Урок по литературе на тему Федор Иванович Тютчев стихотворение «Весенняя гроза»
Оценка 5

Урок по литературе на тему Федор Иванович Тютчев стихотворение «Весенняя гроза»

Оценка 5
Разработки курсов
docx
русская литература
5 кл
09.04.2018
Урок по литературе на тему Федор Иванович Тютчев стихотворение «Весенняя гроза»
цель: познакомить детей со стихотворением ; показать значение художественного мастерства поэта, его использование различных изобразительно-выразительных средств; развивать навыки анализа текста, выразительного чтения; пополнять словарный запас учеников. Задачи: Образовательная – формировать полноту, осознанность, системность, гибкость, глубину, оперативность, прочность знаний; совершенствовать речевые навыки: умение вести беседу. Развивающая – формировать интерес к предмету; формировать мотивацию к дальнейшему изучению литературы; учить анализировать, выделять главное, сравнивать, строить аналогии, обобщать и систематизировать; развивать память, внимание; Воспитательная – воспитывать культуру общения; любовь к жизни и к природе, разви¬вать эстетический вкус. Методы и педагогические технологии: объяснительно-иллюстративный метод (рассказ с элементами беседы, демонстрация слайдов, аудио фрагментов); проблемный метод, исследовательский Оборудование: учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений в двух частях( авт.-сост. М.В.Черкезова и др.),толковые словари, прослушивание аудиозаписи стихотворения, слайды для мультимедийной презентации, звуки живой природы(звук грозы) Формировать УУД: - Личностные УУД: познавательный интерес способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности. - Регулятивные УУД: определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок. - Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им. - Познавательные УУД: ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов; сравнивать, находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы. Планируемые результаты: – предметные – создание условия для знакомства с очередным стихотворением поэта, научить выявлять смысл стихотворения, сопоставлять различные понятия,приемы анализа литературного произведения; сопоставление. – метапредметные – создание условия для формирования коммуникативной и культуроведческой компетенций через понимание темы, идеи и проблемы текста, подбор аргументации для подтверждения собственной позиции, выделение причинно-следственных связей в устных и письменных высказываниях; научить самостоятельно организовывать деятельность, работая с разными источниками информации; межпредметная связь с русский языком, мхк и музыкой. – личностные – формирование духовно-нравственных качеств личности, воспитывать заложенные автором в литературных произведениях позитивное отношение к жизни и любовь к природ II. Актуализация знаний. 1 слайд в сопровождении с музыкой (Звучит грамзапись пьесы "Весна" П.И. Чайковского) 1. Беседа эмоцоанально-оценочного характера. -посмотрите ребята внимательно на экран, что там изображено, какие картины? -как вы думаете, какое это время года? - Что вы услышали в музыке? - Что почувствовали? - Что представили? 2. Выделение темы, идеи стихотворения. - Как вы думаете, о каком времени года пойдёт на уроке разговор? -Чувствуете ли приближение весны? - Какие весенние месяцы вы знаете? - Что несёт каждый месяц? какой, обычно, становится погода весной? 3. Обращение к названию стихотворения, выделение голосом ключевого слова. - Какова, по-вашему, будет тема стихотворения? Сегодня мы будем говорить о весне, о тех явлениях природы, что свя¬заны с её приходом, будем учиться видеть те красочные средства, кото¬рые помогают поэтам рассказывать, как красива наша природа. I11. Чтение стихотворения про себя. Проверка первичного восприя¬тия. после того как дети прочитают, ставится аудиозапись стихотворения. -Ребята вы слышали, как читают стихотворение в аудиозаписи, давайте и мы постараемся прочитать красиво, с интонацией, не торопясь. (после прочтения-как