Конспект урока по русскому языку на тему "Однокоренные слова" (5 класс)

  • Презентации учебные
  • Разработки уроков
  • docx
  • 27.03.2017
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

презентация
Иконка файла материала Урок.docx
Урок: Русский язык. Класс: 5 «А» Тема урока: Однокоренные слова. Цель урока: Образовательная: Закреплять представления учащихся о составе слова, понятия «корень»,  «однокоренные слова». Способствовать умению группировать однокоренные слова, находить их в  тексте, выделять в них корень и определять синтаксическую функцию. Коррекционно­развивающая: Развивать логическое мышление, мыслительные операции анализ и  синтез. Развивать письменную и устную речь, умение отвечать полным предложением.  Воспитательная: Воспитывать интерес к предмету, самостоятельность, активность детей.  Прививать аккуратность при работе в тетради и у доски. Тип урока: комбинированный. Оборудование: Русский язык. Учебник для 5 класса школы глухих. / Л.П. Носкова, И.В. Колтуненко  – Москва, «Просвещение», 1982г, таблички, карточки с заданиями. I. Организация начала урока.  Настройка учащихся на работу. Установка на  произношение.  ­Как вы слышите?  ­Какой сейчас урок? ­Узнайте у меня тему урока. Предполагаемые  ответы. –Я надел наушники. ­Я слышу  ­Сейчас урок русского  языка. ­О.С., как называется  тема урока? ­о составе слова, о  частях слова, об  однокоренных словах ­чтобы правильно писать слова, чтобы знать  устройство слово ОД     НО ОД     НО ОДНО КО_РЕН_НЫЕ КО_РЕН_НЫЕ КОРЕННЫЕ ОДНО_КОРЕННЫЕ ОДНОКОРЕННЫЕ ­Как вы думаете, о чём будем говорить на уроке? ­Для чего нужно изучать эту тему? Повторим состав слова. Будем находить однокоренные слова. Рассмотрим однокоренные слова в предложениях. II. Работа по теме урока. 1.Повторение.  Назовите части слова  (кластер) приставка     окончание    основа слова                      СОСТАВ СЛОВА              суффикс        корень  Отгадайте загадку и скажите, о какой части речи  в ней говорится? Дифференциа ция обучения. 1­3гр. – вместе  с учителем 1­3гр. –  контроль  учителяЯ у дуба, я у зуба, Я у слов и у цветов. Я упрятан в темноту Я не вверх, а вниз расту.   Что такое корень?  Почему корень так важен? Лес, лесник, лесной, перелесок  Выделите корень в словах.  Какие это слова?  Какие слова называются однокоренными? 2. Закрепление.  Прочитайте задание. Что нужно сделать? А)  Распредели слова в три столбика: с корнем –цвет­, ­солн­, ­лет­. (у доски ученики 2 группы)    Долететь, солнце, полёт, цветы, лётчик, подсолнух,  зацветёт, разноцветный, солнечный, цветочный,  подсолнечный, взлёт. 3 гр. – самостоятельно в тетрадях. 1 гр. Спиши. Выдели корень в однокоренных словах. Лес, лесок, лесной, лесник. Цвет, цветной, цветок, цветник. Лётчик, самолёт, полёт. Б) Музыкальная физминутка.  Будет физминутка. Встаньте. В) Беседа по картинке.  Какое сейчас время года?  Какое время года наступит после зимы?  Как изменится природа? Какие изменения будут в городе? Опишите картинку. Г) Составь предложения из слов. 1. Наступит, весна, скоро. 2. Дни, весной, длиннее, становятся, ночи, а, короче. 3. Солнце, весеннее, ярко, светит.  Прочитайте текст.  Найдите однокоренные слова.  Поставьте вопросы к однокоренным словам.  Укажите, какой член предложения.  Давайте сделаем вывод: какими членами  предложения могут быть однокоренные слова? 1гр. Спиши. Найди однокоренные слова, выдели в  них корень.  Корень Корень – главная часть  слова, общая для всех  родственных слов. ­В корне заключено  значение слова. ­Без корня слов не  бывает. Однокоренные слова –  близкие по смыслу  слова, имеющие  одинаковый корень. Ярко светит солнце.  На улице тепло. Тает  снег. Появляются лужи.  Скоро наступит весна. Весной дни становятся  длиннее, а ночи короче.  Весеннее солнце светит  ярко. Весна что? подлежащее Весной когда?  обстоятельство Весеннее какое?  определение Однокоренные слова  могут быть разными  членами предложения. 1гр.­ помощь  учителя; 2­3гр. ­  контроль  учителя 1гр.­ помощь  учителя; 2­3гр. ­  контроль  учителя 1­3гр. – вместе  с учителемПовторяли состав слова. Находили однокоренные слова.  Рассматривали  однокоренные слова в  предложениях.      Скоро наступит весна. Весной дни становятся  длиннее, а ночи короче. Весеннее солнце светит ярко. III. Подведение итогов урока. Информация по домашнему заданию, инструктаж о  его выполнении. 2,3гр. – Спиши. Найди однокоренные слова. Выдели в  них корень. Поставь к ним вопрос, подчеркни  как член  предложения.        Мы нашли большой  муравейник под елью. Сначала  мы думали, что это просто куча сора и старой хвои, а не  муравьиный город. Ни одного муравья не было видно. 1гр. – Спиши. Найди однокоренные слова, выдели в  них корень.        