урок по литературе на тему Федор Иванович Тютчев стихотворение «Весенняя гроза»

  • Разработки курсов
  • docx
  • 09.04.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

цель: познакомить детей со стихотворением ; показать значение художественного мастерства поэта, его использование различных изобразительно-выразительных средств; развивать навыки анализа текста, выразительного чтения; пополнять словарный запас учеников. Задачи: Образовательная – формировать полноту, осознанность, системность, гибкость, глубину, оперативность, прочность знаний; совершенствовать речевые навыки: умение вести беседу. Развивающая – формировать интерес к предмету; формировать мотивацию к дальнейшему изучению литературы; учить анализировать, выделять главное, сравнивать, строить аналогии, обобщать и систематизировать; развивать память, внимание; Воспитательная – воспитывать культуру общения; любовь к жизни и к природе, разви¬вать эстетический вкус. Методы и педагогические технологии: объяснительно-иллюстративный метод (рассказ с элементами беседы, демонстрация слайдов, аудио фрагментов); проблемный метод, исследовательский Оборудование: учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений в двух частях( авт.-сост. М.В.Черкезова и др.),толковые словари, прослушивание аудиозаписи стихотворения, слайды для мультимедийной презентации, звуки живой природы(звук грозы) Формировать УУД: - Личностные УУД: познавательный интерес способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности. - Регулятивные УУД: определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок. - Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им. - Познавательные УУД: ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов; сравнивать, находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы. Планируемые результаты: – предметные – создание условия для знакомства с очередным стихотворением поэта, научить выявлять смысл стихотворения, сопоставлять различные понятия,приемы анализа литературного произведения; сопоставление. – метапредметные – создание условия для формирования коммуникативной и культуроведческой компетенций через понимание темы, идеи и проблемы текста, подбор аргументации для подтверждения собственной позиции, выделение причинно-следственных связей в устных и письменных высказываниях; научить самостоятельно организовывать деятельность, работая с разными источниками информации; межпредметная связь с русский языком, мхк и музыкой. – личностные – формирование духовно-нравственных качеств личности, воспитывать заложенные автором в литературных произведениях позитивное отношение к жизни и любовь к природ II. Актуализация знаний. 1 слайд в сопровождении с музыкой (Звучит грамзапись пьесы "Весна" П.И. Чайковского) 1. Беседа эмоцоанально-оценочного характера. -посмотрите ребята внимательно на экран, что там изображено, какие картины? -как вы думаете, какое это время года? - Что вы услышали в музыке? - Что почувствовали? - Что представили? 2. Выделение темы, идеи стихотворения. - Как вы думаете, о каком времени года пойдёт на уроке разговор? -Чувствуете ли приближение весны? - Какие весенние месяцы вы знаете? - Что несёт каждый месяц? какой, обычно, становится погода весной? 3. Обращение к названию стихотворения, выделение голосом ключевого слова. - Какова, по-вашему, будет тема стихотворения? Сегодня мы будем говорить о весне, о тех явлениях природы, что свя¬заны с её приходом, будем учиться видеть те красочные средства, кото¬рые помогают поэтам рассказывать, как красива наша природа. I11. Чтение стихотворения про себя. Проверка первичного восприя¬тия. после того как дети прочитают, ставится аудиозапись стихотворения. -Ребята вы слышали, как читают стихотворение в аудиозаписи, давайте и мы постараемся прочитать красиво, с интонацией, не торопясь. (после прочтения-как ваше мнение нам удалось так же красиво прочитать?) -Какое настроение у вас создается при чтении этого стихотворения? -Что для вас означает слово ГРОЗА, какие ощущения это слово у вас вызывает? -- Посмотрите на картину художника Константина Маковского «Дети, бегущие от грозы» и скажите, совпадают ли ваши ассоциации с тем, что на ней изображено? - Обратимся к толковому словарю и узнаем, какое значение имеет слово «гроза» ( «Гроза – гром и молния, а также опасность, беда, бедствие») V. Словарная работа. Расширить словарный запас детей, активизировать имеющийся. - Какие слова вам показались непонятными? (Идёт объяснение, при¬бегая к помощи самих детей) Перлы - жемчуг, нить жемчужная, в данном случае роса на растениях. Гам - гул, гудение, крик птиц. Шум нагорный - гул, шум воды в горах. Кубок - питьевой сосуд из металла, стекла, кости, известный в древ¬ности. Геба - у древних греков богиня юности. Дочь главного греческого бога Зевса. Она богиня юности, любит играть, веселиться, подшучивать над другими. Зевс - самый главный бог древних греков, его царство было на горе Олимп. Зевесов орел -любимая птица бога.