Конспект урока по русскому языку в 3 классе "Корень слова"
Оценка 4.9
Разработки уроков
docx
русский язык
3 кл
26.02.2018
Базовый учебник «Русский язык» Канакиной В.П.
Тема: Корень. Однокоренные слова.
Цель: актуализировать знания о корне и однокоренных словах. Выявить уровень знаний детей по данной теме.
Задачи:
1.повторить общие сведения о родственных словах, наличии в них общей смысловой части;
2.формирование умения находить в тексте однокоренные слова, отличать эти слова от слов с корнями-омонимами;
3. Развивать критическое мышление, речь, орфографическую зоркость, внимание, умения ставить учебные цели, анализировать и обобщать.
4. Отрабатывать каллиграфию письма;
5. Воспитывать умения общаться и работать в группах, интерес к родному языкуКонспект урока по русскому языку 3 класс
корень.docx
ПЛАНКОНСПЕКТ УРОКА
Корень. Однокоренные слова.
Лобанова Светлана Витальевна
ФИО
(полностью)
Место работы МКОУ СОШ с УИОП№3 г. Яранска Кировской
Должность
Предмет
Класс
Тема и номер
области
учитель начальных классов
русский язык
3
урока в теме
Базовый
учебник
«Русский язык» Канакиной В.П.
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7. Тема: Корень. Однокоренные слова.
Цель: актуализировать знания о корне и однокоренных словах. Выявить уровень
знаний детей по данной теме.
Задачи:
1.повторить общие сведения о родственных словах, наличии в них общей
смысловой части;
2.формирование умения находить в тексте однокоренные слова, отличать эти
слова от слов с корнямиомонимами;
3. Развивать критическое мышление, речь, орфографическую зоркость,
внимание, умения ставить учебные цели, анализировать и обобщать.
4. Отрабатывать каллиграфию письма;
5. Воспитывать умения общаться и работать в группах, интерес к родному
языку
Ход урока
1.Организация класса. Эмоциональный настрой
Сегодня на уроке у нас много гостей, и мы, как гостеприимные хозяева, окажем Вам
внимание.
Мы рады приветствовать Вас в нашем классе,
Возможно, есть классы и лучше, и краше,
Но пусть в нашем классе Вам будет светло.
Пусть будет уютно и очень легко.
Будем надеяться, что настроение у наших гостей улучшилось, и они с удовольствием
отдохнут.
Итак, у нас урок русского языка. Улыбнитесь друг другу, ребята, пожелайте
хорошего настроения. Есть ли у вас особые пожелания друг для друга?
Я присоединяюсь ко всем пожеланиям, верю в вас и знаю у вас всё получится!
2. Сообщение темы урока
Сегодня у нас необычный урок, урокисследование (слайд 1)
Все вы станете с исследователями. Кто из вас знает, кто же такой исследователь?
А где можно найти точный ответ на этот вопрос? ( в толковом словаре) Давайте
обратимся к словарю С.И. Ожегова:
« Исследователь – тот, кто занимается научными исследованиями. Исследовать
– подвергать научному изучению». ( слайд 2)
Весь ход исследования мы будем записывать в журнал наблюдений.
Откройте тетради и запишите дату исследования и место проведения работы.
3. Чистописание Внимательно посмотрите на буквенное поле. Определите, какую букву мы будем
сегодня писать на минутке чистописания. Она встречается в каждой строчке данного
поля. ( слайд 3)
к н
й ц
г щ
з х
о
в
у
ф ъ
р
к а
ы ч
о
и ю
ы ч м
п р
д б
т к э я
д ж к е
Верно, сегодня повторим написание буквы К.
Вспомните, какие звуки может обозначать эта буква? Что вам известно про звуки?
Назовите, из каких элементов состоит буква.( анализ написания буквы, дети
прописывают в тетради).
4. Сообщение темы урока
А сейчас давайте узнаем, что мы будем исследовать. Разгадаем кроссворд из
словарных слов. (слайд 4) Угадайте словарное слово по его значению,
запишите слова в строчку, поставьте ударение подчеркните орфограмму.
5.Словарная работа
(1 ученик на доске, остальные в тетрадях)
Приятный внешним видом.
Хозяйственные предметы, предназначенные для хранения продуктов, а также еды,
питья.
Произведение живописи, выполненное в красках на бумаге, доске, ткани.
Специалист, который преподает какойлибо учебный предмет в школе
Тонкая палочка графита, вделанная в деревянную оболочку.
Последний осенний месяц.
в
ы
й
и
а
а
р
с
т
л
д
а
у
и
ь
а
с
д
н
ш
к
о
р
е
н
ь
п
а
т
а
р
к
и
р
б
у
к
о
ч
а
я
н Какое слово получилось в вертикальном столбике?
Как вы думаете, что же станет темой нашего сегодняшнего исследования?
Корень
6.Работа по теме урока
Как вы думаете, важная ли это тема в изучении русского языка? Почему? А может
быть вы вспомните, какие орфограммы связаны с этой темой?
1 этап. Что такое корень? Какие бывают корни? (слайд 5)
У каких предметов есть корень? Для чего он нужен?
Сколько значений у слова?
Какое из его значений относится к науке о языке?
Что такое корень?
Корень
часть слова
А сейчас я хочу рассказать вам одну историю. Многомного лет тому назад
встретилось людям маленькое, грустное, но очень юркое слово. Пожалели его люди,
взяли себе и думают: “Что с ним делать?” А слово это и говорит: “Посадите меня, и я
разрастусь в большое красивое дерево”.
