Урок по литературе на тему "Пословицы и поговорки"
Оценка 4.6
Разработки уроков
docx
русская литература
5 кл
09.04.2018
Цели:
1. Образовательная: выявить источники происхождения пословиц и поговорок, различий между ними;
2. Развивающая: познакомить с видами пословиц и поговорок; развивать внимание, образное мышление, творческое воображение, тренировать память;
3. Воспитательная: Прививать интерес к урокам литературы. Учить детей глубокому уважению к истории и культуре страны. Воспитывать познавательный интерес к устному народному творчеству.
Тип урока: урок объяснения нового материала
Методы: работа в группах, слово учителя, выразительное чтение учащимися пословиц и поговорок, компьютерная презентация, раздаточный материал
Оборудование: учебник хрестоматия русская литература В.Я.Коровиной, тетради, сборники пословиц, поговорок, портреты В. И.Даля, М.В. Ломоносова
Ход урока:
I. Организационный момент.
Проверка домашнего задания
1) Кратко перескажите сюжет былины.(рассказ ученика)
2) Определите основную тему былины «Садко».
Ученик: о жизни купца
3) К какому циклу относится былина «Садко»? Почему?
Ученик: К новгородскому, так как сам Садко из города Новгорода
4) Опишите главного героя былины. (Выяснение собственного восприятия учениками былинного текста.)
5) Почему во время одного из путешествий морской царь чуть не погубил купца?
Ученики: Садко возгордился и не заплатил дань морскому царю
Что спасло Садко в той ситуации?
Ученики: обращение народа к Миколе Можайскому.
6) О чем повествуется в концовке былины?
Ученики: не стал больше ездить Садко на сине море, / Стал поживать Садко во Нове-граде.
II. Сообщение темы и целей урока.
Вступительное слово учителя: Здравствуйте, ребята! Обратите внимание на парты, на них лежат рисунки -Что вы вспомнили, глядя на подписи к этим иллюстрациям ? (ответы детей)
- Как вы думаете какова тема нашего урока? (ответы детей)
. – Правильно, сегодня на уроке мы поговорим о пословицах и поговорках, об их сходстве и различии, о мудрости и поучающем смысле.
- А теперь послушаем о появлении пословиц и поговорок и их собирателях.
Рассказывает ученик:
Пословицы и поговорки живут в народной речи века. Родились они в глубокой древности и отражают все стороны жизни людей. Собирание пословиц началось в 16 веке, а может и раньше, но записи того времени до нас не дошли. Первые рукописные сборники, дошедшие до нас, относятся к 17-18 в.в. Большинство составителей этих сборников неизвестны. Начало научному изучению русских пословиц и поговорок положил М.В.Ломоносов. Лишь со второй половины 18 в. сборники пословиц и поговорок стали печататься. Известными составителями таких сборников были И.М.Снегирев , ФИ.Буслаев, А.Н.Афанасьев и другие. Но самым знаменитым является Владимир Иванович Даль. (показать портрет). Его труд считается непревзойденным .
Всю жизнь он посвятил собиранию и систематизации пословиц. Даль изъездил всю Россию. Он записывал пословицы и поговорки, услышанные им от крестьян, ремесленников, солдат. Больше тридцати лет по крупицам собирал и записывал пословицы и поговорки. Им собрано огромное количество – 25 тысяч пословиц и поговорок.
Кроме сборника «Пословицы русского народа», В.И.Даль подготовил и издал капитальный труд – четыре тома «Толкового словаря живого великорусского языка» , где привел множество пословиц и поговорок. Далю адресованы слова А.С.Пушкина: « Что за роскошь, что за смысл в каждой поговорке нашей! Что за золото!»
I. Сравнение пословиц и поговорок.
–Ребята, а как вы думаете ,чем отличаются следующие высказывания
«Надо трудиться» и «Без труда не выловишь и рыбку из пруда»
«Пришел тот, о ком только что говорили» и «Легок на помине»
Ученики:
- отличие состоит в том, что пословицы и поговорки более образны, экспрессивны, легче запоминаются
Учитель: чем отличаются пословицы от поговорок? Или это одно и то же?
Посмотрите на доску.
Ученье свет, а неученье – тьма Своя рука – владыка
Слово не воробей, Охота пуще неволи.
Вылетит – не поймаешь. За словом в карман не лезет.
Красна изба углами, а стол пирогами.
