Конспект урока по русскому языку на тему: "Рассуждение и его виды" (7 класс)
Оценка 4.7

Конспект урока по русскому языку на тему: "Рассуждение и его виды" (7 класс)

Оценка 4.7
Разработки уроков
docx
русский язык
7 кл
10.04.2018
Конспект урока по русскому языку на тему: "Рассуждение и его виды" (7 класс)
Урок развития речи для учащихся 7 класса.Тема: "Рассуждение и его виды".Урок спланирован в соответствии с современными требованиями в рамках ФГОС, К уроку прилагается дополнительный материал для учеников-таблицы,карточки. Цель урока-научить учащихся писать сочинения-рассуждения,уметь правильно строить композицию сочинений ,закрепить знания о типах речи и конкретно -о рассуждении.Урок развития речи 7 класс
Урок русского языка 7 класс Тема Рассуждение и его виды.docx

Урок русского языка,7 класс

Учитель: И.Э.Сираканян,МБОУ «Чайкинская школа»

Тема : Рассуждение и его виды

Цель: дать понятие о тексте-рассуждении, познакомить с его видами, средствами связи в разных видах текстов-рассуждений, формировать умения различать тексты-рассуждения разных видов, а также устно составлять тексты-рассуждения; развивать внимание, логическое мышление, устную речь школьников; прививать пристальное внимание к слову.

Оборудование: учебник для 7 класса (Л.М. Рыбченкова,

О.М. Александрова, О.В. Загоровская, учебные тексты, карта-информатор, учебники по физике и географии.

Тип урока развития речи: изучение нового материала.

Методы и приемы работы: ), работа в группах, работа по таблице и памятке, работа с книгой, творческое моделирование, метод незаконченного предложения, построение ассоциативного ряда.

Ход урока:

I.         Организация класса

 

II.     Актуализация опорных знаний

1.    Прием незаконченного предложения.

Группа 1

Текст – это…

Текст раскрывает…

Группа 2

Тексты бывают…

Текст-повествование отвечает на вопрос.. и состоит..

Группа 3

Текст-описание отвечает на вопрос… и состоит…

Текст-рассуждение отвечает на вопрос.. и состоит..

 

ІІІ. Определение темы, цели и задач урока

            1.Ассоциативный ряд

Воспитанность – (интеллигентность, порядочность, скромность, умение себя держать, способность понимать другого)

2.      Работа с текстом

·      Прочитайте текст. Определите, правильно ли вы подобрали ассоциативный ряд к слову «воспитанность». Какими бы словами с текста пополнили этот ассоциативный ряд?

            Что значит быть воспитанным? Воспитанный человек… Если о вас скажут такое, считайте, что удостоились высокой похвалы.

            Так что же такое воспитанность? Это не только хорошие манеры. Это нечто более глубокое в человеке. Быть воспитанным – значит быть внимательным к другому, деликатным, тактичным, скромным.

            Мне представляется, что таким был артист Художественного театра Василий Иванович Качалов. Он непременно запоминал все имена и отчества людей, с которыми встречался. Он уважал людей и всегда интересовался ими. При нём каждая женщина чувствовала себя привлекательной, достойной заботы. Все ощущали себя в его присутствии умными и очень нужными.

            Однажды поздно вечером Василий Иванович увидел две странные женские фигуры. Это оказались слепые, которые заблудились.

            Качалов немедленно предложил им свои услуги, проводил до трамвая, помог сесть в вагон. Корни этого поступка не только в знании хорошего тона, но и в сердечности и доброте к людям. Значит, все дело в мыслях и побуждениях. А знания норм поведения только помогает проявлению внутренней доброты и человечности. (По С. Гиацинтовой)

·      Докажите, что это текст-рассуждение. Назовите его структурные части.

3.    Объявление темы и цели урока (слово учителя).

      М.В. Ломоносов, русский писатель, ученый, общественный деятель, отмечал: «Слово дано для того человеку, чтобы свои понятия сообщать другому». Высказывается человек с разной целью, использует разные типы речи и соответствующие языковые средства. Сегодняшний урок расширит ваше представление об особенностях построения текста-рассуждения. Вы научитесь анализировать тексты-рассуждения, создавать связные высказывания и формировать необходимые для этого речевые умения.

 

IV. Изучение нового материала

1.      Работа с таблицей (самостоятельная работа в группах)

 Задание 1

  Изучить таблицу и подготовить устные ответы на вопросы:

Чем отличается рассуждение-доказательство от рассуждения-объяснения? В каких случаях используется объяснение, а в каких доказательство?

Задание 2

Дополнить таблицу, изучив информацию на стр. 98.

Виды текстов-рассуждений

Вид рассуждения

Общие вопросы к тексту

Цель рассуждения

Структура рассуждения

Рассуждение-доказательство

Почему так, а не иначе?

Что из этого следует?

Доказательство какого-либо положения

I.     Тезис.

II.  Доказательства с примерами.

III.     Вывод.

Рассуждение -объяснение

Почему?

Толкование понятия, объяснение явления

І.Тезис (утверждение, указание на факт).