ваше мнение нам удалось так же красиво прочитать?) -Какое настроение у вас создается при чтении этого стихотворения? -Что для вас означает слово ГРОЗА, какие ощущения это слово у вас вызывает? -- Посмотрите на картину художника Константина Маковского «Дети, бегущие от грозы» и скажите, совпадают ли ваши ассоциации с тем, что на ней изображено? - Обратимся к толковому словарю и узнаем, какое значение имеет слово «гроза» ( «Гроза – гром и молния, а также опасность, беда, бедствие») V. Словарная работа. Расширить словарный запас детей, активизировать имеющийся. - Какие слова вам показались непонятными? (Идёт объяснение, при¬бегая к помощи самих детей) Перлы - жемчуг, нить жемчужная, в данном случае роса на растениях. Гам - гул, гудение, крик птиц. Шум нагорный - гул, шум воды в горах. Кубок - питьевой сосуд из металла, стекла, кости, известный в древ¬ности. Геба - у древних греков богиня юности. Дочь главного греческого бога Зевса. Она богиня юности, любит играть, веселиться, подшучивать над другими. Зевс - самый главный бог древних греков, его царство было на горе Олимп. Зевесов орел -любимая птица бога.= Д\З Анчы Ондар 1 группа: Резвиться-…… Раскаты-……. 2 группа: Перлы-….. Проворный-…… 3 группа: Вторить-….. Кубок-…… VI. Анализ произведения. Учить видеть красоту; находить изобразительные средства язы¬ка, рисовать картины природы 1. Прочитайте, как Тютчев описывает гром в самом начале стихотво¬рения. Люблю грозу в начале мая, Когда весенний первый гром. Как бы резвяся и играя, Грохочет в небе голубом. - Гром - явление природы и по-настоящему играть и резвиться не может. Кто может это делать?(дети). - А если поэт наделяет этими качествами явление природы, что он, таким образом, делает?(одушевляет, делает живыми, олицетворяет). Олицетворение ( слайд 8) - Да, гром становится героем стихотворения. - А почему небо во время грозы голубое? (гроза короткая, мимо¬летная, неба не успело потемнеть...). 2. Давайте прочитаем второе четверостишие и докажем, что гром -герой стихотворения. - Какие слова об этом говорят? (раскаты молодые) Гремят раскаты молодые, Вот дождик брызнул, пыль летит, Повисли перлы дождевые, И солнце нити золотит. V. Физминутка 3. Прочитаем третью строфу. С горы бежит поток проворный, В лесу не молкнет птичий гам, И гам лесой и шум нагорным Всё вторит весело громам. - Как вы думаете, гроза закончилась или ещё продолжается? (.....) - Как вы догадались? {.....) - Какое слово показывает, что дождь всё-таки был сильный? (поток) - Как природа реагировала на грозу? Какое слово поможет нам отве¬тить? (весело). - Давайте представим себе грозу, и пение птиц в лесу, и шум бегущей воды. Закройте глаза. Что вы чувствуете? (дети рисуют свои картины). VI. Рефлексия -что нового мы узнали ? - что вам больше всего понравилось? - что вам не понравилось? -что нужно сделать, чтобы урок стал еще интереснее? 3. ОПРЕДЕЛЯЕМ РАЗМЕР И ТИП РИФМЫ СТИХОТВОРЕНИЯ. Размер стихотворения: 4 – стопный ямб / / / / лю-бЛЮ|гро-ЗУ |в на-ЧА |ле-МА|я рифма перекрестная, чередуются стихи Ж/М рифмы / / мА - я - игрА-я – женская / / грОм – голу-бОм – мужская 4. ОПРЕДЕЛЯЕМ КОМПОЗИЦИОННОЕ ПОСТРОЕНИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ. (Стихотворение состоит из 4 строф). • Является ли строфное разделение стихотворение разделением на микротемы? (частично, т.к.: 1 строфа: отражает ощущения и чувства лирического героя, подготавливает читателя к восприятию грозы. 2 – 3 строфы: последовательно описывают этапы природного явления 4 строфа: окольцовывает стихотворение, вовлекает читателя в диалог с лирическим героем. • Скажите, какую картину рисует это стихотворение? К какому жанру изобразительного искусства вы могли бы отнести её, если бы это действительно было бы живописное полотно? (пейзаж) • Какие признаки жанра пейзажного вы можете найти в стихотворении? («живописные слова», пространство, не просто пространство, а даже огромное, бесконечное пространство). 