-В каком столбце пословицы, в каком – поговорки?
Ученики: пословицы слева, они выражают мысль более полно, чем поговорки
Комментарий учителя: В.И.Даль называл пословицы коротенькими притчами. В отличие от пословицы, поговорка не имеет нравоучительного смысла. Даль писал: «Поговорка, по народному определению, цветочек, а пословица – ягодка; и это верно»
-Как вы думаете, какую ценность для нас имеют поговорки и пословицы, почему мы считаем их важной частью народного творчества?
Ученики: они выражают народную мудрость и отношение к миру
II. Знакомство со статьей учебника.
1. Чтение статьи стр.35-36.
2. Задание: привести свои примеры пословиц и поговорок и записать их вместе с определениями в тетрадь.
3. Ребята, а теперь поработаем группами
1 группа пишет пословицы про труд и лень
Терпение и труд все перетрут.
Что посеешь, то и пожнешь.
Двое пашут, а семеро руками машут.
Не сиди сложа руки, так не будет и скуки!
Горька работа, да хлеб сладок.
Труд человека кормит, а лень портит.
2 группа пишет про ум и ученье
Век живи — век учись.
Знай больше, а говори меньше
Книги не говорят, а правду сказывают.
Кто хочет много знать, тому мало надо спать.
Мир освещается солнцем, а человек знанием.
Хорошая книга — лучший друг.
4. Перед вами пословицы, но в них допущена ошибка, ваша задача исправить их
Золото проверяют трудом, человека – огнём (золото проверяют огнём, человека – трудом.)
Маленькое безделья лучше большого дело (маленькое дело лучше большого безделья.)
Не красна книга умом, красна письмом (не красна книга письмом, красна умом.)
Незнайка по дорожке бежит, а знайка на печи лежит (Знайка по дорожке бежит, а незнайка на печи лежит)
На труса собака только лает, а смелого кусает (на смелого собака только лает, а труса кусает.)
IV.Работа с текстами пословиц.
-А теперь вернемся к учебнику. Прочитайте пословицы, приведенные в нем.
-Какие из них можно назвать устаревшими? Сохранилось ли для нас сейчас значение этих пословиц, имеют ли они эстетическую ценность по-прежнему?
Ответы учеников: своя земля и в горсти мила; пашню пашут – руками не машут; грамоте учиться – вперед пригодится; самолюб никому не люб. (Эти пословицы устаревшие. Для нас Сохранилось сейчас значение этих пословиц и имеют они эстетическую ценность по-прежнему )
Учитель: Ребята, не только у русского народа встречаются пословицы и поговорки, но и у других народов есть свои.
Прочитайте статью учебника «Мудрость народов». Найдите в ней пословицы разных народов. Можно ли найти пословицы, имеющие один и тот же смысл у разных народов? Приведите примеры.
Ученики: английская пословица (пустая посуда гремит громче всего) и ассирийская (труд кормит человека, безделье- портит)
-Физкультминутка.
V. Творческие задания.
1. Послушайте рассказ и просигнальте, подняв руку, когда услышите
пословицу или поговорку.( учитель читает)
Договорились мальчики рано утром пойти рыбу ловит Саша, Витя, Миша
пришли в условленное место, а Коли нет.
- Семеро одного не ждут, - сказал Саша.
- Справим дело и без Новгорода, - подхватил Витя.
- Пусть рвет на себе волосы, а мы больше ждать не будем,- поддержал друзей
Миша.
Но тут показался бегущий Коля.
- Не могу вставать с петухами,- сказал запыхавшийся мальчик.
- Врет и глазом не моргнет, - сурово заметил Саша.
- Уговор дороже денег, - вставил Витя.
- Тебя за опоздание надо за ушко да на солнышко, - буркнул Миша.
- Ладно, ребята, не дразните собаку, и лаять не станет. Пойдемте лучше скорее
на речку.
Чтобы рыбку съесть, надо в воду лезть, - сказал примиряюще Коля.
- За малое судиться - большое потерять, - улыбнулся Саша. И все мальчики
зашагали к речке.
2. Вспомните пословицы и поговорки, в состав которых входит цифра семь, и объясните их:
Семь бед — один ответ.( Так говорят, когда человек, ощущая за собой некие проступки, снова решается рискнуть, готовый ответить сразу за всё.)
