Конспект урока по русскому языку во 2 классе по теме:
«Связь слов в предложении. Закрепление изученного».
Учитель ГБОУ СОШ № 435 Курортного района г. Санкт-Петербурга
Резакова Ольга Николаевна
ЦЕЛИ.
Развитие связной речи учащихся.
Развивать умение выделять предложение из потока речи, оформлять его на письме.
ЗАДАЧИ:
1.Обучающая:
развивать умение составлять распространенные предложения
формировать умение устанавливать связь слов в предложении;
работа над лексическим значением слова.
2. Развивающая:
обогащение словарного запаса;
развитие логического мышления.
3. Воспитывающая:
умение работать в малых группах (обсуждать, договариваться, приходить к единому мнению);
уважительное отношение друг к другу;
внимание;
самостоятельность.
ОБОРУДОВАНИЕ:
презентация к уроку;
раздаточный материал с деформированными предложениями;
опорные карточки со словами.
Ход урока.
1. - Сегодня наш урок мы посвятим прекрасному времени года – осени. Мы совершим удивительное путешествие в мир предложений, выполняя задания осени.
Проблемная ситуация. (Задание на умозаключение.) (Слайд 2)
- Чтобы попасть в страну Предложений, необходимо выполнить следующее логическое упражнение. Справиться с заданием вам поможет таблица. Будьте внимательны, запоминайте.
Марина, Коля и Оля написали предложение:
Осень – красивое время года
На конце предложений они поставили разные знаки: точку, восклицательный знак, вопросительный знак. Марина поставила не вопросительный знак. Коля поставил точку. Определите, какой знак поставил каждый ученик?
(Ученики повторяют задание и делают умозаключение, пользуясь таблицей «да» - «нет».)
- Какой знак поставил Коля? (.)
- Прочитайте так, как прочитал Коля.
- Какое получилось предложение по цели высказывания? (повествовательное)
- Какой знак поставила Оля? (?)
- Кто хочет прочитать, как прочитала Оля?
- Какое по цели высказывания получилось пр-е? (вопросительное)
- А как прочитала это пр-е Марина?
- Какое это пр-е по интонации? (восклицательное)
- Какой знак девочка поставила в конце предложения? (!)
- Кто из них прав?
(Они прочитали это предложение с разной интонацией.)
Запишите предложение, которое составила Марина, пропустив одну строчку.
2. Формулирование учащимися темы и цели урока. (Слайд 3)
- Выполняя логическое упражнение, какой речью мы воспользовались?
- Скажите, из чего состоит устная и письменная речь? (Из предложений.)
- Что мы понимаем под предложением? (Предложение – это слово или несколько слов, которые выражают законченную мысль. Слова в предложении связаны по смыслу. Предложение о ком-либо или о чём-либо сообщает, содержит вопрос, побуждает к действию.)
- Без чего предложение не может существовать? (Без грамматической основы – подлежащего и сказуемого.)
- О чем мы сейчас говорили? (О предложении)
-Значит, какова тема сегодняшнего урока?
- Отталкиваясь от темы урока, поставьте перед собой цель: чему мы должны научиться на уроке? Используйте опорные слова.
РАЗВИВАТЬ УМЕНИЕ СОСТАВЛЯТЬ РАСПРОСТРАНЕННЫЕ …..
ФОРМИРОВАТЬ УМЕНИЕ УСТАНАВЛИВАТЬ СВЯЗЬ СЛОВ В ….
- Для чего нам нужны эти умения? (Чтобы строить красивые предложения. Чтобы наша речь была красивой…)
- Осень преподнесла нам новое задание: Шалун - ветер подул и рассыпал листики. Каждый из вас должен сложить свою строчку, а затем вам нужно сложить листики так, чтобы получилось одно красивое четверостишье.
(Каждая пара получает листики разных цветов, по7 штук)
Зачитывают предложение, просматривая картины осени. (Слайды 4 - 12)
Лес, точно терем расписной, лиловый, золотой, багряный.
Весёлой пёстрою стеной стоит над светлою поляной.
.
4. Физкультминутка.
Чтоб глаза твои зорче были,
Чтоб в очках тебе не ходить,
Эти лёгкие движенья
Предлагаю повторить.
Вдаль посмотрим и под ноги,
Влево, вправо побыстрей.
Удивимся – что такое?
И закроем их скорей.
