Технологическая карта
Тема урока: РОДНАЯ ПРИРОДА В СТИХОТВОРЕНИЯХ А.А. ФЕТА
Цели деятельности учителя
расширить знания учащихся о русской поэзии XIX – начала XX века; познакомить учащихся с
творчеством А. Фета, продолжить работу над выразительным чтением учащихся.
Тип урока
Планируемые результаты
изучения темы
Объяснение нового материала
Предметные умения: знать биографию поэта, содержание стихотворения; уметь воспринимать и
анализировать стихотворный текст, определять размер стиха, формулировать идею, проблематику
произведения, аргументировано формулировать свое отношение к прочитанному произведению.
Метапредметные УУД (универсальные учебные действия):
Личностные: смыслоообразование – устанавливает связи между целью учебной деятельности и ее
мотивом; нравственноэтически оценивает усваиваемое содержание.
Регулятивные: принимает и сохраняет учебную задачу; планирует (в сотрудничестве с учителем и
одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действует по плану.
Познавательные: понимает информацию, представленную в изобразительной, схематичной,
модельной форме, использует знаковосимволические средства для решения различных учебных задач.
Коммуникативные: строит небольшие монологические высказывания, осуществляет совместную
деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебнопознавательных задач.
Методы и формы обучения
Образовательные ресурсы
Оборудование
Наглядно
демонстрационный материал
Основные понятия
Создание проблемной ситуации; индивидуальная, фронтальная, групповая
http://puzzlecup.com/?guess=594A8F4973B731AU
https://drive.google.com/file/d/0BwiLWxjO5faxSDBNakcxXzQ2U1E/view?usp=sharing
https://drive.google.com/file/d/0BwiLWxjO5faxM0ZTXzN3Y0lUV2M/view?usp=sharing
https://drive.google.com/file/d/0BwiLWxjO5faxOWtrMTVZamRmNU0/view?usp=sharing
компьютер
Презентация к уроку
Размер стиха, биография писателя Организационная структура (сценарий) урока
Этап урока
Деятельность учителя
Деятельность
ученика
Используемые
методы, приемы,
Формируемые УУД
I. Мотивация
2 минуты.
Включение в деловой ритм.
Мотивация учебной
деятельности эпиграфом к
уроку:
«В стихотворениях Фета есть
запах, который переходит в
цвет. А цвет переливается в
звук…»
А. Толстой
II. Актуализация
знаний
5 минут.
Подведение детей к
формулированию темы и
постановке целей урока.
Давайте обратим внимание на
оформление нашего класса,
книги какого русского поэта с
нами сегодня на уроке? Что
к
Подготовка
работе.
Самоопределение.
Поиск ответа на
поставленный
вопрос:
«Что вы знаете о
биографии поэта?
Какие
стихотворения
читали
начальных
классах?
Определение цели
учебной
деятельности.
Формулировка
темы урока
в
Запись в тетрадь
определения
формы
Словесная форма.
Постановка
проблемного
вопроса.
Беседа
Иллюстративно
словесный метод.
Личностные:
самоопределение;
регулятивные:
целеполагание;
коммуникативные:
планирование
учебного
сотрудничества с
учителем и
сверстниками.
Личностные:
самопроверка,
оценивание своего
ответа;
познавательные:
анализ объектов с
целью выделения
признаков.
Результат
взаимодействия
(сотрудничества)
Психологический
настрой учителя и
учащихся.
Отработка умений
давать определение
литературных
понятий изображено на иллюстрациях?
Какое значение имеет слова
«поэт, поэзия?»
Что такое тема
стихотворения?
1.Вступительное
слово
учителя об авторе. (Слайд 3
4)
2.Сообщение ученика о
биографии поэта.
3.Чтение стихотворения.
(Слайд5)
4.Беседа по вопросам
(Слайд 6)
III. Работа по теме
урока
Слово учителя о
биографии
А.А. Фета
(презентация)
8 минут
Работа с текстом
(аудиозапись)
Выразительное
чтение
стихотворения
«Ель рукавом мне
тропинку
завесила…»
презентация
материала.
понятия
на
Отвечают
вопрос учителя,
определяют, о ком
идет речь.
