Конспект урока по русскому языку "Фразеологизмы" 4 класс
Оценка 4.7
Разработки уроков
doc
русский язык
4 кл
02.02.2019
Конспект урока содержит материал по теме "Фразеологизмы" 4 класс УМК "Гармония". Тип урока: открытие новых знаний. Ученики ставят цель: познакомиться с новым понятием, применять фразеологизмы в своей речи, оценивать свою работу, используя новые выражения. Работают в паре, в группах. Урок проходит очень оживленно и увлекательно.
конспект урока.doc
Сценарий урока
Этап урока.
Деятельность учителя.
I.
Организационный
момент
II. Этап проверки
выполнения
домашнего
задания
III. Этап
целеполагания
Мимическая гимнастика:
Прозвенел звонок
Начинается урок!
Встаньте прямо.
Распрямитесь.
Удивитесь.
Рассердитесь.
Улыбнитесь.
Тихо за парты садитесь. (Слайд 1)
УПР. 572
Проверим по слайду. (Слайд 2,3)
На листе самооценки поставьте себе
количество баллов. (Приложение 1)
Вступительное слово учителя.
Наверное, нет человека, который бы не
слышал в свой адрес: «Не валяй дурака!», «Не
бей баклуши!» или «Заруби себе на носу!»
Каждый хорошо владеющий родным языком
прекрасно понимает, о чём идёт речь, и не
удивляется ни “сидоровой козе”, ни дождику,
который почемуто идет в четверг. А помогает
нам в этом изучение сегодняшней темы.
Итак, не будем бить баклуши.
Вы засучите рукава.
Задания приготовьтесь слушать,
Чтоб не кружилась голова.
Вот интересно, а вы поняли, что я сейчас
сказала? Как вы понимаете смысл
произнесенной мною фразы? Объясните.
В русском языке таких выражений много.
И наверное, вы уже догадались, о чем будет
наш дальнейший разговор.
Как вы думаете, о чём мы сегодня будем
говорить на уроке?
Вы когданибудь слышали это слово?
Давайте предположим, что это слово может
обозначать?
Деятельность
учащихся.
Учащиеся
выполняют
движения.
Учащиеся по
слайду
проверяют
домашнюю
работу.
Самооценка.
(О фразеологиз
мах)
(группа слов,
сочетание слов, Какие цели поставим себе на урок?
IV. Актуализация
опорных знаний
учащихся
V. Этап изучения
нового
материала.
Откройте тетради, запишите «число, классная
работа, тема урока»
Постановка проблемной ситуации.
Ребята, оглянитесь назад. Что (кого) вы
видите?
А теперь внимательно послушайте отрывок из
рассказа К.И. Чуковского.
Четырёхлетняя Светлана спросила у
матери, скоро ли наступит лето.
— Скоро. Ты и оглянуться не успеешь.
Светлана стала както странно
вертеться.
— Я оглядываюсь, оглядываюсь, а лета
всё нету...
Как вы думаете, почему Светлана не увидела
лета?
Подумайте, что означает выражение
оглянуться не успеешь? Можно ли его
заменить одним словом? Каким?
Ребята, а почему мы так говорим?
Труслив, как заяц.
Голоден, как волк.
Здоров, как бык. (Слайд 6)
член
предложения,
часть речи,
часть слова,
раздел русского
языка)
С помощью
учителя
формулируют
тему урока. С
помощью
учителя ставят
цель урока.
1. Узнать, что
такое
фразеологизмы.
2. Что они
обозначают?
3. Зачем они
нам нужны?
Запись
в
тетрадях числа,
оформление
вида работы.
Учащиеся
отвечают на
поставленные
вопросы.
(Ответы
учащихся) А так говорят?
Ползёт, как рыба.
Трещат, как черепаха.
Молчит, как сороки. (Слайд 7)
Что же произошло?
Попробуем исправить. (Слайд 8)
Подумайте, можно ли заменить одно слово
другим?
Значит, эти слова дружат друг с другом и
поменять местами их нельзя! (Слайд 9)
СЛОВА ДРУЖАТ ДРУГ С ДРУГОМ,
ПОМЕНЯТЬ ИХ МЕСТАМИ НЕЛЬЗЯ.
В русском языке такие сочетания не
создаются в момент говорения,
а
употребляются готовыми. Они называются
устойчивыми (постоянными) сочетаниями
слов. Это фразеологизмы.
Произнесите это слово ещё раз. Скажите,
какое маленькое слово спряталось в нём?
Фразис в переводе с древнегреческого языка
значит «выражение»; логос – «слово, понятие».
А где можно найти значение фразеологизмов?
(Слайд 10,11)
Прочитайте фразеологизмы(Слайд 12)
зарубить себе на носу
пятки сверкают
упал как снег на голову
рукой подать
кожа да кости
Известны ли вам значения приведённых
устойчивых сочетаний слов?
Можно ли чтото зарубить себе на носу,
могут ли пятки сверкать, падает ли снег на
голову?
Но какое значение имеют эти сочетания?
(переносное) (Слайд 13)
Как же понять, что означают эти выражения?
Как же вы понимаете, зарубить себе на
носу?
Но если вместо зарубить себе на носу
можно сказать «запомни», зачем в языке
существует такое «странное» сочетание слов?
Если затрудняются, не могут ответить:
Слова в
сочетаниях
заблудились.