Мы нашли большой  муравейник под елью. Сначала  мы думали, что это просто куча сора и старой хвои, а не  муравьиный город. Ни одного муравья не было видно.  О чём мы говорили на уроке?  Что мы делали? Комментирование оценок.Распредели слова в три столбика: с корнем –цвет­, ­солн­, ­лет­.     Долететь, солнце, полёт, цветы, лётчик, подсолнух, зацветёт,  разноцветный, солнечный, цветочный, подсолнечный, взлёт. Распредели слова в три столбика: с корнем –цвет­, ­солн­, ­лет­.     Долететь, солнце, полёт, цветы, лётчик, подсолнух, зацветёт,  разноцветный, солнечный, цветочный, подсолнечный, взлёт. Распредели слова в три столбика: с корнем –цвет­, ­солн­, ­лет­.     Долететь, солнце, полёт, цветы, лётчик, подсолнух, зацветёт,  разноцветный, солнечный, цветочный, подсолнечный, взлёт. Распредели слова в три столбика: с корнем –цвет­, ­солн­, ­лет­.     Долететь, солнце, полёт, цветы, лётчик, подсолнух, зацветёт,  разноцветный, солнечный, цветочный, подсолнечный, взлёт. Распредели слова в три столбика: с корнем –цвет­, ­солн­, ­лет­.     Долететь, солнце, полёт, цветы, лётчик, подсолнух, зацветёт,  разноцветный, солнечный, цветочный, подсолнечный, взлёт. Распредели слова в три столбика: с корнем –цвет­, ­солн­, ­лет­.     Долететь, солнце, полёт, цветы, лётчик, подсолнух, зацветёт,  разноцветный, солнечный, цветочный, подсолнечный, взлёт. Распредели слова в три столбика: с корнем –цвет­, ­солн­, ­лет­.Долететь, солнце, полёт, цветы, лётчик, подсолнух, зацветёт,  разноцветный, солнечный, цветочный, подсолнечный, взлёт. Спиши. Найди однокоренные слова. Выдели в них корень.  Поставь к ним вопрос, подчеркни  как член предложения.        Мы нашли большой  муравейник под елью. Сначала мы думали,  что это просто куча сора и старой хвои, а не муравьиный город. Ни  одного муравья не было видно. Спиши. Найди однокоренные слова. Выдели в них корень.  Поставь к ним вопрос, подчеркни  как член предложения.        Мы нашли большой  муравейник под елью. Сначала мы думали,  что это просто куча сора и старой хвои, а не муравьиный город. Ни  одного муравья не было видно. Спиши. Найди однокоренные слова. Выдели в них корень.  Поставь к ним вопрос, подчеркни  как член предложения.        Мы нашли большой  муравейник под елью. Сначала мы думали,  что это просто куча сора и старой хвои, а не муравьиный город. Ни  одного муравья не было видно. Спиши. Найди однокоренные слова. Выдели в них корень.  Поставь к ним вопрос, подчеркни  как член предложения.        Мы нашли большой  муравейник под елью. Сначала мы думали,  что это просто куча сора и старой хвои, а не муравьиный город. Ни  одного муравья не было видно. Спиши. Найди однокоренные слова. Выдели в них корень.  Поставь к ним вопрос, подчеркни  как член предложения.Мы нашли большой  муравейник под елью. Сначала мы думали,  что это просто куча сора и старой хвои, а не муравьиный город. Ни  одного муравья не было видно. Спиши. Найди однокоренные слова. Выдели в них корень.  Поставь к ним вопрос, подчеркни  как член предложения.        Мы нашли большой  муравейник под елью. Сначала мы думали,  что это просто куча сора и старой хвои, а не муравьиный город. Ни  одного муравья не было видно. Спиши. Найди однокоренные слова. Выдели в них корень.  Поставь к ним вопрос, подчеркни  как член предложения.        Мы нашли большой  муравейник под елью. Сначала мы думали,  что это просто куча сора и старой хвои, а не муравьиный город. Ни  одного муравья не было видно. Спиши. Найди однокоренные слова. Выдели в них корень.  Поставь к ним вопрос, подчеркни  как член предложения.        Мы нашли большой  муравейник под елью. Сначала мы думали,  что это просто куча сора и старой хвои, а не муравьиный город. Ни  одного муравья не было видно. Спиши. Найди однокоренные слова. Выдели в них корень.  Поставь к ним вопрос, подчеркни  как член предложения.Мы нашли большой  муравейник под елью. Сначала мы думали,  что это просто куча сора и старой хвои, а не муравьиный город. Ни  одного муравья не было видно. Спиши. Найди однокоренные слова. Выдели в них корень.  Поставь к ним вопрос, подчеркни  как член предложения.        Мы нашли большой  муравейник под елью. Сначала мы думали,  что это просто куча сора и старой хвои, а не муравьиный город. Ни  одного муравья не было видно. Спиши. Выдели корень в однокоренных словах.      Лес, лесок, лесной, лесник. Цвет, цветной, цветок, цветник. Лётчик, самолёт, полёт. Спиши. Найди однокоренные слова, выдели в них корень.Скоро наступит весна. Весной дни  становятся длиннее, а ночи короче.  Весеннее солнце светит ярко. Спиши. Найди однокоренные слова, выдели в них корень.  Домашнее задание.               Мы нашли большой  муравейник под елью. Сначала мы думали, что это  просто куча сора и старой хвои, а не  муравьиный город. Ни одного муравья  не было видно.