Конспект урока по русскому языку "Фразеологизмы" 4 класс
Оценка 4.7

Конспект урока по русскому языку "Фразеологизмы" 4 класс

Оценка 4.7
Разработки уроков
doc
русский язык
4 кл
02.02.2019
Конспект урока по русскому языку "Фразеологизмы" 4 класс
Конспект урока содержит материал по теме "Фразеологизмы" 4 класс УМК "Гармония". Тип урока: открытие новых знаний. Ученики ставят цель: познакомиться с новым понятием, применять фразеологизмы в своей речи, оценивать свою работу, используя новые выражения. Работают в паре, в группах. Урок проходит очень оживленно и увлекательно.
конспект урока.doc
Сценарий  урока Этап урока. Деятельность учителя. I.  Организационный момент II. Этап проверки  выполнения  домашнего  задания III. Этап  целеполагания Мимическая гимнастика: ­ Прозвенел звонок Начинается урок! Встаньте прямо. Распрямитесь. Удивитесь. Рассердитесь. Улыбнитесь. Тихо за парты садитесь. (Слайд 1) УПР. 572 ­ Проверим по слайду. (Слайд 2,3)  ­ На листе самооценки поставьте себе  количество баллов. (Приложение 1) Вступительное слово учителя. Наверное,   нет   человека,   который   бы   не слышал в свой адрес: «Не валяй дурака!», «Не бей баклуши!» или «Заруби себе на носу!» ­ Каждый хорошо владеющий родным языком прекрасно понимает, о чём идёт речь, и не  удивляется ни “сидоровой козе”, ни дождику,  который почему­то идет в четверг. А помогает  нам в этом изучение сегодняшней темы. ­ Итак, не будем бить баклуши.  Вы засучите рукава.  Задания приготовьтесь слушать,  Чтоб не кружилась голова. ­ Вот интересно, а вы поняли, что я сейчас  сказала? Как вы понимаете смысл  произнесенной мною фразы? Объясните. ­ В русском языке таких выражений много. ­ И наверное, вы уже догадались, о чем будет  наш дальнейший разговор.  ­ Как вы думаете, о чём мы сегодня будем говорить на уроке? ­ Вы когда­нибудь слышали это слово? ­ Давайте предположим, что это слово может обозначать? Деятельность учащихся. Учащиеся выполняют движения. Учащиеся   по слайду проверяют домашнюю работу. Самооценка. (О фразеологиз­ мах) (группа слов,  сочетание слов, ­ Какие цели поставим себе на урок? IV. Актуализация  опорных знаний  учащихся V. Этап изучения  нового  материала. ­ Откройте тетради, запишите «число, классная работа, тема урока»  Постановка проблемной ситуации. ­   Ребята,   оглянитесь   назад.   Что   (кого)   вы видите? ­ А теперь внимательно послушайте отрывок из рассказа К.И. Чуковского. Четырёхлетняя Светлана спросила у  матери, скоро ли наступит лето. —  Скоро. Ты и оглянуться не успеешь.  Светлана стала как­то странно  вертеться. —  Я оглядываюсь, оглядываюсь, а лета  всё нету... ­ Как вы думаете, почему Светлана не увидела  лета? ­ Подумайте, что означает выражение ­  оглянуться не успеешь? Можно ли его  заменить одним словом? Каким? ­ Ребята, а почему мы так говорим? Труслив, как  заяц.  Голоден, как волк.  Здоров, как бык. (Слайд 6) член  предложения,  часть речи,  часть слова,  раздел русского языка) С помощью  учителя  формулируют  тему урока. С  помощью  учителя ставят  цель урока. 1. Узнать, что  такое  фразеологизмы. 2. Что они  обозначают? 3. Зачем они  нам нужны?   Запись в тетрадях   числа, оформление вида работы. Учащиеся  отвечают на  поставленные  вопросы. (Ответы учащихся) ­ А так говорят?  