Конспект урока по русскому языку на тему "Слова -помощники" (1 класс, русский язык)
Оценка 4.9
Разработки уроков
docx
русский язык
1 кл
31.03.2017
Конспект урока русского языка для 1 класса по ОС "Перспективная Начальная Школа". Тема урока: Слова – помощники (4 урок в разделе, 1 урок в теме). Задачи урока: формирование представления о словах-помощниках (предлогах), умение определять функции предлогов (помогать неглавным словам-названиям предметов уточнять высказывания); умения соотносить предлоги с соответствующими моделями русского языка; правило написания предлогов с другими словами.
слова-помощники 1 класс.docx
Тема: Слова – помощники. (Предлоги)
4 урок в разделе, 1 урок по теме
Цель: создание условий для поисковоисследовательской и творческой деятельности
учащихся с использованием ИКТ
Задачи:
Формирование представления о словахпомощниках (предлогах), умение
определять функции словпомощников (помогать неглавным словамназваниям
предметов уточнять высказывания);
Формирование умения соотносить словапомощники
с
соответствующими моделями русского языка, правильно подчеркивать в
предложении;
(предлоги)
Формирование умения правильного письма словпомощников (предлогов);
Формировать умение составлять схемы предложений и записывать предложения
по схемам;
Развитие речи (развернутые ответы);
Формирование УУД: приемы работы с учебником и тетрадью, следование точной
инструкции учителя, соблюдение дисциплинарных традиций, навыки само и
взаимооценки.
Ход урока:
1. Организационный момент (12 минуты)
Покажите свои умные глазки, ровные спинки,
Повернитесь к гостям, улыбнитесь им.
Повернитесь ко мне. Проверьте, готовы ли вы к уроку?
В мире много интересного,
Нам порою неизвестного.
Миру знаний нет предела.
Так скорей, друзья, за дело!
2. Целеполагание (12 минуты)
Ребята, посмотрите на символы на доске. Это этапы нашего урока. Расскажите, чем
мы сегодня будем заниматься, что повторять и отрабатывать.
Давайте составим план работы на урок:
1. Минутка чистописания. Цель: повторить правильное написание буквы
2. Словарная работа. Цель: закрепить правописание словарных слов
3. Схема предложения (работа с разрезным материалом).
Цель: учиться
составлять схемы предложений, работать с разрезным материалом
4. Решение проблемы. Цель: изучение нового материала
5. Самостоятельная работа. Цель: учиться самостоятельно применять новые
знания 6. Подведение итогов. Цель: подвести итог работы на уроке, поставить для себя
задачи для дальнейшей работы.
3. Чистописание. (5 минут)
Цель: формирование навыков каллиграфии, соблюдение правил при письме;
закрепить знание алфавита,
– Злая волшебница АнишитЙокоп никак не хочет расколдовывать жителей волшебного
леса. Сегодня мы попробуем расколдовать зверей начинающихся на одну букву. А
что это за буква, догадайтесь сами:
назовите 12 букву алфавита (к)
вспомните правила для письма (правила посадки, наклон тетради)
пропишите строчную букву к столько раз, сколько звуков в слове коньки (5 раз)
помним про высоту и ширину букв, правильные соединения элементов, наклон,
аккуратность
Проверка: сколько букв написали, почему 5 раз, ведь букв 6?
какая орфограмма есть в этом слове? (мягкий знак для смягчения)
можно ли проверить безуд. гласную? Почему? Какое словопомощник мы запомнили
для этого словарного слова? (конь, коньки, как конь несут меня по льду)
является ли слово конь однокоренным для слова коньки? (нет, оно только помогает
запомнить, не одинаковый смысл)
Индивидуально: записать транскрипцию слова коньки (проверка)
назови мягкие согласные звуки, что показывает на мягкость согласного?
Откройте в учебнике страницу с заколдованными животными (с.12)
Каких животных мы сегодня помогли расколдовать? (коза, корова, краб)
Самостоятельная работа:
Запишите эти слова в алфавитном порядке (коза, корова, краб)
что такое Алфавит?
сколько букв в русском алфавите?
сколько гласных, согласных букв?
чем буквы отличаются от звуков?
Как быть, если все слова начинаются на одну и ту же букву? (посмотреть на
следующую)
Взаимооценка и оценка ученика, работающего у доски:
Зеленый огонек – записал правильно
Желтый огонек – допустил 1 ошибку
Красный огонек – допустил 2 ошибки
Орфографическая зарядка
Подчеркните опасные места в этих словах, объясните орфограммы
(коза – буква безуд.гласного в корне слова, проверочное слово – козы
корова – нельзя проверить – словарное слово краб – буква парного согласного на конце слова, проверочное слово – крабы)
Итог: Нужно ли знать алфавит? Зачем? Где могут пригодиться эти знания?
4. Словарная работа: (5 минут) Цель: работа с новым словарным словом, подбор
однокоренных слов, закрепление изученных словарных слов.
