Конспект урока по русскому языку на тему "Обучающее изложение" (9 класс, русский язык)
Оценка 4.7

Конспект урока по русскому языку на тему "Обучающее изложение" (9 класс, русский язык)

Оценка 4.7
Презентации учебные +1
doc
русский язык
9 кл
04.04.2017
Конспект урока по русскому языку на тему "Обучающее изложение" (9 класс, русский язык)
Подробный конспект урока развития речи по русскому языку в 9-ом классе рассчитан на 2 академических часа. Обучающиеся учатся самостоятельно делать комплексный анализ текста, составлять план, письменно пересказывать текст; развивают орфографическую и пунктуационную грамотность, пополняют словарный запас; воспитывается бережное отношение к русскому слову. Данный материал будет отличным приложением к урокам литературы при изучении творчества А.С. Пушкина. Источник подготовки к ГИА.Конспект урока; презентация.
конспект.doc
Алексеева Т.В., учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории  Обучающее изложение с элементами сочинения по очерку  Ю. Нагибина «Москвич Пушкин». (2 часа) Класс: 9. Единица содержания: способ анализа текста с определением типа текста для написания обучающего изложения. Цели и задачи: Обучающий аспект: научиться анализировать текст (определять тему, идею автора,   стиль   текста   и   его   структуру)   на   основе   культуроведческого   текста: научиться составлять план; уметь пересказывать; учиться письменно передавать содержание текста близко к авторскому; учиться планировать свою деятельность на уроке. Развивающий   аспект:   развивать   орфографическую   и   пунктуационную зоркость;   пополнять   словарный   запас   (уточнять   смысл   непонятных   слов); развивать речь (устную и письменную): развивать речевую активность (высказывать свои   мысли,   аргументировать);   развивать   контроль   и   самоконтроль   при выполнении самостоятельной работы; развивать мыслительные операции: анализ, синтез (или пересказ текста по плану), обобщение (проверить и закрепить знания учащихся по темам: «Синтаксис и пунктуация сложного предложения», «Цитаты», «Стили речи»); развивать память (зрительную, слуховую). Воспитательный аспект: воспитывать коммуникативные навыки; воспитывать бережное   отношение   к   слову,   прививать   навыки   вдумчивого   чтения   и   умения аргументировано   высказывать   свою   точку   зрения;   аккуратность   в   записях; показать значение А.С. Пушкина для современников и отношение русских людей к могиле поэта и местам, связанным с его жизнью. Тип урока: урок комплексного применения знаний. Этапы   урока:  I.   Подготовительный   этап   (организационный   момент, целеполагание,   мотивация   на   тему).   II.   Применение   знаний   (работа   с   текстом, анализ текста, составление плана, пересказ текста; лексическая, орфографическая и  пунктуационная   подготовка). III.  Контроль   и  самоконтроль  (самостоятельная работа,   работа   над   творческим   заданием,   написание   изложения).  IV.   Итог   на рефлексивной основе. Граница знания и незнания: Знают: обучающиеся знают типы и стили текстов; характеристику стилей текста   по   его   языковым   средствам;   имеют   навыки   работы   с   орфограммами   и пунктограммами;   умеют   анализировать   текст;   знакомы   с   творчеством   А.С. Пушкина. Не   знают:   обучающиеся   не   знакомы   с   текстом   Ю.Нагибина   «Москвич Пушкин»;   не   знакомы   с   творчеством   Ю.М.   Нагибина,   А.М.   Опекушина; обучающиеся учатся самостоятельно анализировать текст, составлять план текста; пересказывать   текст;   учатся   самостоятельно   письменно   оформлять   содержание текста публицистического стиля. Универсальные учебные действия:  I. Регулятивные универсальные действия (РУД): учатся целеполаганию исходя   из   темы   и   задач   поставленных   на   уроке;   учатся   планированию   своей деятельности, формулируют  его  в  устной  форме (план  работы  зафиксирован   в письменной форме на листке по самооцениванию своей деятельности на уроке); учатся прогнозировать свои шаги успешности и неуспешности по оценке, данной учителем,   одноклассниками,   своей   внутренней   оценке;   учатся   контролировать свои действия и свою деятельность на уроке через выполнение самостоятельной работы   и   по   листку   самооценивания;   учатся   коррекции   при   выполнении самопроверки   своей   работы,   сравнением   с   образцом;   сравнивают   свою деятельность   на   уроке   с   деятельностью   других   учащихся;   учатся   оценивать   и проявлять свою волевую саморегуляцию на этапе итога на рефлексивной основе и заполнении листка по самооцениванию своей деятельности на уроке.    