Конспект урока по русскому языку на тему "Обращение" (8 класс)
Оценка 4.8

Конспект урока по русскому языку на тему "Обращение" (8 класс)

Оценка 4.8
Разработки уроков
doc
русский язык
8 кл
04.01.2018
Конспект урока по русскому языку на тему "Обращение" (8 класс)
Данный урок является первым в разделе «Обращение и знаки препинания при нём». В начале урока дети вспомнили известные им признаки обращения, используя примеры из комедии Н.Гоголя «Ревизор», что позволило установить контакт с детьми, осуществить мотивацию учебной деятельности. Обобщение и систематизация знаний по теме осуществлялись в совместной деятельности учителя и ученика. Для активизации учебной деятельности в ходе урока использовался частично-поисковый метод: составление информационного кластера об обращении. Закрепление учебного материала построено на работе с учебником, на выполнении тестовых заданий с последующей самопроверкой, а также осуществлялась работа с текстом Н.В Гоголя. Учащимся необходимо было на месте пропуска употребить подходящие по смыслу обращения из слов для справок. Это способствовало развитию речи учащихся. Опрос детей, усвоение знаний, закрепление шли одновременно, что позволяло не терять «нить» заинтересованности у учеников и следить за их активностью и должным восприятием материала.
Конспект урока.doc
Конспект урока Учитель – Михайлина Лариса Васильевна, МОУ СОШ №4   г.Сердобска Пензенской области Предмет: русский язык   8 класс  Тема урока: «Обращение и знаки препинания при нём». Тип урока: урок сообщения и первичного закрепления новых знаний. Цели урока:  образовательная: систематизировать и обобщить знания учащихся об  обращении; познакомить со способами выражения обращения, правилами  выделения обращения в устной речи (звательная интонация) и на письме  (выделительные знаки препинания); находить в предложении обращение,  употреблять его с учётом речевой ситуации. развивающая: развивать устную речь учащихся; развивать умение выразительно  читать предложения с обращениями, соблюдая звательную интонацию.  воспитательная: воспитывать навыки самостоятельной и коллективной трудовой деятельности; воспитывать любовь к родному языку, культуре. Учебник: Тростенцова Л.А., Ладыженская Т.А., Дейкина А.Д., Александрова О.М.   Русский язык. 8 класс. – М.: Просвещение, 2016. Этапы урока Организационный этап Цель:  организовать   учащихся перед  началом  урока, настроить их   на   качественную   работу   на уроке,   создать   положительный эмоциональный настрой. Учитель приветствует детей,   даёт положительный настрой и  нацеливает ребят на  предстоящую работу.   результат: Ожидаемый внимания, концентрация положительный   эмоциональный настрой на совместную работу.   Актуализация знаний. Ход урока Содержание этапа   извиняемся, Вступительное слово учителя. ­ Добрый день, ребята. Мы ежедневно здороваемся и прощаемся,   благодарим   за   труд,   обращаемся   к кому­нибудь   с   просьбой,   если допустили какую­нибудь оплошность. Во всех этих ситуациях   нашими   неизменными   спутниками выступают   слова­обращения.   Ведь   всякая   речь имеет   своего   адресата,   она   кому­то   направлена. Темой   нашего   урока   и   станет   обращение. Произведения русских писателей и поэтов  помогут вспомнить     уже   известные   нам   сведения   об обращении,   узнать     новое   о   нём   и,   конечно, поговорить   о   культуре   общения.   Потому   что обращение   к   собеседнику   –   это   самая употребительная   языковая   единица,   связанная   с правилами речевого этикета. ­В   своей   речи     я   уже   неоднократно   употребила   Какое?   Вспомните   определение обращение. Беседа по повторению сведений  об обращении, полученных  учащимися в предшествующие  годы обучения. Цель:  выявить уровень усвоения учащимися темы «Обращение », практических навыков определения   обращений   в предложении.   обращения.  (Учащиеся рассказывают об обращении) ­Что   вам   помогает   в   устной   речи   определить обращение?  (Учащиеся   говорят,   что   обращение   называет   собеседника, произносится с особой звательной интонацией). ­Расскажите, как выделяется обращение на письме? (Учащиеся   рассказывают,   что   обращение   на   письме выделяется   запятыми,   а   в   отдельных   случаях   – восклицательным знаком).     