Конспект урока по русскому языку на тему "Падежи" ( 3 класс, русский язык)
Оценка 5

Конспект урока по русскому языку на тему "Падежи" ( 3 класс, русский язык)

Оценка 5
Разработки уроков
docx
русский язык
3 кл
18.11.2018
Конспект урока по русскому языку на тему "Падежи" ( 3 класс, русский язык)
Урок русского языка проводится с целью ознакомлением третьеклассников с падежами. Для этого применяется работа с текстом, занимательный материал, составление таблицы падежей, дополнительный материал. Урок наглядно дает характеристику каждому падежу, показывает алгоритм определения падежей, знакомит учащихся с грамматической сказкой о падежах.
урок.docx
Урок подготовила Муллабаева Лейсан Варисовна,  учитель начальных классов Шатмантамакской средней школы Миякинского района. Урок : русский язык Тема урока: Падеж имен существительных УМК «Начальная школа 21 века»        Цель  урока: знакомство учащихся с названиями падежей, шестью парами  падежных вопросов.  Задачи:      ­ обучающие:  знакомить учащихся с названиями падежей, шестью парами  падежных вопросов,                             способами определения падежей; ­развивающие:    развивать умения отвечать на вопросы, обобщать и делать  выводы;                                   развивать орфографическую зоркость, внимание, память,  логическое мышление;                                       развивать деятельностные умения (действовать по  алгоритму);  ­воспитательные:      воспитывать дисциплинированность, интерес к предмету,  любовь к родному языку.                          Xод  урока Этап урока 2 № 1 1 Организа­ ционный момент Деятельность учителя (слайды) 3 Приветствие, проверка готовности к уроку. Долгожданный дан звонок,  начинается урок! 2 Минутка чистописания Прочитайте слова: Ландыши, шоколад, шофёр, лучше. ­Какой звук повторяется в этих словах? ­Дайте характеристику этому звуку. Какой буквой обозначается при письме? Запишите в тетрадь: первая строка –заглавные буквы Ш Вторая строка – строчные буквы ш, Третья строка – слоги: первый слог в слове шоколад;                                         Второй слог в слове лучше;                                         Третий слог в слове ландыши Прочитайте ещё раз слова. ­Какое слово «лишнее» и почему? 3 Актуализация ранее изученного Деятельность  ученика 4 Готовность рабочего  места ученика. Звук [ш] Согласный, твердый,  парный глухой. Буквой ш (ша) Ш Ш Ш ш ш ш шо ше ши Ответы детей.  Слово лучше, потому  что отвечает на Что вы можете сказать про остальные слова? Что такое имя существительное? На какие две группы можно разделить оставшиеся имена  существительные? ­ Продолжите предложение: Имена существительные изменяются по… Шофёр – шофёры Шоколад ­ шоколады Ландыши – ландыш, 4 Постановка учебной задачи Как еще изменяются имена существительные? Кто знает, что такое падеж? Сколько падежей в русском языке? Как они называются? Какие падежные вопросы имеют? ­ Если пока какие­то формулировки  вам непонятны, это и будет нашей целью на уроке.  А   теперь   давайте   попытаемся   понять   на   доступном уровне, что такое падеж? вопрос как?,  Это имена  существительные Это часть речи,  которая  обозначает предмет и  отвечает на вопрос  кто? что? Слово ландыши ­  существительные множественном числе, остальные в  единственном.  Одушевленные –  шофёр, Неодушевленные­  ландыши, шоколад,  числам Имена  существительные  изменяются по  падежам. Падеж –  грамматическая  форма, выражающая  отношение имени  существительного к  другим словам в  предложении В русском языке 6  падежей. В других  языках мира иначе: в  немецком – 4, у  финнов – 15, в  английском – 2  падежа. И каждый  народ прекрасно знает свои падежи. Падеж помогает  связывать слова в  словосочетании и  предложении. Вы догадались о чем пойдет речь на уроке? 