Урок русского языка в 4 классе
(Учитель: Волчок С.П.)
Тема: «Значение глаголов в языке и в речи».
Цели: 1) актуализировать знания об обобщённом лексическом значении
глаголов, их роли в языке и речи;
2) создать условия для формирования интеллектуальных, творческих,
коммуникативных способностей учащихся через самостоятельную и
фронтальную формы организации познавательной деятельности.
Задачи:
1) повторить изученное о признаках глагола, о его лексическом значении;
2) расширить представления о роли глаголов в языке и речи;
3) развивать умения распознавать глаголы, объяснять их значение;
4) способствовать развитию орфографической зоркости, познавательного
интереса, умения сравнивать, обобщать;
5) продолжить работу по формированию речевой деятельности учащихся;
расширять словарный запас; развивать память учащихся;
6) прививать аккуратность ведения тетради;
7) воспитывать позитивное отношение к окружающему миру, любовь к
родному краю.
Планируемые результаты: предметные и метапредметные (УУД), на
формирование которых направлена работа на данном уроке.
Предметные (УУД):
систематизировать знания о глаголе, как части речи;
знать происхождение слова «глагол»,
знать роль глагола в тексте, предложении, в речи;
овладение нормами русского литературного языка, развитие умения
осознанно употреблять глаголы в речи;
способность контролировать свои действия, проверять сказанное и
написанное.
Метапредметные (УУД)
познавательные
– самостоятельное выделение и формулирование
познавательной цели; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устно и письменной форме; анализ, сравнение, классификация
объектов по выделенным признакам; синтез; подведение под понятие;
коммуникативные – умение с достаточной полнотой и точностью выражать
свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
регулятивные – постановка учебной задачи; определение последовательности
промежуточных целей с учётом конечного результата; предвосхищение
результата и уровня усвоения, его временных характеристик; оценивание
качества и уровня усвоения материала;
личностные – установление связи между целью учебной деятельности и её
мотивом.
Тип урока: урок рефлексии; вид урока: комбинированный.
активные (АМО): учитель и ученик выступают как равноправные
Методы: (словесный, практический, частичнопоисковый, творческий).
участники урока, взаимодействие происходит по вектору учитель = ученик.
проблемный метод — предполагает постановку проблемы
(проблемной ситуации, проблемного вопроса) и поиск решений этой
проблемы через анализ подобных ситуаций (вопросов, явлений).
метод развития критического мышления через чтение и
письмо (РКМЧП) — метод, направленный на развитие критического
(самостоятельного, творческого, логического) мышления.
форме занимательных игр, исследований.
эвристический метод — объединяет разнообразные игровые приёмы в
1) методы организации и осуществления учебнопознавательной
словесный, практический, частичнопоисковый,
деятельности:
творческий;
2) методы стимулирования и мотивации: метод формирования
познавательного интереса и создание ситуации успеха в учении.
↔
↔
Формы работы: фронтальная, самостоятельная работа, диалог:
учитель ученик, ученик учитель, ученик ученик.
Оборудование: мультимедийное оборудование для показа презентации,
демонстрационные карточки для кластера; магнитная доска, магниты;
раздаточный материал (карточки с текстами № 1 и № 2 по вариантам для
самостоятельной работы).
↔ І Оргмомент
Ход урока
1) Эмоциональный настрой на работу.
Когда встречаем мы рассвет, мы говорим ему…(«Привет!»)
С улыбкой солнце дарит свет, нам посылая свой…(привет).
Вам улыбнутся все в ответ от слова доброго…(«Привет»).
И вы запомните совет: «Дарите людям всем…(«Привет»).
У нас сегодня гости. Поприветствуйте их, поделитесь с ними своей
улыбкой.
С улыбкой и хорошим настроением отправляемся в путь в страну Знаний.
Подписывается число, классная работа
ІІ Чистописание
1) Мы приветствуем вежливые слова, поступки. Один из крупнейших
русских историков, профессор, академик Василий Осипович Ключевский
говорил: «Уметь разборчиво писать – первое правило вежливости».
Поэтому начнём урок с минутки чистописания.
2)
Какое сейчас время года?
(Весна). Вам нравится это время?
Весной нам светло от солнышка, светло от улыбок окружающих.
Назовите первый звук в слове «светло». Охарактеризуйте его.
([с] – согласный, глухой парный, твёрдый парный.)
Какой буквой он обозначается? (эс)
3) Мы повторим написание строчной буквы «с» и слияний с другими
буквами.
(На доске: с сс со сх ас) 4 ) –
Какой частью речи выражено слово «светло»?
Запишите слово «светло».