Приём сопоставления предложений помогает выделить отличительные признаки обращений:   в   устной   речи особую звательную интонацию, в письменной   речи   –   знаки препинания. Изучение нового учебного  материала Цель:  создать условия для более полного глубокого представления   о   назначении   и употреблении   обращений   в предложении. и     Объяснение   нового   материала помощью происходит с       ­Изучая   обращение,   мы   вспомним     произведения Н.В.Гоголя.   Определите,   в   каком   из   двух предложений   существительное  Авдотья  является обращением. Обоснуйте своё мнение.   1.)Уж скоро Авдотья должна прийти.   2.)Эй, Авдотья! Ступай в кладовую: вынь ковёр самый лучший, что по голубому полю, персидский, скорей! (Учащиеся   определяют,   что   обращение   используется   во втором   предложении,   оно   называет   собеседника   и произносится с особой звательной интонацией). ­Какими знаками препинания выделяется на письме обращение Авдотья? (Обращение   выделяется   восклицательным   знаком,   так   как стоит   в   начале   предложения   и   произносится   с   сильным чувством)   ­ Записав ряд  предложений, давайте  составим  кластер к определению обращения.  Кластер (англ.) – модель, схема, структура свойств определённого термина. 1.И в самом обычном наряде мила ты, Отчизна,  до слез. 2.Мой   первый   друг,   мой   друг   бесценный!   И   я судьбу   благословил,   когда   мой   двор   уединенный, презентации   и   составления кластера. печальным снегом занесенный, твой колокольчик огласил. 3.Мы старые друзья с тобою, ветер. Учащиеся погружаются  в  учебный материал:  совершенствуют навыки  выразительного чтения  обращений со звательной  интонацией, развивают словесно­ логическое мышление при  составлении кластера об  обращении. – Чем выражаются обращения в данных  предложениях? – Можно ли с помощью обращения выразить свое  отношение к тому, к кому обращаешься? – Где могут находиться обращения в предложении? – В каком падеже употребляются обращения? – Являются ли обращения членами предложения? Работа с информационным кластером. (Работа в группах: учащиеся составляют кластер, с помощью которого рассказывают об обращении) Произнос ится Служит о Выражается Может находиться Выделяе тся Работа с учебником. Прочитайте теоретический материал об обращении на   стр.168   и   выделите   сведения,   дополняющие составленный кластер. (Изучив   теоретический   материал   в   учебнике,   учащиеся рассказывают,   что   иногда   в   роли   обращений   могут   быть слова других частей речи, но тоже в форме именительного падежа) –  Мы сказали о том, что для обращения характерна  особая звательная интонация: мы повышаем  голос перед началом другого, обычно  побудительного или вопросительного  предложения. А в древнерусском языке  существовала не только звательная интонация,  но и особая «звательная форма».       Исторический комментарий  (Сообщение подготовленного учащегося)                                       Из истории обращения.    Во многих языках звательная форма выделяется не только интонационно, но и морфологически, т.е. существительное, называющее собеседника, особым образом оформляется. Эта форма существительного называется «звательная форма». В древнерусском   языке   звательная   форма   была   седьмым падежом   имён   существительных,   и   назывался   этот   падеж звательным.   От   старого   звательного   падежа   современный русский   язык   сохранил   такие   формы,   как   отче,   Боже. Старую   звательную   форму   использует,   к   примеру, А.С.Пушкин в «Сказке о рыбаке и рыбке»:        Приплыла к нему рыбка и спросила:        Чего тебе надобно, старче?»      Старые обращения к Богу в современном русском языке превратились   в   междометия:   эти   слова   произносятся   без звательной интонации, не называют адресата высказывания, в речи   такие   слова,   как   Господи,   Боже,   выражают   эмоции (страх, удивление).      В   современном   русском   языке   нет   звательной   формы, существительное   не   имеет   особых   окончаний, предназначенных   для   образования   звательного   падежа. Современный русский литературный язык сохранил только звательную   интонацию.   И   этого   вполне   достаточно,   чтобы обнаружить синтаксическую функцию существительного. 