Да,
действительно,
невозможно
заменить одно
слово другим,
иначе теряется
смысл.
Фраза.
Узнать у
взрослых,
во
фразеологическ
ом словаре…
Из текста, из
словаря Какое из предложений – с фразеологизмами
зарубить себе на носу,
или со словом
«запомни» более яркое, выразительное?
Нужны ли в нашей речи фразеологизмы? Для
чего? (Слайд 14)
ПОМОГАЮТ РЕЧИ БЫТЬ ЯРКОЙ,
ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ, ВЫРАЗИТЕЛЬНОЙ.
Внутри фразеологизма, если каждое слово
взять отдельно, то значение слов теряется.
На доске пишет учитель и говорит:
Сумма значений слов зарубить и нос не даёт
значения «запомнить». (Слайд 15)
Зарубить + нос = запомнить(Слайд 16)
СМЫСЛ ИМЕЕТ ТОЛЬКО ВСЁ
ВЫРАЖЕНИЕ В ЦЕЛОМ
(Слайд 17)
А вы знаете, как образовалось это слово?
Тогда послушайте. (Слайд 18)
Работа по учебнику стр. 128129
VI. Этап
первичной
проверки
понимания
изученного.
1. Работа в группах. В рассказе нужно найти
10 фразеологизмов, употреблённых в
переносном значении, и объяснить их
смысл.
(Приложение 2)
Физминутка (Слайд 2123)
2. –По значению выделяются
фразеологизмы – синонимы и
фразеологизмы – антонимы. (Слайд 24)
Давайте вспомним, какие слова
называются синонимами, а какие –
антонимами.
Работа в парах.
I ряд: Подобрать к данным фразеологическим
сочетаниям синонимы из другого
столбика, соединив стрелкой два
фразеологизма. (Приложение 3)
Помогают
речи быть
яркой,
эмоциональной,
выразительной.
Учащиеся
работают по
учебнику по
стр. 128129
Работа в
группах.
Читают текст,
находят
фразеологизмы.
Самопроверка
1 ряд – слайд 19
2 ряд –слайд 20
Самооценка.
Работа в
парах.
Самопроверка 1 ряд – слайд 25
2 ряд –слайд 26
Самооценка.
Самопроверка
1 ряд – слайд 28
2 ряд –слайд 29
Самооценка
Работа в
группе.
Из выделенных
букв должно
получиться
слово «браво».
Самооценка.
Учащиеся
подсчитывают
количество
баллов и ставят
себе отметку.
II вряд: Подобрать к данным фразеологизмам
антонимы из другого столбика.
(Приложение 4)
3. Выборочный диктант
1ый ряд выпишет фразеологизмы со
значением «быстро», 2ой – «бездельничать».
(Категории прописаны на доске)
Сломя голову
Сидеть сложа руки
Во все лопатки
Водить за нос
Втирать очки
Бить баклуши
Во весь дух
Вводить в заблуждение
Со всех ног
Высунув язык
4. Тест для группы.
А сейчас будете работать коллективно в
группе. Вам нужно на карточках выбрать
фразеологизм, который по значению не
подходит к другим, то есть найти четвёртый
лишний. Задание сложное, поэтому сначала
советуйтесь с членами вашей команды, а потом
ктото один будет обводить буквы.
(Приложение 5)
Чему был посвящен наш урок?
Что такое фразеологизмы?
Что вы о них узнали?
Почему мы используем фразеологизмы в
своей речи?
Подсчитайте количество баллов и поставьте
себе отметку.
Наш урок подходит к концу. Говорят, конец
– делу венец. И хочется верить, что все
услышанное и проделанное на уроке не только
увлекло вас, но и показало, как интересно
изучать русский язык, как много в нём тайн,
как много неожиданного в каждом слове, если
в него пристально вглядеться. Наш язык – это
великое сокровище народа, созданное на
протяжении многих веков его истории.
VII. Этап
подведения
итогов урока. Берегите его, не портите, не искажайте, не
засоряйте грубыми словами. Учитесь говорить
правильно и красиво!
Я пришла к вам как снег на голову, но вы не
растерялись, помогали мне в работе, держали
ушки на макушке, смотрели в оба, мотали на
ус. Я желаю вам в дальнейшей учёбе ни пуха
ни пера, в добрый час!
(Слайд 30)
1. ТПО. №583.
2. Подобрать фразеологизмы (по группам)
1 группа – со словом рука
2 группа – со словом язык
3 группа – со словом нос
4 группа – со словом глаза
3. Изобразить фразеологизм в рисунке (по
желанию)
Оцените свою работу на уроке, используя
фразеологизмы, которые перед вами записаны
в кружках. Закрасьте нужные кружки.
(Приложение 6) (Слайд 31)
(Слайд 32)
Учащиеся
записывают
домашнее
задание.
Учащиеся
выполняют.
VIII. Этап
информирования
о домашнем
задании,
проведения
инструктажа о его
выполнении.
IX. Этап
рефлексии.
Конспект урока по русскому языку "Фразеологизмы" 4 класс
Конспект урока по русскому языку "Фразеологизмы" 4 класс
Конспект урока по русскому языку "Фразеологизмы" 4 класс
Конспект урока по русскому языку "Фразеологизмы" 4 класс
Конспект урока по русскому языку "Фразеологизмы" 4 класс
Конспект урока по русскому языку "Фразеологизмы" 4 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.