5. РАБОТА С ЛИТЕРАТУРНЫМИ ТРОПАМИ: Давайте попробуем обозначить языковую палитру поэта-художника. • Определите языковое явление: • Найдите пример аллитерации в стихотворении Тютчева и объясните, для чего поэт использует этот троп. • Работа с эпитетом. Выпишите словосочетания с эпитетами в том порядке, в каком они идут в стихотворении. На какой авторский прием указывает большинство эпитетов? (инверсия, олицетворение) • Работа с синтаксисом предложения (прием инверсии). Найдите приемы инверсии в данном стихотворении. • Какую роль играет инверсия у Тютчева? • Определите ее роль в создании лирического образа. (делает акцент на приеме олицетворения) Какой литературный прием позволяет нам увидеть столь живописные картины природы? (Метафора) ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП УРОКА Подведем итог всей проделанной нами работы. • Есть ли в стихотворении хоть одно ненужное или неправильно употребленное слово? *(каждый эпитет или метафора создает образ счастливой природы, которая радуется первому весеннему грому, пейзажная зарисовка поэта обращает внимание читателя на внутренний мир лирического героя) ** ( каждое слово направлено на то, чтобы раскрыть мир человеческих чувств и эмоций, т.е. на создание мира лирического героя). VII. Домашнее задание: 1. стихотворение наизусть (выбрать, стр 90 или стр 91) 2. привести примеры 5 эпитетов и 5 олицетворений из других стихотворений
О весенней природе.docx
Урок открытия новых знаний Федор Иванович Тютчев стихотворение «Весенняя гроза»   воспитывать культуру общения; любовь к жизни и к природе, развивать  I.Орг. момент. цель: познакомить детей со стихотворением ; показать значение художественного мастерства  поэта, его использование различных изобразительно­выразительных средств; развивать навыки  анализа текста, выразительного чтения; пополнять словарный запас учеников. Задачи: Образовательная – формировать полноту, осознанность, системность, гибкость, глубину,  оперативность, прочность знаний; совершенствовать речевые навыки: умение вести беседу. Развивающая –     формировать интерес к предмету; формировать мотивацию к дальнейшему  изучению литературы; учить анализировать, выделять главное, сравнивать, строить аналогии,  обобщать и систематизировать; развивать память, внимание; Воспитательная –   эстетический вкус. Методы и педагогические технологии: объяснительно­иллюстративный метод (рассказ с  элементами беседы, демонстрация слайдов, аудио фрагментов); проблемный метод,  исследовательский Оборудование: учебник­хрестоматия для общеобразовательных учреждений в двух частях( авт.­ сост. М.В.Черкезова и др.),толковые словари, прослушивание аудиозаписи стихотворения, слайды  для мультимедийной презентации, звуки живой природы(звук грозы) Формировать УУД: ­ Личностные УУД: познавательный интерес способность к самооценке на основе критериев  успешности учебной деятельности. ­ Регулятивные УУД: определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;  планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые  коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных  ошибок. ­ Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной  форме; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения  и следовать им. ­ Познавательные УУД: ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов;  сравнивать, находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; преобразовывать информацию из  одной формы в другую: составлять ответы на вопросы. Планируемые результаты: – предметные – создание условия для знакомства с очередным стихотворением поэта, научить  выявлять смысл стихотворения, сопоставлять различные понятия,приемы анализа литературного  произведения; сопоставление. – метапредметные – создание условия для формирования коммуникативной и культуроведческой  компетенций через понимание темы, идеи и проблемы текста, подбор аргументации для  подтверждения собственной позиции, выделение причинно­следственных связей в устных и  письменных высказываниях; научить самостоятельно организовывать деятельность, работая с  разными источниками информации; межпредметная связь с русский языком, мхк и музыкой. – личностные – формирование духовно­нравственных качеств личности, воспитывать заложенные  автором в литературных произведениях позитивное отношение к жизни и любовь к природ II. Актуализация знаний. 