Класс: 7
Дата:___________
Тема: «Правописание частицы НЕ с глаголами».
Цель: познакомить с ролью частицы НЕ и её раздельным написанием с глаголами;
Задачи:
Дидактические: углубить знания обучающихся о глаголе как части речи, познакомить с правописанием частицы НЕ с глаголами ;
Коррекционно – развивающие: развивать орфографическую зоркость, на основе повторения изученных правил; коррекция зрительной памяти на основе запоминания и воспроизведения, логического мышления;
Воспитывающая: воспитание мотивации на учение
Тип урока: комбинированный
Оборудование: компьютер, презентация, карточки с заданиями, мешочек с буквами, учебное пособие для обучающихся коррекционной школы VIII вида Галунчиковой Н.Г., Якубовской Э.В. «Русский язык 7 класс» - М.: Просвещение, 2014.
Ход урока:
Этап урока |
Содержание этапа |
Примечание |
I.Организационный момент.
|
- Глубоко вдохните и выдохните. Выдохните обиду, беспокойство, злобу. Забудьте о них. Вдохните доброту, свежесть весеннего солнечного дня, уверенность в своих силах, хорошее настроение. Начнём наш урок.
|
Слайд 1
|
II. Актуализация опорных знаний
|
1. - Кто ответит на мои вопросы, должен взять букву из мешочка и выставить её на доску, а затем составить слово из этих букв. Мы узнаем, о чём пойдёт речь на уроке: 1. Из чего состоит наша речь? 2. На какие группы можно разделить все слова? 3. Какой частью речи являются слова: библиотека, дождь, машина? 4. Какой частью речи являются слова: Я, ты, он, она, вы? 5. Красивый, большой, интересный? 6. Как пишется приставка? Предлог? - Составляем слово из выставленных букв (ГЛАГОЛ) 2) Отгадайте загадку: « Что без меня предметы? Лишь названья. Но я приду - все в действие придёт. Летит ракета. Люди строят здание. Цветут сады, и хлеб в полях растет» - О какой части речи говорится в этом стихотворении? -Верно, это - глагол. 3. Работа в тетради. - Записать число, классная работа. - Сегодня мы продолжаем путешествовать по этой части речи и сделаем новые открытия. Но сначала мы должны повторить всё, что знаем о глаголе: Что обозначает? На какие вопросы отвечает? Как изменяется? Чем является в предложении?
- Подведем итог, что у нас получилось? Глагол-часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы Что делать? Что сделать? Глагол изменяется по временам, числам -в наст.вр., по родам и числам - в прош. вр. В предложении является сказуемым.
|
Мешочек с буквами
Слайд 2
Слайд 3
Слайд 4
|
III. Сообщение темы и цели урока
|
1) - Сейчас предлагаю внимательно прослушать знакомую детскую песенку и назвать глаголы, которые вы в ней услышите (звучит песня «В каждом маленьком ребёнке»): (бежать, прыгать, хватать, дрыгать, мчится. огорчится, находится, теряется, вылезает….)(прослушать 2-3 раза, устно говорят услышанные глаголы) - Я вам предлагаю поиграть: при помощи приставок составить новые глаголы из этой песни: бежать, прыгать, хватать, дрыгать, мчится, теряется. с до не за у по на (самостоятельно в тетрадях и у доски)
- Почему не составили слова с НЕ? (приставки НЕ в русском языке нет) - Сегодня на уроке, мы познакомимся с правописанием частицы «не» с глаголом. - Давайте приставим эту частицу к глаголу: не бежать и т.д. - Какое значение она придаёт глаголу? (отрицание) - Как вы думаете, как мы будем её писать: слитно или раздельно? 2) Сообщение темы урока: «Правописание НЕ с глаголами». Запись в тетради.
1) Цели нашего урока: · расширить и углубить знания о глаголе; · учиться находить и правильно писать частицу не с глаголами.
|
Аудио-запись песни «В каждом маленьком ребенке»
Слайд 5
Слайд 6
Слайд 7
|
IV.Изучение новых знаний.
|
1) Работа с учебником а) Правило стр. 206 б) Работа с упр. 265 стр.206 (устно) - Назовите выделенные глаголы с частицей НЕ. - Как пишется частица НЕ с глаголами? 2) Наблюдение за смысловым значением глаголов с частицей НЕ и без неё На слайде запись: Правила поведения на уроке.