ОУУД    )  II. Познавательные универсальные действия: 1. Общеучебные УУД ( (учатся самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, исходя из темы урока; учатся работать с графическими записями: таблицами, схемами, моделями;   учатся   осознанному   и   произвольному   построению   речевого высказывания   в   устной   и   письменной   форме;   учатся   извлечению   необходимой информации   из   прослушанного   текста;   учатся   определять   основную   и второстепенную   информацию,   исходя   из   поставленной   перед   ними   цели).   2.  ЛУУД    )  (учатся   анализировать   текст   с   целью   выделения Логические   УУД   (   признаков; учатся обобщать, сравнивать, классифицировать в заданиях при анализе текста, при лексической, орфографической и пунктуационной подготовке; учатся доказывать своё суждение; учатся выдвигать свою версию и обосновывать её.  III.   Коммуникативные   универсальные   учебные   действия   (КУУД):   учатся умению с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации в парной и коллективной форме работы на уроке; учатся монологической (ответы) и диалогической (в паре) формам речи в соответствии с нормами родного языка.  IV.   Личностные   (Л):   на   этапе   итога   на   рефлексивной   основе   ученики начинают   задаваться   вопросом   о   том,   “какое   значение,   смысл   имеет   для   меня учение», и учатся находить ответ на него; каждый ученик старается соблюдать, действовать и демонстрировать своё поведение на уроке согласно общепринятым нравственно­этическим нормам. Ход урока: I. Подготовительный этап. 1. Организационный момент. Сообщение темы урока, целей и задач. Учитель сначала предлагает самим обучающимся сформулировать цели на урок, исходя из темы. Затем знакомит с конкретными целями урока. Целеполагание. Планирование учебной   деятельности   на   урок   учащимися.   Знакомство   с   листком   по самооцениванию. Тема: обучающее изложение. РУД: Девятиклассники слушают тему урока. Знакомятся с задачами урока. Планируют свою учебную деятельность на урок, исходя из темы, целей и задач урока. Уточняют цели и задачи, стоящие перед ними на этом уроке с помощью учителя. Знакомятся с листком по самооцениванию, где смогут контролировать свою деятельность на уроке. Слово   учителя:   «Недавно   на   уроках   литературы   мы   закончили   изучать творчество А.С. Пушкина. Мы прикоснулись к личности величайшего русского поэта во всём обаянии и блеске его ума, характера, характера, поэзии и прозы. Мы познакомились   с   важнейшими   темами   его   поэзии,   с   его   многочисленными возлюбленными, друзьями и современниками. Выя вили роль Москвы и Петербурга в   духовном   становлении   поэта.   И   сегодня   мы   с   вами   приоткроем   ещё   одну страницу биографии А.С. Пушкина. А поможет нам в этом очерк Юрия Марковича Нагибина, портрет которого вы можете видеть на доске (на доске висит портрет Ю.М. Нагибина). Юрий Маркович прошёл Великую Отечественную войну, в человеке ценил нравственные   качества.   Ряд   статей   посвятил   классикам   русской   литературы. Преклонялся перед гением Пушкина.  До сих  пор  между москвичами и петербуржцами  идёт  спор:  Москве  или Петербургу   принадлежит   главное   место   в   жизни   и   творчестве   Александра Сергеевича, какой из городов вправе называться «городом Пушкина»? Писатель Ю.М. Нагибин затронул эту проблему в своём очерке с характерным названием «Москвич Пушкин». Итак, цель нашего урока – подготовка к изложению с элементами сочинения. Мы   должны   выявить   идейно­художественные   и   культурные   особенности предложенного текста и запомнить его (1­й слайд). ОУУД: Обучающиеся рассматривают портрет Ю.М. Нагибина. II. Применение знаний. 1. 2. Предложить обучающимся записать дату и тему урока. Знакомство с текстом (первое чтение). Текст читает учитель. ­   А   теперь   обратимся   непосредственно   к   тексту.   Прослушайте   его внимательно.  3.             Работа с текстом и его анализ.  После прослушивания текста предлагается ответить на следующие вопросы (2­й слайд): А) Какова тема очерка? (Москва в жизни Пушкина); Б) Сформулируйте основную мысль текста. (Москва  ­ город Пушкина. Она разделила с Петербургом честь считаться городом Пушкина.)  В) К какому стилю речи относится текст? (Публицистический.) ОУУД:   Обучающиеся   записывают   дату   и   тему   урока   в   своих   тетрадях. Слушают текст и самостоятельно в устной форме формулируют тему текста и готовят ответы на поставленные вопросы. Межэтапная связь: «Чтобы проверить, насколько верно вы ответили на эти   вопросы,   посмотрите,   в   чём   вы   были   близки   в   своих   версиях (прогнозированиях). И мы сможем перейти к решению одной из основных учебных   задач:   учиться   анализировать   текст».   (Появляется   3­й   слайд   с правильными ответами). ЛУУД:   Девятиклассники   сверяют   свои   версии   ответов   с   правильными, записывают правильные ответы в тетрадях. 