5 Введение тему   в ­ Прочитай текст. На месте пропусков вставь слово река в нужной форме. Почти   каждая   …………   начинается   с родника.   сливаются   в ……………….   .   Начало   ………………   называется истоком.   Маленькие   ручейки   То   место,   где   …………….   впадает       в   море, озеро или другую ……………., называется устьем. Слова для справок:   река, реки, реку, реке, рекой ­   Можно   ли   одну   форму   заменить   другой,   не   меняя предложения? Почему   на   месте   пропусков   необходимы   определённые формы слова «река»?  Сделайте вывод. ­Можем ли мы сейчас определить падежи этих слов?  Почему? Задание. Прочитать стихотворения, узнать название  падежа, подчеркнуть падежные вопросы, найти слова­ подсказки для облегчения определения падежа  существительного. Давайте с ними познакомимся. 1.   Есть  именительный падеж, И нет на нём чужих одежд. Его легко все узнают И в подлежащее зовут. Предлогов с детства не люблю, С собою рядом не терплю. Мои вопросы – кто? и что? Ни с чем не спутает никто.  2. А я – падеж родительный. Узнать названия  падежей, вопросы к  ним и научиться  определять падежи  имен  существительных.  Дети вписывают Ответы детей Только в форме  нужного падежа  имена  существительные  могут войти в состав  предложения. Чтобы слова в  предложении были  связаны по смыслу,  они  должны  употребляться в  определённой форме, нужном падеже. Не знаем названия  падежей падежных  вопросов Имя существительное  в именительном  падеже является в  предложении  подлежащим. Слово­ подсказка­  есть, Падежные вопросы­ кто?, что?, нет  предлогов Характер мой – общительный. Кого? Чего? Нет – вот он я! Предлоги часто мне друзья: И с, и до, и у, и из –  До неба вверх и с неба вниз.   3. Я называюсь дательным, Работаю старательно. Кому отдать? К чему призвать? Лишь только я могу сказать. С предлогом к и по дружу, Но и один гулять хожу. 4. А я – винительный падеж  И я во всём виню невежд. Зато отличников люблю, Для них «пятёрки» я ловлю. Кого позвать? Во что играть, Готов ребятам подсказать. 5. А я – творительный падеж, Исполнен всяческих надежд. Любуюсь! – Чем? Творите! – С кем? Я подскажу вам – нет проблем! Предлогам перед, под и над В любой момент я очень рад. 6. Я – падеж предложный. Со мною случай сложный. Мне без предлогов свет не мил. О ком? О чём я говорил? Ах да, нужны предлоги! Без них мне нет дороги. В родительном  падеже ­ слово­  подсказка­ нет,  Падежные вопросы­ кого?, чего? В дательном падеже  ­ слово­ подсказка­ дать, Падежные  вопросы­кому?,  чему? В винительном  падеже ­ слово­  подсказка­виню,  вижу, Падежные  вопросы­кого?, что? В творительном  падеже ­ слово­  подсказка ­ любуюсь, Падежные вопросы­ кем?, чем? В предложном  падеже ­ слово­  подсказка – говорю,  думаю, Падежные  вопросы­о ком?, о  чем? ,6 Изучение нового материала а)   Знакомство с   названиями падежей Чтобы   запомнить   названия   падежей,   послушайте   сказку Е.Мережинской «Откуда пошли названия падежей». Он еще не родился, а уже думали, какое ему дать имя, и решили   назвать   ­   Именительным.   Родился­   стал Родительным. Пока был малышом, ему давали, и он стал Дательным. Но он был и большим озорником, за всяческие проделки   его   винили,   и   он   стал     Винительным.   Потом подрос, стал творить добрые дела и стал Творительным. Он   всем   предлагал   свою   помощь,   о   нем   заговорили   и назвали Предложным. Именительный Родительный Дательный Винительный Творительный Предложный б) Сопоставление вопросов   и названий падежей ­Ребята, какие названия падежей вы услышали?   