Семи пядей во лбу.(очень умный )
Семь раз примерь, один раз отрежь. (Перед тем, как сделать что-нибудь серьёзное, тщательно всё обдумай, всё предусмотри)
Один с сошкой, семеро с ложкой. (Работает один, а кормятся его трудом многие)
Семеро одного не ждут. (Говорят, когда начинают какое-то дело без того, кто опоздал, или с упрёком тому, кто заставляет многих ждать себя.)
У него семь пятниц на неделе. (Характеризует оно людей, которым нельзя доверять, потому что они не выполняют данных обещаний. Говоря о человеке, быстро меняющем свое решение)
Седьмая вода на киселе. (используется обычно для обозначения характера родственных отношений между людьми)
Семь верст до небес и все лесом. (путь вроде бы и близкий, но трудный.)
3. Опознать поговорку по ее шуточному толкованию.
1. Какая пословица повествует о явлении, которое обязательно произойдёт, если ракообразное на возвышенности произведёт резкий звук?
Ответы учеников: (когда рак на горе свистнет).
2. В какой поговорке говорится о том, что неправильно помещать животное позади транспортного средства?
Ответы учеников: (не ставь телегу перед лошадью).
3. Какая пословица говорит о событии, которое происходит в конце недели после атмосферных явлений?
Ответы учеников: (после дождичка в четверг).
4. В какой поговорке сказано о недопустимости опережения предков при работе с огнём?
Ответы учеников: (не лезь вперёд батьки).
VI.Рефлексия.-Что нового узнали на уроке?
Заключительное слово учителя. Меняются времена, а наставления наших прапрадедов с добром и с умом поправляют нас, подбадривают, утешают, наставляют. Пусть пословица живёт в вашей речи, не исчезает, а вы передадите пословицы своим детям и внукам. Ведь пословицы - это мудрый совет, тонкая мысль, доброе пожелание. Вовремя сказанные, они запоминаются на всю жизнь. Пословицы прекрасны. И наш долг – беречь этот мудрый чистый родник. Читайте произведения разных жанров устного народного творчества. Уважайте мудрость отцов!
VII. Домашнее задание.
Сочинение по пословице (на выбор)
ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ.docx
Тема: пословицы и поговорки
Цели:
1. Образовательная: выявить источники происхождения пословиц и поговорок, различий между
ними;
2. Развивающая: познакомить с видами пословиц и поговорок; развивать внимание, образное
мышление, творческое воображение, тренировать память;
3. Воспитательная: Прививать интерес к урокам литературы. Учить детей глубокому уважению к
истории и культуре страны. Воспитывать познавательный интерес к устному народному творчеству.
Тип урока: урок объяснения нового материала
Методы: работа в группах, слово учителя, выразительное чтение учащимися пословиц и поговорок,
компьютерная презентация, раздаточный материал
Оборудование: учебник хрестоматия русская литература В.Я.Коровиной, тетради,
пословиц, поговорок, портреты В. И.Даля, М.В. Ломоносова
сборники
Ход урока:
I. Организационный момент.
Проверка домашнего задания
1) Кратко перескажите сюжет былины.(рассказ ученика)
2) Определите основную тему былины «Садко».
Ученик: о жизни купца
3) К какому циклу относится былина «Садко»? Почему?
Ученик: К новгородскому, так как сам Садко из города Новгорода
4) Опишите главного героя былины. (Выяснение собственного восприятия учениками былинного
текста.)
5) Почему во время одного из путешествий морской царь чуть не погубил купца?
Ученики: Садко возгордился и не заплатил дань морскому царю
Что спасло Садко в той ситуации?
Ученики: обращение народа к Миколе Можайскому.
6) О чем повествуется в концовке былины?
Ученики: не стал больше ездить Садко на сине море, / Стал поживать Садко во Новеграде.
II. Сообщение темы и целей урока.
Вступительное слово учителя: Здравствуйте, ребята! Обратите внимание на парты,
на них лежат рисунки Что вы вспомнили, глядя на подписи к этим иллюстрациям ? (ответы
детей)
Как вы думаете какова тема нашего урока? (ответы детей)
. – Правильно, сегодня на уроке мы поговорим о пословицах и поговорках, об их сходстве и
различии, о мудрости и поучающем смысле. А теперь послушаем о появлении пословиц и поговорок и их собирателях.
