Урок русского языка на тему: "Морфологический разбор имени существительного "
Оценка 4.8
Разработки уроков
docx
русский язык
6 кл
20.03.2018
Цели: повторить и обобщить систему знаний об имени существительном; определять морфологические признаки существительных, дать определение как части речи; устанавливать их синтаксическую роль; закрепить умение производить морфологический разбор имени существительного.
Задачи:
• Развивать навыки морфологического разбора имени существительного.
• Содействовать воспитанию культуры общения, способности к сотрудничеству, совершенствовать устную и письменную речь, делать её выразительной и более точной.
• Воспитывать умение работать в группе.
Планируемые результаты:
личностные: осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явление национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию.
предметные: знать порядок морфологического разбора имени существительного; уметь производить морфологический разбор имени существительного.
Метапредметные: способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета; свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях.
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний
Оборудование: компьютер, проектор, презентация PowerPoint, карточки с заданиями, схемы.
Морфологический разбор имени существительного.docx
16.10.2017 г.
Тема: Морфологический разбор имени существительного
Цели: повторить и обобщить систему знаний об имени существительном; определять
морфологические признаки существительных, дать определение как части речи; устанавливать их
синтаксическую роль; закрепить умение производить морфологический разбор имени
существительного.
Задачи:
Развивать навыки морфологического разбора имени существительного.
Содействовать воспитанию культуры общения, способности к сотрудничеству,
совершенствовать устную и письменную речь, делать её выразительной и более точной.
Воспитывать умение работать в группе.
Планируемые результаты:
личностные: осознание эстетической ценности русского языка; уважительное
отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского
языка как явление национальной культуры; стремление к речевому
самосовершенствованию.
предметные: знать порядок морфологического разбора имени существительного;
уметь производить морфологический разбор имени существительного.
Метапредметные: способность извлекать информацию из различных источников,
включая средства массовой информации, компактдиски учебного назначения, ресурсы
Интернета; свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в
том числе и на электронных носителях.
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний
Оборудование: компьютер, проектор, презентация PowerPoint, карточки с заданиями, схемы.
Ход урока
Оргмомент.
I.
Я рада приветствовать сегодня на уроке вас, ребята. Сегодня у нас ответственный урок.
Подарите себе и мне ваши улыбки.
II. Мотивация учебной деятельности учащихся.
Итак, начнем наш урок. Предлагаю вам совершить виртуальное путешествие и я возьму на
себя роль сопровождающего. Вы удобно устроились на своём рабочем месте? Поехали! Путь
наш будет долгим. Но как говорили вьетнамские мудрецы: «Дойти можно лишь тогда, когда
идешь. Узнать можно лишь тогда, когда учишься». Эти слова мы и возьмём в качестве девиза
нашей работы.
III. Актуализация знаний
Орфографический диктант.
Волгоград, ветеран, Волга, битва, февраль, праздник, герой, защитник, победа, Маршал Жуков,
Чуйков, Сталин.
Задание: привести примеры имён собственных, нарицательных, одушевлённых
существительных из этого диктанта.
Я приглашаю вас в страну Морфологию. Вы и раньше бывали в этой стране, но с этого дня
вводится обратный визовый режим: туда могут попасть все, а вот выбраться лишь те, кто познал
все законы страны.
Ребята, как вы думаете, кто же в ней живет? (Части речи).
Правильно! Но среди них есть и начальники, и подчиненные. Что я под этим подразумеваю?
( Служебные и самостоятельные). О какой части речи идёт речь? Его жители сочинили о себе хвастливую песенку: «Давно живём мы
в мире этом, // Даём названья всем предметам.». (Да, это имена существительные)Правильно!
Скажите, что обозначает существительное? Дайте определение.
Жители совсем не любопытные, они задают всего лишь два вопроса: кто? и что? Узнали вы этих
жителей? Почему одни жители отзываются на вопрос кто, а другие на вопрос что?( ИС бывают
одуш и неодуш.).
Каждое имя существительное принадлежит к одному из трёх знатных родов. На нашем пути
встречается родовое дерево. На самом верху расположились дамы, в центре господа, а внизу –
существа. Какую подсказку даёт нам это родовое дерево? (Ученик: Существительные могут
быть женского, мужского, среднего рода)
Род – это постоянный или изменяемый признак существительных? (Ученик: Постоянный).
Вспомните материал прошлого урока. К какому роду принадлежат следующие ИС?
Примеры: сластена, тихоня, лакомка. (Данные слова относятся к общему роду).