Подберите однокоренные существительное, прилагательное. Запишите.
(Наречием.)
(свет светлый)
Почему эти слова являются однокоренными? (Близки по смыслу, у них есть
одинаковый корень).
Назовите слово, в котором безударную гласную надо проверять (светло).
Какие родственные слова являются проверочными? (Закрыть справа
доску)
ІІІ. Актуализация опорных знаний
1) Отгадайте загадку
Интересная часть речи
В русском языке живёт.
Кто что делает, расскажет:
Чертит, пишет иль поёт,
Вышивает или пашет,
Или забивает гол,
Варит, жарит, моет, чистит –
Всё расскажет нам…(глагол).
2) Откуда у глагола такое интересное название?
Слайд 1
Слайд 2
Рассказать нам об этом может «Толковый словарь живого великорусского
языка» Владимира Ивановича Даля:
«Глагол – слово, речь, мысль…
Глаголь – название буквы Г в славянской и русской азбуке».
Слайд 3
Вспомните: аз, буки, веди, глаголь, добро – название букв старославянской
азбуки…
Слайд 4
Из словаря Сергея Ивановича Ожегова: Глагол – часть речи, обозначающая действие или состояние, выражающая это
значение в формах времени, лица, числа (в наст. вр.), рода (в прош. вр.)
Есть объяснения понятия «глагол» и в других словарях.
3) Как вы думаете, какова тема урока сегодня?
(С этой частью речи мы знакомились в предыдущие годы.)
ІY. Постановка темы и цели урока
1) Тема урока: «Значение глаголов в языке и в речи». (Запись темы
слева на доске)
Повторим всё, что нам известно о глаголе,
уточним значение глаголов,
расширим представления о роли глаголов в языке и речи.
В ходе урока мы будем составлять кластер. В центре поместим тему урока:
«Значение глаголов в языке и в речи» (Учитель прикрепляет на магнитную
доску тему урока.)
(На доске)
Удел знания говорить, удел мудрости слушать. (Оливер Холмз)
Я желаю вам сегодня быть мудрыми, внимательно слушать, думать,
делиться знаниями друг с другом и приобретать новые знания. Пусть это
высказывание станет эпиграфом нашего урока.
Y. Работа по теме
1 ) Фронтальный обзор знаний
Слайд 5
Что мы знаем о глаголе? (Глагол – это часть речи, которая отвечает на
вопросы что делать? что сделать? и обозначает действие предмета. В
предложении является сказуемым.
Глагол изменяется по числам, временам, в наст. вр. и буд. вр. – по лицам, а в
прошедшем времени ед. ч. – по родам.) Слайд 6
Проверка. Выключить
2) – В каком значении выступает глагол, обозначающий действие предмета?
Работа по учебнику (упр.140)
а) – Прочитайте слова.
Назовите глаголы со значением речи (спросить, рассказывать, говорить.)
Глаголы звучания (мяукать, жужжать).
Глаголы труда (работать, строить, рисовать).
Глаголы мысли (думать, размышлять).
Глаголы проявления чувств (радоваться, грустить).
б) Что называют антонимами? (Слова, противоположные по смыслу.)
Назовите антоним слову радоваться (грустить); говорить (молчать),
смеяться (плакать).
в) Запишем глаголы, которые обозначают движение (бежать, идти, ехать,
лететь) (Письмо с комментированием.)
Назовите глаголы с проверяемой безударной гласной, с непроизносимым
согласным. Что общего у глаголов «бежать, ехать, лететь»? (ь)
г) Составьте сложное предложение с любым из этих глаголов можно в
другой форме.
Лесник шёл по осиновой роще, и вдруг на тропинку выбежал заяц.
Подчеркните грамматические основы.
Каким членом предложения является глагол?
Объясните постановку запятой. Итак, глаголы, обозначающие действие предмета, какие значения могут
иметь?
Слайд 7
Вывод 1. Глаголы обозначают действие предмета и могут иметь значение
движения,
проявления чувств.
(Демонстрационную карточку магнитом прикрепить на магнитную доску
кластер.
)
звучания,
речи,
труда,
мысли,
3) Какие бывают глаголы?
а)
Многозначность глаголов
Прочитайте стихотворение Г. Гюйко. (на доске)
За столом сказала мама:
Хватит языком болтать.
А сынишка осторожно:
А болтать ногами можно?
Найдите, какие словосочетания имеют несколько значений.
Объясните, как вы понимаете значение словосочетаний «болтать языком»
(слишком много говорить; говорить вздор), «болтать ногами» (делать
движения из стороны в сторону).