= Д\З Анчы Ондар 1 группа: Резвиться-…… Раскаты-……. 2 группа: Перлы-….. Проворный-…… 3 группа: Вторить-….. Кубок-…… VI. Анализ произведения. Учить видеть красоту; находить изобразительные средства язы¬ка, рисовать картины природы 1. Прочитайте, как Тютчев описывает гром в самом начале стихотво¬рения. Люблю грозу в начале мая, Когда весенний первый гром. Как бы резвяся и играя, Грохочет в небе голубом. - Гром - явление природы и по-настоящему играть и резвиться не может. Кто может это делать?(дети). - А если поэт наделяет этими качествами явление природы, что он, таким образом, делает?(одушевляет, делает живыми, олицетворяет). Олицетворение ( слайд 8) - Да, гром становится героем стихотворения. - А почему небо во время грозы голубое? (гроза короткая, мимо¬летная, неба не успело потемнеть...). 2. Давайте прочитаем второе четверостишие и докажем, что гром -герой стихотворения. - Какие слова об этом говорят? (раскаты молодые) Гремят раскаты молодые, Вот дождик брызнул, пыль летит, Повисли перлы дождевые, И солнце нити золотит. V. Физминутка 3. Прочитаем третью строфу. С горы бежит поток проворный, В лесу не молкнет птичий гам, И гам лесой и шум нагорным Всё вторит весело громам. - Как вы думаете, гроза закончилась или ещё продолжается? (.....) - Как вы догадались? {.....) - Какое слово показывает, что дождь всё-таки был сильный? (поток) - Как природа реагировала на грозу? Какое слово поможет нам отве¬тить? (весело). - Давайте представим себе грозу, и пение птиц в лесу, и шум бегущей воды. Закройте глаза. Что вы чувствуете? (дети рисуют свои картины). VI. Рефлексия -что нового мы узнали ? - что вам больше всего понравилось? - что вам не понравилось? -что нужно сделать, чтобы урок стал еще интереснее? 3. ОПРЕДЕЛЯЕМ РАЗМЕР И ТИП РИФМЫ СТИХОТВОРЕНИЯ. Размер стихотворения: 4 – стопный ямб / / / / лю-бЛЮ|гро-ЗУ |в на-ЧА |ле-МА|я рифма перекрестная, чередуются стихи Ж/М рифмы / / мА - я - игрА-я – женская / / грОм – голу-бОм – мужская 4. ОПРЕДЕЛЯЕМ КОМПОЗИЦИОННОЕ ПОСТРОЕНИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ. (Стихотворение состоит из 4 строф). • Является ли строфное разделение стихотворение разделением на микротемы? (частично, т.к.: 1 строфа: отражает ощущения и чувства лирического героя, подготавливает читателя к восприятию грозы. 2 – 3 строфы: последовательно описывают этапы природного явления 4 строфа: окольцовывает стихотворение, вовлекает читателя в диалог с лирическим героем. • Скажите, какую картину рисует это стихотворение? К какому жанру изобразительного искусства вы могли бы отнести её, если бы это действительно было бы живописное полотно? (пейзаж) • Какие признаки жанра пейзажного вы можете найти в стихотворении? («живописные слова», пространство, не просто пространство, а даже огромное, бесконечное пространство). 5. РАБОТА С ЛИТЕРАТУРНЫМИ ТРОПАМИ: Давайте попробуем обозначить языковую палитру поэта-художника. • Определите языковое явление: • Найдите пример аллитерации в стихотворении Тютчева и объясните, для чего поэт использует этот троп. • Работа с эпитетом. Выпишите словосочетания с эпитетами в том порядке, в каком они идут в стихотворении. На какой авторский прием указывает большинство эпитетов? (инверсия, олицетворение) • Работа с синтаксисом предложения (прием инверсии). Найдите приемы инверсии в данном стихотворении. • Какую роль играет инверсия у Тютчева? • Определите ее роль в создании лирического образа. (делает акцент на приеме олицетворения) Какой литературный прием позволяет нам увидеть столь живописные картины природы? (Метафора) ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП УРОКА Подведем итог всей проделанной нами работы. • Есть ли в стихотворении хоть одно ненужное или неправильно употребленное слово? *(каждый эпитет или метафора создает образ счастливой природы, которая радуется первому весеннему грому, пейзажная зарисовка поэта обращает внимание читателя на внутренний мир лирического героя) ** ( каждое слово направлено на то, чтобы раскрыть мир человеческих чувств и эмоций, т.е. на создание мира лирического героя). VII. Домашнее задание: 1. стихотворение наизусть (выбрать, стр 90 или стр 91) 2. привести примеры 5 эпитетов и 5 олицетворений из других стихотворений
Иконка файла материала О весенней природе.docx