Посадили люди слово, и стало оно расти. Сначала один росток пустило, потом второй,
третий. Много ростков появилось от этого слова. Все они на него похожи, но и своё в
каждом есть. Вот какое дерево выросло, посмотрите. ( слайд 6)
Что общего во всех словах? (общий корень, близкое значение)
А попробуйте прочитать только корень. Вы поняли, что означает это слово?
А попробуйте закрыть корень и прочитать оставшиеся части.
Ясен ли смысл слов?
Какой же мы сделаем вывод, что такое корень?
Правильно, корень – это главная часть слова. В корне заключён смысл слова. От него
“растут” другие слова.
Дополним схему. Корень – это …
Корень
часть слова
значимая
часть слов
При помощи какого значка выделить корень в слове?
Как одним словом можно назвать все эти слова? (однокоренные) после этого
щелчок и над словами появляется корень
Дополним схему. Что такое корень?
Корень
значимая
часть слов
часть слова
общая часть
однокоренных
( родственных) слов
Запишите в тетрадь 3 однокоренных слова, образованных от слова ХОД, выделите
корень.
Упражнение в выделении корня в однокоренных словах
Так же, как и кустов,
Корень слова есть у слов.
Будь внимателен к словам,
Отыщи в них корень сам.
Спишите слова, выделите корень:
1 группа: Лес, лесок, лесной, лесник.
Цвет, цветок, цветной, цветник.
2 группа:
Лётчик, самолёт, полёт.
Ледяной, ледовый, лёд.
3 группа:
Сад, посадка, посадил.
Род, родители, родил.
4 группа:
Ходит, выходка, ходы.
Трудовой, трудись, труды.
Выделим корень на доске. (По одному ученику от каждой группы.)
Правильно ли выделили корень? У кого не было ошибок?
Самопроверка.
2этап. Слова синонимы; слова с омонимичными корнями
А сейчас приступим к исследованию однокоренных слов.
Скажите, всегда ли слова с одинаковым корнем будут однокоренными?
Исследуйте пары слов. ( слайд 7)
Можно ли их назвать однокоренными? Почему?
1 группа:
рис – рисунок
2 группа:
гора – горе
3 группа:
делить – дело
4 группа:
соль – солист
Какой вывод можно сделать?
При подборе однокоренных слов нужно обращать внимание на значение слов, т.к.
иногда в словах может совпадать форма корня, а значение этих слов быть
совершенно другим,. и тогда такие слова не будут однокоренными.
Работа с учебником ( упр.135.с.69)
Что вы можете сказать о том, как пишутся корни в однокоренных словах?
Какое открытие сделала 2 группа? Что может происходить с согласными в корне
слова?
Закрепление изученного
Работа с карточками ( Карточки определенного цвета, соответственно уровню
задания, дети могут выбрать карточку любого уровня) К- 1
Прочитать текст. Вставить пропущенные буквы. В
однокоренных словах выделить корень.
Л…ска, л…сонька, л…са!
Ты в каких живёшь л…сах?
Л…сий хвост замёл следы.
Где л…сичка? Видел ты?
К- 2
Прочитать текст. В однокоренных словах выделить корень. Подбери
еще 2 однокоренных слова, запиши, выдели корень.
У воробья очень большая семья. Весь день воробьиха хлопочет над
детьми. А отец пищу добывает. Вырастут воробьишки и будут
защищать родные леса, поля, сады.
___________________________________________________________
К- 3
Отметь знаком «+» строчки, в которых все слова являются
однокоренными, выдели в них корень.
1. Сад, садовник, садовые.
2. Смелый, отважный, храбрый.
3. Больница, боль, большой.
4. Горе, горевать, горный.
5. Чистота, чистый, чистить.
6. Горюет, плачет, печалится.
7. Мороз, замороженный, морозит. К- 4
В каждой группе слов зачеркните те, которые не являются
однокоренными. Обозначьте корень в однокоренных словах.
Солёный, соль, засолка, посолить, соловей, пересолить, солист.
Белый, беленький, бельё, белизна, белка, белила, побелка.
Проверка выполнения групповой работы (Группы 3 и 4 сверяют выполнение задания
по ответу, написанному на карточке.
Проверка выполнения задания гр. 1 и 2.)
Рефлексия
. О каком понятии мы сегодня говорили?
С.69 правило
На следующих уроках мы продолжим изучение темы « Корень слова». Что еще мы
можем узнать на следующих уроках?
Давайте оценим наш урок и нашу работу.
На доске плакат со словами, дети подходят и ставят знак у тех слов, которые им
больше подходят к окончанию урока).
1.Урок полезен, всё понятно.
2.Лишь коечто чутьчуть неясно.
3.Ещё придётся потрудиться.
4.Да, трудно всётаки учиться!
Домашнее задание: упражнение 134с.68,с.69 правило
Конспект урока по русскому языку в 3 классе "Корень слова"
Конспект урока по русскому языку в 3 классе "Корень слова"
Конспект урока по русскому языку в 3 классе "Корень слова"
Конспект урока по русскому языку в 3 классе "Корень слова"
Конспект урока по русскому языку в 3 классе "Корень слова"
Конспект урока по русскому языку в 3 классе "Корень слова"
Конспект урока по русскому языку в 3 классе "Корень слова"
Конспект урока по русскому языку в 3 классе "Корень слова"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.