Дата:
Класс:
Предмет: Русский язык
Тема: Однородные члены с союзами
Цели:
- углублять знания учащихся о связи между однородными членами предложения. Познакомить с соединением однородных членов с помощью союзов И, А, НО;
- развитие орфографической зоркости, внимания, мышления, памяти, усидчивости;
- воспитывать интерес к предмету, учебе, самостоятельность.
Оборудование: таблицы, карточки.
Ход урока:
1. Организационный момент.
Психологический настрой
Я рада видеть ваши лица, ваши улыбки, и думаю, что этот день принесет вам радость, общение друг с другом. Сядьте удобно, закройте глаза и повторяйте за мной: «Я в школе, я на уроке. Я радуюсь этому. Внимание мое растет. Я как разведчик, все замечу. Память моя крепка. Голова мыслит ясно. Я хочу учиться. Я готов к работе. Я работаю».
2. Проверка домашнего задания
Повторение правила «Однородные члены предложения»
- Назовите однородные члены предложения, которые вы подчеркнули.
- Где вы расставили знаки препинания?
3. Чистописание.
- Все вы знаете, что сегодня наша страна празднует праздник «День языка». Я хочу предложить вам прочесть высказывание великого писателя М. Горького:
«Язык – инструмент, необходимо хорошо его знать, владеть им.»
- На какую букву начинается слово «язык».
- давайте запишем в тетради заглавную и строчную букву Я, но сначала мы сделаем с вами массаж пальцев:
- Постучите в кулачки.
- Похлопайте в ладоши.
- Погрейте ладони.
- Разогрейте каждый пальчик.
- Помассируйте подушечку каждого пальца тупым концом ручки.
- Покатайте между ладонями.
- откройте тетради, запишите число и месяц, классная работа.
Я
Я
Яяя
- Как вы понимаете высказывание М. Горького об языке? Запишите его.
ЗБА «язык»
Язык- 2 слога, ударение падает на второй слог, 4 буквы, 5 звуков, 2 согл., 2 глас, я – зык.
4. Работа по теме урока.
5. Упражнение «Расшифруйте слово»
- Ответив на мой вопрос правильно, вы получите букву. Пять вопросов – пять букв, из которых можно составить слово.
1. Как связаны между собой слова в предложении? (По смыслу. От одного члена предложения можно поставить вопрос - Ю)
2. Какие члены предложения являются главными? (Подлежащее и сказуемое - Ы)
3. Какие члены предложения называются однородными? (однородные члены отвечают на один и тот же вопрос, относятся к одному и тому же слову - О)
4. Как связаны между собой однородные члены? (Интонацией перечисления или союзами – С)
5. Что ставится между однородными членами предложения? (запятая - З)
- Какое слово можно собрать из этих букв? (СОЮЗЫ)
Тема нашего урока – «Однородные члены предложения с союзами».
Прочитайте правило на странице 6.
Между однородными членами предложения ставится запятая, если они не соединены союзами или соединены союзами А, НО. Запятая не ставится, если союз И употребляется при однородных членах предложения один раз.
6. Физминутка
Вот мы руки развели,
Словно удивились.
И друг другу до земли
В пояс поклонились!
Наклонились, выпрямились,
Наклонились, выпрямились.
Ниже, ниже, не ленись,
Поклонись и улыбнусь.
А) Работа со скороговоркой.
Бублик, баранку, батон и буханку пекарь из теста испёк спозаранку.
- прочитайте предложение с интонацией перечисления.
- Какие члены предложения являются однородными в этом предложении? (второстепенные)
- Почему между словами БАТОН и БУХАНКУ не стоит запятая? (Есть союз И)
Б) Работа с пословицами.
- Вставьте подходящие по смыслу союзы. Поставьте где нужно запятые.
ПЕСНЯ СТРОИТЬ…ЖИТЬ ПОМОГАЕТ.
ЗИМОЙ ЗЕМЛЯ ОТДЫХАЕТ… ВЕСНОЙ РАСЦВЕТАЕТ.
МОРОЗ ЛЕНИВОГО ЗА НОС ХВАТАЕТ… ПЕРЕД ПРОВОРНЫМ ШАПКУ СНИМАЕТ.
- Сделайте вывод: перед какими союзами всегда ставится запятая?
Работа по учебнику. Стр. 6 упр. 11.
- прочитайте, в каких предложениях вы поставили запятую и почему?
7. Методика № 1. Упражнение «Сделай, как я!» (со спичками).
Цель: увеличить объём внимания.
Выложить из спичек: 1-2 уровень – союзы И, А, НО.
3 уровень – И, А, НО - по образцу.
8. Закрепление.
Упражнение «Подберите союз»
ДЕРЖИ ГОЛОВУ В ХОЛОДЕ, … НОГИ В ТЕПЛЕ.
ТЕРПЕНЬЕ … ТРУД – ВСЁ ПЕРЕТРУТ.
МЫ ХОТЕЛИ ПОЙТИ НА РЕЧКУ, … РАЗДУМАЛИ.
- Какие союзы вы вставили?
- Перед какими союзами ставится запятая?
9. Итог.
Чему вы научились?
Домашнее задание: стр. 7 упр. 13 1-2 уровень с заданиями, 3 уровень – списывание.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.