1) Подберите семейку родственных слов к слову корова (коровка, коровушка, коровёнка,
коровник)
запишите эти слова, какое правило нужно помнить? (корни в однокоренных словах
пишутся одинаково)
для чего нужно уметь подбирать однокоренные родственные слова? (чтобы писать без
ошибок, подбирать проверочные слова)
2) Игра «просигналь букву» (работа с сигнальными блокнотами)
вспомним словарные слова на букву К (к_рандаш, к_сынка, к_рман, к_ртина,
к_ртофель, к_мпот, кв_драт)
Оцените себя, просигнальте:
Зеленый огонек – без ошибок
Желтый огонек – 12 ошибки
Красный огонек – 3 и более ошибок
Итог: Почему эти слова называют словарными? Зачем мы учим словарные слова?
5. Актуализация опорных знаний. (5 минут)
Цель: формирование УУД: приемы работы с учебником (нахождение страницы и
знакапомощника, использование закладок, поиск и выделение необходимой
информации)
1) Давайте определим, с каким разделом мы с вами работаем:
Откройте по закладке учебник на с.18
Что нам помогает определить тему раздела? (символ бабочка)
Где можно посмотреть название раздела? (по Оглавлению с.4)
С каким разделом работаем? («Маша и Миша знакомятся с миром слов»)
Какой сегодня урок по этому разделу, как узнали? (4 урок, т.к. на полях 4 бабочки)
Вспомним, с какими словами мы уже познакомились вместе с Мишей и Машей?
(словамипредметами, словамидействиями, словамипризнаками).
2) Расскажите все, что знаете о словахпредметах (о словахдействиях, о словах
признаках)
словапредметы главные называют тот предмет, который сам действует, отвечают на
вопросы Кто? Что?, подчеркиваются одной чертой;
словапредметы неглавные – дают дополнительные сведения о главном словепредмете
или его действии, подчеркиваем разорванной линией, пунктирной;
словапризнаки отвечают на вопросы Какой? Какая? Какое?, подчеркиваем волнистой
линией: словадействия отвечают на вопрос Что делает?, подчеркиваем двумя чертами.
3) Работа с разрезным материалом в паре
Цель: формирование коммуникативных навыков, умение договариваться, работать
в паре.
Составьте схемы предложений, работая в паре
Повторим правила работы в паре (работать, не мешая другим, вполголоса, не перебивать,
быть взаимовежливыми)
Мальчик строит песочный замок.
Мохнатый шмель пьет нектар.
Ёжик ест грибы, ягоды.
Оцените работу своей пары:
Зеленый огонек – без ошибок
Желтый огонек – 1 ошибка
Красный огонек – 2 ошибки
Итог: Чему учились? (Составлять схемы предложений)
Что такое предложение?
Как оформляются предложения на письме?
6. Определение темы урока, постановка целей (12 минуты)
1. Самостоятельная работа:
Торк и Асырк, помощники Волшебницы приготовили для вас задание:
В каждой строчке зачеркни «лишнее» слово:
Летает, на, капает, рисует,
синий, сладкая, за, холодный,
собака, кошка, птица, в
Проверка:
Назовите лишнее слово в первой (второй, третьей) строке. Почему вы так решили?
Выпишем лишние слова.
Как назовем эту группу слов?
Предлоги еще называют словапомощники. Ктонибудь знает почему?
И так, кто догадался, какова тема нашего урока?
Тема: Словапомощники, их роль в предложении.
Что мы должны узнать о предлогах?
Задачи:
нужны ли в речи словапомощники,
каким словам они помогают уточнить высказывание
как пишутся предлоги с другими словами 7. Изучение нового материала (10 минут)
Рассмотрите иллюстрацию на с.18
1). Интрига:
Как вы думаете, где живут разные животные? – спросила АнишотЙокоп.
Расскажите, где живет каждое из животных.
Белка живет в дупле.
Медведь живет в берлоге.
Сова живет на дереве.
Змея живет в камнях.
Щука живет в реке.
Пчела живет в дупле.
Запишем предложение про медведя, подчеркнем слова: Медведь живет в берлоге.
О ком говорится в предложении? (кто? медведь – главное словопредмет, подчеркиваем
одной чертой, медведь что делает? живет, это словодействие подчеркиваем двумя чертами,
живет где? в берлоге – неглавное словопредмет, подчеркиваем пунктирной линией).
Слово МЕДВЕДЬ словарное, написание этого слова можно запомнить по двум
словам, медведь, значит мед ведает, т.е. знает, где можно найти и полакомиться медом)
Какого медведя сладкоежку вы знаете? (ВинниПуха)
2) с.19 №7
Загадка: По веткам скачет, да не птица.
Рыжая, да не лисица. (Белка.)
Прочитайте предложение и рассмотрите его схему
сколько слов в схеме? (4)
Как в схеме обозначаются словапомощники, предлоги? (треугольником)
Сравните предложения:
Белка живет в дупле.
Белка живет под дуплом.