Урок открытия новых знаний Федор Иванович Тютчев стихотворение «Весенняя гроза»   воспитывать культуру общения; любовь к жизни и к природе, развивать  I.Орг. момент. цель: познакомить детей со стихотворением ; показать значение художественного мастерства  поэта, его использование различных изобразительно­выразительных средств; развивать навыки  анализа текста, выразительного чтения; пополнять словарный запас учеников. Задачи: Образовательная – формировать полноту, осознанность, системность, гибкость, глубину,  оперативность, прочность знаний; совершенствовать речевые навыки: умение вести беседу. Развивающая –     формировать интерес к предмету; формировать мотивацию к дальнейшему  изучению литературы; учить анализировать, выделять главное, сравнивать, строить аналогии,  обобщать и систематизировать; развивать память, внимание; Воспитательная –   эстетический вкус. Методы и педагогические технологии: объяснительно­иллюстративный метод (рассказ с  элементами беседы, демонстрация слайдов, аудио фрагментов); проблемный метод,  исследовательский Оборудование: учебник­хрестоматия для общеобразовательных учреждений в двух частях( авт.­ сост. М.В.Черкезова и др.),толковые словари, прослушивание аудиозаписи стихотворения, слайды  для мультимедийной презентации, звуки живой природы(звук грозы) Формировать УУД: ­ Личностные УУД: познавательный интерес способность к самооценке на основе критериев  успешности учебной деятельности. ­ Регулятивные УУД: определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;  планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые  коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных  ошибок. ­ Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной  форме; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения  и следовать им. ­ Познавательные УУД: ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов;  сравнивать, находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; преобразовывать информацию из  одной формы в другую: составлять ответы на вопросы. Планируемые результаты: – предметные – создание условия для знакомства с очередным стихотворением поэта, научить  выявлять смысл стихотворения, сопоставлять различные понятия,приемы анализа литературного  произведения; сопоставление. – метапредметные – создание условия для формирования коммуникативной и культуроведческой  компетенций через понимание темы, идеи и проблемы текста, подбор аргументации для  подтверждения собственной позиции, выделение причинно­следственных связей в устных и  письменных высказываниях; научить самостоятельно организовывать деятельность, работая с  разными источниками информации; межпредметная связь с русский языком, мхк и музыкой. – личностные – формирование духовно­нравственных качеств личности, воспитывать заложенные  автором в литературных произведениях позитивное отношение к жизни и любовь к природ II. Актуализация знаний. 1 слайд в сопровождении с музыкой (Звучит грамзапись пьесы "Весна"  П.И. Чайковского) 1.      Беседа эмоцоанально­оценочного характера.­посмотрите ребята внимательно на экран, что там изображено, какие картины? ­как вы думаете, какое это время года? ­ Что вы услышали в музыке? ­ Что почувствовали? ­ Что представили? 2. Выделение темы, идеи стихотворения. ­ Как вы думаете, о каком времени года пойдёт на уроке разговор? ­Чувствуете ли приближение весны? ­ Какие весенние месяцы вы знаете? ­ Что несёт каждый месяц? какой, обычно, становится погода весной? 3. Обращение к названию стихотворения, выделение голосом ключевого слова. ­ Какова, по­вашему, будет тема стихотворения? Сегодня мы будем говорить о весне, о тех явлениях природы, что связаны с её приходом, будем  учиться видеть те красочные средства, которые помогают поэтам рассказывать, как красива наша  природа. I11. Чтение стихотворения про себя. Проверка первичного восприятия. после того как дети прочитают, ставится аудиозапись стихотворения. ­Ребята вы слышали, как читают стихотворение в аудиозаписи, давайте и мы постараемся  прочитать красиво, с интонацией, не торопясь. (после прочтения­как ваше мнение нам удалось так  же красиво прочитать?) ­Какое настроение у вас создается при чтении этого стихотворения? ­Что для вас означает слово ГРОЗА, какие ощущения это слово у вас вызывает? ­­ Посмотрите на картину художника Константина Маковского «Дети, бегущие от грозы» и  скажите, совпадают ли ваши ассоциации с тем, что на ней изображено? ­ Обратимся к толковому словарю и узнаем, какое значение имеет слово «гроза» ( «Гроза – гром и  молния, а также опасность, беда, бедствие») V. Словарная работа. Расширить словарный запас детей, активизировать имеющийся. ­ Какие слова вам показались непонятными? (Идёт объяснение, прибегая к помощи самих детей) Перлы ­ жемчуг, нить жемчужная, в данном случае роса на растениях. Гам ­ гул, гудение, крик птиц. Шум нагорный ­ гул, шум воды в горах. Кубок ­ питьевой сосуд из металла, стекла, кости, известный в древности. Геба ­ у древних греков богиня юности. Дочь главного греческого бога Зевса. Она богиня юности,  любит играть, веселиться, подшучивать над другими. Зевс ­ самый главный бог древних греков, его царство было на горе Олимп. Зевесов орел ­любимая птица бога.