Разработка урока внеклассного чтения по литературе на тему " Справедлив ли Балда?". Урок соответствует требованиям ФГОС.
Оценка 4.6

Разработка урока внеклассного чтения по литературе на тему " Справедлив ли Балда?". Урок соответствует требованиям ФГОС.

Оценка 4.6
Разработки уроков
docx
русская литература
5 кл
13.04.2018
Разработка урока внеклассного чтения по литературе на тему " Справедлив ли Балда?". Урок соответствует требованиям ФГОС.
Разработка урока внеклассного чтения по литературе на тему " Справедлив ли Балда?". Урок соответствует требованиям ФГОС. Форма урока-урок-суд. Класс делится на группы: опергруппа № 1, опергруппа №2, независимые эксперты, группа обвинения, группа защиты. Работа с текстом сказки, заполнение судебного листа, рассказ с использованием видеофрагмента, словарная работа...Судебный лист раздаётся каждому ученику
Урок-суд.docx
Наварова Марина Александровна Муниципальное   образовательное   учреждение   «Тихвинская   средняя общеобразовательная школа №6» Конспект урока литературы (внеклассное чтение) на тему: «Справедлив ли Балда?» (Урок­суд по «Сказке о попе и работнике его Балде» А. С. Пушкина) (5 класс) Цель урока: дать оценку поступку Балды  Задачи урока: Обучающие: формирование умения анализировать литературный текст, давать характеристику героям, их поступкам, развитие умения рассуждать, отстаивать собственное   мнение;   определять,   является   ли   деяние   преступлением; активизация познавательной деятельности.  Развивающие:   приобщение   к   радости   творчества,   законам   открытия   нового, определять признаки преступления.  Воспитательные:   воспитание   духовно­нравственной   личности, общаться.   Задачи   урока:   привить   учащимся   любовь   к   вдумчивому   чтению, ответственному   отношению   к   собственному   слову   и   поступкам,   разъяснить   умения опасность   некоторых   поступков,   показать   неотвратимость   наказания   за   их совершение.  Форма урока: нетрадиционный урок­суд, педагогическая мастерская.  Методы:   проектный,   проблемный,   исследовательский.  Оборудование   урока: класс   оформляется   в   виде   зала   судебных   заседаний;   таблички   с   названиями групп, весы, монеты, молоток для судьи­учителя, раздаточный материал, ИКТ (презентация, видеоролик), ноутбук.  Опережающее домашнее задание: чтение сказки А.С. Пушкина и нахождение цитат «за» и «против».  Предварительная деятельность учащихся: инсценировка эпизодов сказки. Формировать УУД: ­ Личностные УУД:  формирование нравственных понятий, представлений о справедливости, добре и зле на основе сюжета сказки, познавательного интереса, способности   к   самооценке   на   основе   критериев   успешности   учебной деятельности. ­  Регулятивные УУД: определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;   планировать   своё   действие   в   соответствии   с   поставленной   задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок. ­ Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли   в   устной   форме;   учиться   работать   в   группе   и   совместно   принимать решение. ­  Познавательные   УУД:  ориентироваться   в   своей   системе   знаний; осуществлять   анализ   объектов;   находить   ответы   на   вопросы   в   тексте; преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы. Планируемые результаты:  предметные  –   выявлять   нравственный   и   психологический     смысл   сказки, использовать приемы анализа литературного произведения;  метапредметные  –   создать   условия   для   формирования   коммуникативной   и культуроведческой   компетенций   через   понимание   темы,   идеи   и   проблемы текста,   подбор   аргументации   для   подтверждения   собственной   позиции, выделять причинно­следственные связи в устных и письменных высказываниях; самостоятельно организовывать деятельность, работая с разными источниками информации;  личностные  – усвоить на примере литературных произведений вневременные, непреходящие нравственные ценности, совершенствовать навык сотрудничества в различных коммуникационных ситуациях. Ход урока. 1.  Слово учителя ­ Прошу всех встать! Суд идёт. Прошу садиться.Как вы поняли, мы находимся в зале судебного заседания. Следовательно, наш урок необычный. Урок –суд. Открывается   заседание   суда   по   рассмотрению   дела   сказочного   персонажа, который обвиняется в нанесении вреда жизни и здоровью другого персонажа. 2.  Целеполагание В   суд   представлены   видеоматериалы.Посмотрим   материалы   обвинения­ видеофрагмент и постараемся определить тему урока. Просмотр видеофрагмента. ­Кто сформулирует тему урока?