Белка живет за дуплом.
Белка живет над дуплом.
Какими словами они различаются? (в, под, за, над)
Какое предложение содержит верное высказывание? (Белка живет в дупле.)
Какое слово ПОМОГЛО сделать высказывание верным? (слово в)
Можно ли такие маленькие слова назвать словамипомощниками? (да, потому что эти
маленькие слова помогают неглавному слову–названию предмета уточнить место проживания
животного)
3) – Воспользуйтесь помощью словпомощников (из, в, над) и уточните высказывания,
изменив слова в скобках, запишите правильное предложение в тетрадь.
1ряд – Мы налили коту молока (миска). (Мы налили коту молока в миску.)
2 ряд – Кот пьет молоко (миска). (Кот пьет молоко из миски.)
3 ряд Шмель летает (миска). (Шмель летает над миской.)
Проверка по образцу и самооценка: Кто справился с заданием и записал предложение без ошибки зеленый огонек
Кто правильно составил предложение, но допустил орфографические ошибки –
желтый огонек.
Кто не смог составить предложение – красный огонек.
Итог: Какому слову в этих предложениях словапомощники (в, над, из) помогли
уточнить высказывание?
ПРЕДПОЛОЖИТЕ: словапомощники помогают словампредметам или словам
действиям? (миска это словопредмет)
Словапомощники помогают главным или неглавным словампредметам? (неглавным)
с.20 Посмотрите подсказку в лапках Летучей мыши.
Итог: Для чего же нужны словапомощники? (помогают уточнить высказывание, связать
слова в предложении)
Как будем подчеркивать словапомощники? (как неглавное словопредмет
пунктирной разорванной линией)
А как в схеме показать словопомощник? (треугольником)
Если словапомощники это отдельные слова, то как же будем их писать?
(раздельно)
4. Интрига: Докажите, что все словапомощники пишутся со словамипредметами
раздельно! – попросила Волшебница.
Маша начала доказывать так: Между словомпомощником и словомназванием
предмета можно вставить словопризнак. Например: Аист живет на БОЛЬШОМ
дереве.
Помогите Маше доказать это на других примерах.
с. 20
Итог: Как пишутся словапомощники с другими словами?
как проверить что это словопомощник? (между словами можно вставить слово
признак, задать вопрос).
8. Закрепление изученного материала (5 минут)
Цель: самостоятельное применение изученных знаний
А сейчас самостоятельная работа в Рабочей тетради с.12 №1, №2 – по выбору
Выберите задание, с которым вы бы хотели поработать
1 уровень – №2 Задание: Прочитать загадку, найти в тексте словапомощники и
поселить их в домик.
2 уровень №1 Задание: вписать вместо пропусков словапомощники, подходящие по
смыслу.
Проверка по образцу, самооценка по волшебной линеечке (правильность выполнения)
9. Итог урока (2 минуты)
Посмотрите на план урока, все ли мы с вами успели?
Вспомните, что мы сегодня отрабатывали, повторяли, чему учились? С какими словами работали? Для чего нужны словапомощники, как они пишутся с
другими словами, как проверить написание?
Вспомните, какие огонечки вы себе сегодня зажигали на уроке, все ли у вас
получалось, дайте себе оценку за весь урок, просигнальте.
С каким настроением вы сегодня работали, оцените себя по Лесенке успеха (кто
доволен своей работой, кто не очень доволен, может быть чтото не получалось, а у ког
плохое настроение, почему?
Какие задачи мы себе поставим на следующий урок?
Урок окончен, спасибо за работу.
Индивидуальное задание
Карточка №1
Вставь подходящие по смыслу словапомощники (предлоги): у, за, в, на
Алеша рад: пришла весна,
___ саду тепло и сухо,
И ____ классе ____ окна
Жужжит сегодня муха.
Он стал ____ мухой наблюдать.
____ окно она влетела,
Она то сядет ____ тетрадь,
То _____ кусочек мела.
Карточка №2
Подчеркни в тексте словапомощники (предлоги)
Это с нашего двора
Чемпионы, мастера. Носят прыгалки в кармане,
Скачут с самого утра:
Во дворе и на бульваре,
В переулке и в саду,
И на каждом тротуаре
У прохожих на виду.
Конспект урока по русскому языку на тему "Слова -помощники" (1 класс, русский язык)
Конспект урока по русскому языку на тему "Слова -помощники" (1 класс, русский язык)
Конспект урока по русскому языку на тему "Слова -помощники" (1 класс, русский язык)
Конспект урока по русскому языку на тему "Слова -помощники" (1 класс, русский язык)
Конспект урока по русскому языку на тему "Слова -помощники" (1 класс, русский язык)
Конспект урока по русскому языку на тему "Слова -помощники" (1 класс, русский язык)
Конспект урока по русскому языку на тему "Слова -помощники" (1 класс, русский язык)
Конспект урока по русскому языку на тему "Слова -помощники" (1 класс, русский язык)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.