Нет … кого? чего? Есть … кто? что? Дать … кому? чему? ­Чтобы   хорошо   знать   названия   падежей,   их   вопросы сделаем табличку подсказку Именительный Моё имя ­ … Родительный Родитель … Дательный Дать … Винительный Виню (обвиняю) … Творительный Творю… Предложный Предложение о … ­   Только   в   каком   падеже   имя   существительное   может являться подлежащим?  Как называются остальные?) Доволен  … Говорю о  … Вижу … кого? что? кем? чем? (о) ком?  о чём? ­ Как вы понимаете задание изменить слово по падежам?  Составление   алгоритма   определения   падежа   имени существительного. ­ С падежами мы познакомились, но возникли трудности:  Как определить падеж имени существительного?  Давайте составим пошаговый алгоритм определения падежа.  ­ С чего начинаем? 1. Найди слово, к которому относится существительное. 2.   Задай   от   него   падежный   и   смысловой   вопрос   к существительному. 3. Определи падеж существительного. 4. Проверь, подобрав вспомогательное слово. Попробуем   определить   падежи   выписанных   слов,   а поможет нам в этом  таблица : пишу карандашом (чем?)­ т.п.доволен чем? – карандашом, звоню бабушке (кому?) – д.п., даю кому? ­ бабушке Глазки видят всё вокруг, Обведу я ими круг. Глазком видеть всё дано­ Где окно, а где кино. Обведу я ими круг, Погляжу на мир вокруг (2 раза)   Обратите внимание, что у некоторых падежей вопросы 7 Первичное закрепление усвоенных знаний 8 Физминутка  9 Изучение В именительном косвенные  Задать падежный  вопрос к  существительному от  главного слова и  изменить форму этого  существительного по  вопросу. Играл  (на чём?)на  скрипке – п.п. Думаю о чём?­ о  скрипке нового материла(прод олжение)  Знакомство со способами определения падежей Упражнение   в определении падежей   имен существительн ых. Рефлексия  Домашнее задание 1 0 1 1 совпадают.   Различение   этих   падежей   может   вызвать затруднения. Как же быть в таких случаях? Нам поможет  подсказка «Лиса» Знакомство с правилом подстановки слова «лиса». Когда перед нами  существительное  неодушевленное и мы  сомневаемся  винительный падеж  или именительный,  надо на его место  подставить  одушевленное  существительное  ЛИСА  Катя кидала что? – мяч, кого – лису –  винительный падеж, Укатился что? – мяч,  кто – лиса,­ имен.падеж Выполняем у.4 на с. 14 ­ Какие задачи стояли перед нами на уроке? ­Как вы думаете, мы достигли своей цели? ­Оцените свою работу на уроке. Выучить названия падежей, выполнить у.2 с. 12 Самооценка работы

Конспект урока по русскому языку на тему "Падежи" ( 3 класс, русский язык)

Конспект урока по русскому языку на тему "Падежи" ( 3 класс, русский язык)

Конспект урока по русскому языку на тему "Падежи" ( 3 класс, русский язык)

Конспект урока по русскому языку на тему "Падежи" ( 3 класс, русский язык)

Конспект урока по русскому языку на тему "Падежи" ( 3 класс, русский язык)

Конспект урока по русскому языку на тему "Падежи" ( 3 класс, русский язык)

Конспект урока по русскому языку на тему "Падежи" ( 3 класс, русский язык)

Конспект урока по русскому языку на тему "Падежи" ( 3 класс, русский язык)

Конспект урока по русскому языку на тему "Падежи" ( 3 класс, русский язык)

Конспект урока по русскому языку на тему "Падежи" ( 3 класс, русский язык)

Конспект урока по русскому языку на тему "Падежи" ( 3 класс, русский язык)

Конспект урока по русскому языку на тему "Падежи" ( 3 класс, русский язык)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
18.11.2018