Итак, если глаголы имеют несколько значений, как их можно назвать?
Слайд 8
Вывод 2. Глаголы бывают многозначными. (Демонстрационную карточку
кластер
.)
магнитом прикрепить на магнитную доску
Выключить
б) Лексические средства языка
– Мы называли сегодня антонимы. (Это слова, противоположные по
смыслу). Прочитайте стихотворение И. Токмаковой (на доске).
Осинка
Зябнет осинка,
Дрожит на ветру,
Стынет на солнышке,
Мёрзнет в жару.
Назовите глаголы (зябнет, дрожит, стынет, мёрзнет).
Это слова одинаковые по смыслу? Как вы думаете, для чего их
употребили в этом стихотворении? (Чтобы передать точнее состояние
деревца.) Как называются слова, которые означают одно и тоже, но пишутся
поразному? (Синонимы) (Закрыть доску)
Упр.141
Прочитайте 1 предложение. Найдите глаголы. Одинаковое у них написание?
(Да.) Одинаковое у них значение? (Нет.)
Как называются слова, которые звучат и пишутся одинаково, но имеют
разное значение? (Омонимы). Значит, в предложении есть омонимы. Это
глаголы «пою».
Запишите 1 предложение. Объясните постановку запятой. Разберите по
членам предложение.
Мы называли разные лексические единицы языка.
Слайд 9
Вывод 3. Есть разные лексические единицы языка: глаголы антонимы,
синонимы, омонимы. (Демонстрационную карточку магнитом прикрепить на
магнитную доску
кластер.)
В) Прямое и переносное значение глаголов.
Запишите предложения:
Костры ярко горят в ночи. Щёки алые горят на морозе. Назовите глаголы в этих предложениях.
Какой глагол употреблён в прямом, какой в переносном значении?
Я назову предложения, а вы подумайте, в каком значении (прямом или в
переносном) употреблены глаголы.
Время бежит. Спортсмен бежит. Река бежит. Суп бежит.
Какой вывод можно сделать?
Слайд 10
Вывод 4. Глаголы в прямом и переносном значении делают нашу речь
точной и выразительной. (Демонстрационную карточку магнитом прикрепить
кластер
.)
на магнитную доску
На уроках литературного чтения мы часто называем изобразительноязыковые
средства. Если писатель хочет отобразить картины, в которых предметы
перестают быть неподвижными, «вдохнуть жизнь» в повествование, он
обращается к глаголам. Это глаголыолицетворение (перенесение свойств с
одного предмета на другой.) Благодаря глаголу мы относимся к тексту как к
живому, мы ясно представляем, что делает герой, что он чувствует, что
происходит вокруг него.
Нр: Лазурь небесная смеётся, (Дать прочитать ученику)
Ночной омытая грозой…
Поют деревья, блещут воды…(Ф.Тютчев)
Выключить
Настало время отдыха.
YІ. Физкультминутка 1) Для улучшения мозгового кровообращения
2) Для снятия утомления с плечевого пояса
3) Для мобилизации внимания
4) Подготовка к работе
Если вы услышите глагол – хлопните в ладоши, а если это слово не
глагол – топните ногой.
Вытирает, подметает, зашивал, поливал, зажёг, флажок, дружок, повредит,
бобёр, ковёр, костёр, навёл.
5) Присядьте.
1 Руки за спинку стула – прогнулись,
2 повернулись друг к другу – улыбнулись,
3 и.п., руки положите на парту, проверьте свою посадку.
В чистописании мы не назвали родственное слово
– глагол с
YІІ. Продолжение работы по теме
1)
корнем «свет». Подберите однокоренной глагол (светлеть).
2)
сочетания слов
обороты.
В нашей речи встречаются фразеологизмы – устойчивые
. Глаголы помогают нам заменить фразеологические
Слайд 11
Замените фразеологизмы глаголами.
Запишите предложение с любым фразеологическим оборотом и глаголом,
его заменяющим.
Слайд 12
Итак, какую роль играют глаголы, если встречаются фразеологические
обороты?
Вывод 5. Глаголы помогают нам заменить фразеологические обороты.
(Демонстрационную карточку магнитом прикрепить на магнитную доску
кластер
.)
YІІІ. Самостоятельная работа Какова роль глаголов в тексте?
1) Отгадайте загадку
Слайд 13
Яростно река ревёт
И разламывает лёд.
В домик свой скворец вернулся,
А в лесу медведь проснулся.
День прибывает.
Когда это бывает? (Весной)
Какие глаголы помогли передать шествие весны? (Ревёт, разламывает,
вернулся, проснулся, прибывает, бывает.)