Ползёт, как рыба.  Трещат, как черепаха.  Молчит, как сороки. (Слайд 7) ­ Что же произошло?  ­ Попробуем исправить. (Слайд 8) ­ Подумайте, можно ли заменить  одно слово другим?  ­  Значит,  эти   слова  дружат  друг  с  другом  и поменять местами их нельзя! (Слайд 9) СЛОВА ДРУЖАТ ДРУГ С ДРУГОМ,  ПОМЕНЯТЬ ИХ МЕСТАМИ НЕЛЬЗЯ. ­   В   русском   языке   такие   сочетания   не создаются   в   момент   говорения,   а употребляются   готовыми.   Они   называются устойчивыми   (постоянными)   сочетаниями слов. Это фразеологизмы.  ­   Произнесите   это   слово   ещё   раз.   Скажите, какое маленькое слово спряталось в нём? Фразис  в переводе с древнегреческого языка значит «выражение»; логос – «слово, понятие». ­ А где можно найти значение фразеологизмов? (Слайд 10,11) ­ Прочитайте фразеологизмы(Слайд 12) зарубить себе на носу  пятки сверкают упал как снег на голову рукой подать кожа да кости  ­  Известны   ли   вам   значения   приведённых устойчивых сочетаний слов? ­   Можно   ли   что­то   зарубить   себе   на   носу, могут   ли   пятки   сверкать,   падает   ли   снег   на голову?  ­   Но   какое   значение   имеют   эти   сочетания? (переносное) (Слайд 13) ­ Как же понять, что означают эти выражения?  ­   Как   же   вы   понимаете,  зарубить   себе   на носу?  ­   Но     если   вместо  зарубить   себе   на   носу можно   сказать  «запомни»,   зачем   в   языке существует такое «странное» сочетание слов? Если затрудняются, не могут ответить: ­ Слова в  сочетаниях  заблудились. ­ Да,  действительно,  невозможно  заменить одно  слово другим,  иначе теряется  смысл. ­ Фраза.   Узнать   у ­ взрослых,   во фразеологическ ом словаре… ­   Из   текста,   из словаря ­ Какое из предложений – с  фразеологизмами зарубить   себе   на   носу,  или   со   словом «запомни» ­ более яркое, выразительное? ­ Нужны ли в нашей речи фразеологизмы? Для чего? (Слайд 14) ПОМОГАЮТ РЕЧИ БЫТЬ ЯРКОЙ,  ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ, ВЫРАЗИТЕЛЬНОЙ. ­   Внутри   фразеологизма,   если   каждое   слово взять отдельно, то значение слов теряется. На доске пишет учитель и говорит:  ­ Сумма значений слов  зарубить и нос не даёт значения «запомнить». (Слайд 15) Зарубить + нос = запомнить(Слайд 16) СМЫСЛ ИМЕЕТ ТОЛЬКО ВСЁ  ВЫРАЖЕНИЕ В ЦЕЛОМ (Слайд 17) ­ А вы знаете, как образовалось это слово? ­ Тогда послушайте. (Слайд 18) Работа по учебнику стр. 128­129 VI. Этап  первичной  проверки  понимания  изученного. 1. Работа в группах. В рассказе нужно найти 10 фразеологизмов, употреблённых в  переносном значении, и объяснить их  смысл. (Приложение 2) Физминутка (Слайд 21­23) 2. –По значению выделяются  фразеологизмы – синонимы и  фразеологизмы – антонимы. (Слайд 24) ­ Давайте вспомним, какие слова  называются синонимами, а какие –  антонимами. Работа в парах.  I ряд: Подобрать к данным фразеологическим  сочетаниям     синонимы      из другого  столбика, соединив стрелкой два  фразеологизма. (Приложение 3) ­ Помогают  речи быть  яркой,  эмоциональной,  выразительной. Учащиеся  работают по  учебнику по  стр. 128­129 Работа в  группах.  Читают текст,  находят  фразеологизмы. Самопроверка  1 ряд – слайд 19 2 ряд –слайд 20 Самооценка. Работа в  парах.  