Тогда ответим на вопросы по видеофрагменту: Кого будем судить?(Балду) Какие основания для обвинения? 1) лишение языка со второго щелчка 2)  лишение ума с третьего щелчка 3)  унижение человеческого достоинства Но у такого поступка Балды, вероятно, были свои основания. Какие? (Хотел наказать попа за жадность «не гонялся бы ты поп за дешевизной»).   Какой проблемный вопрос возник? ( Прав или неправ Балда?) Что   делает   Балда   в   этом   фрагменте?(наказывает   попа)Следовательно,   какой синоним мы подберём к слову прав с точки зрения правосудия? (Справедлив). Справедлив ли Балда?  А что значит справедливый?(достоверный, праведный, законный) Итак, « Справедлив ли Балда?» ­ вот тема  урока­суда. Какова   тогда   цель   урока­суда?   (   вынести   приговор:     путём   собирания   улик составить заключение о справедливости или несправедливости Балды). 3.  Работа в группах( 5­6 мин) Для достижения этой цели мы разделились на 5 групп: 1 группа Опергруппа № 1 2 группа Опергруппа № 2 3 группа Независимые эксперты 4 группа Группа обвинения 5 группа Группа защиты Работа экспертных групп фиксируется в судебных листах. Прочитайте задание № 1 в судебном листе и приступайте к выполнению. Время работы ограничено – 5 минут.( Музыка «Русские узоры») 4.  Проверка работы в группах 1)Предоставляем слово опергруппе №1. Слушаем досье на Попа.  В их судебных листках обозначены  пункты досье. Надо было подключить своё воображение при описании внешности героев, в остальном опираться на текст. Остальные группы очень внимательно слушают описание. ­   Подберите   к   предложенному   описанию   фоторобот   героя,   составленный художником­иллюстратором.   соответствует?   Покажите   его.   Почему   он   больше   всего 2) Предоставляем слово опергруппе №2. Слушаем досье на Балду. ­   Подберите   к   предложенному   описанию   фоторобот   героя,   составленный   Покажите   его.   Почему   он   больше   всего художником­иллюстратором. соответствует? Можно ли по этому описанию определить, справедлив ли Балда? Почему? 1.Возраст (примерный) 2. Социальный статус 3. Семейное положение  4. Судимость 5. Рост 6.Телосложение 7. Лицо 8. Нос  9. Глаза 10. Волосы 11. Отличительные черты 12. Одежда Предполагаемый ответ. Балда. Примерный возраст 20­25 лет, наёмный работник, холост. Не имеет судимости. Высокого роста, спортивного телосложения. Лицо широкое, курносый нос, глаза голубые, волосы русые. Всё лицо покрыто веснушками.  Носит грубую холщовую рубаху, широкие штаны, ходит в лаптях. Поп. Примерный возраст 30 ­40 лет, служитель церкви; женат, имеет двоих детей. Среднего роста, крупного телосложения. Лицо круглое, нос картошкой, глаза карие, волосы тёмно­русые, длинные. Носит бороду. Одевается в длинное чёрное платье (рясу), на груди – медный крест на цепочке. Спасибо.   Присоединяем   фотороботы   к   материалам   по     делу   потерпевшего. (вывешиваю на доску) 5.  Выступление независимых экспертов ( словарная работа) Слово   предоставляется   независимым   экспертам,   показания   которых   могут пролить   свет   на   смысл   некоторых   слов   и   выражений   сказки   Пушкина.   Они работали со словарями.(Выслушивание ответов) Толоконный лоб – «толоконный» ­сделанный из толокна, из овсяной немолотой муки; в переносном знач. выражение «толоконный лоб» относится к глупому, бестолковому человеку. Балда  (значение   имени)­   в   переводе   с   тюркского   «топор,   колун,   рукоятка сабли», перен. знач. «глупый человек, дурак» Полба – разновидность пшеницы, каша из неё. Понадеяться   на   русский   авось  –   нежелание   думать   о   последствиях, разгильдяйство. Оброк – денежный налог Недоимки­ неуплата, задолженность Супостат – враг, неприятель ­ Замените эти слова и выражения в тексте, фрагмент которого вы видите в своих   судебных   листах,   на   синонимы   из   современного   русского   языка. Прочитайте получившиеся строчки.  ­ Что произошло с текстом? Что он утратил?   Мы подшиваем эти материалы к  делу о Балде. (Закрепляю на доске) (Как   один   из   вариантов   вместо   работы   со   словарями   можно   использовать задание «Конструктор») Слово 1) морщить (море) 2)полба 3)корчить (племя) 4) супостат 5)мета 6)верста 7)розь 8) оброк 9)тягаться 10)недоимки 11)укоризна Значение А. Старинная мера длины, более км Б. Создавать волны В. Разновидность пшеницы, каша из неё Г. Разница Д. Денежный налог Е. Соревноваться, спорить Ж. Укор, упрёк З. Намеченная цель И. Тормошить, создавать неудобства К. Враг, неприятель Л. Неуплата, задолженность Проверка ответов (слайд). 