Весной появляется много цветов. Вы знаете, какой цвет называют
первоцветом? (Ученикам розданы тексты по вариантам. Чтение вслух
текста.)
Текст 1
Весенний первоцвет
1в Ещё в полях лежит снег, а на склонах холмов, сквозь снежные сугробы
пробиваются первые весенние цветы. Такие цветы называют первоцветами.
Ранней весной расцветает удивительный цветок. Он напоминает маленькое
солнышко.
2в Его жёлтые лепесточки, словно тонкие лучики солнца, протянулись к
свету. Странное название у этого цветка. В народе его окрестили матьи
мачеха. Одна сторона листа жёсткая и холодная, словно мачеха. Приложишь
листок этой стороной к щеке и почувствуешь лёгкую прохладу. А с другой
стороны листа поверхность тёплая, словно руки родной матери. Ладонью
ощущаешь тепло.
Так какой цветок называют первоцветом? (Матьимачеху.)
За что этот цвет так называют? (Одна сторона мягкая, словно руки матери,
другая – холодная, как мачеха.)
Задание: выпишите из текста глаголы через запятую, объясните в этих словах
орфограммы. Слайд 14 (Проверка)
Поднимите руку, у кого правильно. Поставьте «5» на полях.
Назовите проверочные слова к этим глаголам (проверяем без. гласную).
Выключить
2) Этот год объявлен годом экологии. Мы выбрали тему проекта –
«Буроголовая гаичка – птица 2017 года».
Мы подготовили рисунки, сделали кормушки, изучаем материал об этой
птице. Что мы можем рассказать о гаичке?
Работа с деформированным текстом.
Прочитайте текст. (На партах тексты №2 – разноуровневые задания.)
Текст 2 _____________________________
Найдите глаголы, подчеркните их.
В нашей стране буроголовая гаичка обитает в лесной зоне. Народное
название «пухляк» эта птичка получила за то, что в холода сильно распушает
оперение и превращается в пухлый рыхлый шарик.
Текст 2 ______________________________
Используя слова для справок, впишите пропущенные глаголы в
предложения.
Гаички
__________________примерно одинаково: в основной
корм________________ семена всевозможных растений (например,
можжевельника и подсолнуха), плоды деревьев, небольшие орешки,
насекомые. Весной ___________________семена сосны и ели. Осенью
гаички__________________различных
насекомых и семена
растений,_____________корм среди опавшей листвы.
Слова для справок
: питаются, входят, запасаются, прячут, ищут.
Текст 2 ______________________________
Придумайте и впишите пропущенные глаголы.
До зимы птицы __________________________ с места на место.
Буроголовые гаички _________________зачастую новые гнёзда. Часто
_________________________ дупла в трухлявых пнях невысоко над землёй
или в трухлявых обломанных стволах деревьев. Проверка (чтение цепочкой.)
группа.
1
В нашей стране буроголовая гаичка обитает в лесной зоне. Народное
название «пухляк» эта птичка получила за то, что в холода сильно распушает
оперение и превращается в пухлый рыхлый шарик.
группа.
2
Гаички питаются примерно одинаково: в основной корм входят семена
всевозможных растений (например, можжевельника и подсолнуха), плоды
деревьев, небольшие орешки, насекомые. Весной запасаются семена сосны и ели.
Осенью гаички прячут различных насекомых и семена растений, ищут корм среди
опавшей листвы.
3 группа.
До зимы птицы кочуют (перелетают) с места на место.
Буроголовые гаички делают (строят) зачастую новые гнёзда. Часто устраивают
дупла в трухлявых пнях невысоко над землёй или в трухлявых обломанных
стволах деревьев.
Комментированное письмо.
3)
орфограммы.
Списать предложение, объяснить Работая над проектом, мы говорили, какую помощь мы можем оказать
гаичкам, особенно зимой.
Спишите
препинания.
Мы для гаичек (з, с)делали кормушки, проводили зимнюю
предложение. Объясните орфограммы, постановку знака
подкормку птиц.
Итак, в текстах, с которыми мы работали, преобладает много
глаголов. Какова роль глаголов в тексте?
Слайд 15
Вывод 6. Преобладание, наличие глаголов способствует эмоциональности,
яркости текста. (Демонстрационную карточку магнитом прикрепить на
кластер
.)
магнитную доску
Резервное задание
1) Мы умеем различать глаголы с др. частями речи.
– Чем отличается сущ. . и глаголы? (Существительные отвечают на
вопросы кто? что?, а глаголы – что делать? что сделать?)
Упр.143.