Самопроверка 1 ряд – слайд 25 2 ряд –слайд 26 Самооценка. Самопроверка  1 ряд – слайд 28 2 ряд –слайд 29 Самооценка  Работа в  группе.  Из выделенных  букв должно  получиться  слово «браво». Самооценка. Учащиеся  подсчитывают  количество  баллов и ставят  себе отметку. II вряд: Подобрать к данным  фразеологизмам антонимы из другого столбика.  (Приложение 4) 3. Выборочный диктант   1­ый   ряд   выпишет   фразеологизмы   со значением  «быстро»,  2­ой  –  «бездельничать». (Категории прописаны на доске) Сломя голову Сидеть сложа руки Во все лопатки Водить за нос Втирать очки Бить баклуши Во весь дух Вводить в заблуждение Со всех ног Высунув язык 4. Тест для группы. ­ А сейчас будете работать коллективно в  группе. Вам нужно на карточках выбрать  фразеологизм, который по значению не  подходит к другим, то есть найти  четвёртый  лишний. Задание сложное, поэтому сначала  советуйтесь с членами вашей команды, а потом кто­то один будет обводить буквы.  (Приложение 5) ­ Чему был посвящен наш урок?  ­ Что такое фразеологизмы? ­ Что вы о них узнали? ­   Почему   мы   используем   фразеологизмы   в своей речи? ­ Подсчитайте количество баллов и поставьте себе отметку. ­ Наш урок подходит к концу.  Говорят, конец  – делу венец. И хочется верить, что все  услышанное и проделанное на уроке не только  увлекло вас, но и показало, как интересно  изучать русский язык, как много в нём тайн,  как много неожиданного в каждом слове, если  в него пристально вглядеться. Наш язык – это  великое сокровище народа, созданное на  протяжении многих веков его истории.  VII. Этап  подведения  итогов урока. Берегите его, не портите, не искажайте, не  засоряйте грубыми словами. Учитесь говорить  правильно и красиво! ­ Я пришла к вам как снег на голову, но вы не  растерялись, помогали мне в работе, держали  ушки на макушке, смотрели в оба, мотали на  ус. Я желаю вам в  дальнейшей учёбе ни пуха  ни пера,  в добрый час! (Слайд 30) 1. ТПО. №583. 2. Подобрать фразеологизмы (по группам) 1 группа – со словом рука 2 группа – со словом язык 3 группа – со словом нос 4 группа – со словом глаза 3. Изобразить фразеологизм в рисунке (по  желанию) ­ Оцените свою работу на уроке, используя  фразеологизмы, которые перед вами записаны  в кружках. Закрасьте нужные кружки. (Приложение 6) (Слайд 31) (Слайд 32) Учащиеся записывают домашнее задание. Учащиеся выполняют. VIII. Этап  информирования   о домашнем  задании,  проведения  инструктажа о его выполнении. IX. Этап  рефлексии.

Конспект урока по русскому языку "Фразеологизмы" 4 класс

Конспект урока по русскому языку "Фразеологизмы" 4 класс

Конспект урока по русскому языку "Фразеологизмы" 4 класс

Конспект урока по русскому языку "Фразеологизмы" 4 класс

Конспект урока по русскому языку "Фразеологизмы" 4 класс

Конспект урока по русскому языку "Фразеологизмы" 4 класс

Конспект урока по русскому языку "Фразеологизмы" 4 класс

Конспект урока по русскому языку "Фразеологизмы" 4 класс

Конспект урока по русскому языку "Фразеологизмы" 4 класс

Конспект урока по русскому языку "Фразеологизмы" 4 класс

Конспект урока по русскому языку "Фразеологизмы" 4 класс

Конспект урока по русскому языку "Фразеологизмы" 4 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
02.02.2019