1 2 Б В 3 И 4 К 5 З 6 А 7 Г 8 Д 9 Е 10 Л 11 Ж   Кто   выполнил   задание   без   ошибок?   Ваша     точность   и   быстрота   принятия решения необходимы в работе суда. Молодцы. 6.  Сбор улик При   каких   обстоятельствах   встречаются   главные   герои?   Проведём следственный эксперимент . Посмотрим инсценировку и соберём улики­цитаты в   пользу   Балды   (это   делает   группа   защиты   ,выделяя   цитаты   маркером   в выданных   текстах),  против   Балды  (это   делает   группа   обвинения)   и  запишем выводы­эпитеты,   называющие   качества   Балды   ,в   судебном   листке   все вместе.Слева­положительные качества, слева­отрицательные. Инсценировка «Встреча Балды и Попа на базаре»( 3 чел.)                                                                                                                                  + Рано поднялся  Соглашается   быть   поваром,   конюхом,                               ­ Идёт   сам   не   зная   куда   –   беззаботный, бесцельный плотником – умелый Берёт оплату всего в 3 щелка­ нежадный Балда­ глупый Берёт   оплату   в   3   щелчка   –   странная, унизительная, бессмысленная оплата труда  В зал суда поступила звуковая улика: аудиофайл с показаниями свидетелей о жизни Балды в поповом доме. Послушаем его и назовём улики­цитаты. Запишем выводы в судебных листах.                                  ­ Ест за четверых (прожорлив)                           +  Работает за семерых (трудолюбив) Спит на соломе (неприхотлив) Нянчится   с   дитятей   (заботлив,   любит детей) Исполнителен Варит кашу (умеет готовить) ­У стороны защиты есть возражения? (нельзя сказать, что Балда прожорлив, ведь он много работает, ему нужны силы) ­ Как относятся к Балде члены семьи Попа, сам хозяин? (Попадья на Балду не нахвалится, поповна только о Балде и печалится, ребёнок зовёт его тятей, т. е. эти   герои   довольны.   Только   поп   один   Балду   не   любит,   никогда   его   не приголубит.   Почему?  (   О   расплате   думает   частенько,   время   идёт,  срок   уже близенько, лоб у него заране трещит) ­   Что   придумывает   Поп   ,   чтобы   избежать   расплаты   посмотрим,   проведя следственный эксперимент №2. Инсценировка диалога Попа и попадьи.(3 чел.) Что же должен сделать Балда, чтобы угодить Попу? ( Балда должен собрать оброк с чертей) Как   Балда   собирал   оброк   с   чертей,   нам   расскажут   и   прокомментируют очевидцы, заснявшие всё на видео, к сожалению, без звука. А вы , прослушав их показания, должны записать в судебный лист улики «за» и «против». (Рассказ 2 учеников с сопровождением видеофрагмента без звука, которые готовились во время работы всех групп за отдельным столом по видео в ноутбуке).                               +                            ­ Проявляет смекалку  У защиты есть возражения? ( Черти – представители нечистой силы, поэтому с Грубый, хитрый, угрожает чертям,  ними   не   нужно   церемониться.   Балда   может   разговаривать   с   ними   на   их   же языке). Внимание!   Сбор   улик   завершён.  Мы   рассмотрели   все   факты   по   этому   делу. Послушаем   заключение   главного   обвинителя   и   главного   защитника– характеристику Балды. Подшиваем материалы к делу. 7.  Вынесение приговора (ответ на проблемный ворос). На основе улик, доводов и заключения независимой экспертизы каждый из вас должен вынести Балде оправдательный или обвинительный   приговор в судебном листе и обосновать его. Вы руководствуетесь своими чувствами и мыслями, независимо от того, в какой группе вы сегодня работали. Время ограничено – 3 минуты.  Выслушивание ответов. Мы видим, что ответы противоречивые. Решим вопрос о справедливости Балды голосованием. Кто считает, что Б. справедлив, положите монету в правую чашу весов.   Кто   считает,   что   несправедлив   –   в   чашу   слева.   Итак,   большинством голосов суд постановил признать Балду…виновным / невиновным. Приговор ­ … Справедлив ли Балда? На этот вопрос всё же нет однозначного ответа. Кто­то сочтёт   Балду   жестоким,   негуманным…С   другой   стороны,   судите   сами,   что лучше: жить в мире, где нет ни правды, ни справедливости, или же в мире , где каждый   человек   уважает   своего   ближнего,   получает   достойную   оплату   и выполняет работу на совесть. 8.  Рефлексия. Домашнее задание. Заседание окончено. Прошу поделиться впечатлениями.  Закончите предложения : я понял, что… меня удивило… Домашнее   задание:   подумайте   и   запишите   в   тетрадь   по   литературе   в   каких сказках А. С. Пушкина можно устроить суд над героями? Прошу всех освободить зал суда.