ІІ.Объяснение-комментарий.

ІІІ.Вывод

 (не обязателен).

Рассуждение-размышление

 

 

 

 

 

 

Обобщение учителя.

            Рассуждение начинается с утверждения, то есть тезиса. Достаточно ли только тезиса, чтобы все поверили? Оказывается, нет, нужно свое утверждение еще и доказать. 

            А из любого доказательства обязательно следует вывод. Таким образом, в рассуждении обязательны части:

·           тезис (утверждение, которое нужно доказать);

·            доказательство (объяснения, доводы);

·            вывод (как и в любом сочинении). 

2.      Работа с учебной книгой.

Зачитать фрагмент рассуждения-доказательства и рассуждения-объяснения:

            Группа 1 – с учебника по географии

            Группа 2– с учебника по физике

            Группа 3 – с учебника по русскому языку

3.      Самостоятельная работа

     Есть в языке специальные слова и языковые обороты, помогающие оформить рассуждение разного вида. 

Составить таблицу, используя информацию с учебника (§ 26)

Средства связи в разных видах текстов-рассуждений

В рассуждении-доказательстве

В рассуждении-

объяснении

В рассуждении-

размышлении

 

 

 

 

IV. Закрепление изученного материала

  1. Анализ текста (упр. 190)

Группа 1

Помогает ли название текста понять авторский замысел?

Что необходимо, чтобы музыка стала настоящим, живым искусством?

Группа 2

К какому виду рассуждения относится текст? Свое мнение обоснуйте.

Группа 3

Составить композиционную схему текста. Назвать средства связи предложений и частей текста.

2.        Творческая работа.

Используя материалы таблиц, памятки, справки, составить небольшое устное сочинение-рассуждение на предложенную тему.

Группа 1

Нужно ли учиться общению?

Группа 2

Милосердие и добродетель – верный путь к счастью

Группа 3

За природу в ответе каждый

 V. Итог урока

     1.Рефлексия.

Какой теоретический материал я усвоил (ла)?

Продуктивной ли была моя работа на уроке?

2.«Приём «Чистая доска».

·         Какова основная задача текста-рассуждения?

·         Какова структура текста-рассуждения?

·           Какие слова-помощники нужно использовать при создании текста-рассуждения?

VІ. Домашнее задание

§ 26

Письменное задание на выбор:

·      записать рассуждение, которое вы устно составляли на уроке;

·      найти и выписать из любого текста (учебника, журнала, газеты, книги) ту часть, в которой объясняется какое-либо явление, например, выпадение града и др.;

·      упр. 193 (1), стр. 98.

 

 

 

 

 

Карта-информатор

 

Текст–рассуждение – это такой тип речи, в котором исследуется предмет или явление, раскрываются его внутренние признаки, доказываются определенные положения.

Структура текста-рассуждения

Тезис

(основная мысль)

Почему?

Доказательства

(аргументы)

а)…

б)…

Что с этого выходит?

 

Вывод

Потому что

Поэтому, таким образом

 

 

 

 

 

 

Памятка

Как работать над сочинением-рассуждением

1.Определите тему и основную мысль рассуждения, адресата своего высказывания.

2.Кратко и четко сформулируйте основной тезис рассуждения.

3.Продумайте основное содержание текста: подберите основные доказательства (факты из жизни, собственных наблюдений, литературы и др.), определите последовательность их изложения. (О чём лучше написать вначале? О чём – потом? О чём – в последнюю очередь?)

4.Подберите слова, соединяющие первые две части рассуждения (потому что, так как, оттого, что и др.).

5.Сделайте соответствующие выводы. Используйте для связи этих частей слова поэтому, следовательно, итак, таким образом.

6.Составьте сложный план сочинения.

 

Справка

1.    Нужно ли учиться общению? Я думаю, что не только нужно, но и необходимо. Почему? правда..

2.    Милосердие и добродетель. Как определить значение этих слов в толковом словаре? Неужели правда, что это путь к счастью? Думаю, что это так. Приведу пример, чтобы было понятно мое утверждение.

3.    «Берегите природу!» Мы привыкли читать и слушать такие призывы. Но кто же конкретно должен беречь ее? И от кого? От нас самих?

 


Урок русского языка,7 класс

Урок русского языка,7 класс

Прочитайте текст. Определите, правильно ли вы подобрали ассоциативный ряд к слову «воспитанность»

Прочитайте текст. Определите, правильно ли вы подобрали ассоциативный ряд к слову «воспитанность»

Вид рассуждения Общие вопросы к тексту

Вид рассуждения Общие вопросы к тексту

Группа 1 Помогает ли название текста понять авторский замысел?

Группа 1 Помогает ли название текста понять авторский замысел?

Карта-информатор Текст–рассуждение – это такой тип речи, в котором исследуется предмет или явление, раскрываются его внутренние признаки, доказываются определенные положения

Карта-информатор Текст–рассуждение – это такой тип речи, в котором исследуется предмет или явление, раскрываются его внутренние признаки, доказываются определенные положения
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.04.2018