Конспект урока по русскому языку на тему: "Развитие умения находить в словах суффиксы" (3 класс).
Оценка 4.9

Конспект урока по русскому языку на тему: "Развитие умения находить в словах суффиксы" (3 класс).

Оценка 4.9
Разработки уроков
doc
русский язык
3 кл
12.05.2018
Конспект урока по русскому языку на тему:  "Развитие умения находить в словах суффиксы" (3 класс).
Урок русского языка по программе "Школа 2100", 3 класс. Тема: Развитие умения находить в словах суффиксы. Цель: – развитие умений находить новые суффиксы в словах, образовывать слова с помощью суффикса, определять их значение. Задачи: – учить объединять слова в группы в зависимости от значений суффиксов; –обогащать активный словарный запас учащихся на основе понимания значений суффиксов; –прививать интерес к русскому языку; расширять кругозор, воспитывать чувство культуры и интеллектуального труда. Развивать мыслительные операции: анализ, сравнение, обобщение, классификация. Тип урока: урок повторения.
русский РМО.doc
Русский язык СУФФИКС Урок 71 (57). Тема:  Развитие умения находить в словах суффиксы. Цель: – развитие умений находить новые суффиксы в словах, образовывать слова с помощью суффикса, определять их значение. Задачи: – учить объединять слова в группы в зависимости от значений суффиксов; –обогащать активный словарный запас учащихся на основе понимания значений суффиксов; –прививать   интерес   к   русскому   языку;   расширять   кругозор,   воспитывать   чувство   культуры   и   интеллектуального   труда.   Развивать мыслительные операции: анализ, сравнение, обобщение, классификация. Тип урока: урок повторения. Оборудование: суффиксы:   ­чик­, ­ик­, ­ищ­; слова: капитан, юнга, трамвай, стакан; К­1, таблица; флаги с заданиями;  Учебник:  Р.Н.Бунеев «Русский язык», «Баласс» 2013 г.; мультимедийное оборудование. Символы: Н П М Этапы урока Ход урока Ι . Актуализация  знаний.  –   Повернитесь   к   нашим   гостям   поприветствуйте   их,   повернитесь   друг   к   другу, улыбнитесь и присаживайтесь на свои места. Приложение 1. Слайд 1 – Сегодня у нас необыкновенный урок. Это урок­путешествие. Путешествие полное приключений, опасностей и неожиданностей, путешествие к земле знаний.  –   Как   вы   думаете,   на   чем   мы   будем   путешествовать?  (Ответы   детей)  – Как вы догадались? Приложение 1. Слайд 1 (возникновение) .– Какими качествами должны обладать путешественники? (Упорством,  Формирование УУД, ТОУУ (технология оценивания  учебных успехов) Познавательные УУД 1. Развиваем умение извлекать  информацию из схем, иллюстраций,  текстов. 2. Представлять информацию в виде  схемы. 3. Выявлять сущность, особенности  объектов. 4. На основе анализа объектов делать  1 выводы. 5. Обобщать и классифицировать по  признакам. 6. Ориентироваться на развороте  учебника. 7. Находить ответы на вопросы в  иллюстрации. наблюдательностью, терпением, знаниями)  – Думаю и у вас есть такие качества, которые помогут вам в нашем путешествии. – Кто управляет кораблём?? (Капитан) –Разрешите представиться. Капитан корабля Юлия Петровна. –Как называют молодого неопытного матроса на корабле? –Юнга (молодой неопытный матрос). –Юнги, оденьте свои бескозырки!. –Откройте бортовые журналы (тетради)… Какую дату запишем в бортовом журнале?  (Записывают дату и классная работа)  – Перед вами сказочная карта знаний, на ней указан наш маршрут. Приложение 1. Слайд 2 1  3  Чистописание – Отправляемся в плавание из порта Чистописания. Приложение 1. Слайд 3 –Проведём разминку для рук.  Рыбки плавали, плескались в теплой солнечной воде, То сожмутся, разожмутся, то зароются в песке. – Прочитайте слова: домик, мир, бег, ров, кол. Приложение 1. Слайд 3 (возникновение) –Найди лишнее слово.  (домик). – Почему оно лишнее? (В нём есть суффикс  ­ ик­)  –Какое значение имеет этот суффикс? (уменьшительно­ласкаьельное) –Назовите суффиксы с таким же значением. ( ­ок­, ­ ушк ­). – Возьмите ручки и в воздухе вместе со мной пропишите эти суффиксы. –Какое соединение использовали? (верхнее). –Напишите этот ряд в указанной последовательности до конца строки. II.Формулирование проблемы,       2  5  1   3   3  1. Проблемная ситуация. Регулятивные УУД 1. Развиваем умение высказывать  2 планирование  деятельности.   Открытие нового  знания. ­ Плывём к островам знаний. Приложение 1. Слайд 4 – Что такое суффикс?  (Суффикс ­ это часть слова.  