Конспект урока по русскому языку на тему "Тема урока: «Переходные и непереходные глаголы. Возвратные глаголы»." ( 6 класс)
Оценка 4.8

Конспект урока по русскому языку на тему "Тема урока: «Переходные и непереходные глаголы. Возвратные глаголы»." ( 6 класс)

Оценка 4.8
Разработки уроков
docx
русский язык
6 кл
13.02.2018
Конспект урока по русскому языку на тему "Тема урока: «Переходные и непереходные глаголы. Возвратные глаголы»." ( 6 класс)
Цель урока: Познакомиться с переходными и непереходными глаголами и научиться находить их в тексте; развивать монологическую речь учащихся, умение строить высказывание на заданную тему, логическое мышление, умение находить взаимосвязи, закономерности в предложенном языковом материале, делать выводы; научить находить возвратные глаголы, выделять в них постфикс - ся (-сь); формировать учебно-языковые умения составлять глагольные словосочетания с зависимыми существительными; воспитывать наблюдательность, целеустремленность, упорство в достижении поставленной цели; любовь к родному краю, прививать навыки речевого этикета. Планируемые результаты: предметные: познакомить учащихся с понятиями переходные и непереходные глаголы; развивать умение работать со словарём иностранных слов, выработать умение находить в словаре иностранных слов лексическое значение слов, умение употреблять в речи слова в соответствии с жизненной ситуацией, расширять словарный запас детей, развивать умения применять правило постановки тире между подлежащим и сказуемым. метапредметные: коммуникативные (К): устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать, совершенствование всех видов речевой деятельности: говорение (умение высказываться и обосновывать свою точку зрения, формулирование вопросов, обучение друг друга), слушание (себя, учителя и друг друга), чтение (учебного и художественного (образцового) текста), письмо (количество записанных слов на уроке ≈ 50), совершенствование коммуникативно-речевых умений (создание собственных примеров); регулятивные (Р): включение в различные виды деятельности и формы сотрудничества, высказывание предположений на основе наблюдений, формулирование темы урока, поиск путей достижения целей урока, умение соотносить цели и результаты своей деятельности, определять степень успешности работы; познавательные (П): выделять главное, свертывать информацию до ключевых понятий, искать пути решения проблем, отбирать слова по самостоятельно выбранным основаниям. личностные: - осознание эстетической ценности русского языка; - взаимодействие учащихся в парной работе: развитие уважения друг к другу; - создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества. Оборудование: Компьютер, карточки-задания, презентация.
переходные и непереходные глаголы.docx
Урок №  50), совершенствование Предмет _________________________________________ Класс _________ Дата _____________________ Тема урока: «Переходные и непереходные глаголы. Возвратные глаголы». Цель урока: Познакомиться с переходными и непереходными глаголами и научиться находить  их в тексте; развивать монологическую речь учащихся, умение строить высказывание на  заданную тему, логическое мышление, умение находить взаимосвязи, закономерности  в  предложенном языковом материале, делать выводы; научить находить возвратные глаголы,  выделять в них постфикс ­ ся (­сь); формировать учебно­языковые умения составлять  глагольные словосочетания с зависимыми существительными; воспитывать наблюдательность,  целеустремленность, упорство в достижении поставленной цели; любовь к  родному  краю,   прививать навыки речевого этикета. Планируемые результаты: предметные: познакомить учащихся с понятиями переходные и непереходные глаголы;  развивать умение работать со словарём иностранных слов, выработать умение находить в  словаре иностранных слов лексическое значение слов, умение употреблять в речи слова в  соответствии с жизненной ситуацией, расширять словарный запас детей, развивать умения  применять правило постановки тире между подлежащим и сказуемым. метапредметные:  коммуникативные (К): устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать,  совершенствование всех видов речевой деятельности: говорение (умение высказываться и  обосновывать свою точку зрения, формулирование вопросов, обучение друг друга), слушание  (себя, учителя и друг друга), чтение (учебного и художественного (образцового) текста), письмо  ≈ (количество записанных слов на уроке  умений (создание собственных примеров); регулятивные (Р): включение в различные виды деятельности и формы сотрудничества,  высказывание предположений на основе наблюдений, формулирование темы урока, поиск путей  достижения целей урока, умение соотносить цели и результаты своей деятельности, определять  степень успешности работы; познавательные (П): выделять главное, свертывать информацию до ключевых понятий, искать  пути решения проблем, отбирать слова по самостоятельно выбранным основаниям. личностные: ­ осознание эстетической ценности русского языка; ­ взаимодействие учащихся в парной работе: развитие уважения друг к другу; ­ создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и  сотрудничества. Оборудование: Компьютер, карточки­задания, презентация.   коммуникативно­речевых  I. Организационный момент. Создание позитивного настроения. Ход урока. Добрый день, добрый час! Как я рада видеть вас. Друг на друга посмотрели И тихонечко все сели. Я рада нашей новой встрече, Мне с вами интересно, друзья! Интересные ваши ответы С удовольствием слушаю я. Мы сегодня будем наблюдать, Выводы делать и рассуждать. А чтобы урок пошел каждому впрок, Активно в работу включайся, дружок! ­Ребята, давайте настроимся на работу, а чтобы она была продуктивной, улыбнёмся друг другу, гостям, мне и пожелаем друг другу хорошей работы и отличных результатов II. Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся. III. Мотивация учебной деятельности учащихся. Сообщения темы, цели, задач урока и  мотивация учебной деятельности школьников. Мы продолжаем делать новые открытия по теме «Глагол», и поэтому работать мы будем под девизом: Не можешь – сумей.           Не знаешь – узнай. Откройте тетради, запишите число, классная работа. Сегодняшний урок­это не первое наше знакомство с глаголом. Вы уже многому научились и  многое знаете по этой теме. Поэтому я вам предлагаю сейчас вспомнить материал предыдущих  уроков и хочу провести  с вами небольшую игру «Верю­не верю». Верите ли вы, что? 1. Глагол – это часть речи, которая обозначает признак предмета? (Нет.)  2. Глаголы бывают совершенного и несовершенного вида? (Да.)  3. Глаголы в предложении бывают сказуемым? (Да.)  4. Что у глагола бывает III спряжения? (Нет.) 5. Что глаголы изменяются по временам? (Да.) 6. Что глаголы изменяются по числам? (Да.)  7. Что глаголы изменяются по родам во множественном числе? (Нет.) 8. Инфинитив – это неопределённая форма глагола. (Да.) ­ Я рада, что предыдущий теоретический  материал вы усвоили успешно и надеюсь, что с новым  вы также хорошо справитесь ­А теперь проверим ваши практические навыки.  Возьмите, пожалуйста, листы со стихотворением, прочитайте его, найдите и подчеркните в нем   глаголы, вставьте пропущенные гласные в окончаниях глаголов,  определите грамматические  признаки глаголов Тропинка продолжа..т..ся –                      Опять в траве теря..т..ся, Опять в овраг спуска..т..ся, Бежит через мосток, И в поле выбира..т..ся, И в поле вдруг конча..т..ся – В родник большой влива..т..ся, Как в реку ручеёк. Время –   Число –   Лицо –   Спряжение –  Переходность­  Проверим ваши результаты: ­Скажите пожалуйста, какое будет окончание во всех этих глаголах? ­Почему? (гл.1 спр.) ­Будет ли писать Ь в этих глаголах?(нет) ­Почему? ( отвечают на вопрос Что делает?, т.е 3 л, ед.ч  ­Что общего в этих глаголах? (Единственное число, настоящее время, 3 лицо, несовершенный  вид, I спряжение, есть ­ся – возвратный глагол). ­какие орфограммы мы сейчас повторили? (правописание личных окончаний глагола,  правописание тся­ться в глаголах). ­Какие грамматические признаки отметили в этих глаголах?(время, лицо, число, спряжение) 2. Что общего в этих глаголах? (Единственное число, настоящее время, 3 лицо, несовершенный  вид, I спряжение, есть ­ся – возвратный глагол). 3. Назовите все грамматические признаки глагола, которые вам известны?  В таблицу вносятся все признаки.  4. Все ли грамматические признаки мы назвали? (Нет).  ­Почему? – У нас возникло затруднение. Да? (Проговаривают ученики). Выявление места и причин затруднения  – Какое затруднение возникло? (Не можем назвать ещё один грамматический признак глагола). – Почему возникло затруднение? (Не изучали еще один признак глагола).  – Назовите его, какой это признак? (Переходность) Построение проекта выхода из затруднения  1. 