4. Лексическая работа. А)   Назовите   приметы   публицистического   стиля   (показ   4­го   слайда   с написанными приметами публицистического стиля): Это сообщение. В тексте ярко выражена позиция автора и оценка автором явления, о котором он сообщает. Язык образный, эмоциональный. Мысль писателя занимает проблемный вопрос. Б) Назовите языковые средства, характерные для публицистического стиля (показ 5­го слайда): метафоры («золотые головы церквей», «аромат московского бытия»); сравнения («памятник, как храм»); вводные слова и конструкции («конечно», «ныне Баумана») высокая лексика («судьбоносный», «мироздание», «бытие», «чертог»). В)   Что   такое   очерк?   (Очерк   –   жанр   публицистики,   разновидность рассказа,   где   излагаются   и   анализируются   социально   значимые   проблемы   с точки зрения автора.) Показ 6­го слайда. Г)   К   какому   типу   речи   можно   отнести   данный   текст?   (Рассуждение   с элементами описания и повествования.) Показ 7­го слайда. ОУУД:  Обучающиеся   устно   отвечают   на   вопросы,   а   когда   появляются слайды с правильными ответами, сверяют свои версии с правильными. Правильные ответы ученики записывают в своих тетрадях. 5. Работа с толковым словарём. ­ Какие слова вам показались непонятными? Выясните значение следующих слов (самостоятельно или по словарю). Показ 8­го слайда:  Почитатель   –   человек,   относящийся   с   глубоким   уважением   к чему­либо или к кому­либо;  Уроженец (Москвы) – родившийся в Москве;  Грот – пещера, чаще искусственная;  Руины – развалины;  Чертог – пышное, великолепное помещение, дворец;  Бытие – жизнь;  Мироздание – мир, вселенная;  Обветшалый – ветхий, старый, дряхлый;  Коронованная особа – монарх, царь;  Палаты – большое богатое здание. ОУУД: Обучающиеся работают с текстом и толковым словарём, уточняют смысл   непонятных   слов,   выразительно   читают   словарные   статьи,   записывают лексические значения слов в тетрадь. ­ Значение имён собственных мы выясним, когда будем составлять план текста. 6. Составление плана. А)   Читаем   1­й   абзац.   Озаглавим   его.   (1.   Москва   уступила   Пушкина Петербургу.) Б)   Читаем   и   даём   название   2­му   абзацу.   (2.  Москва.   Дом   Юсуповых. Детские впечатления.) Комментарии: Портрет Ганнибала, деда Пушкина по линии матери (показ портрета  Ганнибала);   Юсуповская веранда и комната (показ литографии); Кремль Москвы 1801г. (показ 9­го слайда). ОУУД:   Обучающиеся   выразительно   читают   текст   по   абзацам, озаглавливают   их,   записывают   заглавия   в   тетрадях;   рассматривают   портрет Ганнибала и предложенные учителем литографию и иллюстрацию. ­ Какие ещё факты свидетельствуют о главенствующем месте Москвы в жизни А.С. Пушкина?    Впервые стал писать стихи; Прожил примерно треть своей жизни; С 1826 по 1836 годы приезжал в Москву 16 раз. (Показ 10­го слайда.) КУУД:   Девятиклассники   дают   устные   монологические   высказывания, записывают их в тетрадях. В)   Чтение   3­го   абзаца,   придумывание   названия.   (3.   Образ   Москвы   в «Евгении Онегине».) Комментарии: Образ  Москвы  представлен  в 7­й  главе  романа   в  стихах «Евгений  Онегин». КУУД: Один ученик (заранее подготовленный) читает отрывок из романа «Евгений Онегин»: Но вот уж близко. Перед ними Уж белокаменной Москвы, Как жар, крестами золотыми Горят старинные главы. Ах, братцы! как я был доволен, Когда церквей и колоколен, Садов, чертогов полукруг Открылся предо мною вдруг! Как часто в горестной разлуке, В моей блуждающей судьбе, Москва, я думал о тебе! Москва... Как много в этом звуке Для сердца русского слилось!               Как много в нем отозвалось! Г) Перейдём к 4­му абзацу. Озаглавим. (4. Женитьба.) ­Откуда   взята   цитата   «Чистейшей   прелести   чистейший   образец»?   (Из стихотворения   А.С.   Пушкина   «Мадонна»   1830г.)  Показ   портрета   Н.Н. Гончаровой. ОУУД: Обучающиеся отвечают на вопрос, рассматривают портрет Н.Н. Гончаровой. Д) Рассмотрим 5­й абзац и озаглавим его. (5. В доме Нащокина.) Показ 11­го слайда. ОУУД: Обучающиеся рассматривают портрет П.В. Нащокина. Е) Читаем заключительный 6­й абзац и даём ему название. (6. Открытие памятника   поэту   на   Тверском   бульваре.)   Показ   литографии.   Рассказ   о создателе   памятника   А.С.   Пушкину   –   скульпторе   Александре   Михайловиче Опекушине и о самом памятнике. Слово учителя: «Речь Ф.М. Достоевского стала апогеем его прижизненной славы. Эта речь оказалась завещанием Достоевского. В ней он назвал Пушкина «русским скитальцем», которому необходимо «всемирное счастье». Общество любителей  русской   словесности  –  литературное   общество,  существовавшее   в 1813­1930гг. В него входили Ф.М. Достоевский, И.С. Тургенев, Л.Н. Толстой (показ 12­го слайда). ОУУД:   Обучающиеся   слушают   рассказ   учителя   о   скульпторе   А.М. Опекушине и о самом памятнике, рассматривают литографию с изображением памятника. Работа с орфограммами и пунктограммами. 