Рассказывает ученик:
Пословицы и поговорки живут в народной речи века. Родились они в глубокой древности и
отражают все стороны жизни людей. Собирание пословиц началось в 16 веке, а может и раньше, но
записи того времени до нас не дошли. Первые рукописные сборники, дошедшие до нас, относятся к
1718 в.в. Большинство составителей этих сборников неизвестны. Начало научному изучению
русских пословиц и поговорок положил М.В.Ломоносов. Лишь со второй половины 18 в. сборники
пословиц и поговорок стали печататься. Известными составителями таких сборников были
И.М.Снегирев , ФИ.Буслаев, А.Н.Афанасьев и другие. Но самым знаменитым является Владимир
Иванович Даль. (показать портрет). Его труд считается непревзойденным .
Всю жизнь он посвятил собиранию и систематизации пословиц. Даль изъездил всю Россию. Он
записывал пословицы и поговорки, услышанные им от крестьян, ремесленников, солдат. Больше
тридцати лет по крупицам собирал и записывал пословицы и поговорки. Им собрано огромное
количество – 25 тысяч пословиц и поговорок.
Кроме сборника «Пословицы русского народа», В.И.Даль подготовил и издал капитальный труд –
четыре тома «Толкового словаря живого великорусского языка» , где привел множество пословиц и
поговорок. Далю адресованы слова А.С.Пушкина: « Что за роскошь, что за смысл в каждой
поговорке нашей! Что за золото!»
I.
Сравнение пословиц и поговорок.
–Ребята, а как вы думаете ,чем отличаются следующие высказывания
«Надо трудиться» и «Без труда не выловишь и рыбку из пруда»
«Пришел тот, о ком только что говорили» и «Легок на помине»
Ученики:
отличие состоит в том, что пословицы и поговорки более образны, экспрессивны, легче
запоминаются
Учитель: чем отличаются пословицы от поговорок? Или это одно и то же?
Посмотрите на доску.
Ученье свет, а неученье – тьма Своя рука – владыка
Слово не воробей, Охота пуще неволи.
Вылетит – не поймаешь. За словом в карман не лезет.
Красна изба углами, а стол пирогами.
В каком столбце пословицы, в каком – поговорки?
Ученики: пословицы слева, они выражают мысль более полно, чем поговорки Комментарий учителя: В.И.Даль называл пословицы коротенькими притчами. В отличие от
пословицы, поговорка не имеет нравоучительного смысла. Даль писал: «Поговорка, по народному
определению, цветочек, а пословица – ягодка; и это верно»
Как вы думаете, какую ценность для нас имеют поговорки и пословицы, почему мы считаем их
важной частью народного творчества?
Ученики: они выражают народную мудрость и отношение к миру
Знакомство со статьей учебника.
II.
1. Чтение статьи стр.3536.
2. Задание: привести свои примеры пословиц и поговорок
и записать их вместе с
определениями в тетрадь.
3. Ребята, а теперь поработаем группами
1 группа пишет пословицы про труд и лень
Терпение и труд все перетрут.
Что посеешь, то и пожнешь.
Двое пашут, а семеро руками машут.
Не сиди сложа руки, так не будет и скуки!
Горька работа, да хлеб сладок.
Труд человека кормит, а лень портит.
2 группа пишет про ум и ученье
Век живи — век учись.
Знай больше, а говори меньше
Книги не говорят, а правду сказывают.
Кто хочет много знать, тому мало надо спать.
Мир освещается солнцем, а человек знанием.
Хорошая книга — лучший друг.
4. Перед вами пословицы, но в них допущена ошибка, ваша задача исправить их
Золото проверяют трудом, человека – огнём (золото проверяют огнём, человека –
трудом.)
Маленькое безделья лучше большого дело (маленькое дело лучше большого безделья.)
Не красна книга умом, красна письмом (не красна книга письмом, красна умом.)
Незнайка по дорожке бежит, а знайка на печи лежит (Знайка по дорожке бежит, а
незнайка на печи лежит)
На труса собака только лает, а смелого кусает (на смелого собака только лает, а труса
кусает.)
IV.Работа с текстами пословиц.
А теперь вернемся к учебнику. Прочитайте пословицы, приведенные в нем.
Какие из них можно назвать устаревшими? Сохранилось ли для нас сейчас значение этих пословиц,
имеют ли они эстетическую ценность попрежнему? Ответы учеников: своя земля и в горсти мила; пашню пашут – руками не машут; грамоте
учиться – вперед пригодится; самолюб никому не люб. (Эти пословицы устаревшие. Для нас
Сохранилось сейчас значение этих пословиц и имеют они эстетическую ценность попрежнему )
Учитель: Ребята, не только у русского народа встречаются пословицы и поговорки, но и у других
народов есть свои.