2. Какова   будет   тема   нашего   урока?   Сформулируйте   тему   урока   (Переходные   и непереходные глаголы. Возвратные глаголы.) Сформулируйте цели нашего урока?  Уч­ся должны знать, (познакомиться) какие глаголы называются переходными, а какие  непереходными. Научиться отличать переходные глаголы от непереходных Совершенствовать  свои знания в определении грамматических признаков глагола. Хорошо, ребята, молодцы! Тема известна, цели поставлены. – Что нам поможет в достижении целей? (Учебник, учитель, работа в группах).  И ваша взаимопомощь, потому что работать вам предстоит в группах Итак, работаем в соответствии с нашим планом. Откроем учебник. IV. Восприятие и первичное осознание нового материала, осмысление связей и отношений  в объектах изучения.  1) Откройте, пожалуйста, учебник. Найдем новый, неизвестный нам пока признак глагола­ переходность.  Наша задача­устранить наше затруднение, познакомиться с переходными и непереходными  глаголами. И я вам сейчас предлагаю поработать в группах Для каждой группы ­ свое задание.  1 группе я  предлагаю найти ответ на вопрос: Какие глаголы называются переходными и  непереходными? Дать определение. 2 группа ­ найдет информацию о том, в каких падежах могут стоять существительные или  местоимения при переходных глаголах?  3 группа ­ вспомнит, какие глаголы называются возвратными? И есть ли  среди возвратных  глаголов переходные?  Выполняют, ищут информацию. Итак, ребята, поделимся друг с другом важной информацией 1) Какой новый признак “открыли”? “переходность”. Дайте определение, какие  глаголы называются переходными, а какие –непереходными? Глаголы, которые обозначают действие, переходящее на предмет, называются  переходными.  Все остальные глаголы являются непереходными. А какие условия обязательны, чтобы глагол являлся переходным? Переходные глаголы имеют (или могут иметь) при себе имя существительное или  местоимение в винительном падеже без предлога: брал (что?) книгу (в.п.),             встречать (кого?) его (в.п.) 2) Какие признаки переходности глаголов узнали? Какие условия переходности  глагола должны быть обязательно? (Невозвратный, в.п. существительного без  предлога, Р.п. существительного, если действие охватывает часть объекта, нет  отрицания). При переходных глаголах существительное или местоимение может стоять и в  родительном падеже:    1) при отрицании:  не купил (чего?) хлеба (р.п.),             не выпить (чего?) молока (р.п.);    2) при указании на часть предмета:  отрезал (чего?) сыру (р.п.),             нарвать (чего?) цветов (р.п.) 3) какие глаголы называются возвратными? И есть ли среди возвратных глаголов  переходные? (нет) ­Молодцы , ребята, а теперь обобщим наши теоретические  знания и составим вместе алгоритм  определения переходности (непереходности) глаголов. Обобщение. (алгоритм) Итак, составим алгоритм определения переходности  1) Найти глагол в предложении. 2) Найти существительное (мест, числит.), к которому он относится            3) Определить падеж (поставить вопрос кого? что?).    В.п.  любой другой, кроме В.п. 4) Установить, есть ли предлог. непереходный глагол нет        есть переходный     глагол      непереходный        глагол ­Ребята, все ли понятно? Есть вопросы? Для чего нам необходим этот алгоритм? Этот алгоритм  вам поможет при выполнении заданий. А вам интересно попробовать свои силы в определении переходных и непереходных глаголов?  Тогда  перейдем к закреплению  нашего материала выполним задание 1 ученик у доски.  V. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.  Определение переходных и непереходных глаголов с проговариванием алгоритмов (по 1  человеку) Итак, сделаем вывод: При каких условиях глагол будет являться переходным? (Глагол является переходным, если имеют (или могут иметь) при себе имя существительное или местоимение в винительном падеже без предлога: или в Род.п Определить падеж, указать переходность. Защитить землю, защищаться от врага, отстоять город, стать героем, выполнить долг, гордиться победой, поздравить ветеранов, заботиться о ветеранах, встречать гостя, мириться с другом, считать минуты, белить потолок. Устали? Вы славно потрудились, молодцы! Я думаю, вы заслужили минутку отдыха               Физминутка (перходный – хлопаем в ладоши, непереходный – топаем ногами). Взял пилу (пер.), не размешал раствор для кладки (непер.), встречаться с друзьями (непер.), остановить   трамвай   (пер.),   рассердить   товарища   (пер.),   извиниться   перед   мамой   (непер.), принести дрова (пер.), стоять на носочках(непер.), строить дом(пер.). У нас уже есть первые успехи, давайте друг друга поздравим,   касаясь соседа ладошками и пожелая ему удачи в дальнейшей работе. Я не сомневаюсь, ребята, что и со следующим заданием вы справитесь без затруднения. VI. Самостоятельная работа по группам с самопроверкой по эталону   Самостоятельная работа с текстом.  