Конспект урока русского языка на тему "Метафора"
Оценка 4.9

Конспект урока русского языка на тему "Метафора"

Оценка 4.9
Разработки уроков
docx
русский язык
6 кл
10.04.2018
Конспект урока русского языка на тему "Метафора"
Цель урока: – пользоваться толковыми словарями, добывать информацию из разных источников (учебника, словарей), соотносить и осмысливать её. – договариваться о совместной деятельности, высказывать свою точку зрения, принимать чужую, развивать связную монологическую речь; – обосновывать свою точку зрения. Планируемые результаты: предметные: – знакомятся с метафорой как со средством выразительности; – уясняют, на основе чего, как сходства могут появляться метафоры; – развивают творческие способности, устную и письменную речь. метапредметные: познавательные УУД: самостоятельно формулируют познавательные цели; применяют методы информационного поиска; анализируют языковые единицы, сопоставляют языковые единицы; строят логическую цепь рассуждений. коммуникативные УУД: учитывают позиции других людей, партнёра по общению или деятельности, участвуют в коллективном обсуждении проблем, умеют работать в парах и в группе, умеют формулировать собственное мнение и позицию, задавать вопросы. регулятивные УУД: формируют учебные задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё неизвестно; составляют план и последовательность действий: контролируют, сличая способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; оценивают правильность выполнения действия, адекватно воспринимают оценку учителя. личностные дают адекватную самооценку учебной деятельности, осознают границы собственного знания и незнания.
Метафора1.docx
Предмет русский язык Класс 6­А Дата 11.04.2018 г. Тема урока: «Метафора». Урок № 166 Цель урока: – пользоваться толковыми словарями, добывать информацию из разных  источников (учебника, словарей), соотносить и осмысливать её. – договариваться о совместной деятельности, высказывать свою точку зрения, принимать  чужую, развивать связную монологическую речь; – обосновывать свою точку зрения. Планируемые результаты: предметные: – знакомятся с метафорой как со средством выразительности; – уясняют, на основе чего, как сходства могут появляться метафоры; – развивают творческие способности, устную и письменную речь. метапредметные:  познавательные УУД: самостоятельно формулируют познавательные цели; применяют  методы информационного поиска; анализируют языковые единицы, сопоставляют языковые  единицы; строят логическую цепь рассуждений. коммуникативные УУД:  учитывают позиции других людей, партнёра по общению или деятельности, участвуют в  коллективном обсуждении проблем, умеют работать в парах и в группе, умеют формулировать  собственное мнение и позицию, задавать вопросы. регулятивные УУД: формируют учебные задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и  того, что ещё неизвестно; составляют план и последовательность действий: контролируют, сличая  способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; оценивают правильность выполнения действия, адекватно воспринимают оценку  учителя. личностные дают адекватную самооценку учебной деятельности, осознают границы  собственного знания и незнания. Оборудование: Компьютер, карточки­задания, презентация. Ход урока Этапы урока                            ЭТАП 1. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала 1.   Оргмомент. Мотивация     –   Ребята!   А   не   заметили   ли   вы   чего­нибудь   необычного   в   – Здравствуйте, ребята! (слайд 2)                      Солнце встало из­за тучки –                    Протянуло к тебе ручки,                     Обняло, поцеловало                     И удачи пожелало! И я тоже желаю вам удачи на сегодняшнем уроке.   стихотворении, когда я говорила о солнце? Что оно сделало?   – ...   – "Солнце встало". Что означает это выражение?  (слайд 3)      – ...    –  Соотнесите   с  действиями   человека,   встающего  с  постели.  Какое значение у выражения "солнце встало"? – Человек встаёт на ноги, а у солнца нет ног…   – А если погода ненастная? Как об этом говорят?     – ...    – "Идёт дождь". (слайд 4)    – Как это "идёт"? Может быть, у дождя есть ноги?!      – ...     – Дело, конечно, не в ногах, которых нет ни у солнца, ни у дождя, а в том, что языке есть особое явление, когда мы говорим о чём­то не в прямом,   а в переносном значении. Оно называется метафорой. Знаете ли вы, что это такое? Формулировка темы урока,  цели урока    – Чего мы пока не знаем? Что хотели бы узнать? Чему хотите  научиться?!    – ... Формулировка цели и   постановка проблемного вопроса урока            ЭТАП 2. Организация и самоорганизация учащихся в ходе дальнейшего усвоения материала. Организация обратной связи 2. Пробное действие .    – Давайте проверим, можем ли мы различать прямое и переносное значение у слов   и   выражений   (словосочетания   из   упражнения   97,   распечатанные   на карточках) (слайд 5).    Работа в парах: учащиеся определяют, в каком случае выделенные слова использованы в прямом, а в каком ­ в переносном значении. Что обозначают выделенные   слова   в   переносном   значении?   Записать   сформулированные толкования переносного значения слов.  (слайд 6) Туча комаров      –      множество (слайд 7) Лиса (о человеке)  –    хитрый Мягкая зима       –     тёплая        Глухая ночь   –   глубокая, тихая, безмолвная Острый ум   –   проницательный  Глубокие знания    –   прочные  Температура прыгает   –   резко изменяется Время течёт     –     уходит, протекает     Самопроверка по эталону (на слайде 7, 8) Формулировка  определения   метафоры,   сравнение   формулировки  с  тем,  что дано в учебнике (стр. 54­55) и на слайде 9 3. Открыти е   нового знания. ЭТАП 3. Практикум (работа   в группах):  используя материалы упражнения 98, учащиеся   каждой группы (их 5) подбирают словосочетания в зависимости от того, какой признак положен в основу переносного значения слова, и записывают их в одну из колонок таблицы. При необходимости пользуются толковыми словарями.         ЭТАП 4. Проверка полученных результатов. Коррекция (каждая группа докладывает полученные результаты, объясняя логику помещения слов в группу).            Смотрят демонстрируемые фотографии и рисунки (слайды 11­17). Сверяют полученные результаты с таблицей на слайде 10. 4. Развитие учебно­ языковы х и речевых умений   Сходство предметов или явлений    По форме По цвету По функциям  По положени ю  По внутренним свойствам, ощущениям, восприятию предметов  и явлений,  их оценке  Головка  лука Серебря ный  иней  Подошва  горы  Часы идут Чёрствый  человек  Шляпка  гвоздя Золотой  закат  Шляпка  гвоздя Дворник на  автомобильном стекле Острая боль  Хвост  поезда Игольное  Хвост  поезда Мягкий  климат  Золотое ушко Горный  хребет  время        – Как вы думаете, где чаще всего и для чего используются метафоры? Работа с художественным текстом (слайды 20, 21­22)                         * * *        Там, где капустные грядки         Красной водой поливает восход,         Кленёночек маленький матке         Зелёное вымя сосёт. (С. Есенин)          – Метафора часто лежит в основе такого произведения устного  народного творчества, как загадка.         Чтение загадок, отгадывание и нахождение метафор (слайд 23). – Отгадайте загадки (задание по рядам):  Стоят в поле сестрички –   Жёлтый глазок,   Белые реснички.       Ромашки  Где березняк рябой и редкий,  Где тает дымка лозняка,   Он, в серой курточке, на ветке  Сидит и держит червячка. Воробей  Одеяло белое  Не руками сделано,  Не ткалось и не кроилось,  С неба на землю свалилось. Снег ЭТАП 5. Подведение итогов, домашнее задание 5.   Итог урока Рефлексия               –  Кто помнит, какая картинка была на слайде, когда вам было дано задание  в парах. Что было изображено?            – Репродукция картины Сальвадора Дали «Утекающее время» (слайд 25). В чём её смысл?! Какова связь с темой нашего урока?           – Надеюсь, что время на уроке прошло  с пользой для вас, не утекло зря!? Закончите одну из фраз на слайде 26:           Сегодня я узнал...           Было трудно…           Я понял, что…           Я научился…           Я смог…           Было интересно узнать, что…           Меня удивило…           Мне захотелось…                    Оцените своё настроение при помощи картинки  на этом же слайде (слайд 26):          ­ Мне всё удалось!          ­ Мне не всё удалось…          ­ У меня ничего не получилось. 6. Домашн ее задание Выберите одно из заданий:   Попробуйте привести примеры слов                    в переносном значении, подобные   тем,   что   были   в   рубрике   «Это   интересно»   (стр.   55   в учебнике, внизу).   Подберите и запишите небольшие тексты с метафорами.  Сочините загадку на основе метафоры или найдите такие загадки.  Межпредметные связи: работа с картиной Сальвадора Дали  «Утекающее время», с  художественными текстами: стихотворениями С. А. Есенина, С. Я. Маршака и народными  загадками. Приложение 1 (материалы упр. 97) Работа в парах: учащиеся определяют, в каком случае выделенные слова использованы в прямом, а в каком ­ в переносном значении. Что обозначают выделенные слова в переносном значении? Записать сформулированные толкования переносного значения слов: Грозовая  туча  –  туча  комаров,  лиса  (животное)  –  лиса  (о человеке),  мягкое  кресло  – мягкая зима, глухой человек – глухая ночь, острый нож – острый ум, глубокие ямы – глубокие знания, река течёт – время течёт, заяц прыгает – температура прыгает. Приложение 2 (материалы упр. 98):  прочитав метафоричные выражения,  определите, какие из них  относятся к вашей группе,  Часы идут, головка лука, игольное ушко, горный хребет, дворник на автомобильном стекле, подошва   горы,   бездна   горя,   шляпка   гвоздя,   хвост   поезда,   чёрствый   человек,   чёрная   зависть, мягкий климат, острая боль, серебряный иней, золотое время, золотой закат. аргументируя свой выбор. Приложение 3: «Это интересно»:  Человеку   свойственно   описывать   мир   в   сравнении   с   собой.   Поэтому   в   языке   часто встречаются   метафоры,   основанные   на   сравнении   предметов   и   явлений   с   частями   тела, свойствами, чертами характера человека: головка   сыра,   горлышко   бутылки,   ножка   стула,   нос   корабля,   спинка   дивана,   сердце страны, дверной глазок, злой ветер, добрый урожай, хмурый день, небо нахмурилось, ветер поёт, природа улыбается и т. д.

Конспект урока русского языка на тему "Метафора"

Конспект урока русского языка на тему "Метафора"

Конспект урока русского языка на тему "Метафора"

Конспект урока русского языка на тему "Метафора"

Конспект урока русского языка на тему "Метафора"

Конспект урока русского языка на тему "Метафора"

Конспект урока русского языка на тему "Метафора"

Конспект урока русского языка на тему "Метафора"

Конспект урока русского языка на тему "Метафора"

Конспект урока русского языка на тему "Метафора"

Конспект урока русского языка на тему "Метафора"

Конспект урока русского языка на тему "Метафора"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.04.2018