Конспект урока по русскому языку на тему "Личные окончания глаголов" (5 класс, русский язык) + презентация к уроку
Оценка 5

Конспект урока по русскому языку на тему "Личные окончания глаголов" (5 класс, русский язык) + презентация к уроку

Оценка 5
Разработки уроков
docx
русская литература
5 кл
12.12.2018
Конспект урока по русскому языку на тему "Личные окончания глаголов" (5 класс, русский язык) + презентация к уроку
5 класс Глагол.docx
Тема: «Личные окончания глаголов» Тип урока: урок рефлексии  УМК по русскому языку для 5 класса авторов Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова, Л.А. Тростенцовой и др. Учебник Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова и др. Русский язык 5 класс, часть 1. Цель:  актуализировать   знания   о   способе   определения   спряжения   глаголов   по неопределённой   форме;   по   правильному   написанию   безударных   личных   окончаний глаголов I и II спряжения и раздельному написанию глаголов с частицей не. Планируемые результаты: предметные:  называет алгоритм определения спряжения глагола с безударным личным окончанием. Называет глаголы­ исключения. личностные:  проявляет учебно­познавательный  интерес к новому учебному материалу; понимает причины успеха в учебной деятельности; Универсальные учебные действия: регулятивные • определяет цель деятельности на уроке; познавательные • делает выводы о результате совместной работы класса и учителя; коммуникативные • слушает и понимает речь других; •договаривается   и   приходит   к   общему   решению   в   совместной   деятельности   с одноклассниками; Задачи   педагога:  актуализировать   знания   учащихся   о   глаголе,   его   морфологических признаках,   об   ударных   личных   окончаниях   глаголов  I  и  II  спряжения   настоящего   и будущего   времени,  об   алгоритме   определения   спряжения   по   неопределённой   форме глагола, пользуясь алгоритмом, вставлять нужные окончания, аргументировать при этом свой выбор; практиковаться в раздельном написании глаголов с частицей не; проработать орфоэпические нормы употребления некоторых глаголов с частицей не;  совершенствовать умения   слушать   и   слышать   других,   воспитывать   взаимопонимание   и   взаимопомощь; развивать эмоциональную сферу, творческое мышление. Форма работы учащихся: фронтальная, парная, индивидуальная. Методы обучения: деятельностный, словесный, практический (чтение и письмо). Средства обучения: ПК, Учебник «Русский язык» 5 класс, авторы Т.А. Ладыженской,  М.Т. Баранова, Л.А. Тростенцовой и др., мультимедийная презентация, карточки  (приглашение) для индивидуальной работы, задания для групповой творческой работы. I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ. ­Здравствуйте, ребята. Я рада всех вас видеть! Давайте подарим друг другу хорошее настроение. Я улыбнусь вам, вы улыбнитесь мне, гостям. Я хочу вам пожелать, чтобы сегодняшний урок обогатил вас новыми знаниями, вы получили удовольствие от работы друг с другом и стали немножко добрее. АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ. СЛАЙД Ребята, посмотрите внимательно на экран. Перед вами анаграмма. Кто знает, что это такое. Да, необходимо переставить буквы, чтобы получилось слово. Кто готов ответить? (щелчок ­ корабль). Замечательно! Обратите внимание на это слово. Какая в этом слове есть орфограмма (непроверяемый безударный гласный, орфограмма №2). С чем у вас ассоциируется это слово корабль (путешествие, дальние страны и т.д.). (щелчок – картинка) Когда я смотрю на эту иллюстрацию, я вспоминаю такие строчки (включить аудиозапись). Кто вспомнит, из какого произведения этот отрывок, и кто его автор? (А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди». Ребята, а кто был внимателен, слова какой части речи использовал А.С. Пушкин, для чтобы придать речи движение, интенсивность, динамику? Да, действительно, это глаголы. Именно глагол наполняет движением нашу речь. Я   предлагаю   вам   отправиться   на   красивом   современном   лайнере   по   бескрайним просторам   русского   языка   за   знаниями   о   глаголе.   Приготовились,   вперед!   (СЛАЙД)   – погасить экран. Как истинные путешественники мы будем внимательны и наблюдательны. Предлагаю проверить домашнюю работу. Открываем тетрадь с.18 №45. (проверка домашней работы по   цепочке).   Оцените   свою   домашнюю   работу:   всё   ли   сделано   правильно,   по   образцу, поставьте себе отметку от 1до 5. Запишите её в лист достижений. Чтобы продолжить наше путешествие, нам необходимо ещё раз вспомнить всё то, что мы знаем о глаголе. (Отвечают по кластеру). Если вы согласны с утверждением вашего товарища, поднимайте пальчик вверх, если не согласны ­ вниз). (Доходим до спряжения глаголов с личным ударным окончанием, спрягаем в тетради, двое работают у доски – по 1 глаголу,  проверяем,  проговариваем  окончания.  Согласны?  (Плыть, спешить). Проверьте свою работу с работой на доске. Поставьте отметку в оценочный лист II. САМООПРЕДЕЛЕНИЕ К ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. Погода   прекрасная,   наше   путешествие   продолжается   (Слайд,   читаю   4   строчки   из отрывка) Посмотрите   внимательно   отрывок   из   сказки   А.С.   Пушкина   и   назовите   слова,   в которых пропущена буква. Какой частью речи являются эти слова? В какой части слова? Как вы думаете, какая буква пропущена? Над чем сегодня будем работать? Сформулируем тему урока (Безударные личные окончания глаголов в настоящем и будущем времени). Цель? Вспомнить как правильно писать и объяснять безударные окончания глаголов …)  РАБОТА ПО ТЕМЕ УРОКА Для   отважных   путешественников   нет   преград.   