Правила поведения на уроке. 1. Опаздывать на урок. 2. Разговаривать на уроке. 3. Мешать соседу по парте. 4. Рисовать на парте, стуле. 5. Жевать после звонка.
- Согласны ли вы с этими правилами? - Почему? - Как нужно правильно сказать? Что нужно добавить? ( Частицу не) - Что обозначает эта частица? (Отрицание, запрет). - Как пишется она с глаголами? Делается вывод учителем в виде шуточной памятки: НЕ выучил – не делай! НЕ знаешь – не спеши! С глаголами раздельно Частицу НЕ пиши! 3)Работа с пословицами (диктовка) Учащиеся записывают на доске пословицы с комментированием, объясняют орфограмму. Умелые руки не знают скуки. Надо трудиться, а не лениться. - На какую тему эти пословицы и поговорки? (О трудолюбии и лени) |
Слайд 8
Слайд 9
|
V. Закрепление изученного |
1) Работа в парах (карточка №1). Задание: некоторые пословицы потеряли частицу не; исправь недочеты - Запишите пословицы в тетради о дружбе (пословицы под № 4,5,6). * Саша Л. – записывают две на выбор.
Физминутка а). Артистическая мастерская. - Сейчас я произнесу глаголы в утвердительной форме, а вы в отрицательной форме. Задание: изобразите голосом капризного ребенка. Как ведут себя дети, когда капризничают? · Буду – не буду! · Могу – не могу! · Хочу – не хочу! · Стану – не стану! · Кричу – не кричу! б) Я называю глаголы. Если услышите глаголы с частицей НЕ, хлопайте в ладоши, если назову глагол без частицы НЕ, приседаете. Сосчитайте, сколько глаголов с “НЕ” будет названо: Не рисовал, решал, помогать, не сажает, играть, не слышать, уважать, не найдёшь, поверят, не вырастет, не закрывал, учиться. (6 слов)
2) Самостоятельная работа. Работа в парах (карточка№2) Задание: замени выражение глаголом с отрицательной частицей НЕ (см. приложение). *Проверка работы.
3) Работа с текстом. Повторение правил обращения с книгой. - Прочитайте текст. Вставьте, где нужно, частицу НЕ. Запишите получившийся текст. … береги книгу! … бери её грязными руками и … клади на грязный стол. … перегибай книгу и … загибай её листы. Если ты взял книгу в библиотеке, то …забудь вернуть её в срок. 3) |
Слайд 10
Слайд 11
Слайд 12
|
VI.Итог урока |
Ребята, скоро прозвенит звонок, и вы пойдёте на перемену, давайте назовём глаголы, которые вы можете услышать от дежурных по школе, а также глаголы, которые вам может сказать учитель на уроке. 1 ряд – дежурные по коридору 2 ряд - учитель на уроке Задание: назовите глаголы с «не», которые использует дежурный на перемене, учитель на уроке. Не бегайте Не отвлекайтесь Не шумите Не опаздывайте Не деритесь Не смейтесь Не толкайтесь Не разговаривайте Не кричите Не списывайте - Как будем писать НЕ с глаголами? - Оценки за работу на уроке: - Самооценка: Оцените свою работу, своё самочувствие на уроке с помощью условных знаков (смайлики) на полях своей тетради. |
|
Домашнее задание
|
Правила стр. 206 – 207; Упр. 269 стр. 208 |
Слайд 13
|
Рефлексия |
- С каким новым знанием вы уходите с урока? - Какое открытие мы сегодня для себя сделали?
|
Слайд 14
Слайд 15
|
Приложение
Карточка № 1.
Карточка № 2.
Карточка № 3.
Прочитайте текст. Вставьте, где нужно, частицу НЕ. Запишите получившийся текст.
… береги книгу! … бери её грязными руками и … клади на грязный стол. … перегибай книгу и … загибай её листы. Если ты взял книгу в библиотеке, то …забудь вернуть её в срок.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.