= Д\З Анчы Ондар 1 группа: Резвиться­…… Раскаты­……. 2 группа: Перлы­….. Проворный­…… 3 группа: Вторить­….. Кубок­…… VI. Анализ произведения. Учить видеть красоту; находить изобразительные средства языка, рисовать картины природы 1. Прочитайте, как Тютчев описывает гром в самом начале стихотворения. Люблю грозу в начале мая, Когда весенний первый гром. Как бы резвяся и играя, Грохочет в небе голубом.­ Гром ­ явление природы и по­настоящему играть и резвиться не может. Кто может это делать? (дети). ­ А если поэт наделяет этими качествами явление природы, что он, таким образом, делает? (одушевляет, делает живыми, олицетворяет). Олицетворение ( слайд 8) ­ Да, гром становится героем стихотворения. ­ А почему небо во время грозы голубое? (гроза короткая, мимолетная, неба не успело  потемнеть...). 2. Давайте прочитаем второе четверостишие и докажем, что гром ­герой стихотворения. ­ Какие слова об этом говорят? (раскаты молодые) Гремят раскаты молодые, Вот дождик брызнул, пыль летит, Повисли перлы дождевые, И солнце нити золотит. V. Физминутка 3. Прочитаем третью строфу. С горы бежит поток проворный, В лесу не молкнет птичий гам, И гам лесой и шум нагорным Всё вторит весело громам. ­ Как вы думаете, гроза закончилась или ещё продолжается? (.....) ­ Как вы догадались? {.....) ­ Какое слово показывает, что дождь всё­таки был сильный? (поток) ­ Как природа реагировала на грозу? Какое слово поможет нам ответить? (весело). ­ Давайте представим себе грозу, и пение птиц в лесу, и шум бегущей воды. Закройте глаза. Что вы  чувствуете? (дети рисуют свои картины). VI. Рефлексия ­что нового мы узнали ? ­ что вам больше всего понравилось? ­ что вам не понравилось? ­что нужно сделать, чтобы урок стал еще интереснее? 3. ОПРЕДЕЛЯЕМ  РАЗМЕР И ТИП РИФМЫ СТИХОТВОРЕНИЯ. Размер стихотворения: 4 – стопный ямб          /           /             /           / лю­бЛЮ|гро­ЗУ |в на­ЧА |ле­МА|я            рифма перекрестная, чередуются стихи Ж/М рифмы     /                / мА ­ я   ­ игрА­я – женская      /                / грОм – голу­бОм – мужская4.  ОПРЕДЕЛЯЕМ КОМПОЗИЦИОННОЕ ПОСТРОЕНИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ.  (Стихотворение состоит из 4 строф).  Является ли строфное разделение стихотворение  разделением на микротемы?   (частично, т.к.: 1   строфа:  отражает   ощущения   и   чувства   лирического   героя,   подготавливает   читателя   к восприятию грозы. 2 – 3 строфы: последовательно описывают этапы природного явления 4 строфа: окольцовывает стихотворение, вовлекает читателя в диалог с лирическим героем.  Скажите,  какую картину рисует  это стихотворение? К какому жанру   изобразительного искусства вы могли бы отнести её, если бы это действительно было бы живописное полотно?  (пейзаж)  Какие признаки жанра пейзажного вы можете найти в стихотворении? («живописные слова», пространство, не просто пространство, а даже огромное, бесконечное пространство). 5. РАБОТА С ЛИТЕРАТУРНЫМИ ТРОПАМИ:  Давайте попробуем обозначить языковую палитру поэта­художника.   Определите языковое явление: Найдите   пример   аллитерации   в   стихотворении   Тютчева   и   объясните,   для   чего   поэт использует этот троп.  Работа с эпитетом. Выпишите словосочетания с эпитетами в том порядке, в каком они идут Какую роль играет инверсия у Тютчева?   Определите ее роль в создании лирического образа. в стихотворении. На какой авторский прием указывает большинство эпитетов?       (инверсия, олицетворение)  Работа с синтаксисом предложения (прием инверсии). Найдите приемы инверсии в данном  стихотворении.                                              (делает акцент на приеме олицетворения) Какой литературный прием позволяет нам увидеть столь живописные картины природы?   (Метафора) ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП УРОКА Подведем итог всей проделанной нами работы.  *(каждый   эпитет   или   метафора   создает   образ   счастливой   природы,   которая   радуется Есть ли в стихотворении хоть одно ненужное или неправильно употребленное слово?  первому   весеннему   грому,   пейзажная   зарисовка   поэта   обращает   внимание   читателя   на внутренний мир лирического героя)** ( каждое слово направлено на то, чтобы раскрыть мир человеческих чувств и эмоций, т.е. на создание мира лирического героя). VII. Домашнее задание: 1. 2. стихотворение наизусть (выбрать, стр 90 или стр 91) привести примеры 5 эпитетов и 5 олицетворений из других стихотворений