Сколько типов склонения вы знаете? А что нового вы узнали в 6 классе?( 3 склоненения,
разносклоняемые бывают). Имена существительные способны жить и поодиночке, и множеством.
Что это значит?( Они изменяются по числам.).
Имена существительные живут в Морфологии, а работают в Синтаксисе, где на них всё и
держится.
Рабочая форма для них – падежи. Вспомним вопросы падежей, чтобы не потеряться в омуте
Незнания во время нашего путешествия.
Итак, по каким признакам изменяются имена существительные?
Какие это признаки? Правильно, ребята, это непостоянные признаки.( Числам, падежам).
IV.Постановка цели и учебной задачи
Вот мы и дошли до самого сердца города главной площади, где вечером собираются все жители
города со своими постоянными и непостоянными признаками. Как Вы думаете, как называется эта
площадь? (Морфологический разбор).
Вы правы, следовательно, тема нашего урока – Морфологический разбор имени
существительного.
Откройте тетради, запишите дату и тему.
Давайте подумаем, какова будет цель нашего урока? Чем мы будем заниматься?( Повторить и
закрепить знания).
Ребята, сегодня мы с вами обобщим знания о существительном, вспомним, какими
грамматическими и морфологическими признаками характеризуется эта часть речи, а также
какую синтаксическую роль выполняет оно в предложении.
Физкультминутка
Отдых нашфизкультминутка,
Занимай свои места:
Раз присели, двапривстали.
Руки кверху все подняли.
Сели, встали, сели, встали,
Ванькойвстанькой словно стали.
А потом пустились вскачь (прыжки на месте),
Будто мой упругий мяч.
V. Первичное закрепление знаний.
Составление на основе предыдущего материала рассказ о существительном, по опорным словам.
1) Имя существительное обозначает______
и отвечает на вопросы______
Начальная форма имени существит.
___ падеж__ числа. 2) Имена существительные имеют следующие постоянные признаки: _______ или
____________________ или ________относятся к ______, или _____, или_______ роду, к ______,
или _____, или _____ склонению.
Имена существительные имеют следующие непостоянные признаки: существительные изменяются
по ___ и _____
3) В предложении имя существительное может быть____.
Задание: Найдите существительные 1 и 2 склонения и произведите письменно морфологический
разбор.
Ранним утром лёгким морозцем я иду в лес. В этот раз мне недолго пришлось любоваться
громадами снежных дворцов и слушать тишину леса. Следы зайцев выходили из разных концов
леса. Длинной вереницей тянулись гуси к ближнему озеру. Рядом с шалашом стояли огненные
клёны и золотые берёзы. (М. Пришвин).
Работа с учебником.
Индивидуальные задания по карточкам.
Осенью лес молчит. Такая тишь! За сто шагов слышно, как убегает мышь по сухим листьям. В
предчувствии холодов умолкают птицы. Ни звука. В такую пору особую радость приносит
рабочая музыка дятла. Кажется, не по дереву, а по тугой струне стучит костяной молоток. (По
Пескову)
Найдите в тексте слова по их грамматическим признакам: 1 вар.) существительное,
одушевленное, нарицательное, жен. Рода, III склонения, стоит в ед. ч., пад.; 2 вар.)
существительное, неодушевленное, нарицательное, ср. рода, II склонения, стоит в пр. пад., ед. ч.
VI. Итоги урока
Чтобы ваши знания прочно остались в вашей памяти, создадим модель морфологического разбора
в виде фишбоун.
Что такое имя суще?
Какие постоянные признаки имен существительных вы знаете?
Непостоянные?
Какую синтаксую роль выполняет имя существительное?
VII. Домашнее задание.
Сделать морфологический разбор 5 существительных.
VIII. Рефлексия учебной деятельности на уроке.
Что нового узнали на уроке?
Какой диалог вам кажется наиболее точным и интересным?
Почему?
Какие трудности у вас появлялись в процессе работы?
Как вы их преодолевали?
Понравилось ли вас на уроке?
Какое настроение у вас сейчас?
Дайте оценку нашей работе: выберите одну из предложенных на вашем столе карточек и
покажите мне. Урок понравился карточку с улыбающимся лицом, нет карточку с грустным
лицом.
Урок русского языка на тему: "Морфологический разбор имени существительного "
Урок русского языка на тему: "Морфологический разбор имени существительного "
Урок русского языка на тему: "Морфологический разбор имени существительного "
Урок русского языка на тему: "Морфологический разбор имени существительного "
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.