Он стоит после корня). – Какую роль он играет в слове? (Изменяет значение слова, образует новые слова.). –Назовите все суффиксы, которые вы узнали на предыдущих уроках. –Ещё какие суффиксы мы изучили? Приложение 1. Слайд 5 ­ Давайте проверим:  ­ок­, ­ик­, ­ушк­, ­онок­, ­ёнок­, ­их­, ­ат­, ­ тель­. Приложение 1. Слайд 5 (возникновение)  (Таблица на слайде и у детей на парте). ­ На какие группы можно разбить эти суффиксы? Сколько групп получилось? (3­4) ­ Возьмите карточку №1  разбейте суффиксы на группы, запишите в таблицу. Уменьшительно­ласкательный Детёныш (много детёнышей)/самка животного Профессии, занятие людей. ок, ик, ушк. онок, ёнок, ат, их. тель своё предположение на основе  работы с материалом учебника. 2. Оценивать учебные действия в  соответствии с поставленной задачей. 3. Прогнозировать предстоящую  работу (составлять план). 4. Осуществлять   познавательную   и личностную рефлексию. ­ Юнги, обменяйтесь карточками и проверьте работу у товарища. ­ Поставьте отметку. ­ Поднимите руки,  кто получил 5, 4. ­Поднимите руки, кто затруднился? В чём? –Кто догадался, о чём пойдёт речь на уроке? Кто сможет сформулировать тему урока? (Нахождение суффикса в словах.) Приложение 1. Слайд 6 – Составим план урока. 1. 2. – Что мы сейчас делали? (Планировали свою деятельность.) 1  2  2  2  5 Словарная работа  –    Вперед!  Мы в море Словарных слов. Сегодня на уроке мы будем учиться находить суффиксы в словах. Познакомимся с новыми суффиксами и их значениями. 3 Приложение 1. Слайд 7 – Прочитаем слова про себя, читаем хором орфографически: Трамвай –  стакан – ­ Что общего? (2 слога, ударение падает на 2 слог, безуд. гласная а) ­ Какое значение имеет слово трамвай? (вид транспорта, ездит по рельсам. ­ Какое значение имеет слово стакан? (стеклянный сосуд без ручки). – Запишите их в столбик, поставьте ударение (с комментированием  у доски работает  Косачева Лена). – Жил был суффикс ­чик­. Он был небольшой, но всемогущий, так что все слова, к  которым он подходил, сразу же превращались в таких же, как и сам суффикс.   ­ Образуйте от данных слов и запишите слова с суффиксом ­чик­, выделите суффикс. Трамвай – трамвайчик, стакан – стаканчик, барабан – барабанчик. ­Как определить суффикс в словах? 1. Чтобы правильно выделить суффикс надо объяснить слово, через однокоренное; 2. Выделить добавившуюся часть. ­ Оцените работу юнги. Кто сделал также, поднимите руку.  ­ Придумайте свои слова с суффиксом ­чик­, запишите 2­3 слова в бортовой  журнал.* – Прочитайте слова, которые вы записали. Вывод: ­Возьмите таблицу с которой мы работали и подумайте в какую группу можно  записать этот суффикс? (Уменьшительно­ласкательный). ­ Запишите его в таблицу. (По ходу урока все суффиксы, встречающиеся на уроке,  записываются в таблицу). Приложение 1. Слайд 8 Уменьшительно­ласкательный Детёныш (много детёнышей)/самка животного Профессии, занятие людей. ок, ик, ушк, юшк, чик. онок, ёнок, ат, их. тель 4 – Какое умение отрабатывали? (Умение работать с информацией.)  – Составьте устно словосочетания с новыми словами*.  Приложение 1. Слайд 9 ­Юнги, подъём! Впереди рифы, чтобы их преодолеть, надо быть внимательными. ­Если я покажу на слово, в котором нет суффикса, вы стоите, если есть суффикс ­  хлопаете в ладоши. ­ Приготовились. Мяч ­ мячик                          лес­лесок Дом ­ домище                       город ­ городок Стул ­ стульчик                    заяц ­ зайчонок голова ­ головушка Опасность миновала, молодцы, что это там впереди? (острова В и Л). 5 ΙΙI. Развитие  умений –  применение знания.   3   5   3   1    –    Мы приближаемся к островам Великанов и Лилипутов. Приложение 1. Слайд 10 1.Работа по учебнику.   Упр.   126  –   развивается   умение   наблюдать   за   изменением   смысла   слова   в зависимости от вида суффикса – уменьшительный, увеличительный. ­Откройте учебники, найдите упр. 126 Приложение 1. Слайд 11 –Понаблюдайте, как суффиксы меняют смысл слова. (У них разные суффиксы, разное значение – маленький дом, большой дом.) ­Что делает суффикс ­ик­? (уменьшает предметы). ­ Что делает суффикс ­ ищ ­ ? (увеличивает предметы). –  Подберите и запишите однокоренные слова с уменьшительным  и увеличительным суффиксом к словам нос, хвост. ­К доске пойдут Хохлова Катя и Парунин Паша. Нос, носик, носище, хвост, хвостик, хвостище. Вывод: – Какой суффикс любят на острове великанов? (­ищ­) – А какой на острове лилипутов? (­ик­) – Оцените ответ ученика у доски. –Какой суффикс имеет увеличительное значение? Запишите его в таблицу. (По ходу  урока все суффиксы, встречающиеся на уроке, записываются в таблицу). Приложение 1. Слайд 12 Уменьшительно­ласкательный Детёныш (много детёнышей)/самка животного Профессии, занятие людей.  