Прочитайте 1 предложение. Какой частью речи являются выделенные
слова? Докажите. (Списать 1 предл., обозначить части речи выделенных слов.)
Что в этом предложении указывает на разные части речи? (Написание «от»
– предлог перед сущ. и приставка у глагола.)
23 предл. (устно),
4 предл. – самно 1в, 5 предложение – 2в.
Проверка.
Обобщение по кластеру:
Глаголы
многозначными.
бывают
Глаголы в прямом и
переносном
значении
делают нашу речь точной
и выразительной. Преобладание, наличие
глаголов способствует
эмоциональности, яркости
текста.
ІX. Подведение итогов
1) Итак, глагол – одна из самых богатых частей речи.
2)
По частоте употребления глагол занимает второе место после
существительных. Какие глаголы звучат чаще всего?
Слайд 16 Самыми употребляемыми глаголами являются: сказать,
говорить, знать, видеть, мочь, стать.
3)
Недаром писатель Алексей Югов говорил:
Слайд 17
«Глагол – самая огнепышущая, самая живая часть речи».
Слайд 18 4) Мы видим примеры в литературе: С. Пушкин призывал
поэтов, обходя моря и земли, глаголом жечь сердца людей.
Герой рассказа И.С.Тургенева учит азбуку: «Аз, буки, веди, глаголь,
добро…»
У А. Толстого читаем: «Мужики разглагольствовали…» X. Домашнее задание: стр. 70 упр.144; найти примеры фразеологических
оборотов, знать глаголы, их заменяющие.
XI. Рефлексия
1) Урок подходит к завершению.
Мы много называли сегодня глаголов.
Придумайте глаголы, которые начинаются с каждой буквы слова «УРОК».
Что мы делали на уроке?
Слайд 19
У – учились, узнавали, упражнялись.
Р – рассуждали, развивали умения определять глаголы по значению; развивали
внимание, мышление, память, орфографическую зоркость.
О – отвечали на вопросы, объясняли написание глаголов, их лексическое
значение.
К – комментировали, контролировали ответы товарищей.
А также мы думали, говорили, мыслили.
Слайд 20
2) Закончите предложения:
Сегодня на уроке
Мы повторяли … .
Самым интересным было … .
Затруднение вызвало задание … .
В повторении материала мне помогли … .
Слайд 21
Завершим урок словами писателя К.Г. Паустовского «Нам дан во
владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский
язык».
Открывая все новые и новые тайны нашего языка, мы убеждаемся в этом
каждый урок. Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием; в руках умелых
оно в состоянии совершать чудеса.
Вы все были активными, дружелюбными, проявили старание. И все вы
заслуживаете благодарности.
Слайд 22
Спасибо за урок.
(Выставление оценок.)
Конспект урока по русскому языку на тему «Значение глаголов в языке и в речи» ( 4 класс, русский язык).
Конспект урока по русскому языку на тему «Значение глаголов в языке и в речи» ( 4 класс, русский язык).
Конспект урока по русскому языку на тему «Значение глаголов в языке и в речи» ( 4 класс, русский язык).
Конспект урока по русскому языку на тему «Значение глаголов в языке и в речи» ( 4 класс, русский язык).
Конспект урока по русскому языку на тему «Значение глаголов в языке и в речи» ( 4 класс, русский язык).
Конспект урока по русскому языку на тему «Значение глаголов в языке и в речи» ( 4 класс, русский язык).
Конспект урока по русскому языку на тему «Значение глаголов в языке и в речи» ( 4 класс, русский язык).
Конспект урока по русскому языку на тему «Значение глаголов в языке и в речи» ( 4 класс, русский язык).
Конспект урока по русскому языку на тему «Значение глаголов в языке и в речи» ( 4 класс, русский язык).
Конспект урока по русскому языку на тему «Значение глаголов в языке и в речи» ( 4 класс, русский язык).
Конспект урока по русскому языку на тему «Значение глаголов в языке и в речи» ( 4 класс, русский язык).
Конспект урока по русскому языку на тему «Значение глаголов в языке и в речи» ( 4 класс, русский язык).
Конспект урока по русскому языку на тему «Значение глаголов в языке и в речи» ( 4 класс, русский язык).
Конспект урока по русскому языку на тему «Значение глаголов в языке и в речи» ( 4 класс, русский язык).
Конспект урока по русскому языку на тему «Значение глаголов в языке и в речи» ( 4 класс, русский язык).
Конспект урока по русскому языку на тему «Значение глаголов в языке и в речи» ( 4 класс, русский язык).
Конспект урока по русскому языку на тему «Значение глаголов в языке и в речи» ( 4 класс, русский язык).
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.