конспект урока по русскому языку "Правило обозначения парного согласного звука" 1 класс

  • Разработки уроков
  • docx
  • 18.10.2019
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Данный конспект урока предназначен для обучающихся 1 класса. Конспект урока разработан в соответствии со здоровьесберигающими технологиями. В ходе урока идет чередование занимательного материала, чистописание, логические задания, работа с учебником. Урок построен в нетрадиционной форме, что позволяет успешному усвоению программного материала.
Иконка файла материала «Правило обозначения парного согласного звука. Особенности проверяемых и проверочных слов».docx
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 19  муниципального образования Усть – Лабинский район имени Героя Светского Союза В.П. Стрельникова Конспект урока русского языка  в 1 классе по теме «Правило обозначения  парного  согласного звука. Особенности проверяемых и проверочных слов»  УМК «Школа России», 1 класс. Место урока в теме: урок – закрепление изученного материала, составление  алгоритма работы с орфограммой «Парные согласные» силами учащихся. Составила: учитель  Лабынцева Светлана Александровна.Тема урока:  «Правило обозначения  парного  согласного звука. Особенности проверяемых и проверочных слов»   создать содержательные и организационные условия по  Цель: развитие личности учащихся на основе усвоения предметных знаний и  универсальных учебных действий. Задачи: 1. Предметная:   продолжению знакомства учащихся с парными согласными и способами их проверки на письме.  2. Метапредметные: содействовать развитию умения грамотного письма. 3.Личностные: обеспечить формирование умения ставить цель и планировать свою  деятельность. Оборудование:  ­ ученические тетради; ­ смартдоска и маркеры для работы на доске; ­ набор картинок (презентация) для проведения физкультминутки; ­ карты для групповой работы. Планируемые результаты: Личностные: учащиеся научатся уважительно относится к иному мнению; у обучающихся будут развиваться мотивы учебной деятельности, этические  чувства. Метапредметные: учащиеся получат возможность научиться: принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, начальным формам познавательной и личностной рефлексии, овладению навыками смыслового чтения, активному использованию речевых средств; у обучающихся будут формироваться:  умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей, умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности. Предметные: учащиеся получит возможность научиться: овладению первоначальными представлениями о нормах русского языка;умению использовать знания для решения познавательных задач: проверять парные  согласные на конце слов и грамотно записывать слова с данной орфограммой. Сценарий урока 1. Мобилизующее начало. – Ребята, вам тепло?  В классе светло?  Прозвенел для вас звонок?  Уже закончился урок?  Только начался урок?  Хотите учиться?  Значит можно садиться! – Проверим готовность к уроку  2. Актуализация знаний ­   Начнём   нашу   работу.   Какой   и   предметов   для   вас   самый   сложный?   Почему? (Урок русского языка, – наверно, самый сложный и трудный из всех уроков в начальной школе.) – Вы любите преодолевать трудности?  – Поднимите руки, кто уверен, что справится со всеми трудностями.   –   Трудность   всегда   преодолевается,   если   человек   всё   делает   с   хорошим настроением, с хорошими мыслями. Я думаю, у кого настроение не очень хорошее, мы вместе постараемся его исправить в труде. Ну, ребята, всем молчать, Начинаем мы писать. Вы пишите, не спишите, Буквы лучше выводите.    Дети открывают тетради, записывают число и слова «Классная работа».  ­ Над правописанием каких орфограмм мы работали на прошлых уроках? 1 строка – к 2 строка – г 3 строка – К 4 строка ­ Г 3. Самоопределение к деятельности ОБРАТИМ ВНИМАНИЕ НА ДОСКУ. (Открывается смарт доска) СМС. Что обозначают эти буквы?      (Это письмо, сообщение) Многие считают, что в смс ­ сообщениях не обязательно писать правильно ­ и так поймут, что написано. Вы согласны с этим мнением? Посмотрите на текст SМS. (На доске появляются предложения.)«Отыскал я на реге прорупь, сунул туда хвозд, сител и приговаривал: лофись, рыбка и мала и велига». Что видите? (oшибки) Как вы думаете, какое задание предстоит вам выполнить? (Исправить ошибки и понять, от какого сказочного героя SМS) От какого героя сказочного СМС? (От волка) Из какой сказки этот герой?  (Иногда название сказки «Лиса и волк», но может встретиться и  «Лисичка – сестричка и волк») Кто написал эту сказку? (Это русская народная сказка) Кто помнит сказку? На что жалуется волк? Кто ему посоветовал так сделать? Каким можно его назвать? (Доверчивым) Плохо быть доверчивым? (Нет, нужно и можно доверять людям, но в то же время не всегда оборачивается это хорошо. Доверять нужно только хорошо знакомым людям) Посчитайте количество ошибок, которые вы  нашли в тексте? Сколько всего ошибок в тексте нашли? Исправление ошибок на доске с помощью маркера силами учащихся. Учащиеся с места дополняют, корректируют работу на доске. Физкультурная минутка У меня спина прямая (ходьба на месте, руки за спину), Я наклонов не боюсь (наклон вперед): Выпрямляюсь, прогибаюсь (наклон назад, выпрямиться), Поворачиваюсь (повороты туловища). Раз, два, три, четыре. Три, четыре, раз, два (наклон вперед и выпрямиться). Я хожу с осанкой гордой (повороты туловища). Прямо голову держу (паклон вперед и выпрямиться), Никуда я не спешу (ходьба на месте, руки за спину). Раз, два, три, четыре (повороты туловища), Три, четыре, раз, два (ходьба на месте, руки за спину). Я могу и поклониться. (поклон и выпрямиться). И присесть, и наклониться, (присед, наклон вперед), Повернусь туда­сюда! (Повороты туловища направо­налево.) Ох, прямешенька спина (наклон вперед и выпрямиться)! Раз, два, три, четыре (повороты туловища), Три, четыре, раз, два. Тихо присели. Продолжаем работу. 4. Работа по теме урока  Почему так непросто было прочитать сообщение? Сделаем вывод…Для   чего   существуют   правила   в   русском   языке?  (Для   лучшего   понимания написанного, для быстрого и правильного прочтения текста.) Посмотрите на буквы, где допущены ошибки и скажите, что их объединяет? (Это парные согласные) Сформулируйте тему урока (Правописание парных согласных)  Какие   цели   ставите   перед   собой?  (Научиться   правильно   писать   слова   с орфограммой   парная   согласная   в   слабой   позиции,   научиться   безошибочно подбирать проверочные слова). ­ Какие согласные называют парными? Какую позицию мы назовём слабой? Что   мы   должны   очень   хорошо   знать,   работая   по   этой   теме  (Сами   парные согласные)   Запишем первые 6 букв алфавита, обозначающих согласные звуки. Напишите эти пары в тетрадь. (Б­п, з­с, г­к, д­т, в­ф, ж­ш). Проверьте, все ли пары написали (проверка по эталону). Зачем их нужно знать?  (Их необходимо знать для того, чтобы видеть эти согласные в слабой позиции и не допускать ошибки). Что не усвоил волк в своей лесной школе? (Написание парных согласных) Вернемся к словам прорубь, хвост.   Проверим. (проруби, хвосты)  Почему мы используем именно такой способ проверки? (Именно перед гласной парная согласная слышна чётко­ она в сильной позиции) ­   Как   вы   должны   действовать,   чтобы   не   допустить   ошибку   при   написании диктанта   с   орфограммой   «Парные   согласные   на   конце   слов»?  (Мы   должны воспользоваться алгоритмом) Есть у нас такой алгоритм? (Нет) Какая задача стоит перед нами? (Составить данный алгоритм) Попробуем  составить карточку – алгоритм проверки парных согласных на конце слова. Обучающиеся работают в парах на карточках: «Парные согласные в корне слова надо проверять в том случае, если они стоят в ____ слова или _____ согласной. В таком случае говорят, что согласная стоит в ______ позиции. Чтобы   проверить   парную   согласную,   надо   изменить   ____   слова   или подобрать ___ слово так, чтобы ____ согласной стояла ________») Алгоритм для проверки  парного согласного в конце слова (составленный) 1. Читаю слово … 2. На конце слова слышу парный звук …3. Изменяю слово (подбираю родственное) … 4. В проверочном слове согласный … 5. Пишу букву… 7. Подчёркиваю орфограмму. Физкультминутка. (Открывается презентация)  На доске возникают к  артинки. Если на конце данных слов мы выбираем звонкие согласные ­ поднимем руки вверх и хлопнем в ладоши, глухую – обхватим себя руками  и повернём тело в правую, а затем в левую сторону. 5. Продолжение работы по теме Садитесь на место. В тетради запишите 4­5 слов в столбик, которые нам  встретились во время физкультминутки и обязательно письменно проверьте парные  согласные на конце слов. Самостоятельная работа    :  (слайд презентации)  1 уровень. Спиши первые два предложения, подчеркни все буквы парных  согласных.  2 уровень. Выпиши все слова с парными согласными в слабой позиции и  докажи правильность их написания.  3 уровень. Сочини свое sms ­ сообщение или телеграмму, используя слова с  парной согласной в слабой позиции. Текст для работы (1 и 2 уровень).   Дорогой верблю__ ! Иди прямо через зелёный лу__ .  Справа будет большой  пру__.  На нём плот. Не пугайся коз –  они  не  кусаются. Взаимопроверка по уровням.  ­ Подведём итоги.  6. Итог урока Давайте вернемся к теме урока Какая тема? Какие цели мы ставили перед собой? Как вы думаете, эти цели мы могли решить только на одном уроке? А у кого сегодня знаний по этой теме стало хоть чуточку больше? Оценим   свою   работу:   за   что   можно   оценить?    /Тема   понятна.   Аккуратно выполнена. (2­3 оценочные шкалы, предлагаемые детьми) 7. Рефлексия. Продолжи фразу: (слайд презентации) Мне больше всего удалось… Я могу похвалить себя за …Я могу похвалить …. за … ­   Я   думаю,   что   нам   удалось   сегодня   составить   алгоритм   проверки   парных согласных на конце слов и научиться проверять правильность их написания. Как вы думайте, закончили мы сегодня данную тему, или есть ещё моменты, над которыми необходимо поработать? Почему? (Тема не закончена, т.к. слабая позиция парных согласных не только на конце слов.) ­ Над этим мы поработаем на следующих уроках.