Конспект урока по русскому языку на тему "Падежи" ( 3 класс, русский язык)
Оценка 5
Разработки уроков
docx
русский язык
3 кл
18.11.2018
Урок русского языка проводится с целью ознакомлением третьеклассников с падежами. Для этого применяется работа с текстом, занимательный материал, составление таблицы падежей, дополнительный материал. Урок наглядно дает характеристику каждому падежу, показывает алгоритм определения падежей, знакомит учащихся с грамматической сказкой о падежах.
урок.docx
Урок подготовила Муллабаева Лейсан Варисовна,
учитель начальных классов Шатмантамакской средней школы
Миякинского района.
Урок : русский язык
Тема урока: Падеж имен существительных
УМК «Начальная школа 21 века»
Цель урока: знакомство учащихся с названиями падежей, шестью парами
падежных вопросов.
Задачи:
обучающие: знакомить учащихся с названиями падежей, шестью парами
падежных вопросов,
способами определения падежей;
развивающие: развивать умения отвечать на вопросы, обобщать и делать
выводы;
развивать орфографическую зоркость, внимание, память,
логическое мышление;
развивать деятельностные умения (действовать по
алгоритму);
воспитательные: воспитывать дисциплинированность, интерес к предмету,
любовь к родному языку.
Xод урока
Этап урока
2
№
1
1 Организа
ционный
момент
Деятельность учителя
(слайды)
3
Приветствие, проверка готовности к уроку.
Долгожданный дан звонок,
начинается урок!
2 Минутка
чистописания
Прочитайте слова:
Ландыши, шоколад, шофёр, лучше.
Какой звук повторяется в этих словах?
Дайте характеристику этому звуку.
Какой буквой обозначается при письме?
Запишите в тетрадь: первая строка –заглавные буквы Ш
Вторая строка – строчные буквы ш,
Третья строка – слоги: первый слог в слове шоколад;
Второй слог в слове лучше;
Третий слог в слове ландыши
Прочитайте ещё раз слова.
Какое слово «лишнее» и почему?
3 Актуализация
ранее
изученного
Деятельность
ученика
4
Готовность рабочего
места ученика.
Звук [ш]
Согласный, твердый,
парный глухой.
Буквой ш (ша)
Ш Ш Ш
ш ш ш
шо
ше
ши
Ответы детей.
Слово лучше, потому
что отвечает на Что вы можете сказать про остальные слова?
Что такое имя существительное?
На какие две группы можно разделить оставшиеся имена
существительные?
Продолжите предложение:
Имена существительные изменяются по…
Шофёр – шофёры
Шоколад шоколады
Ландыши – ландыш,
4 Постановка
учебной задачи
Как еще изменяются имена существительные?
Кто знает, что такое падеж?
Сколько падежей в русском языке?
Как они называются?
Какие падежные вопросы имеют?
Если пока какието формулировки вам непонятны, это и
будет нашей целью на уроке.
А теперь давайте попытаемся понять на доступном
уровне, что такое падеж?
вопрос как?,
Это имена
существительные
Это часть речи,
которая
обозначает предмет и
отвечает на вопрос
кто? что?
Слово ландыши
существительные
множественном числе,
остальные в
единственном.
Одушевленные –
шофёр,
Неодушевленные
ландыши, шоколад,
числам
Имена
существительные
изменяются по
падежам.
Падеж –
грамматическая
форма, выражающая
отношение имени
существительного к
другим словам в
предложении
В русском языке 6
падежей. В других
языках мира иначе: в
немецком – 4, у
финнов – 15, в
английском – 2
падежа. И каждый
народ прекрасно знает
свои падежи.
Падеж помогает
связывать слова в
словосочетании и
предложении. Вы догадались о чем пойдет речь на уроке?
5
Введение
тему
в
Прочитай текст. На месте пропусков вставь слово река в
нужной форме.
Почти каждая ………… начинается с
родника.
сливаются в
………………. . Начало ……………… называется
истоком.
Маленькие ручейки
То место, где ……………. впадает в море,
озеро или другую ……………., называется устьем.
Слова для справок: река, реки, реку, реке, рекой
Можно ли одну форму заменить другой, не меняя
предложения?
Почему на месте пропусков необходимы определённые
формы слова «река»?
Сделайте вывод.
Можем ли мы сейчас определить падежи этих слов?
Почему?
Задание. Прочитать стихотворения, узнать название
падежа, подчеркнуть падежные вопросы, найти слова
подсказки для облегчения определения падежа
существительного.
Давайте с ними познакомимся.
1. Есть именительный падеж,
И нет на нём чужих одежд.
Его легко все узнают
И в подлежащее зовут.
Предлогов с детства не люблю,
С собою рядом не терплю.
Мои вопросы – кто? и что?
Ни с чем не спутает никто.
2. А я – падеж родительный.
Узнать названия
падежей, вопросы к
ним и научиться
определять падежи
имен
существительных.
Дети вписывают
Ответы детей
Только в форме
нужного падежа
имена
существительные
могут войти в состав
предложения.
Чтобы слова в
предложении были
связаны по смыслу,
они
должны
употребляться в
определённой форме,
нужном падеже.
Не знаем названия
падежей падежных
вопросов
Имя существительное
в именительном
падеже является в
предложении
подлежащим.
Слово подсказка
есть,
Падежные вопросы
кто?, что?, нет
предлогов Характер мой – общительный.
Кого? Чего? Нет – вот он я!