1 слайд в сопровождении с музыкой (Звучит грамзапись пьесы "Весна"  П.И. Чайковского) 1.      Беседа эмоцоанально­оценочного характера. ­посмотрите ребята внимательно на экран, что там изображено, какие картины? ­как вы думаете, какое это время года? ­ Что вы услышали в музыке? ­ Что почувствовали? ­ Что представили? 2. Выделение темы, идеи стихотворения. ­ Как вы думаете, о каком времени года пойдёт на уроке разговор? ­Чувствуете ли приближение весны? ­ Какие весенние месяцы вы знаете? ­ Что несёт каждый месяц? какой, обычно, становится погода весной? 3. Обращение к названию стихотворения, выделение голосом ключевого слова. ­ Какова, по­вашему, будет тема стихотворения? Сегодня мы будем говорить о весне, о тех явлениях природы, что связаны с её приходом, будем  учиться видеть те красочные средства, которые помогают поэтам рассказывать, как красива наша  природа. I11. Чтение стихотворения про себя. Проверка первичного восприятия. после того как дети прочитают, ставится аудиозапись стихотворения. ­Ребята вы слышали, как читают стихотворение в аудиозаписи, давайте и мы постараемся  прочитать красиво, с интонацией, не торопясь. (после прочтения­как ваше мнение нам удалось так  же красиво прочитать?) ­Какое настроение у вас создается при чтении этого стихотворения? ­Что для вас означает слово ГРОЗА, какие ощущения это слово у вас вызывает? ­­ Посмотрите на картину художника Константина Маковского «Дети, бегущие от грозы» и  скажите, совпадают ли ваши ассоциации с тем, что на ней изображено? ­ Обратимся к толковому словарю и узнаем, какое значение имеет слово «гроза» ( «Гроза – гром и  молния, а также опасность, беда, бедствие») V. Словарная работа. Расширить словарный запас детей, активизировать имеющийся. ­ Какие слова вам показались непонятными? (Идёт объяснение, прибегая к помощи самих детей) Перлы ­ жемчуг, нить жемчужная, в данном случае роса на растениях. Гам ­ гул, гудение, крик птиц. Шум нагорный ­ гул, шум воды в горах. Кубок ­ питьевой сосуд из металла, стекла, кости, известный в древности. Геба ­ у древних греков богиня юности. Дочь главного греческого бога Зевса. Она богиня юности,  любит играть, веселиться, подшучивать над другими. Зевс ­ самый главный бог древних греков, его царство было на горе Олимп. Зевесов орел ­любимая птица бога.= Д\З Анчы Ондар 1 группа: Резвиться­…… Раскаты­……. 2 группа: Перлы­….. Проворный­…… 3 группа: Вторить­….. Кубок­…… VI. Анализ произведения. Учить видеть красоту; находить изобразительные средства языка, рисовать картины природы 1. Прочитайте, как Тютчев описывает гром в самом начале стихотворения. Люблю грозу в начале мая, Когда весенний первый гром. Как бы резвяся и играя, Грохочет в небе голубом. ­ Гром ­ явление природы и по­настоящему играть и резвиться не может. Кто может это делать? (дети). ­ А если поэт наделяет этими качествами явление природы, что он, таким образом, делает? (одушевляет, делает живыми, олицетворяет). Олицетворение ( слайд 8) ­ Да, гром становится героем стихотворения. ­ А почему небо во время грозы голубое? (гроза короткая, мимолетная, неба не успело  потемнеть...). 2. Давайте прочитаем второе четверостишие и докажем, что гром ­герой стихотворения. ­ Какие слова об этом говорят? (раскаты молодые) Гремят раскаты молодые, Вот дождик брызнул, пыль летит, Повисли перлы дождевые, И солнце нити золотит. V. Физминутка 3. Прочитаем третью строфу. С горы бежит поток проворный, В лесу не молкнет птичий гам, И гам лесой и шум нагорным Всё вторит весело громам. ­ Как вы думаете, гроза закончилась или ещё продолжается? (.....) ­ Как вы догадались? {.....) ­ Какое слово показывает, что дождь всё­таки был сильный? (поток) ­ Как природа реагировала на грозу? Какое слово поможет нам ответить? (весело). ­ Давайте представим себе грозу, и пение птиц в лесу, и шум бегущей воды. Закройте глаза. Что вы  чувствуете? (дети рисуют свои картины). VI. Рефлексия ­что нового мы узнали ? ­ что вам больше всего понравилось? ­ что вам не понравилось? ­что нужно сделать, чтобы урок стал еще интереснее? 