Увеличительный ок, ик, ушк, чик. онок, ёнок, ат, их. тель ищ Коммуникативные УУД 1. Развиваем умение слушать и  понимать других. 2. Строить речевое высказывание в  соответствии с поставленными  задачами.  3. Оформлять свои мысли в устной  форме. 4. Умение работать в паре, группе. Личностные результаты 1. Развиваем умения выказывать своё  отношение к героям, выражать свои  эмоции. 2. Оценивать поступки в  соответствии с определённой  ситуацией. 3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной  деятельности. 6 Приложение 1. Слайд 13 – Вдали виден мыс Развлечений  (Физминутка. На море шторм). ­Займите места в своих каютах (положение стула, следим за осанкой). Приложение 1. Слайд 14 –    Мы попали в залив фразеологизмов.  ­Давайте вспомним, что это такое?  (Фразеологизм  ­ это устойчивое словосочетание). Приложение 1. Слайд 15  Морской волк –  море по колено –  ждать у моря погоды –  капля в море –  – Объясните смысл. (Дети поясняют смысл фразеологизмов) Приложение 1. Слайд 15 (вылет 2, 3, 4, 5) Морской волк – опытный моряк; море по колено – все нипочем; ждать у моря погоды – бездействовать; капля в море – очень мало. – Найдите однокоренные слова. Запишите. Выделите корень.  ­ У доски работает Могильникова Наташа. Вспомни алгоритм, расскажи, как найти  корень?  1. Подбираем (выписываем) однокоренные слова. (Пишет). 2. Находим общий смысл, слово от которого образовались слова. (Море) 3. Выделяем корень. ­Выполняем. Морской, моряк, море. ­ Подчеркните слово без суффикса*  – Оцените ответ ученика у доски. – Оцените свою работу. ­ В каком слове  нет суффикса.  ­Составьте устно предложения со слово море. Какое предложение запишем? Запишите  и подчеркните все знакомые орфограммы. (Ржанников Никита работает у доски). 7 ­Никита, что тебе нужно было сделать? ­Ты сделал всё правильно? Ты записал всё сам или с помощью товарищей? Садись… – Что мы сейчас делали?  – Какие умения формировали? (Умение работать с информацией.) 4  2  4   2 Приложение 1. Слайд 16 –    Мы с вами в океане Дружбы. Какой на море шторм. Мы с вами дружная команда?  Тогда нам не страшно. Под парусами вьются на ветру яркие флажки. В каждом из них  задания для команд. Готовим сообща, один рапортует. Приложение 2 ­Вспомните правила работы в группе. 1. Выбираем командира. 2.Командир читает задание. 3. Каждый высказывает своё мнение. 4. Находим общими усилиями ответ. 5. Подаём сигнал об окончании работы. 6. Командир отвечает. Команды, приступить к работе Командам раздаются флажки. 1.Вычеркни лишнее: приставка  корень  суффикс  предлог  окончание  2.Присоедини нужные суффиксы к слову 8 Дельфин ­ёнок, ­ят, ­ик­, ­тель­ 3.Суффикс ­ищ­ не является увеличительным в слове: пастбище домище деньжищи усищи  4.Выберите правильное определение Суффикс – это: Часть речи Часть слова. Он стоит после корня. Главная часть слова 5.Вставь пропущенные слова Суффикс служит для …  6. Нет суффикса в слове  Звонок Звонкий Звон звонарь Команды рапортуют о выполненных заданиях. И проверяют правильность  9 выполнения по слайдам. Приложение 1. Слайды  17,18, 19, 20, 21, 22 ­Молодцы команды, все справились. VΙ . Итог урока. 4   4 ­ Команды, молодцы! Не подвели своего капитана! – Прочитайте, что увидел вдалеке капитан судна. Учащиеся складывают из флажков слово «ЗЕМЛЯ». X. Подведение итогов 10 – Вдали видна Земля Знаний. Приложение 1. Слайд 19 – С каждым уроком, мы приближаемся к ней. Сегодня наше путешествие подошло к  концу.  –  С   каким   уменьшительно   ласкательным   суффиксом   познакомились?  (­чик­). – Какой суффикс любят в Стране великанов? (­ищ­) – А какие в  Стране лилипутов? (­ик­, ­ок­) – Какую новую группу добавили в таблицу? (Увеличительные суффиксы). – Помашите бескозыркой те, кто доволен своей работой на уроке. Приложение 1. Слайд 20  С. 82  упр.130  П Задание №10, тема 10 в Рабочей тетради. V. Домашнее  задание.  Деятельность учеников: – Выделять суффикс в доступных словах. – Характеризовать роль суффикса в слове. – Образовывать слова с помощью суффиксов. 11