Проведём   исследование,   вспомним алгоритм определения спряжения глаголов. Возьмите карточки. Прочитайте глаголы, выделите окончания.  Поставьте ударение. Что вы можете сказать, какие окончания в этих глаголах (безударные). У нас глаголы с безударным   окончанием.   Поставьте   эти   глаголы   в   неопределённую   форму   А   теперь обсудите, на что оканчиваются эти глаголы в Н.ф. и какое у них личное окончание, сделаем вывод. ( ко 2 спр. относятся глаголы на –ить, к 1 – все остальные; личные окончания глаголов).  (кластер). Запись в тетрадь на печатной основе с. За карточку себе балл (самого быстрого можно к доске). Ещё раз повторить алгоритм.  Ветер на море гуляет и кораблик подгоняет! Он бежит себе в волнах на поднятых парусах. На горизонте показались какие­то острова. Но, к сожалению, наш лайнер слишком большой и не сможет к ним подойти близко. Пересядем в шлюпки. Наденем спасательные жилеты.   Посмотрите,   что   у   вас   под   стульями?   (у   каждого   глагол   в   н.ф.).   Определите спряжение глагола, который у вас есть по нашему правилу. Найдите остров 1 спряжения и 2   спряжения.   Соберитесь   на   своих   островах.   Посмотрите   на   соседа   справа,   проверьте своего соседа слева). Все ли оказались на своих островах. Остров 1 спряжения. На что у вас оканчивается глагол в неопределённой форме? А у вас, остров 2 спряжения? Возвращаемся   на   лайнер,   занимаем   свои   места.   Проспрягаем   глаголы   в  тетрадях. Ребята,   у   кого   были   глаголы   1   спряжения?   Проверьте,   правильно   ли   вы   написали окончания;   у   кого   были   глаголы   1   спряжения?   Какое   окончания   вы   выбрали? Замечательно! (Оцените свою работу, поставьте себе балл в оценочный лист)   (Глаголы:  пилить,  ныть, сохнуть,  удить,  забивать,  поливать,  плавать,  беспокоить, кормить, загореть, встретить, встречать, бросить, бросать, сделать, мыть, помогать, болеть, учить,   драить,   чистить,   вычищать,   колоть,   колотить,   любить,   таять,   стирать,   пылать, мерить, победить) Ребята, мы вспомнили как правильно написать безударное личное окончание.  Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет. Теперь то мы уже точно сможем вставить нужные буквы СЛАЙД. (фронтальная работа, вставляем и объясняем). Щелчок: с глаголом видят – проблема, не подходит под правило, загорается сигнал СОС. Почему? Вспомним эти глаголы. (Завязываем «узелки». Показываем движениями эти глаголы, поём песенки). Замечательно! Приклеим их в свою тетрадь, чтобы не потерять и не забыть. Ветер на море гуляет и кораблик подгоняет. Вставляем нужную букву и объясним. Отлично, нам удалось обойти подводные рифы, мы не сели на мель. (если останется время, ещё раз пройти по алгоритму). Ребята,   заглянем   в   учебник   на   с.44.   Какое   ещё   нам   правило   нужно   вспомнить? (прочитаем). Посмотрите внимательно на слайд.  III. РЕФЛЕКСИЯ. Учебная:   Наш   лайнер   возвращается   в   родную   гавань.   Нас   встречают   наши родственники   и   друзья.   Мы   действительно   укрепили   наши   знания   о   глаголе,   осталось только сойти по трапу на берег. Перед нами сигнальные карточки, сейчас мы их будем показывать   тем,  кто   нас  встречает.   Изучите   их   внимательно,   на   каждой   карточке  есть цифры и буквы. Цифры – это ваш номер, буквы – это варианты ответов. На мой вопрос нужно выбрать одну букву и поднять карточку так, чтобы эта буква была наверху. Вам понятна задача? Приступаем. 1. Чтобы определить спряжение глаголов с безударным личным окончанием нужно: А. Изменить глагол по числам. В. Изменить глагол по лицам. С. Поставить глагол в неопределённую форму. Д. Поставить глагол в угол. Назвать правильную букву!!! 2. Глаголы, которые в неопределённой форме оканчиваются на –ИТЬ (кроме брить, стелить) относятся: А. К 1 склонению. В. Ко II спряжению. С. К 2­ му лицу. Д. Ответственно к работе. Назвать правильную букву. 3. Ко II спряжению относятся глаголы­исключения: А. 7 глаголов на –еть и 4 глагола на –ать. В. 6 глаголов на – еть и 2 глагола – на –ать. С. 4 глагола на –еть и 7 глаголов на –ать. Д. Брить, стелить Назвать правильную букву. Отлично   поработали.   И   от   каждого   путешествия   у   нас   остается   впечатление. Посмотрите на СЛАЙД. Покажите пальчиками (эмоциональная рефлексия) Молодцы! Спасибо за урок!

Конспект урока по русскому языку на тему "Личные окончания глаголов" (5 класс, русский язык) + презентация к уроку

Конспект урока по русскому языку на тему "Личные окончания глаголов" (5 класс, русский язык) + презентация к уроку

Конспект урока по русскому языку на тему "Личные окончания глаголов" (5 класс, русский язык) + презентация к уроку

Конспект урока по русскому языку на тему "Личные окончания глаголов" (5 класс, русский язык) + презентация к уроку

Конспект урока по русскому языку на тему "Личные окончания глаголов" (5 класс, русский язык) + презентация к уроку

Конспект урока по русскому языку на тему "Личные окончания глаголов" (5 класс, русский язык) + презентация к уроку

Конспект урока по русскому языку на тему "Личные окончания глаголов" (5 класс, русский язык) + презентация к уроку

Конспект урока по русскому языку на тему "Личные окончания глаголов" (5 класс, русский язык) + презентация к уроку
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.12.2018