Прочитайте статью учебника «Мудрость народов». Найдите в ней пословицы разных народов.
Можно ли найти пословицы, имеющие один и тот же смысл у разных народов? Приведите
примеры.
Ученики: английская пословица (пустая посуда гремит громче всего) и ассирийская (труд кормит
человека, безделье портит)
Физкультминутка.
V. Творческие задания.
1. Послушайте рассказ и просигнальте, подняв руку, когда услышите
пословицу или поговорку.( учитель читает)
Договорились мальчики рано утром пойти рыбу ловит Саша, Витя, Миша
пришли в условленное место, а Коли нет.
Семеро одного не ждут, сказал Саша.
Справим дело и без Новгорода, подхватил Витя.
Пусть рвет на себе волосы, а мы больше ждать не будем, поддержал друзей
Миша.
Но тут показался бегущий Коля.
Не могу вставать с петухами, сказал запыхавшийся мальчик.
Врет и глазом не моргнет, сурово заметил Саша.
Уговор дороже денег, вставил Витя.
Тебя за опоздание надо за ушко да на солнышко, буркнул Миша.
Ладно, ребята, не дразните собаку, и лаять не станет. Пойдемте лучше скорее
на речку.
Чтобы рыбку съесть, надо в воду лезть, сказал примиряюще Коля.
За малое судиться большое потерять, улыбнулся Саша. И все мальчики
зашагали к речке. 2. Вспомните пословицы и поговорки, в состав которых входит цифра семь, и объясните их:
Семь бед — один ответ.( Так говорят, когда человек,
ощущая за собой некие проступки, снова решается
рискнуть, готовый ответить сразу за всё.)
Семи пядей во лбу.(очень умный )
Семь раз примерь, один раз отрежь. (Перед тем, как
сделать чтонибудь серьёзное, тщательно всё обдумай,
всё предусмотри)
Один с сошкой, семеро с ложкой. (Работает один, а
кормятся его трудом многие)
Семеро одного не ждут. (Говорят, когда начинают какое
то дело без того, кто опоздал, или с упрёком тому, кто
заставляет многих ждать себя.)
У него семь пятниц на неделе. (Характеризует оно людей,
которым нельзя доверять, потому что они не
выполняют данных обещаний. Говоря о человеке,
быстро меняющем свое решение)
Седьмая вода на киселе. (используется обычно для
обозначения характера родственных отношений между
людьми)
Семь верст до небес и все лесом. (путь вроде бы и
близкий, но трудный.)
3. Опознать поговорку по ее шуточному толкованию.
1. Какая пословица повествует о явлении, которое обязательно произойдёт, если ракообразное
на возвышенности произведёт резкий звук?
Ответы учеников: (когда рак на горе свистнет).
2. В какой поговорке говорится о том, что неправильно помещать животное позади
транспортного средства?
Ответы учеников: (не ставь телегу перед лошадью).
3. Какая пословица говорит о событии, которое происходит в конце недели после атмосферных
явлений?
Ответы учеников: (после дождичка в четверг).
4. В какой поговорке сказано о недопустимости опережения предков при работе с огнём?
Ответы учеников: (не лезь вперёд батьки).
VI.Рефлексия.Что нового узнали на уроке?
Заключительное слово учителя. Меняются времена, а наставления наших прапрадедов с добром и
с умом поправляют нас, подбадривают, утешают, наставляют. Пусть пословица живёт в вашей речи,
не исчезает, а вы передадите пословицы своим детям и внукам. Ведь пословицы это мудрый совет,
тонкая мысль, доброе пожелание. Вовремя сказанные, они запоминаются на всю жизнь. Пословицы
прекрасны. И наш долг – беречь этот мудрый чистый родник. Читайте произведения разных жанров
устного народного творчества. Уважайте мудрость отцов!
VII. Домашнее задание.
Сочинение по пословице (на выбор)
Урок по литературе на тему "Пословицы и поговорки"
Урок по литературе на тему "Пословицы и поговорки"
Урок по литературе на тему "Пословицы и поговорки"
Урок по литературе на тему "Пословицы и поговорки"
Урок по литературе на тему "Пословицы и поговорки"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.