3. ОПРЕДЕЛЯЕМ  РАЗМЕР И ТИП РИФМЫ СТИХОТВОРЕНИЯ. Размер стихотворения: 4 – стопный ямб          /           /             /           / лю­бЛЮ|гро­ЗУ |в на­ЧА |ле­МА|я            рифма перекрестная, чередуются стихи Ж/М рифмы     /                / мА ­ я   ­ игрА­я – женская      /                / грОм – голу­бОм – мужская 4.  ОПРЕДЕЛЯЕМ КОМПОЗИЦИОННОЕ ПОСТРОЕНИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ.  (Стихотворение состоит из 4 строф).  Является ли строфное разделение стихотворение  разделением на микротемы?   (частично, т.к.: 1   строфа:  отражает   ощущения   и   чувства   лирического   героя,   подготавливает   читателя   к восприятию грозы. 2 – 3 строфы: последовательно описывают этапы природного явления 4 строфа: окольцовывает стихотворение, вовлекает читателя в диалог с лирическим героем.  Скажите,  какую картину рисует  это стихотворение? К какому жанру   изобразительного искусства вы могли бы отнести её, если бы это действительно было бы живописное полотно?  (пейзаж)  Какие признаки жанра пейзажного вы можете найти в стихотворении? («живописные слова», пространство, не просто пространство, а даже огромное, бесконечное пространство). 5. РАБОТА С ЛИТЕРАТУРНЫМИ ТРОПАМИ:  Давайте попробуем обозначить языковую палитру поэта­художника.   Определите языковое явление: Найдите   пример   аллитерации   в   стихотворении   Тютчева   и   объясните,   для   чего   поэт использует этот троп.  Работа с эпитетом. Выпишите словосочетания с эпитетами в том порядке, в каком они идут Какую роль играет инверсия у Тютчева?   Определите ее роль в создании лирического образа. в стихотворении. На какой авторский прием указывает большинство эпитетов?       (инверсия, олицетворение)  Работа с синтаксисом предложения (прием инверсии). Найдите приемы инверсии в данном  стихотворении.                                              (делает акцент на приеме олицетворения) Какой литературный прием позволяет нам увидеть столь живописные картины природы?   (Метафора) ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП УРОКА Подведем итог всей проделанной нами работы.  *(каждый   эпитет   или   метафора   создает   образ   счастливой   природы,   которая   радуется Есть ли в стихотворении хоть одно ненужное или неправильно употребленное слово?  первому   весеннему   грому,   пейзажная   зарисовка   поэта   обращает   внимание   читателя   на внутренний мир лирического героя) ** ( каждое слово направлено на то, чтобы раскрыть мир человеческих чувств и эмоций, т.е. на создание мира лирического героя). VII. Домашнее задание: 1. 2. стихотворение наизусть (выбрать, стр 90 или стр 91) привести примеры 5 эпитетов и 5 олицетворений из других стихотворений

Урок по литературе на тему Федор Иванович Тютчев стихотворение «Весенняя гроза»

Урок по литературе на тему Федор Иванович Тютчев стихотворение «Весенняя гроза»

Урок по литературе на тему Федор Иванович Тютчев стихотворение «Весенняя гроза»

Урок по литературе на тему Федор Иванович Тютчев стихотворение «Весенняя гроза»

Урок по литературе на тему Федор Иванович Тютчев стихотворение «Весенняя гроза»

Урок по литературе на тему Федор Иванович Тютчев стихотворение «Весенняя гроза»

Урок по литературе на тему Федор Иванович Тютчев стихотворение «Весенняя гроза»

Урок по литературе на тему Федор Иванович Тютчев стихотворение «Весенняя гроза»

Урок по литературе на тему Федор Иванович Тютчев стихотворение «Весенняя гроза»

Урок по литературе на тему Федор Иванович Тютчев стихотворение «Весенняя гроза»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
09.04.2018