Конспект урока по русскому языку на тему: "Развитие умения находить в словах суффиксы" (3 класс).

Конспект урока по русскому языку на тему:  "Развитие умения находить в словах суффиксы" (3 класс).

Конспект урока по русскому языку на тему: "Развитие умения находить в словах суффиксы" (3 класс).

Конспект урока по русскому языку на тему:  "Развитие умения находить в словах суффиксы" (3 класс).

Конспект урока по русскому языку на тему: "Развитие умения находить в словах суффиксы" (3 класс).

Конспект урока по русскому языку на тему:  "Развитие умения находить в словах суффиксы" (3 класс).

Конспект урока по русскому языку на тему: "Развитие умения находить в словах суффиксы" (3 класс).

Конспект урока по русскому языку на тему:  "Развитие умения находить в словах суффиксы" (3 класс).

Конспект урока по русскому языку на тему: "Развитие умения находить в словах суффиксы" (3 класс).

Конспект урока по русскому языку на тему:  "Развитие умения находить в словах суффиксы" (3 класс).

Конспект урока по русскому языку на тему: "Развитие умения находить в словах суффиксы" (3 класс).

Конспект урока по русскому языку на тему:  "Развитие умения находить в словах суффиксы" (3 класс).

Конспект урока по русскому языку на тему: "Развитие умения находить в словах суффиксы" (3 класс).

Конспект урока по русскому языку на тему:  "Развитие умения находить в словах суффиксы" (3 класс).

Конспект урока по русскому языку на тему: "Развитие умения находить в словах суффиксы" (3 класс).

Конспект урока по русскому языку на тему:  "Развитие умения находить в словах суффиксы" (3 класс).

Конспект урока по русскому языку на тему: "Развитие умения находить в словах суффиксы" (3 класс).

Конспект урока по русскому языку на тему:  "Развитие умения находить в словах суффиксы" (3 класс).

Конспект урока по русскому языку на тему: "Развитие умения находить в словах суффиксы" (3 класс).

Конспект урока по русскому языку на тему:  "Развитие умения находить в словах суффиксы" (3 класс).

Конспект урока по русскому языку на тему: "Развитие умения находить в словах суффиксы" (3 класс).

Конспект урока по русскому языку на тему:  "Развитие умения находить в словах суффиксы" (3 класс).
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.05.2018