Конспект урока русского языка на тему "Словосочетание" (3 класс)

  • Разработки уроков
  • doc
  • 21.09.2017
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Урок открытия нового знания по теме "Словосочетание" проведен в 3 классе, УМК "Школа России". В уроке четко прослеживаются все этапы современного урока в технологии личностно ориентированного обучения. Для привлечения и удержания интереса детей на протяжении всего урока присутствует "герой" урока - Лучик.
Иконка файла материала урок словосочетание.doc
Урок русского языка в 3 классе  Тема: Словосочетание Цель:  формирование   понятия   «словосочетание»   на   основе   усвоения   его существенных   признаков   (словосочетание   это   два   или   несколько   слов, связанных по смыслу, из которых одно зависит от другого) Задачи:   дать   понятие   словосочетание;   повторить   слова   с   трудным написанием;   отрабатывать   каллиграфические   навыки;   вырабатывать   умение критически оценивать свою работу; развивать речь учащихся. Оборудование:  тетради, учебники, карточки для подведения итога урока и рефлексии, два лучика (грустный, радостный), картинка и слово ПОМИДОР, толковый словарь. На доске:   СЛОВОСОЧЕТАНИЕ СОЧЕТАНИЕ СЛОВ СОЧЕТАНИЕ –  СВЯЗЫВАНИЕ,  СОЕДИНЕНИЕ  ЧЕГО­НИБУДЬ. Ход урока 1. Настрой на урок. Повышение уровня мотивации. Ну­ка проверь, дружок, Ты готов начать урок? Все ль на месте? Все ль в порядке? Ручки, книжки и тетрадки. Все ли правильно сидят? Все ль внимательно глядят? Каждый хочет получать только лишь отметку «пять»! 2. Актуализация знаний. Сегодня   к   нам   на   урок   забрался   солнечный   Лучик.   Он   умеет   грустить   и радоваться. Я, думаю, что Лучику у нас сегодня не придется огорчаться, потому что вы будете работать хорошо, и лучик будет веселым на протяжении всего урока. На уроке вы еще будете оценивать себя с помощью карточек со словами: «легко», «почти легко», «очень легко» (карточки лежат у каждого).1этап самостоятельной работы – минутка чистописания (прописано в тетради) ж.лтый, м.лина, ур.жай, г.рох ­ В каком слове были затруднения? (Учитель показывает карточку со словом, а дети проверяют написанное и оценивают себя) ­Сегодня на уроке мы узнаем еще одно слово с трудным написанием, т. е. слово   из   словаря.,   Я,   думаю,   вы   его   лучше   запомните,   когда   послушаете небольшое стихотворение и посмотрите иллюстрацию к нему. По ноте «ми» Шла нота «до» За ними «р» бежала Что получилось: ПОМИДОР Не понял? Все прочти сначала! Здесь ноты две, а слога – три! И запиши себе в уме,  Что не бывает ноты «ме». ­   Запишите   это   слово   в   тетрадь,   а   чтобы   ему   не   было   скучно   поищите родственников  у него и тоже их запишите. Микро­итог. 3. Постановка проблемной ситуации. Однажды «Лучик»   прогуливался по одному из городов большой и могучей страны   русского   языка   с   названием   СИНТАКСИС   и   наткнулся   на   очень интересное слово. Он с трудом его прочитал и решил принести его к нам, чтобы узнать, что это такое. ­ Согласны ли вы помочь Лучику? Если согласны – хлопните 3 раза, топните 3 раза, головою 3 кивка, а ногами 3 прыжка. Чтобы сразу и быстро прочитать это слово потренируем еще и глазки. Последите за моей ручкой. ­ Зажмурьте глазки крепко­крепко, а потом откройте и поморгайте. ­ Вот оно это слово СЛОВОСОЧЕТАНИЕЮ ­  Кто   не  забыл,  где   живет   это   слово? (В  стране  русского   языка   в  городе «Синтаксис» ­ На какой вопрос будем отвечать? (Что это слово обозначает?)  ­Кто может ответить на этот вопрос? (Выслушать версии детей) 4  Выход из проблемной ситуации ­ Давайте заглянем в «корень слова» СЛОВО – СОЧЕТАНИЕ­Что такое сочетание? Чтобы   объяснить   смысл   какого­либо   слова   существуют   ТОЛКОВЫ СЛОВАРИ. Вот один из них. (Учитель зачитывает понятие из словаря, а на доске открывает запись – СОЧЕТАНИЕ – СВЯЗЫВАНИЕ, СОЕДИНЕНИЕ ЧЕГО­НИБУДЬ).  ­ Что сегодня на уроке мы будем связывать, соединять? (слова)   ­   Что   такое   словосочетание?   (Дети   выводят   понятие,   а   учитель   крепит опорные слова на доске). СЛОВОСОЧЕТАНИЕ СОЕДИНЕНИЕ СВЯЗЫВАНИЕ СЛОВ ОДНО ЗАВИСИТ  ОТДРУГОГО  (крепится позднее) _Прочитайте   в   учебнике   определение   понятия   и   скажите,   что   еще   нужно дополнить? (В словосочетании одно слово зависит от другого, то есть, есть главное и есть зависимое) Работа в парах – расскажите это определение друг другу. Микро­итог 6. Закрепление в практической деятельности ­ А сможете ли вы соединить, связать два слова по смыслу, чтобы получилось словосочетание? (Выслушать ответы детей, подвести микро­итог, дать слова: бежать, дорога, трава, зеленая) ­ Где можно найти словосочетания? (В предложениях) ­Запишите   предложение: ПОМИДОРЫ.  Разбор предложения по алгоритму  НА   ГРЯДКАХ   СОЗРЕЛИ   КУРУПНЫЕ 1. Найти   главные   члены   предложения.   Будет   ли   это   словосочетанием? Почему? 2. Поставь   от   подлежащего   вопрос   и   найди   второстепенный   член. (помидоры какие? крупные) 3. Поставь   от   сказуемого   вопрос   и   найди   второстепенный   член предложения (созрели где? на грядках) ­ От какого слова мы задаем вопрос? (От главного слова)Микро­итог Послушайте стихотворение: Внимание! Внимание! Вот словосочетание! В нем ходят парою слова,  Но не равны у них права. В нем слово главное всегда с зависимым шагает, А кто тут главный без труда вопрос определяет. Вопрос от главного идет к зависимому слову. И никогда наоборот, запомни как основу! Работа по учебнику – упр. 102 7.Итог урока. О чем узнали на уроке? Что такое словосочетание? (Поднять карточки «Легко», Почти легко», Очень легко») 8 Рефлексия (Лучик радостный или грустный)

Посмотрите также