В каждой группе есть листочки с текстом «Необычный стрелок». Прочитайте его и  выполните задание в группах 1 группа­ найдите и выпишите из текста переходные глаголы 2 группа­найдите и выпишите из текста непереходные глаголы (кроме возвратных глаголов) 3 группа­найдите и выпишите возвратные глаголы и определите, являются ли они переходными? Самостоятельная работа с текстом.  Необычный стрелок Однажды я гулял по песчаному берегу моря. Был жаркий, но ветреный летний день. Припекало  солнце, и поверхность моря сверкала серебряными искрами. Неширокая дорожка пролегла среди кустов с неяркими желто­белыми цветами. Чуть дальше  выстроились в ряд высокие вечнозеленые сосны. У меня под ногами скрипели песчинки. Иногда  ветер приносил с моря мелкие водяные брызги. Тишину нарушало только пение маленьких  белогрудых птичек. Вдруг раздался непродолжительный, но резкий шум. Он напоминал взрыв бумажной бомбочки. Я остановился и осмотрелся. Все вокруг дышало тишиной и спокойствием. Я пошел по тропинке и через несколько минут вновь услышал шум. Он исходил из земли. Мое  внимание привлекли мелкие темно­коричневые зернышки. Тогда я понял, что это цветок  разбрасывает свои семена. Я долго рассматривал это интересное растение. (По Г. Угарову) Переходные глаголы Припекало Приносил Нарушало Напоминал Непереходные глаголы Гулял Сверкала Пролегла Скрипели Возвратные глаголы Выстроились Раздался Остановился Осмотрелся Услышал Привлекли Понял Разбрасывает Рассматривал Дышало Пошел Исходил Проверим работу 1 группа назовите нам переходные глаголы. Почему они являются переходными?  2 группа назовите нам непереходные глаголы в этом тексте. Почему они являются  непереходными? 3 группа назовите возвратные глаголы и определите, являются ли они переходными? Молодцы, ребята. Вы очень хорошо работаете. До конца урока остается совсем немного  времени. И нам осталось проверить свои знания. И сделаем мы это с помощью игры­самооценки  «Семафор» VI. Включение в систему знаний и повторение (5 мин.) Ну что же, ребята, в завершении нашего занятия небольшая игра­самооценка «Семафор»,  как вы усвоили материал нашего урока с помощью карточек (синих и красных) Изложить рассказ­п Списать предложение­п Излагать мысли­п Подчеркнуть суффикс­п Прикасаться к печке­н Запереть квартиру­п Расстилать скатерть­п Приложить старания­п Загораем на пляже­н Загорелась зарница­ Располагать временем­н. Отличные результаты! Я очень довольна сегодня вами! VIII. Итог урока. Рефлексия учебной деятельности на уроке. Подведем итог урока. Вернемся к теме урока. 1. – Какая тема урока была? – Какую цель ставили? – Достигли цели?  Назовите ключевые слова урока. (Переходный – непереходный). Дайте определение. ­Что нового узнали на уроке? ­Что показалось трудным?  А вам понравился урок? Если понравился ­ поднимите красные карточки, если нет ­ синие На столах розовые листочки, продолжите начатые предложения  Сегодня  я узнал…  Теперь я могу…  Было трудно...  Было интересно… Домашнее задание Учитель: С детства вы задумывались о том, какую профессию выбрать. Помните стихотворение  В.В. Маяковского «Кем быть»? Там есть такие строчки: Книгу переворошив, Намотай себе на ус ­ Все работы хороши, Выбирай на вкус!  И я предлагаю вам выбрать какую­то профессию и описать действия, которые выполняет  данный специалист. Подчеркните переходные глаголы в получившемся тексте (для сильных) Или упр._________________  Оценки за урок «Релаксация». Закройте глаза и вспомните приятные моменты нашего занятия. Я рада, что на протяжении всего занятия вы были внимательны. Я хочу, чтобы все, кто работал хорошо – улыбнулись мне, гостям, а кто чувствует в себе  потенциал работать еще лучше – поаплодировали себе. В добрый час, ребята! Будем, ребята, беречь доброту, Будет, ребята, беречь красоту, Будем дерзать, будем творить, Улыбку познанья Уроку дарить! Учитель: Пожелайте всего доброго друг другу!