Умение
составлять план
по статье.
Умение
презентовать свою
работу.
Ответ
поставленные
вопросы.
на
стиха,
Учащиеся
в
сотрудничестве с
учителем
определяют
размер
находят
художественные
приёмы,
помогающие
поэту передать
эмоциональное
состояние
одинокого
Вырабатывать
уважительное
отношение друг к
другу
Групповая работа.
Практический
метод.
Приём
познавательной
активности через
творческое
задание.
Иллюстрирование
текста
Личностные:
ориентация в
социальных ролях и
межличностных
отношений;
регулятивные:
поиск и выделение
необходимой
информации, умение
строить речевое
высказывание;
коммуникативные:
инициативное
сотрудничество в
поиске и выборе
информации. Здоровьесбере
гающая
технология.
Беседа
путника?
Выполняют
упражнения.
Руки кверху
поднимаем,
А потом их
опускаем.
А потом их
развернём
И к себе скорей
прижмём.
А потом быстрей,
быстрей
Хлопай, хлопай
веселей.
Ответ на вопрос.
Составление
монологического
высказывания
Иллюстрирование
(устное рисование
увиденного)
IV. Лингво
физкультминутка.
Объясняет задание.
3 минуты.
V. Актуализация
знаний.
Работа над
выразительным
чтением.
Стих. « Ещё
майская ночь»
«Учись у них у
дуба, у берёзы..»
6 минут.
В классе гаснет свет, в
разных концах его
зажигаются свечиогоньки.
Подготовленный ученик
читает стихотворение
Фета «Еще майская ночь»
(«Какая ночь! На всем какая
нега!..»).
Работа над выразительным
чтением стихотворения.
Задает вопрос:
Что приводит поэта в
восторг?
Личностные:
самопроверка и
взаимопроверка;
регулятивные:
контроль, оценка,
коррекция;
познавательные:
общеучебные –
умение
структурировать
знания, выбор
наиболее
эффективных
способов решения
задания, умение
умения
Развитие
составлять
монологическое
высказывание,
Воспроизводить
литературоведческую
информацию,
выслушивать
принимать
внимание
мнение
и
во
чужое осознанно и
произвольно строить
речевое
высказывание,
рефлексия способов
и условий действия;
коммуникативные:
управление
поведением партнёра
– контроль,
коррекция, оценка
действий партнёра.
роль
Как вы понимаете эти строки?
играет
Какую
повторение
восклицания
«Какая ночь!»
Чего больше в этом
стихотворении грусти или
восторга?
(Слайд 78)
Словарная работа:
НегаН ГАЕЕ
, и, жен
. (книжн
1. Полное довольство.
Жить в неге.
.).
2. Блаженство, а также
страстное томление,
ласка. Предаваться неге. Н.
во взоре, блаженство,
заботливость, томление,
ласка, наслаждение, упоение,
удовольствие
Почему поэт призывает
читателя учиться «у дуба, у
берёзы»?
Почему зима представляется
поэту жестокой?
Какая картина зимы нарисована поэтом?
Какие эпитеты,
олицетворения помогают
представить жестокость зимы,
мужество деревьев?
Только ли о зиме и весне, о
дубе и березе идёт речь в
стихотворении?
(Слайд 910)
Определение размера
стихотворений.
Устанавливает осознанность
восприятия.
Первичное обобщение.
Организует деятельность по
применению полученных
знаний.
Устанавливает осознанность
восприятия.
Организует деятельность по
применению полученных
знаний.
Слово учителя об основных
темах поэзии А.Фета.
Организует рефлексию.
Каково предназначение
поэзии по мнению А.Фета?
(Слайд 12)
VI. Подведение
итогов
2 минуты.
VIII.
Рефлексивно
оценочный этап.
Разгадывание
кроссворда
(Слайд 11)
Обсуждение
результата работы
со стихами поэта
Беседа.
Осуществляют
самооценку
собственной
учебной
Коммуникативные:
инициативное
сотрудничество в
поиске и выборе
информации.
Коммуникативные:
умение с
достаточной
полнотой и
Проявление
толерантности.