Разработка урока внеклассного чтения по литературе на тему " Справедлив ли Балда?". Урок соответствует требованиям ФГОС.

Разработка урока внеклассного чтения по литературе на тему " Справедлив ли Балда?". Урок соответствует требованиям ФГОС.

Разработка урока внеклассного чтения по литературе на тему " Справедлив ли Балда?". Урок соответствует требованиям ФГОС.

Разработка урока внеклассного чтения по литературе на тему " Справедлив ли Балда?". Урок соответствует требованиям ФГОС.

Разработка урока внеклассного чтения по литературе на тему " Справедлив ли Балда?". Урок соответствует требованиям ФГОС.

Разработка урока внеклассного чтения по литературе на тему " Справедлив ли Балда?". Урок соответствует требованиям ФГОС.

Разработка урока внеклассного чтения по литературе на тему " Справедлив ли Балда?". Урок соответствует требованиям ФГОС.

Разработка урока внеклассного чтения по литературе на тему " Справедлив ли Балда?". Урок соответствует требованиям ФГОС.

Разработка урока внеклассного чтения по литературе на тему " Справедлив ли Балда?". Урок соответствует требованиям ФГОС.

Разработка урока внеклассного чтения по литературе на тему " Справедлив ли Балда?". Урок соответствует требованиям ФГОС.

Разработка урока внеклассного чтения по литературе на тему " Справедлив ли Балда?". Урок соответствует требованиям ФГОС.

Разработка урока внеклассного чтения по литературе на тему " Справедлив ли Балда?". Урок соответствует требованиям ФГОС.

Разработка урока внеклассного чтения по литературе на тему " Справедлив ли Балда?". Урок соответствует требованиям ФГОС.

Разработка урока внеклассного чтения по литературе на тему " Справедлив ли Балда?". Урок соответствует требованиям ФГОС.

Разработка урока внеклассного чтения по литературе на тему " Справедлив ли Балда?". Урок соответствует требованиям ФГОС.

Разработка урока внеклассного чтения по литературе на тему " Справедлив ли Балда?". Урок соответствует требованиям ФГОС.

Разработка урока внеклассного чтения по литературе на тему " Справедлив ли Балда?". Урок соответствует требованиям ФГОС.

Разработка урока внеклассного чтения по литературе на тему " Справедлив ли Балда?". Урок соответствует требованиям ФГОС.

Разработка урока внеклассного чтения по литературе на тему " Справедлив ли Балда?". Урок соответствует требованиям ФГОС.

Разработка урока внеклассного чтения по литературе на тему " Справедлив ли Балда?". Урок соответствует требованиям ФГОС.

Разработка урока внеклассного чтения по литературе на тему " Справедлив ли Балда?". Урок соответствует требованиям ФГОС.

Разработка урока внеклассного чтения по литературе на тему " Справедлив ли Балда?". Урок соответствует требованиям ФГОС.

Разработка урока внеклассного чтения по литературе на тему " Справедлив ли Балда?". Урок соответствует требованиям ФГОС.

Разработка урока внеклассного чтения по литературе на тему " Справедлив ли Балда?". Урок соответствует требованиям ФГОС.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.04.2018