Конспект урока по русскому языку на тему "Тема урока: «Переходные и непереходные глаголы. Возвратные глаголы»." ( 6 класс)

Конспект урока по русскому языку на тему "Тема урока: «Переходные и непереходные глаголы. Возвратные глаголы»." ( 6 класс)

Конспект урока по русскому языку на тему "Тема урока: «Переходные и непереходные глаголы. Возвратные глаголы»." ( 6 класс)

Конспект урока по русскому языку на тему "Тема урока: «Переходные и непереходные глаголы. Возвратные глаголы»." ( 6 класс)

Конспект урока по русскому языку на тему "Тема урока: «Переходные и непереходные глаголы. Возвратные глаголы»." ( 6 класс)

Конспект урока по русскому языку на тему "Тема урока: «Переходные и непереходные глаголы. Возвратные глаголы»." ( 6 класс)

Конспект урока по русскому языку на тему "Тема урока: «Переходные и непереходные глаголы. Возвратные глаголы»." ( 6 класс)

Конспект урока по русскому языку на тему "Тема урока: «Переходные и непереходные глаголы. Возвратные глаголы»." ( 6 класс)

Конспект урока по русскому языку на тему "Тема урока: «Переходные и непереходные глаголы. Возвратные глаголы»." ( 6 класс)

Конспект урока по русскому языку на тему "Тема урока: «Переходные и непереходные глаголы. Возвратные глаголы»." ( 6 класс)

Конспект урока по русскому языку на тему "Тема урока: «Переходные и непереходные глаголы. Возвратные глаголы»." ( 6 класс)

Конспект урока по русскому языку на тему "Тема урока: «Переходные и непереходные глаголы. Возвратные глаголы»." ( 6 класс)

Конспект урока по русскому языку на тему "Тема урока: «Переходные и непереходные глаголы. Возвратные глаголы»." ( 6 класс)

Конспект урока по русскому языку на тему "Тема урока: «Переходные и непереходные глаголы. Возвратные глаголы»." ( 6 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.02.2018