7. А)   Объясните   подчёркнутые   орфограммы:   беспечный,   сословие, коренную, деревянный, каменный, аллея, воображение, уроженец, полководец, полусогласия, присутствует, словесность. (Показ 13­го слайда.)  1 абзац последнее предложение 2 абзац 1 предложение 3 абзац 1 предложение стечение запятых  в последнем абзаце что присоединяет союз «как» в 5­м предложении запятые  при причастных и деепричастных оборотах. Б) Объясните постановку запятой в следующих предложениях:       ЛУУД: Девятиклассники самостоятельно работают над изученными ранее орфограммами и пунктограммами, строят устные монологические высказывания на лингвистическую тему.  Учитель   оценивает   индивидуальную   работу   учащихся,   подтверждает верно выполненное задание. (Показ 14­го слайда.) ОУУД: Сначала обучающиеся индивидуально работают с предложенными орфограммами и пунктограммами, а затем сверяют с правильным вариантом. Чтение текста самостоятельно и пересказ текста учащимися. 8. КУУД:   Обучающиеся   читают   текст   самостоятельно,   пересказывают соседу по парте, тренируют и проверяют свою память. 9. Обратимся   к   творческому   заданию   (оно   написано   на   закрытой доске). А)   Слово   учителя:   «Наверное,   задание   1­го   варианта   покажется   вам трудным. Многие из вас сегодня впервые увидели этот памятник. Поможет нам, рассказав о памятнике А.С. Пушкину, (ответ подготовленного заранее ученика). КУУД: Примерный ответ заранее подготовленного ученика: « Мне очень нравится   памятник   А.С.   Пушкину   в   Москве.   Поэт   стоит   там   задумчивый, погруженный в свои мысли. Возможно, он думает, какое слово подобрать для новой строчки стихов, или мечтает о своей возлюбленной Наталье Гончаровой. А может быть, он беспокоится о своих друзьях­декабристах и будущем России. Но мне кажется, что раньше этот памятник выглядел лучше. Я видел старые фотографии:   там   памятник   возвышается   над   всей   площадью.  Сейчас     же   он теряется   на   фоне   огромного   киноконцертного   зала,   обилия   переливающихся щитов и постоянных автомобильных пробок». Б) Слово учителя: «А вот отношение к творчеству поэта может высказать каждый из вас. Слушаем ответ ученика… КУУД: Монологические высказывания обучающихся.  10.   Заключительное   слово   учителя:   «   Как   бы   ни   спорили   Москва   и Петербург за право называться «городом Пушкина», мы с вами должны помнить, что Пушкин – поэт общенациональный, его гений принадлежит всему русскому народу. Он присутствует в наших думах и сердцах с самого раннего детства и до глубокой   старости.   Он   достояние   всего   человечества.   Им   всегда   будут восхищаться и преклоняться перед ним. Недаром критик 19 века В.Г. Белинский сказал   о   Пушкине   такие   слова:   «Пушкин   принадлежит   к   вечно   живущим   и движущимся явлениям, не останавливающийся на той точке, на которой застала их смерть, но продолжающим развиваться в сознании общества». (Показ 15­го слайда с написанными словами В.Г. Белинского.)  ОУУД: Обучающиеся слушают монолог учителя.  ЛУУД: Обучающиеся читают слова В.Г.Белинского. Межэтапная связь: «Как вы думаете, для чего мы сейчас провели такую   большую   работу   по   анализу   текста,   по   лексической   и орфографической  подготовке   написания  текста?  К какой  теперь   задаче урока мы можем перейти?»  (К самостоятельному написанию изложения, во время которого будете самостоятельно контролировать свои действия и знания.) ЛУУД:   Обучающиеся   дают   ответы:   для   того,   чтобы   лучше,   точнее   и грамотнее написать изложение. III. Контроль и самоконтроль. Самостоятельная работа. Написание изложения. (2 –й урок.)  РУД:   Обучающиеся   самостоятельно   пишут   изложение   «Москвич Пушкин». Пользуются памяткой по написанию изложения, составленным планом и словами для справок. Обучающиеся заполняют листки по самооцениванию. Межэтапная   связь:   «Теперь,   наверное,   каждому   хотелось   бы проанализировать себя, что получилось хорошо, что не очень.   Для этого заполните свой листок по самооцениванию. Это для меня тоже очень важно. Чтобы мы смогли лучше спланировать свою работу на уроке по написанию изложения на следующем уроке по развитию речи». ответив на следующие вопросы (показ 15­го слайда): сегодня на уроке я узнал/а (научился/ась)… сегодня на уроке я смог/ла… сегодня на уроке мне было интересно выполнять задание… сегодня на уроке мне было сложно… эти знания мне пригодятся… IV. Итог урока на рефлексивной основе. Учитель   предлагает   учащимся   подвести   итог   деятельности   на   уроке,      Учитель,   подводя   итог,   отмечает   особенно   активных   учащихся, благодарит заранее подготовленных учеников за помощь в проведении урока речи. Л: Учащиеся отвечают на вопросы по итогам на рефлексивной основе. Письменно оценивают свою работу в листке по самооцениванию.

