Конспект урока по русскому языку "Что надо уметь, чтобы грамотно писать?" 4 класс

  • Работа в классе
  • docx
  • 15.05.2017
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

ТЕМА: Что надо уметь, чтобы грамотно писать? Урок комбинированный, с применением игровой технологии. На уроке учащиеся открывали для себя новые знания о грамматических признаках глагола, накапливали опыт употребления в речи различных глагольных форм, повторяли знания о ранее изученных частях речи.
Иконка файла материала откр урок рус яз 15.04.docx
ТЕМА: Что надо уметь, чтобы грамотно писать? Цель:  ­ Развивать навыки грамотного письма, основанные на значении слова. ­ организовать работу учащихся в малых группах по методу сотрудничества; ­повышать уровень самоконтроля и взаимоконтроля; ­воспитывать у учащихся интерес к русскому языку. ХОД УРОКА 1. ЭТАП САМООПРЕДЕЛЕНИЯ  Вот волшебный дан звонок – начинается урок.  Давайте настроимся на работу. ­   Проверь,   дружок,   готов   ли   ты   начать   урок?   Всё   ль   на   месте,   всё   ль   в порядке: памятка, ручка, карандаш, тетрадка? Проверили? Слайд 3. ­ А сейчас я хочу увидеть,  с каким настроением вы пришли на урок. ­   Перед   вами   три   вида   настроения:   радостное,   неуверенное,   грустное. Выберите то, какое настроение у вас в начале урока. Чтобы урок прошёл в уверенном   состоянии,   проведём   установку.   Повернитесь   друг   к   другу, улыбнитесь.  Пожелайте друг другу удачной работы.     (Дети   хлопают   о   ладоши   друг   друга   и   говорят   хором:   «Мой   хороший, дружный класс, всё получится у нас!»). 2. ЭТАП ЦЕЛЕПОЛОГАНИЯ.   Поступая в школу в первый класс, вопрос Елены Владимировны «Чему вы хотите научиться в школе?», вы отвечали: «Писать письменные буквы». ­ Научились? (Да.) ­   Чему   мы   хотим   научиться   на   уроках   русского   языка   сейчас? (Писать грамотно.) ­   Кто   сформулирует   тему   урока? («Что   надо   уметь,   чтобы   писать грамотно?») ­ Как вы ответите на вопрос, обозначенный в теме урока? (Нужно уметь находить орфограммы в слове и решать орфографические задачи.) ­ Находить в словах «главные опасности» письма – орфограммы мы учились еще в первом классе. Покажите это умение.       3.ЭТАП АКТУАЛИЗАЦИИ ЗНАНИЙ: 1. ­ Перед вами лежит листочки, на них написан рассказ об одной ошибке, которую   совершил   мальчик   Дима.   Давайте   его   прочитаем   и   подумаем, почему так получилось? ­   Дима   написал   своему   другу   Пете   записку: «Приходи   с   мечом   вечером, сыграем». Старшая сестра Димы Оля ходила в магазин, что расположен рядом с домом, где живет Петя, и передала записку. ­Ну как? ­ спросил Дима вернувшуюся сестру. ­Отнесла. Сказал, что придет к шести часам.В шестом часу Дима  собрал ребят во дворе. ­ Мяч будет! – спросили ребята. ­ Петька принесет, я ему написал записку, он обещал. А пока разделимся на команды и приготовим ворота. Ровно   в  шесть   часов   пришел   Петя.  Но   вместо   мяча   в   руках   у   него   было оружие фехтования ­ длинный деревянный меч. ­ Почему так получилось? (мальчик неверно написал слово мяч) ­ Когда   Дима   писал   записку,   чему   главному   в   слове   не   уделил   внимание мальчик?    (значению слова) ­ Почему так важно знать значение слова? В чем оно помогает? (помогает правильно строить высказывания; формулировать мысли; решать орфографические задачи – писать грамотно; понимать друг друга). ­ Давайте поможем мальчикам понять друг друга, исправим ошибку в записке.    Приходи с мечом вечером, сыграем. ­   Откройте   тетради,   запишите   число,   выделяя   орфограммы,   части   речи спишите предложения.  Посмотрите на свои буквы и подчеркните те, которые написаны у вас красиво и правильно. Есть ли буквы, которые вам не нравятся, как написаны? Вывод?  2. МИНУТКА ЧИСТОПИСАНИЯ. ­  Кто   считает,  что   хорошо   умеет   проверять   безударные   гласные   в  разных частях слова?  Задание: определить орфограммы, решить орфографические задачи, ответить на вопрос: какие знания и умения применили? Ответ ученика:  сильный – силач; орфограмма «безударный гласный в корне слова»  Силач, рассказ, хоккей, снегирь, мяч, гараж. (знание значения слова); рассказ – рас – приставка, сказ – корень (строение слова);       хоккей – слово с непроверяемым написанием (умение пользоваться  орфографическим словарем);  снегирь – снег; орфограмма «безударный гласный в корне слова»  (умение пользоваться этимологическим словарем); мяч – пишется без мягкого знака, так как это имя существительное 2  склонения (умение определять части речи); гараж – гаражи; орфограмма «парный согласный в корне слова» (умение   применять правило). ФИЗМИНУТКА 3. Предлагаю вам стихи и загадку с набором глаголов разного времени. Вы  изображаете время глагола движением: прош. вр. – прыжки, наст. вр. – шаги,буд. вр. – полёт. ­ Держите ушки на макушке, кругом расставлены ловушки. Расшумелся самовар. Поднимает крышку пар. В потолок и стену бьёт. Ване мать кричит: «Уйдёт!» ­ Не уйдёт, ­ сказал сынок, ­ Дверь закрыл я на замок! Бывает он в холод, бывает он в зной. Бывает он добрый, бывает он злой. То по лесу кружит, то в поле свистит. Но мы не видали, каков он на вид. В открытые окна нежданно влетит. То что­то прошепчет, то вдруг загудит. Притихнет, умчится, примчится опять. То вздумает по морю волны гонять. 4. Закрепление.  ­ Составляем кластер с названием способа решения орфографической задачи.  Часть речи. Значение слова.                                                                Этимология. Строение слова. Способы Правило.                                                                      Орфографический словарь. Работа с кластерами. Учащиеся распределяют слова по столбикам в зависимости от способа  решения орфографической задачи: Силач, добряк, грязнуля, светлячок, очищать, рассказ, пересказ, цифры,  сделать, вьюга, подъезд, хоккей, библиотека, береза, каникулы, вокзал,  пассажир, снегирь, синица, велосипед, луч, беречь, заклеим, в городе, на  площади, ночь, напишешь, далеко, зуб, грустный, скользкий, мягкий, уполз,  шалаш, темнеет, ночной.  Проверка работы.  Вывод : «Что надо уметь, чтобы писать грамотно?»­ Чтобы грамотно писать надо: уметь находить все орфограммы,  задумываться над значением слов, легко узнавать их строение. Нужно знать  признаки слова как части речи, знать и уметь применять правила, уметь  пользоваться орфографическим словарем. А также необходимо проверять  свои записи. Рефлексия.  «Слово живёт тогда, когда ты открываешь его тайну»  Все ли задачи мы выполнили? 1. Что нового узнали? 2. Настроение. 3. Оценивание своей деятельности.