Предлоги часто мне друзья:
И с, и до, и у, и из –
До неба вверх и с неба вниз.
3. Я называюсь дательным,
Работаю старательно.
Кому отдать? К чему призвать?
Лишь только я могу сказать.
С предлогом к и по дружу,
Но и один гулять хожу.
4. А я – винительный падеж
И я во всём виню невежд.
Зато отличников люблю,
Для них «пятёрки» я ловлю.
Кого позвать? Во что играть,
Готов ребятам подсказать.
5. А я – творительный падеж,
Исполнен всяческих надежд.
Любуюсь! – Чем?
Творите! – С кем?
Я подскажу вам – нет проблем!
Предлогам перед, под и над
В любой момент я очень рад.
6. Я – падеж предложный.
Со мною случай сложный.
Мне без предлогов свет не мил.
О ком? О чём я говорил?
Ах да, нужны предлоги!
Без них мне нет дороги.
В родительном
падеже слово
подсказка нет,
Падежные вопросы
кого?, чего?
В дательном падеже
слово подсказка
дать, Падежные
вопросыкому?,
чему?
В винительном
падеже слово
подсказкавиню,
вижу, Падежные
вопросыкого?, что?
В творительном
падеже слово
подсказка любуюсь,
Падежные вопросы
кем?, чем?
В предложном
падеже слово
подсказка – говорю,
думаю, Падежные
вопросыо ком?, о
чем?
,6 Изучение
нового
материала
а) Знакомство
с названиями
падежей
Чтобы запомнить названия падежей, послушайте сказку
Е.Мережинской «Откуда пошли названия падежей».
Он еще не родился, а уже думали, какое ему дать имя, и
решили назвать Именительным. Родился стал
Родительным. Пока был малышом, ему давали, и он стал
Дательным. Но он был и большим озорником, за всяческие
проделки его винили, и он стал Винительным. Потом
подрос, стал творить добрые дела и стал Творительным.
Он всем предлагал свою помощь, о нем заговорили и
назвали Предложным.
Именительный
Родительный
Дательный
Винительный
Творительный
Предложный б)
Сопоставление
вопросов
и
названий
падежей
Ребята, какие названия падежей вы услышали?
Нет …
кого? чего?
Есть …
кто? что?
Дать …
кому? чему?
Чтобы хорошо знать названия падежей, их вопросы
сделаем табличку подсказку
Именительный
Моё имя …
Родительный
Родитель …
Дательный
Дать …
Винительный
Виню (обвиняю) …
Творительный
Творю…
Предложный
Предложение о …
Только в каком падеже имя существительное может
являться подлежащим?
Как называются остальные?)
Доволен
…
Говорю о
…
Вижу … кого? что?
кем? чем?
(о) ком?
о чём?
Как вы понимаете задание изменить слово по падежам?
Составление алгоритма определения падежа имени
существительного.
С падежами мы познакомились, но возникли трудности:
Как определить падеж имени существительного? Давайте
составим пошаговый алгоритм определения падежа.
С чего начинаем?
1. Найди слово, к которому относится существительное.
2. Задай от него падежный и смысловой вопрос к
существительному.
3. Определи падеж существительного.
4. Проверь, подобрав вспомогательное слово.
Попробуем определить падежи выписанных слов, а
поможет нам в этом таблица : пишу карандашом (чем?)
т.п.доволен чем? – карандашом, звоню бабушке (кому?) –
д.п., даю кому? бабушке
Глазки видят всё вокруг,
Обведу я ими круг.
Глазком видеть всё дано
Где окно, а где кино.
Обведу я ими круг,
Погляжу на мир вокруг (2 раза)
Обратите внимание, что у некоторых падежей вопросы
7 Первичное
закрепление
усвоенных
знаний
8 Физминутка
9 Изучение
В именительном
косвенные
Задать падежный
вопрос к
существительному от
главного слова и
изменить форму этого
существительного по
вопросу.
Играл (на чём?)на
скрипке – п.п.
Думаю о чём? о
скрипке нового
материла(прод
олжение)
Знакомство со
способами
определения
падежей
Упражнение в
определении
падежей имен
существительн
ых.
Рефлексия
Домашнее
задание
1
0
1
1
совпадают. Различение этих падежей может вызвать
затруднения. Как же быть в таких случаях?
Нам поможет
подсказка «Лиса»
Знакомство с правилом подстановки слова «лиса».
Когда перед нами
существительное
неодушевленное и мы
сомневаемся
винительный падеж
или именительный,
надо на его место
подставить
одушевленное
существительное
ЛИСА
Катя кидала что? –
мяч, кого – лису –
винительный падеж,
Укатился что? – мяч,
кто – лиса,
имен.падеж
Выполняем у.4 на с. 14
Какие задачи стояли перед нами на уроке?
Как вы думаете, мы достигли своей цели?
Оцените свою работу на уроке.
Выучить названия падежей, выполнить у.2 с. 12
Самооценка работы
Конспект урока по русскому языку на тему "Падежи" ( 3 класс, русский язык)
Конспект урока по русскому языку на тему "Падежи" ( 3 класс, русский язык)
Конспект урока по русскому языку на тему "Падежи" ( 3 класс, русский язык)
Конспект урока по русскому языку на тему "Падежи" ( 3 класс, русский язык)
Конспект урока по русскому языку на тему "Падежи" ( 3 класс, русский язык)
Конспект урока по русскому языку на тему "Падежи" ( 3 класс, русский язык)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.