Конспект урока по русскому языку на тему "Обучающее изложение" (9 класс, русский язык)

Конспект урока по русскому языку на тему "Обучающее изложение" (9 класс, русский язык)

Конспект урока по русскому языку на тему "Обучающее изложение" (9 класс, русский язык)

Конспект урока по русскому языку на тему "Обучающее изложение" (9 класс, русский язык)

Конспект урока по русскому языку на тему "Обучающее изложение" (9 класс, русский язык)

Конспект урока по русскому языку на тему "Обучающее изложение" (9 класс, русский язык)

Конспект урока по русскому языку на тему "Обучающее изложение" (9 класс, русский язык)

Конспект урока по русскому языку на тему "Обучающее изложение" (9 класс, русский язык)

Конспект урока по русскому языку на тему "Обучающее изложение" (9 класс, русский язык)

Конспект урока по русскому языку на тему "Обучающее изложение" (9 класс, русский язык)

Конспект урока по русскому языку на тему "Обучающее изложение" (9 класс, русский язык)

Конспект урока по русскому языку на тему "Обучающее изложение" (9 класс, русский язык)

Конспект урока по русскому языку на тему "Обучающее изложение" (9 класс, русский язык)

Конспект урока по русскому языку на тему "Обучающее изложение" (9 класс, русский язык)

Конспект урока по русскому языку на тему "Обучающее изложение" (9 класс, русский язык)

Конспект урока по русскому языку на тему "Обучающее изложение" (9 класс, русский язык)

Конспект урока по русскому языку на тему "Обучающее изложение" (9 класс, русский язык)

Конспект урока по русскому языку на тему "Обучающее изложение" (9 класс, русский язык)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.04.2017