формы одного и того же слова:

 

1.      Дождь                          6.Дождливый

2.      Дождю                         7. Дождевой

3.      Дожде                          8.Дождевик

4.      Дождя                          9.Дождичек

5.      Дождем                       10.Дожди

 

 


МБОУ «Красногвардейская гимназия»

МБОУ «Красногвардейская гимназия»

П П реПредмет: Русский язык

П П реПредмет: Русский язык

Слайды № 2 По щелчку мыши «лишние» слова меняю цвет

Слайды № 2 По щелчку мыши «лишние» слова меняю цвет

Что может обозначать имя существительное кроме предмета? -Образуйте и запишите существительные от: глаголов: бежать, кричать, прыгать; прилагательных: интересный, сильный, добрый

Что может обозначать имя существительное кроме предмета? -Образуйте и запишите существительные от: глаголов: бежать, кричать, прыгать; прилагательных: интересный, сильный, добрый

Продолжение работы над новой темой урока -

Продолжение работы над новой темой урока -

Вы сказали, что существительные изменяются по числам и падежам

Вы сказали, что существительные изменяются по числам и падежам

Вспоминает о коте! - Формы какого одного и того же слова вы услышали? -Что такое склонение?

Вспоминает о коте! - Формы какого одного и того же слова вы услышали? -Что такое склонение?

Продолжение работы над новой темой урока -

Продолжение работы над новой темой урока -

Контроль. Проверка знаний. -

Контроль. Проверка знаний. -

Литература: 1. Зеленина

Литература: 1. Зеленина

Тест 2. Части речи. Ф.И

Тест 2. Части речи. Ф.И
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.02.2017