А теперь по кругу быстро,
Словно стрелочка часов,
Проведём глазами дружно
Ну а дальше – будь здоров.
(На осенних листьях написаны группы слов.)
ЛИСТИКИ КРУЖАТСЯ О КРАСОТЕ ПЁСТРЫЙ
ЛИСТЬЯ ШУРШАТ ПОД НОГАМИ БАГРЯНЫЕ
ЛИСТОЧКИ ГРУСТЯТ ЗЕМЛЮ ЗОЛОТИСТЫЕ
ОНИ УСТИЛАЮТ КОВРОМ КРАСНЫЕ
- Какое сейчас время года? Назовите признаки осени….
Осень - долгое время года. Она начинается, как праздник красок, а заканчивается ненастьями, когда деревья стоят голыми, повсюду грязь, дождь, сырость. Поэтому это время года вызывает разные настроения людей. Каждый замечает в осени что – то свое. Осень – это не только краски, но и особые звуки и запахи.
- Как вы думаете, что придает осени особое очарование? (Листья)
Как долго длится жизнь листьев? Подберите слова, обозначающие действие листьев.
(Появляется осенний листочек с соответствующими словами.)
- Подберите однокоренные слова к слову листья (листики, листочки)
- Когда употребляют слова листики, листочки?
- Сегодня мы составим небольшой текст «Краса осени». Начало текста у нас уже есть. Прочитайте его. Запишите заголовок на пропущенной строчке.
- Какова тема нашего текста?
1) - Что написано на доске? (Слайд 13)
КРАСУЮТСЯ, ОСЕНЬЮ, В РАЗНОЦВЕТНЫХ, ДЕРЕВЬЯ, НАРЯДАХ, РАННЕЙ
- Почему эту группу слов нельзя назвать предложением?
- Сформулируйте задание.
- Составьте и запишите предложение. Разбор предложения.
(Ранней осенью деревья красуются в разноцветных нарядах.)
- Какое слово показывает наше отношение к листьям?
2) Распространите предложение, добавив слова, обозначающие признак предмета. (Слайд 14)
……, ……, ……. ЛИСТЬЯ ПЛАВНО КРУЖАТСЯ В ВОЗДУХЕ.
Комментированное письмо.
(Багряные, красные, золотистые листья плавно кружатся в воздухе.)
- Подчеркните грамматическую основу.
- Назовите словосочетания в этом предложении.
- Рассмотрите схему, составленную к этому предложению Незнайкой. В этой схеме сбилась стрелка и связь слов установилась неверно. (Слайды 15-16)
ЧТО? ЧТО ДЕЛАЮТ?
ЛИСТЬЯ КРУЖАТСЯ
КАКИЕ? КАКИЕ? КАКИЕ? ГДЕ? КАК?
3) -Назовите грамматическую основу следующего предложения. Что у вас получилось? (Нераспространенное предложение). (Слайд 17)
ОНИ УСТИЛАЮТ.
- Что нужно сделать, чтобы предложение стало более красивым и понятным? (Распространить)
Выполните это задание.
-Давайте запишем Машино предложение и подчеркнем грамматическую основу. Найдите словосочетания.
(Они устилают землю пестрым ковром.)
4) - Подберите действие к слову листики. (Слайд 18)
ЛИСТИКИ ШУРШАТ.
- Распространите предложение по схеме:
ЧТО? ЧТО ДЕЛАЮТ?
ЛИСТИКИ ШУРШАТ
КАК? ГДЕ?
У КОГО?
(Листики жалобно шуршат у нас под ногами.)
5) Составьте последнее предложение.
- Чьё предложение вам больше нравится? Почему?
(Листочки грустят о былой красоте.)
6) Главная мысль текста.
- Какова главная мысль нашего текста?
- Составьте восклицательное предложение, которое передаст, что вы чувствуете в конце осени.
Запись понравившегося предложения.
7. Итог урока. Рефлексия деятельности.
- Кто хочет выразительно прочитать текст? (Слайды 19 - 26)
- Что вы чувствовали, когда слушали?
- Какие виды работ особенно понравились на уроке?
- Именно эти виды заданий помогают развивать нашу речь, формируют умение распространять предложения. Значит, мы справились с поставленной учебной задачей.
Мне очень понравилось, как вы сегодня работали на уроке. Дома расскажите о нашем путешествии в осень и обязательно выразительно прочитайте наш текст родителям.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.