Умение оценивать
себя. 2 минуты.
9.Домашнее
задание.
Сочинение
миниатюра«Я
увидел чудо...».
(Слайд12)
2 минуты.
Объясняет домашнее задание.
Учитель дает задание
написать самостоятельную
творческую работу:
рассказать о том, что
удивительного сумел увидеть
ученик в обычных явлениях
жизни или в привычных
предметах.
их
деятельности,
соотносят цель и
результаты,
степень
соответствия.
Вывод: ответ на
поставленный
вопрос.
Слушают и
записывают в
дневник.
точностью выражать
свои мысли;
познавательные:
рефлексия;
личностные:
смыслообразование.
Познавательные:
умение делать выбор
и обосновывать его.
Основные темы поэзии А. А. Фета – природа и любовь, слитые воедино. Именно в них сосредоточены вся красота
мира, вся радость и очарование бытия. Природа и любовь образуют фетовскую вселенную красоты. Поэт воспринимает
эту вселенную всеми органами чувств, достигая небывалого мастерства в ее описании. Глаз художника замечает в
Приложение №1 природе и человеке тончайшие переходы из одного состояния в другое, «тени без конца» и «ряд волшебных изменений
милого лица». Стихи Фета насыщены благоуханием ароматов цветов и трав. Поэт любит рисовать не только прямое
изображение предмета, но и его отражение. Эти пейзажи, «опрокинутые» в зыбкие воды ручья, реки, качаются, трепещут,
создавая неуловимый образ красоты.
Но этот образ красоты окружен у Фета ореолом страдания. Жизнь в его представлении – это игра страстей и
инстинктов, ведущих все живое к вечному страданию. Есть только один выход из этой печали – погружение в красоту
мира, поэзии. Только искусство дает человеку ощущение радости жизни. Реальная жизнь – «мир скуки и труда» –
безобразен и жесток. Поэзия – храм искусства, а поэт – жрец этого храма.
Приложение 2
Кроссворд
Фамилия отца поэта. ШЕНШИН
Символ стойкости в стихотворении А.А.Фета «Учись у них – у дуба, у березы…». ДУБ
Аллегория женского начала в стихотворении А.А.Фета «Учись у них – у дуба, у березы…» .БЕРЕЗА
Художественное определение предмета или явления. ЭПИТЕТ
Какое время года описывает автор? ВЕСНА
Кого можно назвать представителем «чистой» поэзии? ФЕТ
Какой художественный прием использует Фет в заглавии стих. Ель рукавом мне тропинку завесила... МЕТАФОРА
Какова тема этих стихов? ПРИРОДА
http://puzzlecup.com/?guess=594A8F4973B731AU
Урок на тему: "РОДНАЯ ПРИРОДА В СТИХОТВОРЕНИЯХ А.А. ФЕТА"
Урок на тему: "РОДНАЯ ПРИРОДА В СТИХОТВОРЕНИЯХ А.А. ФЕТА"
Урок на тему: "РОДНАЯ ПРИРОДА В СТИХОТВОРЕНИЯХ А.А. ФЕТА"
Урок на тему: "РОДНАЯ ПРИРОДА В СТИХОТВОРЕНИЯХ А.А. ФЕТА"
Урок на тему: "РОДНАЯ ПРИРОДА В СТИХОТВОРЕНИЯХ А.А. ФЕТА"
Урок на тему: "РОДНАЯ ПРИРОДА В СТИХОТВОРЕНИЯХ А.А. ФЕТА"
Урок на тему: "РОДНАЯ ПРИРОДА В СТИХОТВОРЕНИЯХ А.А. ФЕТА"
Урок на тему: "РОДНАЯ ПРИРОДА В СТИХОТВОРЕНИЯХ А.А. ФЕТА"
Урок на тему: "РОДНАЯ ПРИРОДА В СТИХОТВОРЕНИЯХ А.А. ФЕТА"
Урок на тему: "РОДНАЯ ПРИРОДА В СТИХОТВОРЕНИЯХ А.А. ФЕТА"
Урок на тему: "РОДНАЯ ПРИРОДА В СТИХОТВОРЕНИЯХ А.А. ФЕТА"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.