1.Первичное усвоение новых знаний.  Выполнение упр. 344 учебника с записью образца  синтаксического разбора предложения с  обращением. Закрепление учебного  материала Цель: формированию    способствовать навыков употребления   обращений   в предложении. Выполнение заданий  способствует выявлению  сформированности практических навыков, развитию  самостоятельности,  совершенствованию навыков  связной речи, мышления.   Учащиеся самостоятельно решают   поставленные   задачи, проверяют     результат   работы   и учатся   оценивать   свой   результат работы. 2.Первичная проверка понимания. Выполнение теста с последующей самопроверкой по ключу.  1.Укажите неверное утверждение. А.Обращение – это слова, или сочетания слов,  называющие того, к кому обращаются с речью. Б.Обращения могут быть распространёнными и  нераспространёнными. В.В предложении обращения могут быть главными  членами. Г.Обращение может стоять в любой части  предложения. 2.В каком предложении не употреблено обращение? (знаки препинания не расставлены)   А.)Маменька маменька погодите зашпилю сзади косынку. Б.)А я так  право обрадовалась говорят мне  Анна Андреевна выдаёт дочку. В.)Чёрт вас возьми степи  как вы хороши! Г.)Уж     пожалуйста     не   перебивайте     Пётр Иванович! 3.В каком предложении обращение служит не  только для привлечения внимания к речи, но и  выражает уважительное отношение говорящего к  собеседнику? А.)Антон Антонович! Имею честь поздравить! Б.)Чёрт вас возьми, степи, как вы хороши! В.)Великий господин, ясновельможный пан! Я знал и брата вашего, покойного Дороша! Г.)Уж, пожалуйста, не перебивайте, Пётр Иванович! 4.В   каком   предложении   обращение   выражено прилагательным в значении существительного? А.)Что, кошевой, пора бы погулять запорожцам? Б.)Уж,   пожалуйста,   не   перебивайте,   Пётр Иванович! В.)Прощайте, любовь моя! Г.)Чёрт вас возьми, степи, как вы хороши! (Учащиеся комментируют правильные ответы в ходе  выполнения тестовых заданий) 3.Первичное   закрепление   с   последующей взаимопроверкой. Употребите   на   месте   пропуска   подходящие   по смыслу обращения из слов для справок, расставьте недостающие знаки препинания.     ­Здравствуй..…….. Ну что ты, здоров?    ­Слава Богу.    ­Послушай……….. там мне до сих пор обеда не приносят,   так,   пожалуйста,   поторопи,   чтоб поскорее, видишь, мне сейчас после обеда нужно кое­чем заняться.    Слова для справок:  служащий, братец, любезный, родной. (Учащиеся делают вывод о том, что в обращении всегда  выражено чувство уважения и почтения к тому, с кем  общаешься. Любое обращение допустимо, когда оно  одинаково комфортно для обеих сторон. Затем  комментируют выделительные знаки препинания при  обращении). Изучение теоретического материала учебника на  стр.167,168. Выполнение упр. 343 - Как вы оцениваете свою работу на уроке? ­  Какие задания вызвали затруднения? ­  Какие  показались интересными? ­  Сделайте специальные пометки на полях тетради о  полученной на уроке информации V­ эту информацию знал, знаю, вспомнил; + ­это новая для меня информация;  ? ­ эта информация мне непонятна, у меня появились  вопросы..)  Задание на дом Этап информирования учащихся  о домашнем задании, инструктаж по его выполнению. Рефлексия (подведение итогов  урока) Оценки за урок

Конспект урока по русскому языку на тему "Обращение" (8 класс)

Конспект урока по русскому языку на тему "Обращение" (8 класс)

Конспект урока по русскому языку на тему "Обращение" (8 класс)

Конспект урока по русскому языку на тему "Обращение" (8 класс)

Конспект урока по русскому языку на тему "Обращение" (8 класс)

Конспект урока по русскому языку на тему "Обращение" (8 класс)

Конспект урока по русскому языку на тему "Обращение" (8 класс)

Конспект урока по русскому языку на тему "Обращение" (8 класс)

Конспект урока по русскому языку на тему "Обращение" (8 класс)

Конспект урока по русскому языку на тему "Обращение" (8 класс)

Конспект урока по русскому языку на тему "Обращение" (8 класс)

Конспект урока по русскому языку на тему "Обращение" (8 класс)

Конспект урока по русскому языку на тему "Обращение" (8 класс)

Конспект урока по русскому языку на тему "Обращение" (8 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.01.2018